Урок русского языка во 2 классе "Одушевленные и неодушевленные имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Урок-исследование формирует у учащихся ставить вопросы к именам существительным и определять их категории.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Предмет: Русский  язык.

Тема:  «Одушевленные и неодушевленные имена существительные»

Класс: 2

Тип урока: ОНЗ.

Форма урока: урок-исследование.

Цель: формировать умение ставить вопросы к именам существительным; определять категории имен существительных.

Задачи:

образовательные:

- учить распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные;

- совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов  с изученными орфограммами;

- совершенствовать каллиграфические навыки;

- учить  работать с деформированным текстом;

развивающие:

- развивать орфографическую зоркость;

- расширять и активизировать словарный запас детей;

- развивать наблюдательность, внимание, память

воспитательные:

- продолжить формирование ответственности, интереса к изучению русского языка, навыков самостоятельной, парной, групповой работы.

Используемые педагогические технологии:

-игровая

-проблемное изложение материала

ИКТ

Формы работы: 

- работа в группах, парах, индивидуальная работа, фронтальная работа

Формируемые УУД:

Познавательные УУД:

— определять отличительные особенности имен существительных и обосновывать своё мнение;

— строить предложения со словами — различными частями речи, отвечающими на заданные вопросы.

Регулятивные УУД:

— выполнять учебное задание в соответствии с целью;

соотносить учебные действия с известным алгоритмом;

— выполнять учебное задание с взаимопроверкой.

Коммуникативные УУД:

формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины;

— согласовывать позиции и находить общее решение;

— адекватно использовать речевые средства для представления результата

Личностные УУД:

Проявлять:

— эмоционально-ценностное отношение к проблеме;

— осознание собственных достижений при освоении учебной темы.

Оборудование и ТСО:  учебник, тетрадь, мультимедийное оборудование, картинки с изображением совы для рефлексии.

Ход урока.

1. Орг. момент.

– Здравствуйте, ребята! У нас в классе сегодня гости. Давайте поприветствуем их и улыбнемся им.

– Долгожданный дан звонок.
Начинается урок.
Посмотри скорей дружок
А ты готов начать урок?
Всё ль на месте?
Всё ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки.
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Ум и сердце в работу вложи
И каждой секундой в труде дорожи!

–  Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что мы уже знаем и постарались открыть новые тайны русского языка.

– А эпиграфом к нашему уроку будет русская народная пословица: “Грамоте учиться всегда пригодиться” (написано на доске).

– Как вы понимаете смысл этой пословицы? (ответы детей).

– Урок у нас сегодня необычный, урок-исследование “Следствие ведут знатоки”.

– Ребята! А кто такие знатоки? (ответы детей).

Это люди, которые очень много учатся, много читают и постоянно работают над приобретением новых знаний. Вот и мы с вами не должны останавливаться на достигнутом, а добывать все новые и новые знания.

– А теперь давайте откроем тетради и запишем дату наших сегодняшних исследований. Но перед письмом сделаем разминку для пальчиков перед письмом.

2. Минутка чистописания.

– Узнайте, о каких буквах идет речь.
Эти согласные коварные и опасные,
И с ними дружат не все гласные.

Жж Шш Чч Щщ (на доске)

– Что объединяет буквы? (они согласные шипящие)

– Чем отличаются? ([ж], [ш] – всегда твердые; [ч'] [щ'] – всегда мягкие).

3. Словарная работа

Запишите на следующей строчке под диктовку:

Шарик, шишка, чаща, Женя, чудесный.

– Объясните, какие орфограммы нам надо вспомнить при  написании этих слов?

- Какое слово здесь лишнее? Почему?

– Что такое имя существительное?

– На какие две группы можно разделить эти имена существительные? (собственные и нарицательные, одушевленные и неодушевленные)

– Какая же тема нашего сегодняшнего урока? (одушевленные и неодушевленные имена существительные)

- Чему мы сегодня будем учиться? (Находить имена существительные в тексте. Различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.  Учиться правильно писать слова и предложения. )

– Предлагаю провести исследование. Задание будет дано по рядам. Но перед работой давайте определим алгоритм нашего исследования.

З

Задания по рядам:

  • Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка.
  • Воробьи, трава, руки, нос, мышка, мама.
  • Синичка, обезьяна, осина, платье, малыш, диван.  

Разделите слова на 2 группы. По какому принципу вы их разделите?

На какой вопрос отвечают слова 1 группы? Почему?

На какой вопрос отвечают слова 2 группы? Почему?

Давайте проверим.

Делаем вывод:

  • К каким существительным мы ставим вопрос кто? Как они называются?
  • К каким существительным мы ставим вопрос что? Как они называются?

Вопрос “кто?” ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются одушевленными.

Вопрос “что?” ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются неодушевленными.

Проблемный вопрос: А почему существительные-названия растений  отвечают на вопрос ЧТО? Ведь растения живые!

Где проверим наши предположения? Все знатоки и исследователи обязательно работают с книгами и ищут ответы  на свои вопросы. (в учебнике на стр. 79)

Молодцы!

– Вы хорошо потрудились, и для вас я приготовила небольшой сюрприз. Вы любите мультфильмы? Я предлагаю вам посмотреть отрывок из мультика, но т.к. вы сегодня не просто дети, а исследователи, то выполните задание.

Ребята I в. записывают по три слова, которые отвечают на вопрос “кто?”, а ребята II в. – слова, которые отвечают на вопрос “что?”.

Меняемся тетрадями и проверяем работу своего товарища.

 Проверка работы и еще раз повтор вывода исследования:

  • К каким существительным мы ставим вопрос кто? Как они называются?
  • К каким существительным мы ставим вопрос что? Как они называются?

– А теперь предлагаю поиграть в игру “Помоги совенку”.

Работа над предложением.

– Составьте и запишите предложение птиц, ребята, изготовили, кормушку, для, зимующих.

Слайд 14 – ПРОВЕРКА

Дополнительное задание:

-Вспомните, из каких частей состоит слово?

-Разберите по составу слово КОРМУШКА.

Слайд № 15

Игра “Третий лишний”.

Работа в группах.

-Вспомним правила работы в группе.

-В каждой строчке есть лишнее слово. Определите его и докажите, почему?

РЕЗЕРВ: упр. 103 – по вариантам.

– На этом наши исследования подошли к концу.

Итог урока.

– Что нового узнали?

Обобщение.

РЕФЛЕКСИЯ.

-Отметьте для себя верные утверждения:

  • Я знаю, что такое имя существительное.
  • Я могу определить одушевленные и неодушевленные имена существительные.
  • Я знаю, на какие вопросы отвечают одушевленные и неодушевленные имена существительные.

– А закончить урок я хочу словами:

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом.
Вас ждет великая награда
И та награда в нем самом!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по русскому языку во 2 классе «А» Учитель: Голованова Елена Анатольевна 1

Слайд 2

Грамоте учиться всегда пригодиться 2

Слайд 3

Следствие ведут знатоки 3

Слайд 4

Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные 4

Слайд 5

размышляем замечаем наблюдаем делаем вывод 5

Слайд 6

Цветок, птичка, кольцо, мальчик, девочка, игрушка . Воробьи, трава, руки, нос, мышка, мама. Синичка, обезьяна, осина, платье, Дарья, диван. 1) Разделите слова на две группы. По какому признаку? 2) На какой вопрос отвечают слова первой группы? Почему? 3) На какой вопрос отвечают слова второй группы? Почему? 6

Слайд 7

КТО? ЧТО? птичка мальчик девочка цветок кольцо игрушка 7

Слайд 8

КТО? ЧТО? воробьи мышка мама трава руки нос 8

Слайд 9

КТО? ЧТО? синичка обезьяна Дарья осина платье диван 9

Слайд 10

Результат исследования: Вопрос КТО? ставится, когда речь идет о людях и животных. Такие существительные называются ОДУШЕВЛЁННЫМИ. Вопрос ЧТО? ставится, когда речь идет не о людях и животных. Такие существительные называются НЕОДУШЕВЛЁННЫМИ. 10

Слайд 11

1 вариант – записать три одушевлённых имени существительных; 2 вариант – записать три неодушевлённых имени существительных 11

Слайд 12

ПОМОГИ СОВЕНКУ 12

Слайд 13

Составьте и запишите предложение. ребята, кормушки, сделали, для, птиц, зимующих 13

Слайд 14

Ребята сделали кормушки для зимующих птиц. 14

Слайд 15

Кто быстрее всех прочтёт, слово лишнее найдёт? собака, машина, сорока медведь, тюлень, воробьи Вера, кошка, Александр чай, май, книга 15

Слайд 16

Что нового узнали на уроке? 16

Слайд 17

что? кто? неживые предметы живые предметы неодушевлённые одушевлённые Имена существительные 17


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе «Имена существительные одушевлённые и неодушевлённые»

Урок–Лаборатория Слова (с презентацией). На данном уроке организована исследовательская работа в группах, дети выводят правило грамматического признака одушевлённости. Одушевлённые: В.п. мн.ч.= Р.п. ...

Методическая разработка урока русского языка по теме "Одушевленные имена существительные".

Методическая разработка урока русского языка по теме "Одушевленные имена существительные". Урок составлен по программе "Школа России" для учащихся 2 класса....

урок русского языка в 3 классе " Имена существительные собственные и нарицательные " УМК " Начальная школа 21 века"

Тип урока: открытие новых знанийОбразовательная цель: активизировать познавательную деятельность обучающихся для усвоения знаний по теме урока и их применения на практике...

Презентация к уроку русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные."

Презентация к уроку русского языка по теме "Несклоняемые имена существительные."...

Конспект урока русского языка "Одушевлённые и неодушевлённые имена существительные" 3 класс

Цель: дать учащимся представление о номинативном значении слова, формировать умение определять в предложении слова, отвечающие  на вопрос кто? что?; развивать связную речь учащихся, формировать у...