Урок русского языка "Приставка. Употребление разделительного твердого знака", 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок русского языка по теме "Приставка. Употребление разделительного ъ". во 2 классе. Урок построен по ФГОС, с технологической картой.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka._upotreblenie_razdelitelnogo_tverdogo_znaka.docx39.87 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. Новикова Любовь Николаевна

Предмет: русский язык

Класс: 2 А

Тип урока: Изучение нового  материала

                                                    Технологическая карта  

Тема

 Приставка. Употребление разделительного твердого знака.

 

Цели

 Задачи

Познакомить учащихся с правилом употребления разделительного твердого знака

Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся познакомятся с новой орфограммой, отработать навык правописания слов с разделительным ъ знаком.

Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы, способствовать развитию орфографической зоркости

Воспитательные; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям

Планируемый результат

Предметные:

  • создать условия для  формирования  представлений детей о приставке как значимой части слова;
  • обеспечить усвоения учащимися умения находить приставку среди других частей слова, образовывать новые слова с помощью приставки;
  • помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость материала.

Метапредметные:

  • познавательные: развивать умение самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; строить речевое высказывание в устной форме; выдвигать гипотезу; проводить сравнение и классификацию слов; устанавливать причинно-следственные связи; делать обобщение; искать и выделять необходимую информацию; моделировать информацию;
  • коммуникативные: формировать умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • регулятивные: учить ставить новую учебную задачу в сотрудничестве с учителем; принимать и сохранять учебную задачу; осуществлять контроль по результату и способу действия.

 Личностные:

  • формировать внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе; учебно-познавательные мотивы; учебно-познавательный интерес к новому материалу и способам решения новой языковой задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Основные понятия

Приставка, разделительный ъ знак, гласные буквы, однокоренные слова

Межпредметные связи

Окружающий мир

Ресурсы

  1.  Учебник Климанова Г.Ф., Бабушкина Т.В. .Русский язык., 2 класс
  2. Презентация к уроку «Приставка. Употребление разделительного ъ знака».
  3. Карточки для групповой работы.
  4. Карточки для индивидуальной работы.

Организация пространства

Фронтальная работа, индивидуальная работа, групповая работа

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Универсальные учебные действия

1.Организационный

момент. Мотивация деятельности учащихся.

Цель:

Создание психологического микроклимата, пробуждение активности учащихся, способствование  созданию психологического настроя учащихся на положительный результат урока.

Проверяет готовность обучающихся к уроку

Вот опять звенит звонок

Он зовёт нас на урок.

Слово делится на части,

Ах, какое это счастье!

Может каждый грамотей

Сделать слово из частей.( слайд 2)

 Готовят рабочее место к уроку

волевая саморегуляция (Регулятивные УУД)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (Коммуникативные

УУД)

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в действии.

Цели:

-организовать выполнение учащимися учебного действия;

-организовать фиксирование учащимися индивидуального затруднения;

Посмотрите внимательно на экран.

на, над, по, под, раз, рас, с, у, от, вз, вы(слайд 3)

2 слайд

.

-  Как вы считаете, что же тогда это? Обоснуйте свой ответ.

- Тогда, что означает эта запись?

-Что такое приставка?

-Для чего служит приставка?

Придумайте слова с такими приставками

Откройте тетради и запишите число

Минутка чистописания

2. Работа в парах (провокационная ситуация).

 4слайд

- Составьте и запишите слова с корнем – езд-.

5 слайд

- Проверьте.

- Кто не допустил ошибки в написании слов?

Въезд разъезд -это дорожные знаки. Вы слышали про них? Посмотрите.

( слайд 6)

 На какие две группы вы разделили бы эти слова?

- Что общего у этих слов?)

- Как мы их можем назвать? (однокоренными или родственными

(это не слова, т.к. не имеют значения)

(это приставки)

*Дети могут назвать, что это предлоги. Доказать

(это часть слова, которая стоит перед корнем)

( при помощи приставки образуются новые слова)

(Написал, поехал, подрисовал, рассказал, списал, взлетел. выписал….)

на,над по, под, раз, рас, с, у, от, вз, вы

(выезд, отъезд, наезд, поезд, объезд, въезд, переезд)

(вспоминают дорожные знаки)

(Слова с ъ знаком и без ъ знака)

(корень)

(однокоренные)

Оформлять свои мысли

в устной  и письменной  форме; активно участвовать в общей

дидактической игре

«ученик – ученики»

 (Коммуникативные

УУД)

Составлять, понимать и

объяснять простейшие алгоритмы при работе

с конкретным задании

ем (Познавательные

УУД)

Определять совпадение, сходство и различие своих действий с образцом, учиться отличать верно выполненное задание от неверного

(Регулятивные УУД)

3.Постановка учебной задачи

Цели:  

-организовать постановку темы и цели урока.

 

-- Что общего у этих слов?)

 

Какая тема нашего урока?

Цель нашего урока?

- В каких из этих слов пишется разделительный Ъ?

(в этих словах есть разделительный ъ)

(разделительный ъ знак)

(познакомиться с правилом правописания разделительного знака)

(отъезд, объезд, въезд)

Выделять и формулировать проблему, отличать неизвестное от уже известного в способе действия в диалоге с учителем и одноклассниками (Познавательные УУД) 

Умение определять тему урока, ставить цель,  выполнять учебные действия под руководством учителя. (Регулятивные УУД)

 Умение слушать и понимать речь других ,включаться  в диалог с учителем и сверстниками, слушать высказывания других. (Коммуникативные

УУД)

Планирование учебного сотрудничества (Коммуникативные

УУД)

4 «Открытие» новых знаний»

Цель:

Мотивация к пробному учебному действию и его решению при помощи учителя, фиксация учащимися затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обоснования.

Выделите часть слова, после которой стоит разд.Ъ.

Подчеркните предшествующую и следующую за Ъ буквы

- Какие условия написания разд.Ъ можно выделить

7-8слайды  

а) разд.ъ пишется после приставки,

б) приставка заканчивается на согласный,        

в) корень начинается  буквами е, ё, ю, я.

Чтение учителем стихотворения о разделительном Ъ:

               Знак твёрдый, разделительный,

               Он – строгий, рассудительный.

               Молчаливый твёрдый знак

               Не произносится никак!

               Но нужен многим он словам,

               Хотя и очень скромный сам.

С приставкой на согласную

Он дружит с давних пор,

И перед ним лишь гласные

Стоят, как на подбор.

 Вот эти гласные, друзья:

(дети сами проговаривают)

(слушают и показывают схематически)

е, ё, ю, я.

Умение оформлять свои мысли в письменной форме; слушать и понимать речь других

Поиск и выделение необходимой информации, построение алгоритма (Познавательные УУД) 

5.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Цель:

- организовать

усвоение учениками нового знания с проговариванием во внешней речи

Составляется алгоритм написания ъ знака

Подъезд

Разъём

Предъюбилейный

Объявление

Упр. 80 запишите слова , распределяя их на две группы и показать схематически

Съ                               без ъ

Ъ пишется после ……., перед гласными……

(проговаривают правило в паре)

 (Въехал, съел, объяснил, объехал, подъем, объявление, разъём)

(Выехал, сэкономил, заузить, поехать, обучить, всмотрелся)

( взаимопроверка с проговариванием )

Оформлять свои мысли в устной   форме (Коммуникативные УУД).

Выполнять работу в паре, помогать друг другу (Коммуникативные УУД)

Планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Физминутка

С ПРИ - приставкою – присесть,
С ПО - приставкою – подняться,
С ПОД - подпрыгнуть, подмигнуть,
С ПО - приставкой – посмеяться,
С ВЫ – вытягиваем руки,
С О – опустим их опять.
Вот и все настало время
С ЗА – зарядку завершать( слайд 9 )

(дети дружно выполняют)

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели:

-организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

-организовать самопроверку;

-организовать

выявление места и причины

затруднений, работу

 над ошибками.

Проблемная ситуация ( слайд 10)

- Внимание на экран.

 Обявил  вълетел  съёжился  въюга  наъезд

- Проверьте правильность написания слов, исправьте, если допущены ошибки. Докажите свой выбор, применяя правило.

Работа в группах:

(ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН) (подумай-запиши- обсуди в команде)

Планировать своё действие  в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его завершения

на основе его оценки и учёта характера

сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

7. Рефлексия учебной деятельности на уроке

Цели:

- организовать рефлексию и

 самооценку учениками собственной учебной деятельности.

-Какую цель пред  собой поставили?

-Достигли?

- Давайте проверим, что вы запомнили на уроке

Приём ТРКМ «Игра крестики нолики».  

1.Приставка –это часть предложения.

2. Приставка- это часть слова.

3. Приставка стоит после корня.

4. Приставка стоит перед корнем.

5. Приставка пишется отдельно.

6. Приставка пишется слитно.

7. Разделительный ъ знак пишется в корне слова

8. Разделительный ъ знак пишется после приставок, оканчивающихся на согласную букву

9. Разделительный ъ знак пишется перед гласными буквами е, ё, ю,я

Каждый ученик проводит рефлекцию своей деятельности

Делают самооценку своей работы

Оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. (Регулятивные УУД).

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД

умение выражать свои мысли, оценивание качества своей учебной деятельности (Коммуникативные УУД)

8.Домашнее задание

1уровень-№200(д.м.), 2ур.-№209(д.м.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Разделительный твердый знак»

Конспект урока русского языка для учащихся 3 класса УМК "Школа России". Урок - закрепления изученного материала.  Задачи данных уроков – научить правильно писать в словах разделительный  тве...

Конспект урока русского языка + презентация "Написание разделительного мягкого знака" (УМК "ПНШ", 2 класс)

Цели деятельности учителя:систематизация и закрепление знаний и умений употребления разделительного ь на письме.Планируемые результаты:Предметные:знать, в каких случаях употребляется ь;уметь употребля...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» 3 класс УМК "Начальная школа XXI века"

Тип урока: урок-рефлексияЦель урока: создание условий для закрепления знаний у учащихся о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:Повторить и систематизировать...

Урок русского языка на тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак". 4-й класс

Цель: Создание условий для организации деятельности учащихся по закреплению правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.Задачи:Предметные: содействовать ...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (3 класс, УМК "Начальная школа XXI века")

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Задачи урокаДидактические:1. Повторить и систематизироват...

Технологическая карта урока русского языка «Повторяем правописание разделительного твердого и разделительного мягкого знаков» (УМК «Начальная школа XXI века», 3 класс)

Цель урока: систематизация знаний о правописании разделительного твердого и мягкого знаков.Планируемые результатыПредметные:1. Знать правило правописания разделительного твердого и разделительного мяг...