Урок русского языка в 3 классе. Тема "Разделительный твёрдый (ъ) и мягкий (ь) знаки.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Тема урока "Разделительный твёрдый(Ъ) и мягкий (ь) знаки. Урок построен методически правильно, отвечает требованиям ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx44.73 КБ

Предварительный просмотр:

План конспект урока по русскому языку 3 клас

Тема: Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (ь) знаки.

Цель: повторить правила написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Планируемые результаты: учащиеся научатся писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком; составят алгоритм проверки написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Оборудование: карточки с заданиями,мягкий и твердый знак, конверты с деталями для сбора схемы-правила,учебник Русский  язык для 3  класса,презентация круги для самооценки.

Ход урока

I.Организационный момент.

Прозвенел звонок, начинаем наш урок. Урок русского языка.

- Посмотрите на парту, все ли на месте, в порядке? Улыбнитесь друг другу. Откройте тетради, запишите дату.

II. Минутка чистописания.

  1. Прочитайте слова на доске: печка, отъезд, вьюга,теплица,семья, поезд. Назовите букву, которая не обозначает звука.

Спишите слова с твёрдым и мягким знаком.

Ребята, вы уже догадались о теме нашего урока?

- Тема нашего урока: «Разделительные твердый (Ъ) и мягкий (Ь) знаки».

- Вы любите читать? У меня в детстве была любимая книга. А кто её главный герой, вы узнаете, отгадав загадку:

Он, конечно, самый главный
Озорник-шалун забавный.
Он в огромной синей шляпе
Неумеха и растяпа. (Незнайка)

III. Актуализация знаний.

- В одной из повести Незнайка летал на Луну. А сегодня он там встретил жителей страны Грамматики, которые очень сильно поспорили. Хотите услышать о чём их спор?                Вот послушайте:

Не чересчур ли ты добряк? –
Так знаку мягкому промолвил твёрдый знак.
- Слова и звуки ты всегда смягчить стремишься.
Нет, в алфавит ты не годишься!

- Кто б говорил, но ты б уж помолчал! –
Знак Ь твёрдому на это отвечал.
- Ты твёрд и груб, как суковатый дуб.
Давным-давно пора, как букву ять, тебя из азбуки изъять!..

- Друзья! Никчёмные слова - ваш разговор –
Незнайка им сказал, услышав этот спор,
- Вы оба хороши, достойны чести,
Когда стоите в нужном месте.

- Ай, ай, ай! Это не дело когда друзья ругаются! Что же делать? Может быть мы вместе с Незнайкой постараемся помирить друзей? Ребята вы готовы? Для этого необходимо вспомнить всё, что их объединяет и связывает, и чем они отличаются друг от друга.

- Девизом урока нам послужат следующие слова: “Друзья, ученье нас объединяет!”. Как вы понимаете смысл этого девиза?

IV. Самоопределение к деятельности.

- Незнайка решил, что разделительный мягкий знак надо писать после всех мягких согласных перед гласными, а разделительный твердый знак – после всех твердых согласных перед гласными.Прав ли он?

-что бы узнать прав ли  он открываем учебники на стр 49 прочитаем правило.

- Найдите ошибки в ответе незнайки( разделительный мягкий знак пишется перед буквами Е,Ё,Ю,Я,И; перед другими гласными не пишется. Разделительный твердый знак пишется в приставках оканчиваются на согласную, перед гласными Е,Ё,Ю,Я).

- На уроке будем учиться писать слова с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком.

V. Работа по теме урока.

1)Задание: Найдите местечко для разделительного Ъ. (Cлайд 5)

(Рас?сада, под?ехал, по?ели)

- Что общего в этих словах? (Во всех словах есть приставка)

2) Найдите местечко для разделительного Ь. (Cлайд 7)

(Гост?я, пал?ма, сирен?)

- А теперь “соберём” схему-правило для разделительного Ь и Ъ знака.

http://festival.1september.ru/articles/611931/img1.jpg

- Незнайка приготовил для вас задания, в которых нужно применить полученное правило.

1) “Найди пропажу”.

- Работа по вариантам. (Проверка на слайде 11)

стуля

подёмник

сёмка

сёжился

лиси

вюнок

обездил

ателе

- Перед какими же буквами пишется разделительный мягкий знак?

- Послушайте стихотворение и посторайтесь запомнить слова с разделительным мягким знаком.

Не мог озорной мягкий знак                                                                                               Найти себе места никак.                                                                                                    В журчащем проворном Ручье                                                                                                Заплыл мягкий знак перед Е.                                                                              Заметил, летит Вороньё,                                                                                                      И ловко взлетел перед Ё.                                                                                                       К нечастью, свалился в Репьи,                                                                                   Попав прямиком перед И.                                                                                      Оттуда залез к Муравью,                                                                                                      Усевшись как раз перед Ю.                                                                                               А шла когда мимо Свинья,                                                                                                     Забрался он к ней перед Я.                                                                                              И громко запел: «Перед Е,Ё,И,Ю».                                                                                Всегда разделительным знаком стою.                                                                           Я знак разделительный, знайте, друзья,                                                                        Меня вы найдете в словах перед Я!              

- Какие слова с разделительным мягким знаком вы запомнили?

- Упр. 74 стр 49 (устно) Найти в предложениях слова с разделительным твердым знаком и с разделительным мягким знаком и запишите их в тетрадь.

- Перед какими буквами пишется разделительный твердый знак?

VI. Физкультминутка.

- Отдохнём и подумаем.

(Я называю слова.  Дети подпрыгивают, если слово с разделительным твёрдым знаком, или стоят на месте, если твёрдого знака нет).

Вьюн, объявление, свинья, разъярённый, ненастье, объезд, семья, соловьи, съёмка, предъявить,ручьи,подъем,воробьи,объясение.

VII. Продолжение работы по теме урока.    

Работа в группах

Карточка 
Образуй от данных слов однокоренные слова, заменив в них приставки указанными в скобках.
Поехал (под-), приезд (под-), заявил (об-), выяснил (об-), соединил (раз-), приём (под-), приехал (от-).

Запиши образованные однокоренные слова. Подчеркни ъ. выдели приставки.
           

       Запишите слова: первый ряд – с разделительным Ъ, второй ряд – с разделительным Ь, третий ряд – слова , в которых не пишется ни Ъ, ни Ь.

Об…явление, от…езд, гост…я, в…ход, угощен…е, об…ём, раз…яснил, в…езд, мыт..ё, варен...е, в…зял, мал…чик, в…юга, с…прыгнул.

VIII. Обобщение изученного.

(Cлайд 14)

Призадумались тут знаки
И друг другу говорят:
Каждый в слове пригодится
И в нужном месте должен появиться.
Важен – ты и важен – я.
Мы с тобой навек – друзья!
Ну а вы, ученики
Правила не забывайте,
Разделительные знаки
Правильно употребляйте.

Запомните! Проще простого!
Пишите меня в корне слова.
Пишите без опаски,
Но только лишь после согласной.
И перед гласными, друзья:
Е, Ё, а также И, Ю, Я

С приставкой на согласную
Дружу я с давних пор,
После меня лишь гласные
Стоят как на подбор.
Вот эти гласные, друзья: Е, Ё, Ю, Я.

     IX. Рефлексия урока.

- Проанализируйте свою работу на уроке, воспользовавшись фразами:

Сегодня на уроке я:

  • научился...
  • было интересно...
  • было трудно...
  • больше всего понравились задания...
  • мне показалось важным...
  • я понял, что...                                                                                                         X. Оценивание работы на уроке.                                                   (Самооценка).

- Если вы очень хорошо поработали – поднимите зеленый круг.

- Если поработали хорошо, но могли бы лучше – поднимите синий круг.

- Если вы не работали, но на следующем уроке обязательно поработаете – поднимите желтый круг.

XI. Итог урока.                                                                                                           - Вспомните девиз сегодняшнего урока. Почему именно этот девиз предложил нам Незнайка?                                                                                        XII. Домашнее задание.                                                                        Выполнить упр. 70 (с.42) в раб. Тетради.

Ъ

Ь

http://festival.1september.ru/articles/611931/img1.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова».

Урок русского языка 2 класс Тема: «Перенос слов с мягким знаком в середине слова»....

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Урок русского языка по теме: «Правописание слов с разделительным мягким знаком. Две роли мягкого знака в словах. » во 2 классе. УМК "Перспектива"

Тип урока:  урок повторения. Цели урока:Предметные:Закреплять умение обозначать мягкость согласных с помощью мягкого знака на конце и в середине слова;Закреплять умение  употреблять раз...

Технологическая карта урока русского языка 1 класс Тема: Твёрдые и мягкие согласные звуки

Тема: . Твердые и мягкие согласные. Перенос словТип урока: закрепление полученных знанийЦель урока: создание условий для закрепления знаний  учащихся о мягких и твердых согласных, о переносе слов...

разработка урока русского языка 4 класс по теме "Простые и сложные предложения. Знаки препинания."

Урок составлен по УМК "Перспектива" в технологии системно-деятельностного подхода....