Имя прилагательное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Разработка урока по теме "Имя прилагательное как часть речи" поможет учителям провести урок в занимательной форме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon imya_prilagatelnoe_kak_chast_rechi.doc65.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ « Водоватовская средняя школа »

Имя прилагательное

 как часть речи

                                                                   

  учитель начальных классов

                                               I кв.категории

                                                                          Борисова Наталья Викторовна

                                                               Нижегородская область

                                                       Арзамасский район

2015 у.г.

Тема урока: Имя прилагательное как часть речи.

Программа : «Школа России», 3 класс.

Тип урока: открытие нового знания.

Цель урока: научить распознавать имена прилагательные среди др.частей речи

Задачи:

- развивать умения правильно формулировать учебную цель, делать самостоятельные выводы, наблюдательность, мышление, связную речь учащихся, словарный запас;

 - проводить  наблюдение над именем прилагательным, как частью речи;

- создать комфортные условия для усвоения материала и реализации возможностей учащихся.

- прививать  бережное отношения к природе.

Ход урока:

I. Орг.момент

Мотивация и стимулирование деятельности учащихся.

Психологический настрой.

- В природе есть солнце. Оно светит и всех нас любит и греет. Так пусть же каждый его лучик заглянет к нам в класс и не только обогреет нас, но и придаст сил, аккуратности, уверенности в знаниях.

Прошу вас поприветствовать наших гостей и подарить им свои улыбки, чтобы в классе стало еще  теплей.  Пусть эти слова станут девизом нашего урока.

Ребята, сегодня у нас необычный урок. Мы совершим с вами увлекательную прогулку. А куда – догадайтесь сами

Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет,
А нагрянет холод злой -
Скинет с плеч ее долой?
(Лес.) ( Слайд )

В пути мы будем делать остановки и встретимся  с лесными жителями, но сначала оформим маршрутные листы.

Запишем число: 19 февраля.

II.Актуализация знаний

- Посмотрите, как же красиво в лесу! ( Слайд )

- К какой части речи относится выделенное слово? (имя сущ.)

- В каком падеже употребляется? ( П.п.)

- Определите род. ( м.р.)

- Число? ( ед.ч.)

- Подберите однокоренные слова к слову ЛЕС ? ( лесник, лесок, лесочек, лесной, лесоруб)

Фиксация затруднения в пробном действии, выполнение места и причины затруднения

- Какое слово лишнее? ( лесной)

- Почему? ( отвечает на др.вопрос, имя прил.)

- Как вы думаете, какая же тема нашего урока?

-Тема нашего урока: Имя прилагательное  как часть речи.

III. Постановка цели урока

Узнать, чем мы будем заниматься на уроке, вам помогут слова- помощники:

Мы повторим…,

Мы узнаем…,

Мы научимся …

Может вы добавите что-то своё  (ПОСТАРАЮСЬ…)

- Что еще предстоит вам узнать, изучая этот раздел, можно посмотреть в учебнике на с.63. Прочитайте про себя. (спросить выборочно)

- Продолжаем нашу прогулку по лесу. Как нужно вести себя в лесу?

(ответы детей)        

IY. Минутка чистописания. (слайд ) №1.

- Наденем теплые перчатки и в путь! (пальчиковая гимнастика)

- Молодцы, ребята, посмотрите! Ч то здесь на снегу? (Следы.)

-Следы то непростые, рассмотрим их с помощью «лупы». (Окончания прил.)

- Запишем следы в маршрутный лист.

( ая, яя, ое, ее, ой, ый, ий, ые)

Y.Словарно-орфографическая работа

1. А вот и первая лесная жительница. Кто это? Опишите её… ( Слайд  )

(рыжая, пушистая, хитрая).

- Она зашифровала слово. Отгадайте его.

( Подсказка: Нужно убрать из него все одинаковые гласные буквы.)

ПРАИВЕТАЛАИВО   (слайд ) ПРИВЕТЛИВО

- К какой части речи относится? ( наречие)_

Что значит «приветливо» ? Найдите это слово  в »Толковом словаре» и прочитайте его лексическое значение.

- Прочитаем по слогам.

- Прочитаем орфоэпически.

- Орфграфически.

- Громко.

- Тихо.

- С радостью.

- Напишите слово зелёной пастой в №2. Поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

- Образуйте от наречия имя прилагательное.

- Составьте устно предложение  с данными словоми.

- Продолжаем нашу прогулку. Кто-то бежит к нам навстречу.

YI. Изучение нового материала

Исследование проблемы

Летом у него шерсть серая, а зимой белая, уши длинные, а хвост короткий. Зверёк этот пугливый.

 - Какие слова помогли вам догадаться?

- Какой частью речи они являются? ( именем прил.)

Открытие новых знаний  

ЗАПОЛНЕНИЕ КЛАСТЕРА ( НА ДОСКЕ)

Что же такое имя прилагательное?

 Один отвечает, остальные внимательно слушают. И если ошибка – сигналите красными огоньками. (сигнальные карточки).

1.Что такое имя прилагательное?

1) Слово.

2) Часть речи. ( ЗАПОЛНЯЕМ КЛАСТЕР)+ ДОСКА

3)Часть предложения.

2. Что обозначает имя прил?

1) Предмет.

2) Признак предмета.

3) Действие предмета.

2.Имена прилагательные отвечают на вопросы…

1) Что? Кто?

2)Какой? Какая? Какое? Какие?

3)Что делает? Что сделает?

3. С какой частью речи связано имя прилагательное в предложении?

1) С именем существительным.

2) С глаголом.

3) С местоимением.

Вывод: что такое имя прилагательное?  

Сравним наше правило с правилом на ДИСКЕ .

- Молодцы, ребята!  

- Отправляемся дальше…  Кто  так красиво поёт? (  Слайд ) (клесты + звуки), птицы

О том как зимуют птицы, прочитаем в сказке

Какая бывает зима?  

Спросили однажды у животных, какая бывает зима.

Зима бывает трудная, голодная, - ответил снегирь.

Синичка добавила: «Очень длинная зима».

А медведь подумал и сказал: «Зима короткая, тянется всего одну ночь».

- Почему у всех персонажей оказались разные ответы?

- Птичкам зимой очень тяжело. Как мы можем помочь птицам зимой?

 - Найдите и подчеркните имена прилагательные. Работаем в парах.

(Трудная, голодная, длинная, короткая)

 САМОКОНТРОЛЬ: посмотрите на доску И ПРОВЕРЬТЕ.

Физкультминутка

- Предлагаю вам  немного  отдохнуть.

Видео «Елочка»

YII. Закрепление изученного

Продолжаем прогулку.  (Работа по группам)    

-  Объединяемся в группы. Подберите к именам прилагательным, подходящие по смыслу имена существительные.

        2 группы работают на месте

        1 группа работает у доски

Взаимопроверка

YIII .Самостоятельная работа.

Посмотрите, ребята, подснежники пробиваются. Трудно им снег ломать. Давайте выполним задание, чтобы  подснежники распустились и весна поскорее настала.

 ( Красная Книга)

Карточки:

Высокий  уровень        проверяет учитель

Средний уровень                ключ

Низкий уровень                проверят ученики

Наступает ________________ весна. Светит _______________ солнышко. Тает ____________________ снег. Появляются первые ____________________  цветочки. Они называются  - подснежники.

- Кто быстрее всех справится с заданием можно выполнить дополнительное задание.

IX. Итог урока.

- Вот и подошло к концу наша прогулка  по зимнему лесу.

- Подведем итоги. Посмотрите , закончите предложение. Оцнеки.

X. Домашнее задание (дифференцировано).

- В маршрутных листах у каждого  написано домашнее задание.

_________  __________  __________– с.65 № 111.

Задание.

________  __________  _________ -. С.65 №111. Составить предложение  с любым словосочетанием.

Задание.

__________  __________   ___________ - составляете с данными словосочетаниями текст на тему "Русский лес ".

- В благодарность за хорошую  работу на уроке  я приготовила  для вас подарки.  

- Берегите лес, ребята, он для человека приносит много пользы.

- Урок закончен. 

                         

Карточка для учащихся высокого уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст.

Подснежники.

Наступает ________________ весна. Светит _______________ солнышко. Тает ____________________ снег. Появляются первые ____________________  цветочки. Они называются  - подснежники.

Проверка: учитель.  

Карточка для учащихся среднего уровня:

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок) .

Подснежники.

Наступает ________________ весна. Светит _______________ солнышко. Тает ____________________ снег. Появляются первые ____________________  цветочки. Они называются  - подснежники.

Слова для справок:  долгожданная, последний, ласковое, ранние.

 

Карточка для учащихся низкого уровня:

1. Прочитай текст. Подчеркни прилагательные.

Подснежники.

 Наступает  долгожданная весна. Светит  ласковое солнышко. Тает последний снег. Появляются первые  ранние  цветочки. Они называются  - подснежники.

Дополнительное задание

1.Что обозначает имя прилагательное?

   а) Предмет

   у) Признак предмета

   о) Действие предмета

2. На какие вопросы отвечают имена прилагательные?

м) кто? что?

л) какой? какая? какое? какие?

н) что делать? что сделать?

3. В предложении имя существительное связано по смыслу с…

ы) с именем существительным

и) глаголом

э) местоимением

4.Укажи строку, где все имена прилагательные

д) холодная, холод

г) мороз, морозная

б) сильный. снежный

5. В какой строке записаны только имена прилагательные, которые отвечают на вопрос КАКОЙ?

т) тёплое  умное

г) добрая   смелая

к) красивый   зелёный

6. Сколько в предложении имён прилагательных?

   Светит ласковое солнце и тает последний снег.

о) 1

а) 2

и) 3

Проверка: самоконтроль УЛЫБКА.

Улыбка-залог хорошего настроения.

- Поднимите руки, кто выполнил работу без ошибок. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле

Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...

"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"

Цели:-учить определять  и формулировать тему и цели урока;-формировать умение  действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить  знания  об  имени  прилагательн...

Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.

  Конспект урока  на тему  «Имя прилагательное как часть  речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным

Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...

Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"

систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...