Сценарный конспект урока русского языка "Сложное предложение"
план-конспект урока по русскому языку (2, 3 класс) на тему

Толстая Татьяна Васильевна

В конспекте открытие нового знания  по теме "Сложное предложение".  На этапе актуализации дети сталкиваются с затруднением в расстановке запятых. Идёт исследование предложений в группах. Обучающиеся применяют имеющиеся ранее знания, устанавливают соответствия со схемами и выводят новую схему, схему сложного предложения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon stsenarnyy_konspekt_uroka_slozhnoe_predlozhenie_.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Цель:  создание педагогических условий для ознакомления учащихся с понятиями " сложные предложения"; сформировать представление о  сложных предложениях.

УУД:

личностные:  развивать  познавательный интерес к родному языку через языковые средства;

познавательные: познакомить учащихся с понятиями "сложные предложения", учить выделять существенные признаки в изученном материале (формулирование вопросов, выводов, обобщать факты и понятия), упражнять в распознавании простых и сложных предложений, использовать их в устной и письменной речи;

регулятивные: учиться планировать свою деятельность, сверять свою работу с эталоном, проводить коррекцию своих ошибок, оценивать свою деятельность.

коммуникативные: учить детей взаимодействовать в группе, вежливо и доброжелательно общаться друг с другом, воспитывать взаимопомощь, чувство ответственности не только за свои успехи, но и за успехи своих партнёров, всего класса.

I. Психологический настрой на урок.

Мотивация.

Учитель: Какая сегодня погода? Солнышко есть? А давайте солнышко впустим в класс!  От чего становится светлей?  (От улыбки) Давайте улыбнёмся друг другу, нашим гостям и пожелаем друг другу успехов, удачи и хорошего настроения.

У нас урок русского языка. Ребята, как вы думаете, этот урок очень важен для нас? (Высказывания детей)

Давайте прочитаем стихотворение на слайде.

Если к русским ты привязан
И  в России жить привык –
Кто бы ни был ты – обязан
Русский выучить язык.

А вот слова вашей ровесницы Елизаветы.

«Самый великий язык и могучий,
Надо учить его больше и лучше.
Только тогда, после долгих стараний,
Волшебная дверь открывается знаний».
                             
(Платонова Елизавета)

Учитель: Дети,  о какой волшебной двери идёт речь?

(Высказывания детей)

Учитель:  А хотите узнать, какая волшебная дверь сегодня откроется для нас?

Тогда в путь.  А работать мы будем сегодня под девизом  (Слайд)

               Наш девиз

Мы ребята  - молодцы,

Во всех делах мы удальцы.

Мы всё сможем, всё сумеем,

Преграды все преодолеем.

II. Актуализация знаний.

 Минутка чистописания.

а) фо  ол   ое  ло  ео   то  но  со  ро  во  го  он  ос  ог  од

 б) фонтан столица носорог воробей ягода

- Найти слово, в котором звуков больше, чем букв.  (Ягода.)

- Найти слово, в котором все согласные звуки твёрдые.  (Фонтан, носорог.)

- Найти слово,  в  котором все согласные звуки звонкие.  (Ягода.)

- Найти слово,  которое начинается с гласного звука.  (Нет.)

- Найти лишнее слово.   (Носорог, потому что оно сложное.)

- А почему оно сложное?   (Состоит из двух частей.)

 в) С деревьев облетели последние листья, с грустью ложились на холодную землю.

- Разбор предложения.

Учитель:  Найдите в минутке чистописания материал наших последних уроков.  (Запятая.)

Как вы думаете, запятая играет важную роль в русском языке?

(Высказывания детей.)

Учитель: Прочитайте предложения на слайде и поставьте в них запятую.

Казнить нельзя помиловать.

Работать нельзя есть  конфеты.

Гулять не буду учиться.

1. Казнить, нельзя помиловать. Казнить нельзя, помиловать.

2. Работать, нельзя есть конфеты. Работать нельзя,  есть  конфеты.

3. Гулять, не буду учиться.  Гулять не буду, учиться.

Учитель:  Ну, что, важна запятая  в русском языке?

(Высказывания детей.)

Учитель:  Мы на протяжении нескольких уроков учились определять запятые в тексте. Вспомним,  когда ставится запятая при однородных членах,  а когда не ставится.  (Обучающиеся выходят со схемами и рассказывают правила.)  (Слайд об однородных членах.)

Учитель: Давайте посмотрим,  как вы  умеете определять однородные члены и запятые  на практике.  На слайде предложения, поставьте, где нужно запятую.  (Слайд.)

У Серёжи болит горло и голова. Мальчик лежит в постели и пьёт лекарство. Он бледный и грустный. К нему пришёл  Петя и ребята вместе читали книги.

(Дети списывают предложения и  определяют запятые.)

III. Фиксация затруднения.

Учитель: Давайте проверим, что у вас получилось. Свертись со слайдом.

(Слайд.)

У Серёжи болит горло и голова. Мальчик лежит в постели и пьёт лекарство. Он бледный и грустный. К нему пришёл Петя, и ребята вместе читали книги.

Учитель:  У вас так?

(Ребята не соглашаются с последним предложением, так как они выучили правило, что при одиночном союзе «и»  запятая не ставится.)

Учитель:  Как же быть? Кто прав?  У нас затруднение. Кто скажет,  в чём оно?

(Дети не знают,  почему на слайде в последнем предложении стоит запятая.)

IV.  Построение проекта выхода из затруднения.

Учитель:  Как вы думаете, как нам найти выход из затруднения? Что нам нужно повторить? (Слайд.)

 Вспоминаем, что знаем

1.Что  такое  однородные члены?

2.Какие бывают однородные члены?

3.Когда ставится запятая в предложении

с однородными?

4.Когда запятая не ставится?

Как нам определить, нужна запятая или нет?

1.  Разобрать каждое предложение.

2.  Подобрать к каждому предложению нужную схему из набора схем.

3.  Определить необходимость запятой.  (Слайд.)

V.  Реализация проекта.

1. Первое предложение.

У Серёжи болит горло и голова.

а) Подлежащее  - слова « горло»  и « голова», сказуемое – слово «болит».

б) К предложению подходит схема:

подлежащее и подлежащее  (однородные подлежащие).  

Такая схема в наборе есть.

в) Запятая не ставится.

2. Второе предложение.

Мальчик лежит в постели и пьёт лекарство.

а) Подлежащее  - слово «мальчик»,  сказуемые  - слова «лежит» и «пьёт».

б) К предложению подходит схема:

сказуемое и сказуемое (однородные сказуемые).

Такая схема в наборе есть.

в) Запятая не ставится.

3. Третье предложение.

Он бледный и грустный

а) Подлежащее – слово «Он», второстепенные члены – слова «бледный» и

« грустный».

б) К предложению подходит схема:

второстепенный и второстепенный (однородные второстепенные члены).

Такая схема в наборе есть.

в) Запятая не ставится.

4. Четвёртое предложение.

К нему пришёл Петя, и ребята вместе читали книги.

а) Подлежащее – слово «Петя» и слово «ребята», сказуемое  - слово «пришёл» и слово «читали».

Получается:

подлежащее сказуемое    и   подлежащее  сказуемое. Но такой схемы в наборе однородных членов нет.

Учитель:  Раз у нас нет такой схемы, я  предлагаю вам   побыть в роли учёных и самим нарисовать схему к этому предложению.

( Дети работают в парах и рисуют схему к предложению.)

____________   ____________   и  ______________   _______________

                           ____________                                      _______________

Учитель:  Что вы видите в этой схеме?   (Две основы.)

Значит, что мы здесь имеем?  (Два предложения.)

Почему же стоит запятая в предложении?   (Чтоб отделить одно предложение от другого.)

Учитель:  Из скольких частей состоит предложение?  (Из двух.)

Как мы называли слово «носорог»  в минутке чистописания?

(Сложным.)

Как же мы назовём наше предложение?  (Сложным.)

Какое же предложение будет называться  сложным?

(Предложение является сложным,  если оно состоит из двух простых предложений.  Между ними будем ставить запятую.)

VI. Определение темы урока.

Учитель: Чего же мы с вами не знали?  Какая волшебная дверь открылась нам сегодня?  Какая тема нашего сегодняшнего урока?

(Сложное предложение.)

Учитель: Какое правило мы с вами открыли? (Слайд)

Предложения,  состоящие из нескольких простых 

предложений, называются  

СЛОЖНЫМИ.

Учитель: Давайте сверимся с учебником на с. 75.

(Читаем правило)

Учитель: Составим алгоритм определения, какое предложение:

- с однородными членами;

- сложное.  (Слайд.)

Алгоритм:

1. Прочитай предложение.

2. Определи, сколько в предложении грамматических основ.

3. Если одна, то это предложение с однородными членами.

4. Если две, то это предложение  сложное.

VII  Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Учитель:  У меня на билетиках предложения. Вы сейчас выбираете себе билетик и по алгоритму определяете тип предложения:

- простое с однородными;

- сложное.

А потом определяем, нужна ли запятая.

Предложения

  1. Дружба заботой и подмогой крепка.
  2. Дружба идёт от сердца и за неё люди спасибо не говорят.
  3. Был Филя в силе и все друзья к нему валили.
  4. Только трус и дурак первым поднимает кулак.

(Дети по алгоритму определяют предложение)

VIII. Самостоятельное закрепление с целью выявления осознания нового материала.

Выполнение  в  учебнике упр. 120.

Определение типа предложения и запятой.

Проверка.

Кто справился,  выполняет дома задание на определение простых и сложных предложений. (Упр. 121.)

Кто не справился,  выполняет дома упражнение 123. Списать и найти основу предложения.

IX. Итог урока.  Рефлексия.

Учитель:  Какую же волшебную дверь в царство русского языка мы открыли? Что новое узнали? Какие предложения называются сложными?

Посмотрите на предложения на  слайде:

1.Урок полезен, всё понятно.

2. Лишь кое – что чуть – чуть не ясно.

3. Ещё придётся потрудиться.

4. Да, трудно всё – таки учиться.

Выберите каждый себе предложение в плане познания сегодняшней темы и прокомментируйте свой выбор.

Урок окончен. Всем спасибо!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка с презентацией в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения - определение. Его роль в предложении»

Конспект урока русского языка в 3 классе по теме "Второстепенный член предложения  - определение. Его роль в предложении» по программе "Школа России"...

Конспект урока русского языка. "Предложение. Связи слов в предложении".3 класс

Конспект урока. Русский язык, 3 класс. СРО Занкова. "Предложение. Связи слов в предложении"....

Конспект урока русского языка "Предложения с однородными членами", умк «Перспектива», 3 класс.

Урок русского языка , УМК «Перспектива»Тема урока: Предложения с однородными членами....

Сценарный конспект урока русского языка "Звук [ш], буквы Ш,ш"

Конспект урока открытия нового знания по русскому языку в 1 классе ""Звук [ш], буквы Ш,ш"...

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема"

Цель урока: актуализация знаний и умений обучающихся в работе с предложением.Задачи урока:Образовательные:- упражнять в составлении предложений по схемам и в составлении схем к предложениям...

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема"

Конспект урока русского языка "Предложение и его схема" во 2 классе коррекционной школы...