урок по русскому языку 3 класс .Правописание безударных гласных и проверяемых согласных в корне слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Аверьянова Мария Александровна

правописание безударных гласных  и проверяемых согласных в корне слова

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                       

Аверьянова М.А 240-904-233

Русский язык. 3 класс.  Программа «Школа 2100»

Тема: Правописание проверяемых гласных и согласных в корнях  слова

(Путешествие по океану Орфографической страны)

Цели:1.Обобщить и систематизировать изученные орфограммы

2.Сопоставлять  и совершенствовать навык проверки гласных и согласных в корнях  слова

3.Развитие орфографической зоркости

Оборудование: выставка  рисунков с урока ИЗО  по теме «Морские обитатели»,  творческие  работы учащихся  (сочиненные стихи по первой строчке «Я путешествовал по океану Орфографической страны), рисунки  пиратов (информация из книги «Пиратология» модели корабликов с урока технологии.

Ход урока

Организационное начало.

Начинается урок

Он пойдет,  конечно,  впрок

Постарайтесь все понять –

Чтобы многое узнать.

Постановка задач и целей урока.

-Кто такие путешественники?

-Каких  великих путешественников вы знаете? (Ф.Магелан, Миклухо-Маклай и др.)

  С урока чтения мы знаем, что многие герои произведений И.Дика, С.Галицина, М Твена мечтали о путешествиях.

- А вы готовы отправиться в морское путешествие по океану Орфографических Знаний? Да?! А с какой целью?

У: чтобы многое узнать,  правильно писать слова, учиться преодолевать трудности, уметь работать дружно.

-Что мы можем встретить в пути?  Кого мы можем встретить в пути?

У: упражнения по применению орфографических орфограмм, пиратов.

Аверьянова М.А 240-904-233

-Кто такие пираты?

Лексико – орфографическая подготовка.

Начнем путешествие  из нашего уютного класса. Какая орфограмма встречается в слове «класс»?

У: удвоенная согласная

-1 задание: Записать слова с удвоенной согласной. Девочки пишут слова, которые относятся к предмету русский язык, а мальчики по теме «Спорт»

(Грамматика, орфограмма, русский, хоккей, теннис, кросс…)

Физкультминутка: танцевальные упражнения на мотив песни «Яблочко»

Введение нового словарного слова

-Я знаю, что Таня  мечтает быть телеведущей, когда вырастет. Сегодня ей,  представлена   возможность,  побыть в роли диктора нашего телеканала «Челны ТВ». Она расскажет нам прогноз  погоды

У: Добрый день! Сегодня 19 октября, день недели среда. Пасмурно, на улице дождь, температура воздуха +5 градусов по Цельсию. Не забывайте свои зонтики. Желаю вам хорошего настроения! С вами была Таня Лопатина.

У: Ребята, а я по просьбе учителя заглянул в толковый словарь Ожегова, и вот сейчас расскажу, как там объясняется слово погода. «Погода»- состояние атмосферы в данном месте, в данное время и еще на уроке окружающего мира мы учились отличать погоду и климат

-Исследуйте, можно ли проверить безударную гласную в этом слове. Как вы это будете делать?

У: подберем однокоренные слова , запишем их, поставим ударение, выделим корень погод :погодка, погода, погодные условия, непогода, погожий(д//ж).вывод –безударную гласную проверить нельзя, значит это словарное слово, написание которого надо запомнить.

-выполним звукобуквенный анализ слова «погодка» 1 ученик на доске. Каждый ряд проверяет характеристику звуков (по слогам по-год-ка), делает свои выводы.

-Составить словосочетания со словом погода и запишите их (хорошая, плохая, солнечная, дождливая)

-А теперь, пожалуйста,  объясните устойчивое сочетание «Ждать у моря погоды»

У: какое море – такая погода; нет, от моря зависит погода; невыполненное обещание чего-либо

Повторение изученных слов с непроверяемым написанием 

Аверьянова М.А 240-904-233

-Заглянем в трюм корабля. Какие припасы мы должны взять с собой? Назовите и запишите за 1минуту не менее 10 слов в тетрадь. Проверяем по доске 

Физкультминутка 2

Упражнения в написании слов с безударными гласными.

-Ребята, а что это за удивительный остров, на   одной половине которого гласные кричат, а на другой части гласные прикрыли рот рукой?

У: безударные гласные проверяемые и непроверяемые

-расскажите правило проверки, выполните задание:

Б.р.датый к.питан,  д.лекий бер.г,  с.леная в.да,  слабый в.терок,  м.ряки-хр.брецы

-Кому понадобилась помощь?

-итак, путешествие продолжается. А кто же «обличился» в жилет   и брюки малинового цвета, на голову нахлобучил шляпу с пером, на груди красуется алмазный крест

У: это пират Джек Воробей

-Верно, это он. Он передал вам письмо.

У:( читает) «Я, капитан Джек Воробей, заклинаю Вас, 1000 чертей, что никогда вам не справиться с моим заданием. Сколько не старайтесь! Вот оно первое задание: назовите и запишите  пары согласных по звонкости  глухости

Ну. А если вы, дети мои,  правильно назовете  правило проверки парных согласных на конце и в середине слова, то, надеюсь: удача будет за вами и дальше!

Итак, вы на моем острове, добро пожаловать, маленькие незваные гости! Вы непременно,  должны  напомнить мне старому пирату « В чем сходство и различие в правилах  проверки безударной гласной в корнях слова и парной согласной в корнях слова»

У: (правило, сходство. различие)

- Надеюсь. Вы не забыли взять с собою компас? Чтобы миновать обрыв, похожий на раскрытый рот гигантского хищника. « Назовите орфограмму в слове «гигантский»

Ну, а вот теперь и таинственная пещера, где я зарыл сои сокровища. Вы никогда не доберетесь сюда никогда!!!

Хотя, если выполните последнее задание – вы откроете сундук! А что вы там найдете?!

-Ваши предположения..

Аверьянова М.А 240-904-233

Распределите слова по островам

Остров удвоенных согласных

Остров непроизносимых согласных

Остров парных согласных

Остров проверяемых гласных

Остров непроверяемых гласных

Вот эти слова: нахо.ка, ра.каз, Кари.ское море, в.селый пира.,зат.нувшие к.рабли, выхо. в  море , жгучее со.нце, ло.ка

Запишите цифрами количество слов на каждом острове. Ваш ответ: число 11521.Молодцы!

Дома же , заселите  эти острова другими  « морскими» словами. Внимание! Новый ответ

55886.

Ребята, счастливого плаванья!

-Из путешествия можно привести сувениры и получить массу впечатлений и удовольствие. Результатом вашего путешествия будут оценки за активную работу и выполнение письменных заданий.

А сейчас заполним наш судовой журнал (карту рефлексии)

утверждения

Поставь + или -

тема урока мне понятна

Я достиг цели урока

Я знаю, как проверять безударную гласную в корнях слова

Я знаю, как проверить парные согласные на конце и в середине слова

Мне необходимо поработать над темой

Самооценка

-ребята, это у нас уже не первое путешествие. Некоторые из вас сочинили свои стихи, и вот они сейчас прозвучат в вашем исполнении

1.Я путешествовала по морю

 Орфографической страны

Страны - где знанья правят балом,

Страны – где знания важны.

Там острова согласных, гласных

Там рифы звонких и глухих,

Заливы твердых звуков и мягких 

Мы в школе дружно учим их!

Аверьянова М.А 240-904-233

2.Мы плыли мимо островов и рифов

И изучали наш язык

Недаром говорят все люди

Что он могучий и велик.

3.Попали мы в цунами гласных,

Прошли сквозь шторм согласных,

Преодолели рифы правил,

Подружились со страной Знаний-

Теперь без всякого труда

Напишем сложные слова.

4.И посещал я острова,

Где жили разные слова.

Слова нас правильно учили

Как рифы лучше обогнуть

Как по заливы прошмыгнуть

И  как набраться больше знаний

Чтоб справиться с программой

5.Я путешествовал по морю

Орфографической страны,

Наметив путь в заливе Знаний,

Преодолел я рифы правил,

Достигнув острова Мечты

- Кто получил удовольствие от путешествия?

-спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Русский язык 3 класс. "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Цель: выработать умения  самостоятельного применения знаний о правописании безударных гласных и парных согласных в корне слова....

Конспект урока русского языка во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

Технологическая карта конспекта по русскому языку во 2 классе по теме: « Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова» Программа «Перспективная начальная школа»...

Урок русского языка. 2 класс Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)

Урок русского языка. 2 класс. программа Гармония.Тема:Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова(закрепление)....

Открытый урок русского языка во 2 классе по программе: «Гармония» Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»

Открытый урок русского языка во 2 классепо программе: «Гармония»Тема: «Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов.»...

Урок русского языка 2 класс умк "Гармония" по теме "Упражнение в применении правила правописания безударных гласных и парных согласных в корнях слов"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок закрепления материала в нетрадиционной форме...

Тема: Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корня Урок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс

Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова. Обобщение правил о правописании корняУрок повторение изученных орфограмм в корне слова 2 класс Цель:·...

Проверочная работа по русскому языку во 2 классе "Правописание безударных гласных и парных согласных в корне слова"

В проверочной работе представлены с учетом характера ошибок, которые могут допустить обучающиеся и с указанием, какие познавательные и регулятивные действия обучающихся будут оцениваться и как будет о...