Мастер класс к уроку русского языка в 3 классе по теме "Части слова. Окончание"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) по теме

Урок по УМК "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rus_3_kl_urok.docx30.18 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ  Школа  №103

Урок русского языка

Тема «Части слова. Окончание»

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык»

3 класс, часть 1. Москва., Просвещение 2015

УМК: «Школа России»

2016 год

План урока русского языка.

Тема:  Части слова. Окончание.

Учебник: В. П. Канакина, В. Г. Горецкий.«Русский язык» 3 класс часть 1. Москва. Просвещение 2012

УМК: «Школа России»

Тип урока: урок открытия новых знаний

Класс: 3

Технология: проблемного обучения

Цель:

обучающая:

-учить учащихся анализировать формы одного и того же  слова, находить и  выделять окончание, совершенствовать грамматический строй речи: наблюдать над связью слов в предложении, над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью;

развивающая: 

-развитие интереса учащихся  к предмету через  познавательную деятельность, критического и творческого мышления, связной речи, волевых качеств.

воспитывающая:

оспитание ответственности, трудолюбия, наблюдательности, внимательности, усидчивости, самостоятельности, честности. взаимоуважения, аккуратности, организованности, дисциплинированности.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Задачи:

 -познакомить с новой частью слова - окончанием, 

-находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

-выявить  значение окончания.

    Планируемые результаты урока:

Сформируется базовый уровень умений работать с информацией по теме;

Сформируется умение выстраивать речевые высказывания, работать самостоятельно и в паре, уважительное отношение к иной точке зрения ;

Сформируются у обучающихся навыки исследования, логических рассуждений;

Сформируются начальные формы рефлексии;

Сформируется базовый уровень умений:

          Знать, что такое окончание

Находить окончание  слова, путём изменения его по числам.

 Определять значение окончания.

       Универсальные учебные действия (УУД)

Познавательные:

  • Развивать умение извлекать информацию из схем,  текстов.
  • Выявлять сущность, особенности объектов.
  • На основе анализа объектов делать выводы.
  • Обобщать и классифицировать по признакам.
  • Находить ответы на вопросы.

Регулятивные:

  • Самостоятельно организовывать свое рабочее место.
  • Развивать умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.
  • Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.
  • Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).
  • Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные:

  • Развивать умение слушать и понимать других.
  • Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
  • Оформлять свои мысли в устной форме.
  • Уметь работать в паре.

Личностные:

  • Выполнять правила этикета.
  • Развивать умения выказывать  выражать свои эмоции.
  • Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
  • Формировать мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Оборудование: мультимедийный проектор;  мультимедийная презентация к уроку,учебник, таблицы (раздаточный материал)

Технологическая карта урока русского языка «Часть слова - окончание»

Этап

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные действия

Воспитат.    задачи

1. Мотивация. Самоопределение к деятельности.

(1-2 мин)

Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
На рабочий лад настройтесь,
Ведь у нас не мало дел.
Поудобнее устройтесь,
Чтобы каждый проявить себя сумел.

Запишите в тетради число, классная работа

Включение в деловой ритм урока, создание рабочего настроя.

Устное сообщение учителя.

Подготовка класса к работе.

Личностные: самоопределение; регулятивные: целеполагание; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Развитие мотивационно – потребностной сферы,дисциплинированности, организованности, внимательности, трудолюбия

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности

(5 мин)

Прочитайте, пожалуйста, текст на слайде и найдите форму одного и того же слова.

 (Упр. 142 на слайде) Запишите их.

Проверим:

Осина, осины, к осине, про осину.

Выделенные слова имеют одно лексическое значение или разные? Выделите в них корень.

Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции и учебные навыки.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

познавательные: логические – анализ объекта с целью выделения признаков

Воспитание познавательной активности,культуры речи, нравственное воспитание

(создание ситуации успеха)

3.  Постановка учебной задачи

(2 мин)

Посмотрите, все ли части слова выделены?

Мы можем назвать эту часть слова? Почему? Значит наша цель – узнать.

Где стоит часть слова, которую мы не выделили. Как бы вы её назвали?

Правильно, эта часть слова называется окончание и выделяется она так

Выделите окончание в своих словах.

Сформулируйте, пожалуйста, тему урока.

Часть слова – окончание.

А теперь давайте поставим для себя конкретные задачи.

Чему мы должны научиться на этом уроке?

  • Что такое окончание?
  •  Для чего служит окончание?

Активизирует знания учащихся.

Создаёт проблемную ситуацию.

Ставят цель, формулируют (уточняют) тему урока, определяют задачи.

Высказывают мысли вслух и «сильные» и «слабые» уч-ся.

Регулятивные: целеполагание;

познавательные: постановка вопросов;

общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Воспитание творческого и критич.  мышления, смелости суждений (волевые качества), культуры речи, уверенности в своих силах, аккуратности (при выделении окончания), нравственное воспитание (создание ситуации успеха)

4. Открытие новых  знаний.

(20 мин)

Выбор решения проблемы

Решение проблемы

Что же такое окончание?

«Да – нетка» (ставят в первой колонке таблице + или -)

Окончание – часть речи?

Окончание – изменяемая часть слова?

Окончание служит для связи слов в предложении?

У одного и того же слова могут быть разные окончания?

С помощью окончаний образуются новые слова?

Посмотрите, пожалуйста, на свои слова.

Это часть слова и часть речи? (Правильно, это часть слова).

Эта часть слова менялась? Значит, какая это часть слова?

( Правильно, это изменяемая часть слова.)

У одного и того же слова могут быть разные окончания?(да)

Это однокоренные слова или формы одного и того же слова? (формы)

Сделайте вывод: с помощью окончаний образуются новые слова?(нет)

Упр. 143.(1 чел. удоски проговаривает)

Какая часть в слове менялась?

Теперь мы должны узнать для чего служит окончание.

Упр.144

Что нам надо изменить? Для чего? Изменяйте. Работа в паре.

Что при этом меняется? Значит, для чего служит окончание?

Сделайте вывод, что такое окончание?

ОКОНЧАНИЕ – это изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении

Проверим свои предположения

(Знакомство с правилом с.80)

Расскажите правило друг другу.

Организует учащихся по исследованию проблемной ситуации

Заполняют таблицу. Работают по заданию учителя и учебника, выдвигают гипотезы и их обосновывают

Работают в тетради

Работают в паре

Регулятивные: планирование, прогнозирование;

познавательные – моделирование, логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование;

коммуникативные - инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

Воспитание познавательной активности, критическ. мышления, внимательности, наблюдательности, коммуника бельности.

Воспитание самостоятельности, трудолюбия,ответственности, аккуратности

Воспитание самостоятельности и взаимоуважения

5.Первичное закрепление с проговариванием вслух.

(2 мин)

Упр.145 (2-3 предложения с проговариванием у доски)

Организует деятельность по применению новых знаний.

Работают в тетради

Воспитание познавательной активности,внимательности, наблюдательности, аккуратности

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

(3 мин)

Упр.145 (4-5 предложения)

Проверьте. Оцените работу. (!+-)

Устанавливает осознанность восприятия детьми нового знания

Самостоятельная работа. Осуществляют самопроверку, пошагового сравнения с эталоном.

Самоконтроль.

Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уж усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения; личностные: самоопределение

Воспитание самостоятельности, трудолюбия,ответственности, аккуратности, нравственное воспитание

(создание ситуации успеха, честности)

7.Включение в систему знаний. Повторение.

(3 мин)

Групповая работа.

Игра «Лови ошибку!» Исправьте ошибки в окончаниях.

 Снегирь живут в лесах с густым подлеском. Питается снегирю  семенами, почками и ягодами. Очень удачное название дано снегирей. Зимой стаи снегири очень хорошо различимы на белоснежном фоне.

Проверка по эталону.

 Оцените свою работу: ! + -

Устанавливает осознанность восприятия детьми нового знания.

Работают в группе самостоятельно.

Самоконтроль.

Регулятивные: контроль, оценка, коррекция;

Познавательные: общеучебные – умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач, умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание, рефлексия способов и условий действия; коммуникативные: управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра

Нравственное воспитание

(создание ситуации успеха), познавательной активности,взаимоува жения

8.  Рефлексия деятельности

    (3 мин)

Давайте подведём итог сегодняшнего урока. Ответьте на вопросы и  заполните 2 колонку таблицы.

Сравните свои ответы с первой колонкой  и скажите:

На уроке я узнал …

Я смог…

Я научился…

Организует рефлексию.

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; познавательные: рефлексия; личностные:

смыслообразование

Воспитание усидчивости, уверенности в своих силах, внимательности, осознание своих действий и поступков, самостоятельности, честности, коммуника бельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Презентация к уроку русского языка 4 класс по учебному комплекту "Перспективная начальная школа" на тему "Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков"

Представлен ход урока " Слова с удвоенной буквой согласного, пришедшие из других языков", 4 класс.  Презентация содержит проверочную работу -игра "Редактор", представлены значения слов "аббр...

Открытый урок русского языка. 4 класс. Тема урока: «Правописание безударных личных окончаний глаголов. Закрепление».

Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: "Правописание безударных личных окончаний глаголов.:...

Технологическая карта урока русского языка.3 класс.Тема урока: «Повторяем фонетику и состав слова»

Тема урока:  «Повторяем фонетику и состав слова»Тип урока: отработки умений и рефлексииУМК: «Начальная школа XXI века»; учебник: С.В.Иванов «Русский язык» 3 кл...

Урок русского языка 1 класс Тема урока: Способ обозначения согласного звука парного по глухости-звонкости в конце слова.

Тип урока: открытие новых знаний (продолжение).Цель урока: овладение  алгоритмом проверки парной согласной глухости - звонкости на конце слова.Задачи:- развивать умение распознавать в слове парны...