Методическая разработка урока по русскому языку в 6 классе"Русский язык как знаковая система"
методическая разработка по русскому языку на тему

Бородина Анастасия Алексеевна

Вводное занятие поможет ученикам дать определение термину "русский язык", выделить основные функции языка и выявить место русского языка в системе знаков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnyy_rus_yaz.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока внеурочной деятельности курса «Занимательный русский язык»

Тема: русский язык как знаковая система

Цель: Изучить роль русского языка в знаковой системе

Задачи:

  • Познакомиться с понятиями «знак», «знаковая система»;
  • Изучить виды письма;
  • Определить место русского языка в знаковой системе
  • Изучить основные свойства русского письма.

Оборудование: раздаточный материал, таблицы

Ход урока:

Приветственное слово и определение темы и цели урока:

Добрый день, ребята! Прежде чем мы определим тему и цель нашего занятия, ответьте мне на несколько вопросов:

Что появилось раньше: речь или письмо?

Ответ:  письмо возникло как дополнительное к звуковой речи средство общения. Поэтому письмо возникло позже.

Из чего состоит язык?

Ответ: Из знаков, соответствующих речевым значениям.

Можно ли тогда назвать язык –знаковой системой?

Ответ: можно.

Тема сегодняшнего занятия: русский язык как знаковая система

Введение нового материала:

Язык — лишь одна из большого множества знаковых систем, которыми пользуются люди ради коммуникативных целей, т.е. ради передачи информации, знаний о мире и о себе.

Назовите примеры знаковых систем.

Ответ: красный цвет светофора, желтая карточка, гудок автомобиля, иероглиф,

Знак – это материальный предмет (в широком смысле слова), выступающий в процессе познания и общения в качестве представителя или заместителя некоторого другого предмета, явления и используемый для передачи информации.

  • знак должен быть материальным, доступным восприятию;
  • знак направлен на значение;
  • содержание знака не совпадает с его материальной характеристикой, в то время как содержание вещи исчерпывается ее материальными свойствами;
  • содержание и форма знака определяются различительными признаками;
  • знак - всегда член системы, и его содержание во многом зависит от места данного знака в системе

Виды знаков по способы восприятия:

  • зрительные
  • звуковые
  • осязательные
  • обонятельные
  • вкусовые

к какой классификации относится письмо?

Ответ: к зрительной

Письмо – это фиксация речи при помощи графических знаков.

Вспомните различные виды письма.

По одной из классификаций выделяют основные три типа письма:

  1. Пиктографическое (нарисованное) 

Одним из первых видов письма является пиктограмма. Это особый знак, рисунок, который отображал узнаваемые черты объекта или понятия, явления либо предмета, на которые он указывает. Чаще всего древняя пиктография имела схематический вид. Такие послания выглядели как набор картинок – изображений различных действий, событий, предметов и пр., а человек, умеющий их толковать, получал нечто вроде справки по какому-либо вопросу.

  1. Иероглифическое письмо.

Иероглиф передает значение целого слова, морфемы или саму идею.

  1. Фонетическое письмо.

Задание: напишите короткое сочинение (2-3 предложения) о том, как вы провели лето, используя пиктограммы.

Как вы думаете, к какому типу письма относиться русский язык?

Ответ: к фонетическому, т.к буквы выражают значение фонем.

Русский язык, занимая пятое место по численности говорящих на нем (после китайского, английского, хинди и испанского), является одним из крупнейших мировых языков и самым распространенным языком Европы — как в географическом отношении, так и по числу носителей языка. Русский имеет статус официального языка в России, Белоруссии, Казахстане, Киргизии, Гагаузии и Приднестровской Молдавской Республике (Молдавия), Крыму (Украина), а также частично признан в Республике Абхазия и Южной Осетии.

Русский язык входит в число официальных языков всемирных (ВОЗ, МАГАТЭ, ООН, ЮНЕСКО) и региональных международных (БРИК, ЕврАзЭС, ОДКБ, СНГ, ШОС) организаций. На русском говорят в странах СНГ, в Грузии, Латвии, Литве, Эстонии, Израиле, Монголии, Финляндии, на Шпицбергене, в странах Восточной Европы, в Германии, Франции, в мегаполисах США, Канады, Китая, Австралии. До 1991 года русский язык был языком межнационального общения СССР, де-факто исполняя функции государственного языка. Он продолжает использоваться во всех странах, ранее входивших в состав СССР.

Сейчас русский является родным для 130 миллионов граждан Российской Федерации, 26,4 миллиона жителей республик СНГ и Балтии и почти для 7,4 миллиона жителей стран дальнего зарубежья (прежде всего Германии и других стран Европы, а также США и Израиля). Ближайшие родственники русского языка — белорусский и украинский, вместе они составляют подгруппу восточных языков, входящих в состав славянской группы индоевропейской языковой семьи.

В разные периоды русский язык заимствовал слова из индоевропейских: английского, греческого, латинского, испанского, итальянского, немецкого, нидерландского, португальского, французского, а также из индоарийских, иранских, скандинавских языков. Среди неиндоевропейских языков: из арабского, грузинского, иврита, китайского, тибетского, японского, а также из австроазиатских, австронезийских, монгольских, палеоазиатских, тюркских, уральских, языков Америки и даже из языков Африки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока литературного чтения для 3 класса по теме "Русские народные сказки"

Данная разработка содержит конспект урока по теме "Русские народные сказки" (литературное чтение, 3 класс, УМК "Школа России"). Тип урока - урок-закрепление. Форма проведения - соревнование кома...

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества

Методическая разработка урока окружающего мира во 2 классе (развивающая система Л. В. Занкова) на тему: Тела и вещества...

Методическая разработка мероприятия КВН юных филологов 2 класс (русский язык)

Тема мероприятия: КВН юных филологов.(в рамках предметной недели  русского языка  в начальной школе).Участники: учащиеся 2 класса....

Методическая разработка урока окружающего мира в 3 классе по теме «Экосистема болота» по программе «Образовательная система «Школа 2010» с использованием интерактивной доски и системы голосования.

•      Знакомство учащихся с разнообразными обитателями болот•      Какую роль они выполняют в экосистеме•      Какие особенн...

Методическая разработка урока литературного чтения в 3 классе по теме "Обобщающий урок по разделу «Великие русские писатели»".

Учитель: Голикова Елена ЮрьевнаЦели урока: обобщить  сведения  учащихся  о  писателях, изученных  в  разделе; совершенствовать  навыки  выразительного  чте...