пояснительная записка к программе по русскому языку для учащегося с ОВЗ
рабочая программа по русскому языку (3 класс) на тему

Трубаева Алина Сергеевна

в пояснительной записке даётся полное обоснование принципов обучения ребёнка с ОВЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon poyasnit_russk_yaz_shariphanov.doc182 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №4

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по курсу «Русский язык»  3 класс составлена для обучения Шарипханова Санжара, имеющего диагноз ЗПР,  заключение №11491 от 07 февраля 2014 года, в соответствии с требованиями ФГОС НОО (2010), на основе программы «Русский язык» для четырехлетней начальной школы, авторской программы профессора М.С. Соловейчик (УМК «Гармония», 2012 г.), методических рекомендаций (2013 г.).

        Учащихся с ЗПР характеризует особое развитие высших психических функций. Низкий уровень восприятия, неустойчивость, рассеянность внимания, его низкая концентрация и трудность переключения. Снижена продуктивность запоминания, выражено преобладание наглядной памяти над словесной, низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения. Объём памяти недостаточен, низкая скорость запоминания, быстрое забывание учебного материала. Преобладает воссоздающее воображение над творческим. Аналитико-синтетическая деятельность сформирована недостаточно: при анализе предмета учащиеся называют поверхностные, несущественные признаки. Задания на классификацию выполняют на уровне наглядно-образного мышления, а не конкретно-понятийного. Ещё одна особенность - сниженная познавательная активность. Эти учащиеся медлительные, пассивные, требуют постоянного побуждения извне к припоминанию, при выполнении заданий, содержащего несколько инструкций. Не замечают несоответствия своей работы предложенному образцу, не всегда могут найти ошибки. Особенности речи: ограниченность словаря, неполноценность понятий, трудности в понимании и употреблении ряда слов и выражений, недостаточность речевых выразительных средств, частые ошибки в устной и письменной речи. Дети испытывают трудности в пересказе прослушанного или прочитанного рассказа, в составлении рассказа по сюжетной картинке, в описании предмета. При составлении устных сочинений у детей наблюдается быстрое переключение с заданной темы на другую, более знакомую и лёгкую. Выше перечисленные особенности учащихся есть не что иное, как интеллектуальная недостаточность, которая проявляется в нарушении учебной деятельности. Симптомом нарушений является неуспеваемость ребёнка в процессе обучения. В то же время дети рассматриваемой категории обладают достаточно сохранными потенциальными возможностями развития, показывают относительно хорошую обучаемость.

Шарипханов С.  обучается в МБОУ СОШ № 4  с первого класса.   До поступления в школу Санжар не посещал детское дошкольное образовательное учреждение.         

По  результатам входной  диагностики мальчик оказался не готов к школьному обучению. Результаты итоговой диагностики  в конце первого класса  - низкий уровень обученности. В данное время Санжар обучается в общеобразовательном классе образовательного учреждения наравне с другими обучающимися, что даёт возможность социализировать его и снизить проблемы в обучении путём выполнения заданий, соответствующих его возможностям.  

Предмет «Русский язык» входит в образовательную область «Филология». В основе обучения русскому языку - учебно-методический комплект по русскому языку «К тайнам нашего языка» (авторы Соловейчик М.С., Кузьменко Н.С.) из УМК «Гармония». Обучение осуществляется по учебнику «Русский язык. К тайнам нашего языка», 3 класс, 2013. Единый комплект с учебником составляют тетради-задачники «К тайнам нашего языка», в трех  частях, 2013. Выбор комплекта обусловлен коммуникативной направленностью обучения русскому языку. Данный курс способствует становлению у ребёнка учебной самостоятельности, интереса к изучению русского языка, развитию лингвистического мышления.

Курс русского языка в начальных классах – это составная часть общего лингвистического образования учащихся, поэтому назначение данного курса состоит в том, чтобы обеспечить предметную подготовку младшего школьника и сформировать у него универсальные учебные действия в объёме, необходимом для дальнейшего образования.

Цели начального курса русского языка:

– создать условия для осознания ребёнком себя как языковой личности, как носителя русского языка и тем самым способствовать формированию его гражданской идентичности; для становления у него интереса к изучению русского языка, для появления сознательного отношения к своей речи;

– заложить основы лингвистических знаний как элемент представления о научной картине мира и как базу для формирования умения осознанно пользоваться языком в процессе коммуникации;

– сформировать комплекс языковых и речевых умений, обеспечивающих сознательное использование средств языка, функциональную грамотность учащегося;

– средствами предмета «Русский язык» влиять на формирование психологических новообразований младшего школьника, его интеллектуальное и эмоциональное развитие, на формирование комплекса универсальных учебных действий и в целом умения учиться;

– обеспечить становление у младшего школьника всех видов речевой деятельности в устной и письменной форме, становление их

коммуникативной компетенции.

Задачи курса:

  • Коммуникативная направленность – целенаправленное обучение осуществлению всех видов речевой деятельности: говорения, слушания, письма, чтения.
  • Обучение орфографии – совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, формирование орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников.
  • Деятельностный подход к изучению языка с опорой на языковой опыт и природную языковую интуицию ребёнка.

Общая характеристика учебного предмета (курса)

Предлагаемый курс русского языка, реализованный в авторском УМК под названием «К тайнам нашего языка»,  построен на основе деятельностного подхода к организации лингвистического образования  учащегося. Это проявляется в следующем: освоение языковых и речевых понятий, закономерностей, правил и формирование соответствующих умений проходит по определённым этапам:  от мотивации и постановки учебной задачи – к её решению, осмыслению необходимого способа действия и к последующему осознанному использованию приобретённых знаний, к умению  контролировать  выполняемые действия  и их результаты.

Именно через реализацию деятельностного подхода  к освоению предметного содержания в данном курсе осуществляется заложенная в ФГОС идея органичного слияния процессов обучения, развития и воспитания школьников в одно целое.  При этом  под обучением  русскому языку понимается формирование на основе лингвистических  знаний осознанных, а потому  контролируемых языковых и речевых  умений;  под развитием учащегося, во-первых – формирование их лингвистического мышления, т.е. способности осознавать язык как предмет  наблюдения, выполнять с языковым материалом операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, обобщения, а во-вторых – совершенствование у ребёнка чувства слова,  языковой интуиции. Необходимый компонент развития школьника – формирование у него универсальных учебных действий, обеспечивающих как более качественное освоение предметного содержания, так и становление  в целом основ учебной самостоятельности, в том числе – потребности и умения пользоваться учебной книгой как источником информации, различными словарями как средством решения возникающих языковых вопросов, правильно организовывать свою познавательную (учебную) деятельность.  Воспитание средствами предмета «Русский язык» связывается прежде всего с привитием внимания, интереса и уважения к русскому языку, уважения к себе как его носителю, с формированием заботливого отношения к качеству своей речи, с формированием культуры речевого поведения, умения общаться в устной и письменной форме.

Для построения курса на деятельностной основе принципиально важно учесть тот факт, что на практическом уровне языком, подлежащим изучению, ребёнок уже давно владеют. Этот факт подсказывает путь изучения русского языка в школе: от практики его использования – к осмыслению – и снова к практике, теперь уже на новом уровне. Именно такой путь изучения русского языка и предусмотрен данной программой, чем объясняется название реализующего её комплекта учебников: «К тайнам нашего языка».

В основу обучения языку, речи и правописанию  положена система лингвистических понятий, освоение которых поможет  ребенку:  

 а) осознать язык как средство общения, а себя как языковую личность;

 б) приобрести умение разумно пользоваться средствами языка, понятно, правильно,  коммуникативно-целесообразно  формулировать свои мысли, грамотно оформлять их в письменной речи, а также  полноценно понимать чужие;

 в) освоить комплекс универсальных учебных действий.

Важнейшей особенностью курса, представленного в данной  программе, является его  коммуникативная направленность. Определяя такой подход, авторы исходили из того, что язык – это основное средство общения людей, а значит, изучение языка должно быть подчинено обучению общению с помощью этого средства. Вот почему   рассмотрение большей части разделов и тем  курса, в соответствии с программой, направляется коммуникативным мотивом. Так, обучение орфографии, построению предложений и текстов,  становление умения проверять написанное проходят на фоне  обсуждения различных ошибок и недочётов, порождающих неясность речи, и последующих вопросов: «Ты хочешь, чтобы тебя понимали? Хочешь как можно лучше донести свою мысль? Хочешь не испортить своё поздравление ошибками?...».  Изучение  состава слова, частей речи сопровождается пристальным вниманием к значению языковых единиц и их функции в речи, к проблеме выбора более удачного слова, формы слова, суффикса, приставки и т.п.  Коммуникативная направленность курса проявляется и в том, что организуется последовательное обучение всем видам речевой деятельности –  не только созданию устных и письменных высказываний, но и их восприятию: чтению учебных текстов и слушанию собеседника, общению с ним. Среди других методических решений: обучение созданию не сочинений «вообще», а текстов определённых жанров, востребованных в коммуникативной практике: записок, поздравлений, писем, этюдов, загадок, кулинарных рецептов, дневниковых записей и т.д.; общение авторов с ребёнком через письменный текст, систематическое создание ситуаций для общения детей с персонажами учебника, друг с другом, в семье; организация партнёрства, делового сотрудничества учащихся при выполнении различных заданий.

         Вторую принципиальную особенность курса составляет внесение существенных изменений  в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование  мотивационной основы  обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го  класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников. Работа строится на основе фонемного принципа русской орфографии.

         Более конкретно специфика обучения орфографии, а также особенности содержания, структуры и способов освоения других разделов курса  будет представлена в связи с общей характеристикой  программы каждого класса.

        

Учебным планом на изучение курса русского языка в 3 классе предусмотрено 204 часа, из расчета 6 часов в неделю (34 учебные недели).

Ценностные ориентиры учебного предмета «Русский язык»

1.Язык является средством общения людей, важнейшим средством коммуникации, поэтому знакомство с системой языка должно  

обеспечивать обучение младших школьников овладению этим средством для осуществления эффективного, результативного общения. Вот почему данному курсу придана коммуникативная направленность.

2. Русский язык является государственным языком Российской Федерации, средством межнационального общения, родным языком русского народа, явлением национальной культуры. Поэтому освоение детьми русского языка, осознание его богатых возможностей, красоты, признание его значения в жизни человека и общества важно для духовно-нравственного становления личности. Воспитание у школьника уважительного отношения к русскому языку и к себе как его носителю, обучение ответственному, бережному обращению с языком, умелому его использованию в процессе общения следует рассматривать как компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его гражданственности.

3. Язык – это явление культуры, поэтому качество владения языком, грамотность устной и письменной речи являются показателями общей культуры человека. Помощь младшим школьникам в осознании этого факта и на его основе формирование стремления полноценно владеть языком в устной и письменной форме – второй компонент личностного развития ребёнка, компонент становления его культурного облика.

4. Русский язык в системе школьного образования является не только предметом изучения, но и средством обучения. Поэтому освоение русского языка и всех видов речевой деятельности на нём является основой успешного изучения всех других учебных предметов, в том числе основой умения получать, преобразовывать, фиксировать и передавать информацию.

Концептуальными положениями курса являются:

  • создание методических условий для осознания ребенком себя как языковой личности и формирование сознательного отношения к своей речи;
  • осуществление коммуникативного подхода к изучению языка;
  • направленность обучения на развитие не только лингвистического мышления учащихся, но и их языковой интуиции, природного чувства слова и интереса к изучению языка;
  • обеспечение базы для повышения грамотности учащихся за счет системного развития их орфографической зоркости и орфографического самоконтроля.

Планируемые результаты освоения программы 3-го класса

Предметные результаты

В области речи, речевой деятельности

Ученик научится:

– участвовать в коллективном обсуждении вопросов на уроке, вступать в разговор, говорить на обсуждаемую тему, слушать собеседников, соблюдать при этом основные правила речевого поведения;

– самостоятельно читать задания и другие материалы учебника, понимать их, выделять нужные сведения;

– пользоваться словарями учебника (в том числе грамматическим «Какого рода и числа слово?») для решения различных практических вопросов;

– соблюдать нормы произношения, изменения, употребления и написания изученных слов;

-понимать тему текста и его словесно выраженную главную мысль, выделять предложение, содержащее основную мысль;

-озаглавливать текст с учётом его темы и главной мысли;

-осознавать и раскрывать тему в создаваемом тексте, проводить в нём главную мысль;

– озаглавливать части текста, выделенные абзацными отступами, составлять план;

– различать повествования и описания предмета (в ясных случаях), выделять предложения со значением оценки и характеризовать их роль в тексте;

– замечать в художественном тексте (в ярких случаях) языковые средства, создающие его выразительность;

– письменно (после коллективной подготовки) подробно, выборочно пересказывать текст повествовательного характера (предъявленный для зрительного восприятия), осознанно сохраняя особенности оригинала;

– письменно (после коллективной подготовки) создавать речевые произведения освоенных жанров (например, словесную зарисовку), небольшие тексты повествовательного и описательного характера, использовать в них предложения со значением оценки;

– улучшать созданный или пересказанный текст: добавлять и убирать элементы содержания, заменять слова на более

точные и выразительные.

Ученик получит возможность научиться:

– понимать главную мысль текста, выраженную в подтексте; озаглавливать текст по его главной мысли с учётом стиля

и типа речи (без терминов);

– самостоятельно делить текст на части (ориентируясь на подтемы), составлять план;

– самостоятельно (с использованием памятки учебника) готовиться к пересказу текста; пересказывать повествовательные тексты с элементами описания, сохраняя особенности оригинала;

– самостоятельно создавать речевые произведения разных жанров (загадки, словесные этюды, простые инструкции),

небольшие тексты, содержащие повествование, описание и оценку чего-либо;

-редактировать собственные тексты, совершенствуя правильность речи, улучшая содержание, построение предложений и выбор языковых средств;

– соблюдать требования каллиграфии при письме, аккуратно и по возможности красиво оформлять свои записи.

В области освоения языка:

В области фонетики и графики

Ученик научится:

– различать звуки и буквы, объяснять случаи их несовпадения, в том числе и в количественном отношении (например, при наличии непроизносимых согласных, сочетаний -тся, -ться);

– понимать характеристику звуков речи, представленную в модельном виде; выполнять различные учебные задания с использованием моделей;

– анализировать и группировать слова по указанным характеристикам звуков;

– правильно называть буквы алфавита, использовать знание алфавита при работе со словарями;

– пользоваться при письме новым для учащихся небуквенным графическим средством – абзацным отступом («красной

строкой»).

Ученик получит возможность научиться:

– классифицировать слова с точки зрения их звуко-буквенного состава по самостоятельно определённым критериям;

– письменно выполнять полный звуко-буквенный анализ слова.

В области лексики

Ученик научится:

– осознавать, что понимание значения слов – обязательное условие их умелого использования в устной и письменной речи;

различать в слове два значения: основы (лексическое) и окончания (грамматическое);

– выявлять в речи (устной и письменной) слова, лексическое значение которых требует уточнения; спрашивать об их значении или обращаться к толковому словарю учебника, стараться понимать значение слова по контексту;

– в специально предложенных текстах замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– стараться не допускать в письменной речи неоправданных повторов слов.

Ученик получит возможность научиться:

– выяснять значения незнакомых слов в доступных источниках (у взрослых, в толковых словарях для младших школьников); определять значение слова по тексту;

– самостоятельно замечать слова, обеспечивающие точность и выразительность речи;

– понимать, что в языке есть слова с одним значением или несколькими.

В области словообразования (морфемики)

Ученик научится:

– выделять в слове (в ясных случаях) основу слова и окончание, понимать их различную роль в слове; находить в основе корень, приставку, суффикс (в однозначных случаях);

– отличать от однокоренных слов формы одного и того же слова;

– сравнивать слова по их строению, характеризовать различия, классифицировать слова в зависимости от их строения;

– соотносить слова с предъявленными моделями, выполнять разнообразные учебные задания с использованием моделей;

– различать изменяемые и неизменяемые слова (к числу последних относить несклоняемые имена существительные).

Ученик получит возможность научиться:

– понимать роль каждой из частей основы (корня, приставки, суффикса) в передаче лексического значения слова (без термина);

– отличать от других сложные слова, выделять в них два корня;

– определять значение слова, передаваемое окончанием (грамматическое);

– выполнять полный разбор слов по составу (в соответствии с освоенным способом действия)

В области морфологии

Ученик научится:

– выявлять принадлежность слова к определённой части речи по комплексу освоенных признаков, разграничивать слова самостоятельных и служебных частей речи (в пределах изученного);

– различать формы слова и однокоренные слова;

– ставить имена существительные, имена прилагательные и глаголы в начальную форму; изменять слова в соответствии

с их морфологическими особенностями; ставить слова в указанные формы;

– определять морфологические признаки слова (род, число, падеж имени существительного и имени прилагательного; время, число, лицо или род глагола; лицо и число личного местоимения в начальной форме), выполнять для этого необходимые способы действия;

– находить в предложенном материале слова по указанным морфологическим признакам, заданные формы слов;

– сравнивать, классифицировать, преобразовывать предложенные слова по указанным признакам;

– пользоваться словарём учебника «Какого рода и числа слово?» для решения вопросов правильности речи;

– правильно употреблять в речи имена существительные (в объёме программы), личные местоимения 3-го лица с предлогами; использовать личные местоимения для устранения неоправданных повторов слов;

– под руководством учителя выявлять роль слов разных частей речи в художественном тексте;

– пользоваться словами разных частей речи в собственных высказываниях, стремиться при этом к повышению точности, выразительности речи.

Ученик получит возможность научиться:

– различать смысловые и падежные вопросы, личные и родовые окончания глаголов; понимать значения форм настоящего, прошедшего, будущего времени;

– находить в целом тексте слова по указанным морфологическим признакам;

– выполнять морфологический анализ имён существительных, имён прилагательных, глаголов на основе освоенного

общего способа действия (в объёме изученного);

– соотносить личное местоимение в косвенном падеже с его начальной формой;

– замечать яркие случаи неудачного употребления местоимений, приводящие к неясности речи, стараться устранять их;

– понимать роль предлогов и союзов в речи, значение частицы не при глаголе.

В области синтаксиса и пунктуации

Ученик научится:

– различать понятия «части речи» и «члены предложения», понимать смысл понятий «главные» и «второстепенные» члены

предложения; осознавать главные члены как основу предложения;

– выделять в предложениях главные и второстепенные члены, среди главных различать подлежащее и сказуемое;

– устанавливать связи членов предложения, ставить от одного к другому вопросы «по смыслу» и «по форме»; различать основу предложения и пары других его членов;

– отражать связь членов предложения в схемах; соотносить предложения со схемами, выбирать предложение, соответствующее схеме;

– проводить синтаксический анализ простого предложения (ясной структуры): характеризовать его по цели, интонации, наличию второстепенных членов (без деления на виды), указывать главные;

распространять заданные предложения второстепенными членами, выявлять смысловые различия распространённых и нераспространённых предложений.

Ученик получит возможность научиться:

– осознанно пользоваться смысловыми и падежными вопросами для решения языковых и речевых задач;

– строить предложения заданной структуры (с опорой на схему);

– использовать знания о роли второстепенных членов предложения при создании собственных высказываний для повышения их точности и выразительности.

Формирование орфографических умений

Ученик научится:

– осознавать сущность понятия «орфограмма»; по освоенным опознавательным признакам обнаруживать орфограммы

(в зрительно воспринимаемом тексте и на слух);

– определять разновидности орфограмм и соотносить их с определёнными правилами (в освоенных пределах);

– разграничивать орфограммы на изученные правила и неизученные;

– пользоваться приёмом сознательного пропуска буквы на месте орфограммы (письмом с «окошками») как средством

проявления орфографического самоконтроля и орфографической рефлексии по ходу письма;

– применять изученные орфографические правила (в объёме программы 1–3 классов);

– пользоваться орфографическим словарём учебника для решения вопросов письма на месте непроверяемых орфограмм;

– писать слова с непроверяемыми орфограммами (в изученном объёме);

– списывать и писать под диктовку;

– проверять написанное и вносить коррективы.

Ученик получит возможность научиться:

– обнаруживать большую часть орфограмм в предъявленной и собственной записи;

– оставлять сознательный пропуск буквы («окошко») на месте неосвоенных орфограмм;

– применять несколько дополнительных орфографических правил (в соответствии с программой 3-го класса);

-эффективно осуществлять проверку написанного, обнаруживать и аккуратно исправлять все допущенные орфографические и пунктуационные ошибки.

Планируемые результаты освоения основной образовательной программы.

Личностные результаты включают. У выпускника будут сформированы:

  • внутренняя позиция школьника, положительное отношение к учению;
  • широкая мотивационная основа  учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные, внешние мотивы;
  • учебно-познавательный интерес, желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
  • ориентация на осознание своих удач и неудач, трудностей, стремление преодолевать возникающие затруднения;
  • готовность понимать и принимать оценки, советы учителя, одноклассников, родителей, стремление к адекватной самооценке;
  • осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества (член семьи, член классного коллектива, горожанин, селянин), умение ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях, признание общепринятых морально-этических норм, готовность соблюдать их, способность к самооценке своих действий, поступков;
  • осознание себя как гражданина России;  уважительное отношение к другим  народам, их традициям;
  • основы экологической культуры, бережное отношение к природе;
  • установка на здоровый образ жизни.

Регулятивные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

  • принимать и сохранять учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу до окончательного её решения;
  • планировать (в сотрудничестве с учителем, одноклассниками) свои действия в соответствии с решаемой задачей;
  • действовать по плану, а также по инструкциям учителя или содержащимся в других источниках информации – в учебнике, тетради с печатной основой и т.д.
  • выполнять учебные действия в материализованной, речевой или умственной форме; использовать речь для регуляции своих действий;
  • контролировать процесс и результаты деятельности, вносить необходимые коррективы;
  • оценивать свои достижения, осознавать трудности, искать их причины и пути преодоления.

Познавательные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

  • осознавать учебно-познавательную (учебно-практическую) задачу, читая учебный текст (формулировку задания), слушая учителя или одноклассников, извлекать нужную информацию, самостоятельно находить её в материалах учебников, тетрадей с печатной основой;
  • различать основную и второстепенную информацию, под руководством учителя фиксировать информацию разными способами (словесно, схематично и др.);
  • понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме; использовать знаково-символичные средства для решения различных учебных задач;
  • дополнять готовые информационные объекты (тексты, таблицы, схемы);
  • сравнивать изучаемые объекты по указанным признакам и свойствам, находить общие существенные признаки и распределять (классифицировать) их на группы.
  • владеть общими способами решения учебных задач;
  • проводить по возможности для решения учебных задач анализ, сравнение, классификацию по заданным критериям;
  • осуществлять подведение под понятие на основе разграничения  существенных и несущественных признаков объектов;
  • под руководством учителя устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;
  • строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе несложные по форме рассуждения;
  • использовать рисунки, рисунки-схемы, чертежи, планы, отражающие пространственное расположение предметов, отношения между ними или их частями для решения познавательных задач;
  • преобразовывать реальный объект наблюдения из чувственной формы в модель (пространственно-графическую или знаково-символическую), в которой выделены существенные признаки объекта;
  • кодировать/замещать, использовать знаки и символы в качестве условных заместителей реальных объектов и явлений окружающего мира;
  • декодировать/интерпретировать информацию, представленную в условных знаках.

Коммуникативные универсальные учебные действия. Выпускник научится:

  • участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения; задавать вопросы, отвечать на вопросы других;
  • формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
  • проявлять терпимость по отношению к высказываемым другим точкам зрения;
  • под руководством учителя участвовать в организации и осуществлении групповой работы: распределять роли, сотрудничать, оказывать взаимопомощь взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам;  
  • строить небольшие монологические высказывания с учётом ситуации общения и конкретных речевых задач, выбирая для них соответствующие языковые средства.

        Формы и методы контроля

Контроль за уровнем достижений учащегося по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

Грамматический разбор есть средство проверки степени понимания учащимся изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

Контрольное списывание, как и диктант, - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

Тестовые задания - динамичная форма проверки, направленная на установление уровня сформированности умения использовать свои знания в нестандартных учебных ситуациях.

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

         нарушение правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;

         неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);

         отсутствие изученных знаков препинания в тексте (в конце предложения и заглавной буквы в начале предложения);

         наличие ошибок на изученные правила по орфографии;

         существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;

         отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;

         употребление слов в не свойственном им значении (в изложении). Недочеты:

 Недочеты:

         отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;

         отсутствие красной строки;

         неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило;

         незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Снижение отметки за общее впечатление от работы допускается в случаях, указанных выше.

При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

Нормы оценок за контрольные работы по русскому языку соответствуют общим требованиям, указанным в данном документе.

Особенности организации контроля по русскому языку

Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Текст не должен иметь слова на не изученные к данному моменту правила или такие слова заранее выписываются на доске. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

В качестве диктанта предлагаются связные тексты - либо авторские, адаптированные к возможностям детей, либо составленные учителем. Тематика текста должна быть близкой и интересной детям: о природе, дружбе, жизни детей, родной стране, путешествиях и т.п. Предложения должны быть просты по структуре, различны по цели высказывания и состоять из 2-8 слов с включением синтаксических категорий, которые изучаются в начальной школе (однородные члены предложения).

Для проверки выполнения грамматических разборов используются контрольные работы, в содержание которых вводится не более двух видов грамматического разбора.

Хорошо успевающим учащимся целесообразно предложить дополнительное задание повышенной трудности, требующее языкового развития, смекалки и эрудиции.

Для контрольных списываний предлагаются связные тексты с пропущенными знаками препинания. Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Постепенно можно использовать тексты с несложными описаниями пейзажа, портрета и т.п.

Оценивание письменных контрольных работ по русскому языку

С  учетом современных требований к оценочной деятельности в начальной школе вводится четырех балльная система цифровых оценок (отметок). Отменяется оценка "очень плохо" (отметка 1). Это связано с тем, что единица как отметка в начальной школе практически не используется и оценка "очень плохо" может быть приравнена к оценке "плохо". Отменяется оценка "посредственно" и вводится оценка "удовлетворительно".

        Контрольная работа, состоящая из диктанта и грамматических заданий, оценивается двумя отметками: отдельно за диктант и отдельно за грамматическое задание.

        За диктант ставятся отметки:

«5» - за работу, в которой нет ошибок и исправлений орфограмм; работа написана аккуратно, четко, и в соответствии с требованиями каллиграфии письма. Допускаются единичные случаи отступления от норм каллиграфии, а также одно исправление.

 «4» - за работу, в которой допущено 1 – 2 орфографических и 1 пунктуационной или 1 орфографической и 2-х пунктуационных ошибок; работа выполнена аккуратно, но имеются незначительные отклонения от норм каллиграфии. Допускается дополнительно по 1 исправлению любого характера.

«3» - за работу, в которой допущено 3 – 5 ошибок в следующих возможных вариантах:

        а)  3 орфографические и 2-3 пунктуационные;

        б)  4 орфографические и 2 пунктуационные;

        в)  3 орфографические и 1 пунктуационная ошибки;

работа выполнена небрежно, имеются отклонения от норм каллиграфии. Допускается 1 исправление любого характера.

«2» - за работу, в которой допущено более 5-7 ошибок, работа написана неряшливо.

        За грамматические задания ставятся отметки:

«5» -  за полностью выполненное задание без ошибок;

«4» - за полностью выполненное задание при 1 ошибке;

«3» - за неполностью выполненное задание или за полностью выполненное, но при 2 ошибках;

«2» -  за задание, к выполнению которого ученик не приступил.

        За словарный диктант:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой допущено 1 – 2 исправления или 1 ошибка;

«3» - за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки;

«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибки.

        При проверке творческих работ во 2 – 3 классах выставляется одна общая оценка. В 4 классе – две оценки: первая – за содержание и речевое оформление, вторая оценивает грамотность. Отрицательные оценки выставляются только в контрольной работе, обучающие изложения (сочинения) оцениваются положительно.

        В изложении (сочинении) оценивается:

  1. содержание (как передано основное содержание авторского текста – полностью, без искажений, без пропуска важных событий, главной части);
  2. построение текста (ход изложения, расположение частей, выделение абзацев);
  3. построение предложений, соблюдение порядка слов; лексика текста (употребление слов в свойственном им значении);
  4. орфографическая и пунктуационная грамотность.

За изложение (сочинение) ставятся отметки:

«5» - за работу, в которой правильно (без пропусков существенных моментов) передано содержание текста; логически последовательное раскрытие темы сочинения; правильно построены предложения и употреблены слова; нет орфографических и пунктуационных ошибок; не более 1 – 2 исправлений, одной речевой неточности.

«4» - за  правильно  переданное содержание текста (без искажения); раскрывается тема сочинения. Но незначительно нарушается последовательность изложения мыслей; имеются единичные (1-2) фактические и речевые неточности; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; допущены 1 – 2  орфографические или пунктуационные ошибки; 1 – 2 исправлений.

«3» - за работу, в которой при передаче содержания текста упущены какие – либо моменты (существенное отступление от авторского текста);  некоторые отступления от темы сочинения; допущены отдельные нарушения в последовательности изложения мыслей; в построении предложений и в употреблении слов есть недочеты;  бедность словаря;  допущено 3 – 5 ошибок в правописании или постановке знаков препинания и 1-2 исправления;

«2» - за существенные искажения при передаче авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); в построении предложений нарушен порядок, имеет место употребление слов в несвойственном им значении, крайне однообразный словарь; допущено более 6-ти речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста;   более 5 орфографических и 3-4 пунктуационных ошибок, 3-5 исправлений.

        За контрольное списывание ставятся отметки:

«5» - за безукоризненно выполненную работу, в которой нет исправлений;

«4» - за работу, в которой допущено 1 – 2 исправления или 1 ошибка;

«3» - за работу, в которой допущено 2 – 3 ошибки;

«2» - за работу, в которой допущено 4 и более ошибки.

        Тестирование:

«отлично» -  выполнение на 90% - 100%;

«хорошо» - выполнение на 70% - 89%;

«удовлетворительно» - выполнение на 50% - 69%;

«неудовлетворительно» - выполнение ниже 50%.

Оценивание устных ответов по русскому языку

   «отлично»- ученик полно излагает материал, дает правильное определение  языковых понятий, обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно, излагает материал последовательно и правильно с точки зрения норм литературного языка.

   «хорошо»- ученик дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет, и 1-2 недочета в последовательности и языковом оформлении излагаемого.

«удовлетворительно»- ученик обнаруживает знание и понимание основных положений темы, но излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий и формулировке правил, не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения, излагает материал непоследовательно и допускает ошибки в языковом оформлении.

«плохо»- ученик обнаруживает незнание большей части соответствующего раздела изучаемого материала, допускает ошибки в формулировке правил, беспорядочно и неуверенно излагает материал.

Учебно-тематический план по русскому языку в 3 классе

п\п

Название раздела

Кол – во

часов

1.

Знаем – повторим, не знаем – узнаем

20

2.

Каждое слово – часть речи

26

3.

Глагол как часть речи

32

4.

Что мы знаем о частях речи?

16

5.

Возвращаемся к разговору о предложении

17

6

И вновь о частях речи

20

7.

Обо всём, что мы теперь знаем

17

8.

Продолжаем учиться хорошей речи

16

9.

Подводим итоги, строим планы

6

Итого за год:

204 ч

                  Объекты и средства материально – технического обеспечения курса русского языка

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Коли-

чество

Примечание

                  УМК образовательной системы «Гармония»

1

Учебно-методические комплекты  по русскому языку:

-учебник для 3 класса «К тайнам нашего языка» в 2-х частях – авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко;

-тетрадь-задачник «К тайнам нашего языка» в 3-х частях - авторы М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко;

-методические рекомендации авторовМ.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко.

Издательство: Смоленск «Ассоциация XXIвек», 2012-2014 г.

К

Учебник, тетрадь-задачник авторов М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко соответствуют ФГОС НОО и рекомендованы Министерством образования и науки РФ.

2

ФГОС  НОО

Д

3

Примерная программа начального образования по русскому языку

Программа курса  «Русский язык» 1-4 классы авторов М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко

Д

          ПЕЧАТНЫЕПОСОБИЯ

4

Комплекты для обучения грамоте (наборное полотно, набор букв, образцы письменных букв)

Д

5

Касса букв и сочетаний

Ф

6

Таблицы к основным разделам грамматического материала, содержащего в стандарте начального образования по русскому языку

Д

7

Наборы сюжетных  (и предметных) картинок в соответствии с тематикой, определённой в стандарте начального образования по русскому языку и в программе обучения (в том числе цифровой форме)

Д

8

Словари всех типов по русскому языку

Ф / Д

9

Репродукции картин в соответствии с тематикой и видами работы, указанными в стандарте начального образования по русскому языку (в том числе цифровой форме)

Д

ТЕХНИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ

10

Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок

Д

11

Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок

Д

12

Телевизор

Д

13

Музыкальный центр

Д

14

Проектор с функцией интерактивной доски

Д

15

Ноутбук

Д

16

Экспозиционный экран, маркерная доска

Д

Размер не менее 150х150 см

17

МФУ (принтер, сканер, копир)

Д

18

Диктофон

Д

19

Аудиозаписи в соответствии с программой обучения

Д

Для изучения русского языка в школе с родным (русским) языком обучения

20

Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения

Д

ОБОРУДОВАНИЕ КЛАССА

21

Ученические столы 2-х местные с комплектом стульев

Ф

В соответствии с требованиями СанПиН 2.4.2.2821-10

22

Стол учительский с тумбой

Д

23

Стол компьютерный

24

Шкафы для хранения учебников, дидактических материалов, пособий и пр.

Д

Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:

 -  Д – демонстрационный экземпляр (не менее 1 экземпляра на класс);

-   К – полный комплект (накаждого ученика класса);

-   П – комплект необходимый в группах (1 экземпляр на 5 – 6  человек);

-   Ф – комплект для фронтальной работы (не менее чем 1 экземпляр на 2-х  

           учеников)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пояснительная записка к программе по русскому языку

Пояснительная записка к программе по русскому языку...

Пояснительная записка к КТП по русскому языку 3 класс

Пояснительная записка к КТП по русскому языку 3 класс...

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"

Пояснительная записка и планирование уроков русского языка 4 класс УМК "Школа России"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку для учащихся 3 класса по программе "Начальная школа XXI века"

Настоящая  рабочая программа разработана применительно к учебной программе курса  «Русский язык» для 3 классов общеобразовательных учреждений авторы программы С.В.Иванов, М.И.Кузнецова, А.О....

Пояснительная записка + календарно-тематическое планирование (русский язык) УМК "Школа 2100" 1 класс

Пояснительная записка (обучение грамоте, письмо, русский язык) 1 класс Учебники:  «Букварь» (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина);  комплектом прописей в 5-ти тетрадях «Мои волшебные ...

Рабочая программа по "Русскому языку" для учащихся 3 класса по программе: "Школа России"

Содержание: Стр. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Русский язык»3-8Содержание учебного предмета8-9Тематическое планирование9-14...

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР

Рабочая программа по русскому языку для учащихся 4 класса, обучающихся по адаптированной образовательной программе НОО для детей с ЗПР...