Конспект урока "Сочетания букв ья, ье, ьё, ью. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Сапожникова Анастасия Анатольевна

УМК "Перспективная начальная школа"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_27.01.docx43.71 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: сочетания букв ья, ье, ьё, ью. Наблюдение за смыслоразличительной ролью звуков.

Цель урока: знакомство с ролью разделительного ь в слове.

Задачи урока:

Образовательные:

  • изучение роли ь в слове;
  • формирование четко дифференцированного зрительно-двигательного образа письменной буквы ь;
  • формирование умений делить слово на слоги, выделять голосом ударный звук в слове;
  • закрепление графических навыков письма изученных букв.

Развивающие: 

  • развитие фонематического слуха и культуры звукопроизношения.

Воспитательные:

  • воспитание позитивного отношения к русскому языку.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;
  • уметь применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й‘];
  • связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Метапредметные:

Регулятивные действия: 

  • оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;
  • адекватно воспринимать оценку учителя;
  • организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Познавательные действия: 

  • моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
  • использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные действия: 

  • оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения.

Личностные: 

  • мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.;
  • демонстрировать осознание роли речи в общении людей.

Тип урока: комбинированный.

Методы и приемы: дидактические игры, беседа, чтение и анализ текстов.

Оборудование урока для учителя: пропись, интерактивная доска.

Оборудование урока для учащихся: пропись, письменные принадлежности.

Используемая литература:

  1. Агаркова, Н.Г. Азбука : Тетрадь по письму в 3 ч. 1 класс / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2013.
  2. Агаркова, Н.Г. Азбука. Обучение грамоте и чтению : 1 класс : Методическое пособие / Н.Г. Агаркова, Ю.А. Агарков. – М. : Академкнига/Учебник, 2011. – 208 с.
  3. Агаркова, Н.М. Азбука. Обучение грамоте и чтению. Поурочно-тематические разработки : Методическое пособие / Н.М. Лаврова. – 3-е изд. – М. : Академкнига/Учебник, 2012. – 272 с.
  4. Планируемые результаты начального общего образования / [Л.Л. Алексеева, С.В. Анащенкова, М.З. Биболетова и др.] ; под ред. Г. С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2011. – С. 37-41. – (Стандарты второго поколения).
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 1. – 5-е изд., перераб. – М. : Просвещение, 2011. – С. 9-67. – (Стандарты второго поколения).

План урока

Этап урока

Время

Организационный момент

3 мин

Сообщение темы урока

3 мин

Актуализация знаний

10 мин

Динамическая пауза

2 мин

Изложение нового материала

10 мин

Динамическая пауза

2 мин

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

10 мин

Итог урока. Рефлексия

5 мин

Этапы

урока

Дидактическая

задача этапа урока

Содержание этапа

Планируемые

результаты этапа урока

Организационный момент

Подготовка к работе на уроке.

– Здравствуйте! Садитесь.

– Проверьте свое рабочее место.

Регулятивные: 

организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.

Сообщение темы урока

Обеспечение мотивации и принятия учащимися цели учебно - познавательной деятельности

Отгадайте ребусы.

– Проанализируйте слова-отгадки. Чем они похожи? (В данных словах есть буква мягкий знак – показатель мягкости предыдущего согласного.)

– Сегодня на уроке будем учиться писать слова с разделительным мягким знаком.

Личностные: 

мотивация к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Познавательные: 

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Актуализация знаний

Повторение ранее изученного материала

СКАЗКА «О МЯГКОМ ЗНАКЕ И ЕГО РОДНОМ БРАТЕ»

В стране Грамматике жил-был дед Всевед, и было у него два внука, два брата-близнеца. Одного звали просто Мягкий Знак, а другого – Разделительный Мягкий Знак. Они были ужасными шалунами и все время спорили, кто из них главнее.

– Я! – говорил Мягкий Знак, обозначающий мягкость согласных на письме.

– Подумаешь, – возразил Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже обозначаю мягкость согласных. А еще я показываю, что…

Учитель спрашивает у учащихся:  «Как вы думаете, ребята, что показывает разделительный мягкий знак?»

– Я показываю, что согласные не сливаются с гласными.

– Зато я, – отвечал ему брат, – пишусь и в конце слова, и в середине.

– Ну и что? – заспорил с ним Разделительный Мягкий Знак. – Я тоже пишусь в середине слова. Согласные всегда были моими друзьями. Но я дружу и с некоторыми гласными.

– С какими? Подскажите, ребята!

И так они спорили очень долго, пока не вмешался дед Всевед.

– Внуки мои дорогие, не спорьте, послушайте, что я вам скажу.

Он наклонился к ним и тихо-тихо что-то сказал. После этого они больше никогда не спорили и стали жить очень дружно.

– Так что же мог им сказать их дедушка Всевед?

– Наверное, то, что они оба главные, нужные в стране Грамматике, так как без них было бы невозможно грамотно писать слова.

Игра «Построй новые слова».

– Прочитайте слова на доске: СЕМЯ, КОЛЯ.

– Что обозначают эти слова?

– С помощью «ь» знака «постройте» новые слова.

СЕМЬЯ, КОЛЬЯ.

– Объясните, что обозначают новые слова?

– Какой мягкий знак помог вам образовать новые слова? (Разделительный мягкий знак.)

– Составьте звукобуквенные схемы этих слов.

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

уметь анализировать устную и письменную речь на основе представлений о структурных единицах русского языка;

уметь применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й‘];

связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Познавательные: 

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).

Коммуникативные:

оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос.

Динамическая пауза

Физическая и эмоциональная разгрузка

Подготовка руки к письму.

МОИ ВЕСЕЛЫЕ ПАЛЬЧИКИ

Мои пальчики расскажут,

Все умеют, все покажут.

Пять их на моей руке.

Все делать могут,

Всегда помогут.

Они на дудочке играют,

Мячик бросают,

Белье стирают,

Пол подметают,

Они считают,

Щиплют, ласкают

Мои пальцы на руке.

На первые две строчки – поднять руки вверх и поворачивать ладони внутрь и наружу. Затем хлопать в ладоши. Далее подражать движениям, соответствующим содержанию текста.

Изложение нового материала

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания темы урока

Письмо учащимися в тетради.

1. Письмо учащимися в тетради двигательных элементов, их комплексов и письменной буквы «ь» по алгоритму.

2. Упражнение в письме соединений букв:

а) нижнего – ья;

б) среднеплавного – ьё, ье.

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями.

Динамическая пауза

Физическая и эмоциональная разгрузка

Осмысление, обобщение и систематизация знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания

Выполнение речеязыкового задания. Письмо слов и предложений по образцу.

– Рассмотрите иллюстрацию. Кто здесь нарисован? (Папа, мама, дочь и сын.)

– Как назвать их одним словом? (Семья.)

– Рассмотрите звукобуквенную схему слова «семья». Сколько звуков в слове? Почему звуков больше, чем букв?

– Составьте предложения со словом «семья».

– Прочитайте слова в тетради.

– Чем похожи слова «семь», «семя» и «семья»?

– Проанализируйте виды соединений букв и выполните письмо слов по образцу.

– Прочитайте предложения. Найдите в них слова с разделительным мягким знаком. (Колья, бельё.)

– Составьте схему этих предложений.

Далее учащиеся выполняют письмо предложений по образцу.

Выполнение логических заданий с буквами.

– Какие буквы написал Почемучка?

– Проанализируйте группу букв. Чем они похожи? Выделите в них общий элемент. (Полоска в форме прямой линии с закруглением с одной стороны.)

– Впишите общий элемент в рамку.

– В каких буквах общий элемент имеет переменное свойство? (В буквах «й», «и», «м» содержится по два общих элемента.)

– Переконструируйте строчную букву «я» в строчную букву «й»; в строчную букву «а»; в строчную букву «у»; в строчную букву «ы».

Один из учащихся выполняет задание на магнитной доске.

Предметные:

уметь правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями;

уметь анализировать устную и письменную речь на основе представлений о структурных единицах русского языка;

уметь применять усвоенные правила записи слов на основе позиционного принципа русской графики для обозначения твердости-мягкости согласных и передачи на письме звука [й‘];

связно писать как отдельные слова, так и слова в предложении.

Познавательные: 

моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);

Коммуникативные:

оформление своей мысли в монологическое речевое высказывание, отвечая на вопрос.

Итог урока.

Рефлексия

Дать анализ и оценку успешности достижения цели.

- Какова была цель урока?

- Достигли ее?

- Оцените урок в дневнике.

Регулятивные: 

оценка учебных действий в соответствии с поставленной задачей;

адекватно воспринимать оценку учителя;

организовывать свое рабочее место и приводить его в порядок по окончании работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема урока: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Условные звуковые обозначения слов. Наблюдение над изобразительными возможностями языка.

Интегрирующая дидактическая цель: формировать понятие о звуках и буквах, научить правильно обозначать звуки буквами в письменной речи.Целевой план действий для учащихся: -добиться усвоения темы ...

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")

Конспект урока по РУССКОМУ ЯЗЫКУ на тему: "«Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»." (УМК "ШКОЛА РОССИИ")...

Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове. Презентация к уроку

Тема: Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове.Тип урока: урок изучения нового материала.ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫУчащиеся научатся слышать, учащиеся научатся произносить зв...

Урок по теме: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»

Открытый урок по русскому языку в 1 классе. Учитель: Лукьянова Татьяна ВладимировнаТема: «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове»Цели деятельности учителя: фор...

Конспект урока русского языка «Звуки и буквы. Смыслоразличительная роль звуков и букв в слове» (УМК «Школа России», 1 класс)

Цели деятельности учителя: закрепление знаний детей о звуках и буквах в слове, знаний об изобразительных возможностях языка, о смыслоразличительной роли звуков и букв в словеПланируемые результатыПред...