Фрагмент урока. Выборочное изложение по диафильму «Как белки медвежат перехитрили» (по Н. Лейкину.)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Мишина Любовь Ивановна

Основные виды работы на уроке:

·        коллективное составление плана работы;

·        составление и запись перечня опорных слов в последовательности развития событий;

·        деление текста на части и составление плана изложения.

На данном уроке основным было:

·        выделение действий, необходимых для подготовки к подробному изложению;

·        раскрытие значимости действий, связанных с определением темы и основной мысли.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_belki_medvezhat_perehitrili.docx16.92 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи. 4 класс.

Фрагмент урока.

Выборочное изложение по диафильму «Как белки медвежат перехитрили» (по Н. Лейкину.)

Цель и задачи урока:

  1. формирование умения составлять план работы над изложением с учетом его вида;
  2. формировать умения соотносить части текста с заголовками плана;
  3. формирование умения пользоваться планом текста при записи изложения;
  4. формирование умения раскрыть тему и главную мысль при передаче содержания текста.

Основные виды работы на уроке:

  • коллективное составление плана работы;
  • составление и запись перечня опорных слов в последовательности развития событий;
  • деление текста на части и составление плана изложения.

На данном уроке основным было:

  • выделение действий, необходимых для подготовки к подробному изложению;
  • раскрытие значимости действий, связанных с определением темы и основной мысли.

I. Постановка учебной задачи.

  • Сегодня на уроке  развития речи мы будем выполнять необычную работу. Догадались, какую? (Писать изложение по диафильму.)

II. Просмотр диафильма. После просмотра  диафильма работа проводится следующим образом.

  • Что нужно выполнить, чтобы хорошо написать изложение? (Нужно составить план работы.)
  • Что необходимо сделать сначала? (Посмотреть диафильм.)
  • Какой пункт плана будет первым? (Просмотр диафильма.)
  • Рассказать вы должны не весь фильм, а только один эпизод. Поэтому при просмотре нужно определить, из каких основных эпизодов складывается фильм.
  • Ребята, какой эпизод запомнился? Почему? (Запомнилось, как белки готовились к атаке, чтобы проучить медвежат.)
  • На какие части можно разделить весь рассказ? (Мнений много: два, три, четыре и т.д.)
  • Какой прием поможет нам в определении частей? (Картинный план.)
  • Давайте представим, что нам нужно нарисовать части диафильма в правильной последовательности. Какая картинка будет первой? (У домика два медвежонка-шалуна резвятся.)
  • Какая картинка будет вторая? (Медвежата видят, как белки на дереве складывают запасы на зиму.)
  • Какая картинка будет следующей? (Как медвежата замышляли похитить орешки.)
  • Какая картинка будет четвертой? (Как птицы рассказали белкам о замысле медвежат.)
  • Какая картинка будет пятой? (Белки проучили медвежат.)
  • Сколько частей вы выделили? (Пять.)
  • Ребята, о чем вам нужно будет рассказать? (О том, за что белки решили проучить медвежат, как они это сделали.)
  • Какой следующий пункт плана будет? ( Выделяем эпизод для пересказа.)
  • Какой будет третий пункт плана? (Просмотр выбранного эпизода. Выделяю события, которые буду описывать.)
  • Почему? (Чтобы подробнее запомнить содержание этого эпизода.)

IV. Повторный просмотр выбранного эпизода.

  • О чем этот фильм? (Как белки проучили медвежат.)
  • Что мы определили? (Тему нашего изложения.)
  • Зачем мы определили тему текста? ( Тему текста определяем, чтобы понять, о чем говорится в тексте.)
  • С какой целью автор рассказал об этом случае? (Так, как поступили медвежата, поступать нельзя.)
  • Как вы думаете, что мы определили? (Мы определили главную  мысль изложения.)
  • Зачем мы определяем главную мысль? (Чтобы показать, что хотел донести  до нас автор.)
  • Какой будет следующий пункт плана? (Определю главную мысль.)
  • О чем очень важным мы не сказали? (О словах, которые можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.)
  • Какой будет следующий пункт плана? (Подумаю, какие слова можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.)
  • Какое действие следующее? (Делим наш рассказ на части.)
  • Сколько частей можно выделить в  нашем рассказе? ( Три части.)
  • Какие это части? (Вводная, основная, заключительная.)
  • О чем будет говориться во вводной части текста? (О том, что жили в лесу медвежата-шалунишки, и о том, что они решили похитить орехи у белочек.)
  • Какая роль вводной части? ( Подготовить читателя к тому, что будет дальше.)
  • О чем нужно рассказать в основной части? ( О том, как белки готовились к атаке и о том, как они защищали свои запасы.)
  • Ребята, а как вы думаете, сколько абзацев будет в основной части? Почему? (Сначала нужно сказать о заговоре белок, о подготовке к атаке, как они готовили «снаряды»,  а потом  как белки атакуют медвежат.)
  • Какое действие будет следующим? (Нужно составить план текста.)
  • Что нужно для этого? ( Для этого нужно выделить главное в каждой части.)
  • А какой будет следующий пункт плана работы? (Обращаю внимание на структуру и оформление предложений. Найду слова с изученными орфограммами, подумаю, как объяснить их написание.)
  • Почему? (Чтобы не пропустить ошибки.)

В дальнейшем внимание учащихся при подготовке к изложению фиксировалось на следующих действиях: составить план текста, выписать трудные слова, перечитать текст, написать изложение, проверить работу.

На этом уроке школьники учились определять операционную сторону умений, связанных с абзацным членением текста, выделяли слова, которые можно употребить, чтобы описание было точным и ярким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока: « Выборочное изложение « Первое знакомство»

                       Конспект урока русского языка  в 4 классе.Изложение...

Разработка урока русского языка по теме: выборочное изложение.

В разработке показана методика, позволяющая учить выборочному изложению учащихся 3 класса....

Выборочное изложение (4 класс)

Конспект урока выборочного изложения в 4 классе по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб"...

Анализ текста. Выборочное изложение.

Анализ текста.Автор: Д. Мамин-СибирякНазвание: « Оленёнок»...

Выборочное изложение по тексту Д. Мамин-Сибиряк «Емеля-охотник»

Оленёнок      Старик оглянулся и присел. В десяти саженях от него, под кустом жимолости стоял тот самый желтенький теленок, за которым он бродил целых три дня....

Конспект урока "Выборочное изложение повествовательного текста" (3 класс, УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану, писать слова изученными орфограммами.Планируемые результаты: Предметные:- уметь писать излож...