Имена существительные мужского, женского и среднего рода. 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Михайлова Надежда Викторовна

Урок  по русскому языку проводится в 3 классе по УМК "Школа 2100"Используется материал учебника и работа в группах, парах.Актуальный материал для учителей в работе с классом.Основные цели и задачи урока:познакомить учащихся с существованием трёх родов имён существительных, со способами их распознавания и обозначения;

развивать речь, мышление, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать интерес к русскому языку, расширять знания о предмете

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологической карта урока.

Учитель: Михайлова Надежда Викторовна

Г. Санкт-Петербург Приморский район ГБОУ № 582

УМК «Школа 2100»

Предмет: русский язык  

3 класс

Тема: «Имена существительные мужского, женского и среднего рода».

Тип урока: «Открытие новых знаний»

Цели урока: познакомить учащихся с существованием трёх родов имён существительных, со способами их распознавания и обозначения;

развивать речь, мышление, внимание, умение анализировать, сравнивать, обобщать;

воспитывать интерес к русскому языку, расширять знания о предмете.

Планируемые результаты:

предметные: формировать понятия « род имен существительных» на основе видовых понятий -  существительные мужского, женского и    

                                   среднего рода,

                                    развивать умения выделять признаки каждого рода,

                                    определять род и подбирать существительные разных родов

метапредметные: устанавливать причинно-следственные связи,

                                 развивать логические операции анализа, сравнения, классификации и обобщения,

                                   извлекать информацию, представленную в разных формах,

                                  самостоятельно формировать тему и цели урока

личностные: совершенствовать собственную речь,

                        высказывать и обосновывать свою точку зрения,

                        развивать любовь и уважение к Родине, его языку, семье и культуре

Ресурсы урока: учебник Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В. Пронина «Русский язык» 2 часть,

                                 дидактический материал,

                               интерактивная доска,

                              система голосования.

                                презентация                                                                                                              

                                                                                                             Ход урока.

Содержание деятельности учителя.

Содержание деятельности обучающихся.

Мотивация к деятельности.

Здравствуйте, ребята!

(выключается свет в классе и зажигаются электрические свечи)

Что случилось?

Можно ли учиться без света?

А как?

Да, в годы блокады ребята учились и без света.

(урок проходит после классного часы «Блокада Ленинграда»)

Как вы думаете, что помогало ребятам учиться?

Вот и мы будем беречь каждую минуту, и помнить нашу историю, изучать и знать родной язык.

Я знаю, что и мы можем совершенствовать и пополнять свои знания.

Ребята, посмотрите у нас на доске наш картинный план работы.

Так давайте не терять время.

Что у нас первым этапом?

Какую тему мы изучаем?

Что вы знаете по этой теме? (на доске ключевые слова)

Молодцы!

Посмотрите на листочки № 1

Что вы сейчас будете вспоминать? Над чем работать?

Проверим ваши успехи в определение одуш. и неодуш. имен существительных. Знание орфограмм в словарных словах.

        

Сверьте с образцом (на доске) и оцените свою работу. (цветовая шкала в журнале самооценки)

 Я думаю, что можно учиться без света, если внимательно слушать.

Работать дружно и старательно.

Желание узнавать новое и делиться этим с другими. Поддерживать друг друга в беде и думать о будущем.

Повторение пройденного.

Части речи.

Имя существительное.

Самостоятельная часть речи

предмет

 

Кто?

Что?

 

одушевленные

неодушевленные

 

   

Самостоятельная работа

 с карточками (по вариантам)

Вспомним написание словарных слов и определение постоянного признака существительных, одушевленные и неодушевленные.

Прочитай слова. Вставь буквы и соедини словами стрелками.

кв . ртира 

Одушевлённые

х . зяин

ш . рада

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

 з . яц

г . лерея

        

____________________________________________________

     

Одушевлённые

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

л . сица

п . года

чел . век

комн . та

гр . жданин

Актуализация необходимых знаний.

Следуем по нашему плану.

Какой следующий этап?

 Посмотрите, у нас на столе конверт со словами ОН, ОНА, ОНО.

Что объединяет эти слова?

Открываем тетради и записываем.

Оо lolo  qoqo

молоко корова Олег блокада

Какие вопросы можно отнести к этим словам?

Отвечаем на них.

Составьте со словом блокада предложение. Запишите его.

Оцените в журнале - самооценки свою работу на этом этапе.

К какой части речи они относятся? Почему? (ключевые слова на доске)

Как вы думаете, все ли мы знаем об имени существительном?

С какой целью мы повторили все, что знаем об имени существительном?

В русском языке много тайн и наша задача – раскрыть еще одну тайну имени существительного.

Лучше всего вместе искать новое.

Прочитайте слова на карточках. ( Из учебника упр.230)

Что общего между ними?

А что для вас семья?

Можно ли и наш класс назвать семьей? Почему?

Разделите слова на 2 группы

(мама, папа, сестра, брат, дедушка, бабушка)

Проверяем, представьте результат вашей работы. Слово руководителю группы.

Согласны с результатами наблюдений группы? (сигнальные карточки) (зеленая, желтая, красная)

Есть другие мнения?

По каким признакам вы их разделили?

У нас есть еще подсказки (карточки со словами ОН, ОНА.)

Давайте определим тему урока.

Презентация

Какие цели и задачи можем поставить сегодня? (рисует кластер на доске)

Оцените работу в журнале-самооценки.

        

Чистописание.

Буква о.

Какие орфограммы?

Какое слово лишнее? Почему?

Что общего в них?

Имена существительные.

Я думаю, что будем сегодня добывать новые знания.

Работа в группе (четверках)                  Приложение 2

Их объединяет слово СЕМЬЯ.

Дружные и теплые отношения. Любовь и внимание  друг к другу.

Мы много времени находимся вместе. (Правила работы  группе)

Род. Мужской и женский.

Род имен существительных

.                                                                                                                                    

                                                 (все, что предлагают дети)

Организация познавательной деятельности.

Продолжаем работу.

Наш следующий этап …..

Следуем дальше ….

Работаем с упр.233

Как вы думаете, с какой целью мы будем выполнять это упражнение пошагово.

Что заметили при выделении окончаний?

Проверим результат, если есть ошибки, исправьте.

Какие затруднения возникли?

Оцените свою работу (журнал самооценки)

Физкультминутка (под спокойную музыку)

Найдите слова-подсказки в этом стихотворение. (Презентация)

Род мужской, конечно, мой,

             Мой сад, мой брат, стул мой.

Женский род, помню я

              То, про что скажу – моя:

              Моя ручка, моя тучка

              И тетрадь моя.

Средний род – оно, моё:

              Моё окно, село моё.

Проверим свои выводы по учебнику.

Работа с алгоритмом (презентация)

Дополните предложения…

Оцените свою работу (журнал самооценки)

Узнаем новое из новых источников (презентация)

Работа в тетрадях.

Тренируемся в определении рода имени сущ. Продолжить знакомство с грамматическими признаками имен существительными.

Окончания м.р. и ж.р. имеют окончания…, а ср.р. ….

Дети комментируют вслух.

Слова-подсказки МОЙ, МОЯ, МОЕ помогают определить род имени существительного.

Чтение правила в учебнике

и с презентацией.

Если имя существительное сочетается со словами-помощниками он, мой, то оно ___мужского рода_____________.

Если имя существительное сочетается со словами-помощниками она, моя, то оно ____женского рода____________.

Если имя существительное сочетается со словами-помощниками оно, мое, то оно ___среднего рода_____________.

Рефлексия деятельности.

Какой секрет русского языка мы открыли?

Какие цели ставили?

Достиг вы цели?

Что нового вы узнали?

По журналу самооценки прокомментируйте свою работу на уроке.

Кто готов продемонстрировать свои новые умения, предлагаю проверить себя с помощью тест. (Слова из упр.234)

Урок подходит к концу.

Что надо делать, чтобы лучше усвоить новый материал?

 Дома можно выполнить упр.235  или самим подобрать по 7 слов ж. р., м.р., ср.р..

Отметки выставляются на основании результатов работы в тетрадях и с тестом.

Я благодарю всех вас за работу на уроке. Всем большое спасибо за работу!

(Работаем с кластером.) Мы узнали о новом грамматическом признаке имени существительного. Учились определять род им. сущ.

 С системой голосования. (НА ПУЛЬТАХ НАПИСАН РЕЗУЛЬТАТ)

( можно карточки с буквами М.,Ж.,Ср.р.)

Упражняться в определении рода имен сущ., расширять словарный запас и любить родной язык.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Род имен существительных

Слайд 2

Род мужской, конечно, мой , Мой сад, мой брат, стул мой . Женский род, помню я То, про что скажу – моя : Моя ручка, моя тучка И тетрадь моя . Средний род – оно, моё : Моё окно, село моё .

Слайд 3

он,мой она, моя оно, мое М.р. Ж.р. Ср.р.

Слайд 4

мама сестра бабушка дочь брат папа дедушка сын МУЖСКОЙ РОД ЖЕНСКИЙ РОД Она Он

Слайд 5

Имена существительные бывают или _________________, или _________________ , или __________________. женского рода среднего рода мужского рода

Слайд 6

Если имя существительное сочетается со словами-помощниками он, мой , то оно ________________. Если имя существительное сочетается со словами-помощниками она, моя, то оно ________________. Если имя существительное сочетается со словами-помощниками оно, мое, то оно ________________. мужского рода женского рода среднего рода



Предварительный просмотр:

Приложение 1

кв . ртира

ОДУШЕВЛЕННЫЕ

х . зяин

ш . рада

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

 з . яц

г . лерея

        

____________________________________________________

     

ОДУШЕВЛЕННЫЕ

НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ

л . сица

п . года

чел . век

комн . та

гр . жданин

        

Приложение 2

Прочитайте слова. Разделите слова на две группы.

Брат, сестра, мама, папа, бабушка, дедушка

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Имена существительные мужского, женского, среднего рода

Конспект урока русского языка по системе "Школа 2100" в 3 классе. Тип урока - открытие нового. Все задания носят  проблемно - диалогический характер.  В ходе урока используются эле...

«Имена существительные мужского, женского и среднего рода» с использованием информационно-коммуникационных технологий. (3 класс)

Данная  работа содержит методическую разработку урока русского языка в 3 классе, направленного на определение рода имен существительных....

Открытый урок по русскому языку по теме «Имена существительные мужского, женского и среднего рода» в рамках конкурса «Учитель года – 2016»

Я считаю усвоение данной темы очень важно, так как в дальнейшем идёт изучение прилагательного. А прилагательное очень тесно связано и менем существительным. На каждый этап урока и даже на каждый вид д...

Урок русского языка по теме "Имена существительные мужского, женского, среднего рода".

Данный урок был составлен для учащихся 3 класса по программе "Школа 2100"...

Конспект урока по Русскому языку. Тема:«Падежные окончания имен прилагательных мужского, женского и среднего рода» (3 класс)

Планируемые результаты:- уметьориентироваться на понимании причин успеха в учебной деятельности, в том числе, на самоанализ и самоконтроль.- знать как изменять прилагательные по числам, падежам, родам...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний об окончаниях прилагательных мужского, среднего и женского рода; формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.Планируемые результатыПр...

Конспект урока русского языка "Падежные окончания прилагательных мужского, женского и среднего рода" 3 класс

Цели деятельности учителя:- развитие умения выделять окончания и определять их родочисловую принадлежность;-формирование навыков правописания окончаний имен прилагательных.  Планируемые результат...