Урок русского языка в 1 классе
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Чешегорова  Людмила Ивановна

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА В 1 КЛАССЕ

ТЕМА:

«ОСОБЕННОСТИ ЗВУКОВ Ж, Ш.  

ПРАВОПИСАНИЕСЛОВ С СОЧЕТАНИЯМИ ЖИ–ШИ, ЖЕ–ШЕ».

ФИО (полностью)

Чешегорова Людмила Ивановна

Место работы

МБОУ «Никольская ООШ №9»

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык

Класс

1

Базовый учебник

Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59

Цель:

 

Образовательные:

  1. создать условия для формирования знаний об особенностях звуков [ж] ,[ш] как всегда твёрдых;
  2. способствовать развитию  навыка правописания слов с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением;
  3. обогащать словарный запас и грамматический строй речи учащихся;
  4. воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в парах и группах.

Формирование УУД:

-Личностные: 

1. способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

2. понимание роли знаний в жизни каждого человека;

3. иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

-Регулятивные УУД:

  • определять  и формулировать цель на уроке с помощью учителя;
  • проговаривать  последовательность действий на уроке;
  • учиться высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника;
  • планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

-Коммуникативные УУД:

  • слушать и понимать речь других;
  • оформлять свои мысли в устной форме;
  • договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

-Познавательные УУД: 

  • ориентироваться в своей системе знаний;
  • осуществлять анализ объектов;
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы.

Планируемые результаты:

Предметные:

  • Научатся различать только твёрдые и только мягкие согласные звуки,
  • писать слова с сочетаниями жи-ши, же-ше под ударением.

Личностные:

  • способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;
  • понимание роли знаний в жизни каждого человека;
  • иметь внутреннюю позицию школьника на уровне положительного отношения к школе.

Метапредметные:

Регулятивные УУД

  • Оценивают совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,
  • вносят соответствующие коррективы, определяют   и формулируют  цель на уроке с помощью учителя,
  • проговаривают  последовательность действий на уроке,

Коммуникативные УУД

  • учатся  высказывать свою версию на основе работы с материалом учебника,
  • принимают  участие в работе парами,  группами,
  • соблюдая общепринятые правила  общения и взаимодействия.

Познавательные УУД

  • анализируют изучаемые факты языка  с выделением их отличительных признаков,
  • ориентироваться в своей системе знаний,
  • осуществлять анализ объектов,
  • находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях,
  • преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы

Основные понятия:

  • Звуковая модель слова, , ударный и безударный слог.

Межпредметные связи:

  • Русский язык, литературное чтение, окружающий мир

Ресурсы:

  • Основные : учебник Н.А. Чуракова «Русский язык» стр 56-59
  • Дополнительные: презентация к уроку

Организация пространства:

  • фронтальная работа, самостоятельная работа, парная работа.

Тип урока. Урок усвоения новых знаний.

Методы и приёмы организации учебной деятельности учащихся:

  1. ориентироваться в учебнике и тетради для самостоятельных работ,
  2. определять и формировать цели урока,
  3. беседа по вопросам учебника,
  4. организация самостоятельной работы,
  5. оказание индивидуальной помощи при выполнении детьми самостоятельной работы,
  6. умение работать с условными обозначениями,
  7. работа со словарём,
  8. использование ИКТ,
  9. словарная работа, исправление ошибок, умение правильно писать под диктовку,
  10. выразительное и смысловое чтение текста,
  11. организация парной работы,
  12. организация самостоятельной работы (срез),
  13. умение анализировать работу на уроке.

Урок русского языка в 1 классе.

  1. Организационный этап

Учитель читает стих под музыку Э. Грига «Утро»

Придумано кем-то

Просто и мудро.

При встрече здороваться:

Доброе утро!

Доброе утро солнцу и птицам.

Доброе утро улыбчивым лицам!

И каждый становится

Добрым, доверчивым,

Доброе утро длится до вечера!

Всем: «Доброе утро!»

-Начинаем урок русского языка.

Показать смайлик «Улыбка»

30 сек

  1. Целеполагание

- Сегодня мы продолжаем путешествие с нашими героями:

  • Машей и Мишей,
  • Волшебницей Анишит-Йокоп,
  • Летучей Мышью.

Задание. Откройте свои тонкие рабочие тетради и запишите дату нашего путешествия, по образцу. 

(на доске:      

               11апреля.

Классная работа.)

Задание.   Откройте учебник на с.56

(5 и 6), где на голубой полоске нарисована 1 собачка. Прочитайте тему нашего путешествия.

Дети (ответ): «Дети знакомятся с твёрдыми согласными, у которых нет мягкой пары».

Задание.   Поставьте перед собой цели на сегодняшний урок. 

Дети (ответ):

Я бы хотел(а):

1.Узнать твёрдые согласные, у которых нет мягкой пары.

2.Узнать особенности их правописания (с кем дружат, а с кем – нет), попробую разгадать их секреты.

3. Для этого буду работать в парах, буду внимательным, старательным, аккуратным, следить за своей посадкой, дружелюбным.

Герои

Тонкие тетради

Учебник, с. 56

После чтения появляется

слайд №1

Цели.

30 сек

1 мин

1 мин

2 мин

  1. Работа по теме урока.
  • Этап актуализации учебного действия

Задание.  Учебник с.56 – следим по учебнику (УЧИТЕЛЬ ЧИТАЕТ ИНТРИГУ)

- Ребята, а вы согласны с Машей?

(что согласных звуков всегда 2 на одну букву)

Дети (ответ): нет.

Задание.  Рассмотрите звуковой столбик алфавита на с. 57.

Дети (ответ):

Звук Ж – только твёрдый.

Звук Й – только мягкий.

Звук Ц – только твёрдый.

Звук Ш – только твёрдый.

Звук Ч – только мягкий.

Звук Щ – только мягкий.

- Но в наше путешествие могут отправляться из них только парные согласные. Какие?

Дети (ответ):

Звуки: Ж, Ш.

- Эти звуки: Ж, Ш похожи на голоса наших пчёл, которые они издают, когда усердно трудятся.

Символ нашего класса «Пчёлки».

Мы–«пчёлки», а значит будем очень хорошо работать на уроке!

 -Дайте характеристику звуков:

Ж, Ш.

Дети (ответ):

Звук Ж – согласный, звонкий, твёрдый, парный. (появляется карточка)

Звук Ш – согласный, глухой, твёрдый, парный. (карточка)

-Звуки: Ж, Ш – всегда твёрдые согласные.

Работа с учебником, интрига.

На доске появляются карточки звуков.

Остальные карточки убираем.

Карточки значков звука.

1 мин

3 мин

2 мин

Физминутка

Задание.  

-Если я показываю карточку (квадрат с точкой в середине), то вы встаёте и произносите звук Ж.

-Если карточку (квадрат без точки), то вы приседаете и произносите звук Ш.

Карточки

1 мин

  • Этап самостоятельной работы с проверкой. Упражнение в применении знаний.

Задание.   Тетрадь с.35(2): прочитайте задание самостоятельно.

 

-Какое задание мы должны выполнить?

-1 ряд: запишет слова 1-го столбика.

-2 ряд: слова 2-го столбика.

Проверка: «цепочкой» читают слова, которые получились.

Итог. Звуки Ж,Ш - всегда твёрдые.

Тетрадь с.35

Слайд №2

5 мин

  • Этап реализации построенного урока.

Задание.  

- Анишит-Йокоп что-то сомневается в произношении слов:

ЖИЗНЬ, ЖИР, ЧИЖИ.

- Произнесите эти слова.

- Какой гласный звук вы слышите после твёрдого согласного звука Ж?

Дети (ответ):

Звуки ЖЫ

Задание.  

- А теперь произнесите слова:

ШИП, ШИШКА, МАШИНА.

- Какой гласный звук вы слышите после твёрдого согласного звука Ш?

Дети (ответ):

Звуки ШЫ

Итог.

- Маша, Миша и вы, ребята, все произнесли: ЖЫ, ШЫ.

- А КАК МЫ БУДЕМ ПИСАТЬ?

- Откройте учебник с. 57 и прочитаем правило.

Задание.  

- Анишит-Йокоп просит вас произнести ещё слова:

ШЕСТЬ, ШЕРСТЬ, ЖЕСТЬ.

- Какой гласный звук вы слышите после твёрдых согласных звуков: Ж,Ш?

Дети (ответ):

Звук Э, звука е не бывает. Если я слышу звук Э, то пишу букву Е.

Карточка

Карточка

Правило на с.57

Появляются карточки на доске: звуки ЖЭ, ШЭ.

2 мин

2 мин

1 мин

2 мин

  • Этап расширения словарного запаса учащихся

Задание.   Что такое ЖЕСТЬ?

Дети (ответ):

Разные ответы детей.

-Давайте обратимся к словарю.

Словарь.

- Это железо под влиянием влажного воздуха очень быстро покрывается ржавчиной.

Показ слайдов.

Итог.

- В слове ЖЕСТЬ мы после твёрдого согласного звука Ж слышим звук Э, а писать будем Е.

- Учебник с. 58 (1 правило): прочитаем правило.

Правило с.58

2 мин

Физминутка

На лужайке, на ромашке

Жук летал в цветной рубашке.

Жу-жу-жу, жу-жу-жу,

Я с ромашками дружу.

Тихо по ветру качаюсь,

Низко-низко наклоняюсь.

1 мин

  • Этап реализации построенного урока.

Задание.  

- Но! Волшебница Анишит-Йокоп желает нам открыть секрет!

 - Когда-то наши буквы Ж и Ш были мягкими.

 И после них писали гласные И и Е.

Но это было не очень удобно.

Задание.  

- Попробуйте сами произнести слова: ЖИР, ЖЕЛЕЗО мягко.

- Поэтому Ж и Ш со временем затвердели, но они настолько привыкли к своим соседкам И и Е, что не захотели с ними расставаться.

- И тогда  Царь русского языка издал указ: (слайд)

«Повелеваю писать после Ж,Ш гласные И и Е».

Итог. Появилось новое правило.

Слайд.

«Твёрдо слышим, мягко пишем».

Слайды

2 мин

  • Этап выявления места и причины затруднения. Упражнения на орфографическую зоркость.

Задание.   Словарный диктант. Я буду читать вам стих, а вы угадываете последнее слово и записываете его в тетрадь, поставьте ударение.

  1. Для мамы сегодня внимательный сын

Чудесные розы поставил в ….

(кувшин)

  1. Не поедет без бензина

Ни автобус, ни …

(машина)

  1. Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын …

(жираф)

Задание.   Проверьте, как эти слова написали Маша и Миша.

На доске.

Кувшын, машына, жераф.

- Исправьте ошибки, пока Анишит-Йокоповна не заметила.

- В КАКОМ СЛОВЕ НЕ МОЖЕТЕ ТОЧНО ОПРЕДЕЛИТЬ НАПИСАНИЕ БУКВЫ?

- Почему?

Дети (ответ):

Ж(и,е)РАФ,т.к. гласная безударная

Самостоятельно записываем слова в тонкую тетрадь.

4 мин

  • Этап построения урока выхода из затруднения.

Задание.  

- Давайте обратимся за помощью к Летучей Мыши.

- Учебник с.58 (2 правило).

Дети (ответ):

Сочетания жи-ши, же-ше пиши только под ударением.

Итог.

- Если гласные безударные в сочетаниях: жи-ши, же-ше, то надо:

1)посмотреть в Музейный дом на с.12-13,

2)обратиться к словарю,

3)спросить у взрослого.

Слайд.

Слышу звуки :ЖЫ-ШЫ, пишу букву И под ударением, звуки:ЖЭ-ШЭ буду писать с буквой Е под ударением.

Слайд

2 мин

  1. Закрепление изученного материала.
  • Этап первичного закрепления с проговариванием.

Задание.  

- Учебник с. 59 №25: прочитайте задание.

- Возьмите простые карандаши, вставьте пропущенные буквы и объясните (работаем на карточках, это упражнение напечатано на листах, чтобы не портить учебник)

Учебник с.59

№ 25

1 мин на работу, 3 мин на проверку

  • Этап включения в систему знаний и повторения. Самостоятельная работа (по уровням)

Задание.  

- Волшебница хочет быть уверена, что вы хорошо разобрались в правилах и даёт вам последнее задание.

- Мы должны выполнить его быстро и правильно.

- Прочитайте свои задания на карточках и приступайте к его выполнению.

Слабый уровень.

Вставьте в данные слова сочетания ЖИ-ШИ.

О__БКА, СНЕ__НКА, ПРУ__НА, ВЕР__НА.

Средний уровень.

Вставьте буквы в словах.

В лесу, где ползают уж_, в еж_вичных зарослях ж_л Жи.

Сильный уровень.

Подберите подходящие по смыслу слова и соедините их стрелкой, вставьте пропущенные буквы.

Душистые               карандаш_

Колючие                  ландыш_

Проворные              еж_

Цветные                  стриж_

Весёлые                   ш_шки

Сосновые                 камыш_

Густые                      малыш_

Итог (без проверки).

Сдать работы.

Карточки по 3 уровням лежали уже на партах .

2 мин

  1. Итог урока.

Задание.

Напомните, пожалуйста, какие цели поставили на урок?

Дети (ответ):

1)мы узнали, что твёрдые согласные звуки Ж,Ш не имеют мягкой пары,

2)изучили особенности их правописания,

3)узнали СЕКРЕТ, что раньше они были мягкие,

4)выучили 3 правила.

- Правила появляются там, где есть что-то необычное!

2 мин

  1. Этап рефлексии учебной деятельности.

- Урок подошёл к концу.

-Мои «пчёлки», вы отлично поработали!

1. Если вам понравился урок, вы всё поняли, делали правильно, писали аккуратно, довольны своей работой и у вас хорошее настроение, то ПРОИЗНЕСИТЕ ЗВУК Ж.

2.Если вы не очень довольны своей работой и от этого у вас немного испортилось настроение, то произнесите звук Ш.

-Кто выбирает звук Ж?

Произнесите!

_-Кто выбирает звук Ш?

Произнесите!

- Волшебница Анишит-Йокоп осталась вами довольна!

- Она решила открыть вам ещё один секрет, но о нём на следующем уроке.

-Молодцы! Сегодня очень хорошо работали…

- Урок закончен.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...