Морфологический разбор имени существительного
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Новолокина Надежда Викторовна

Формирование навыков учащихся при морфологическом разборе имени существительного

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka.docx15.73 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА

в 4-ом классе МОУ СШ № 35 Волгограда

по теме: Морфологический разбор имени существительного.

(Первый урок)

2016-2017 учебный год

                                                             

                                                    Учитель: Новолокина Надежда Викторовна

        Урок 12 (35 минут)

Тема: Морфологический разбор имени существительного.

Цели и задачи:

  • Повторить и обобщить отличительные имени существительного как части речи
  • Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного
  • Развивать интерес у детей к изучению русского языка, его особенностей

Ход урока

1. Оргмомент

2. Объяснение темы урока учителем:

        Сегодня на уроке мы обобщаем, ребята, ваши знания о признаках имени существительного и учимся в определенном порядке все это записывать.

        Какая часть речи в русском языке называется именем существительным?

     Имя существительное – это часть речи, которая отвечает на вопросы: кто? что?,  обозначает одушевленный или неодушевленный  предмет.

        Перечислите отличительные признаки имени существительного от других частей речи?

        Имена существительные делятся на мужской род, женский род, средний род, I склонение, II склонение, III склонение, собственное и нарицательное. Изменяется по числам и падежам. В предложении может быть подлежащим, дополнением, обстоятельством.

        Повторение. Словарная работа.

Св_ ркать, г_ризонт, пут_шествие, М_сква, в_гон, инт_ресный, б_лет, в_кзал.

Задание: списать, вставить пропущенные буквы. Проверка коллективная: «цепочкой»

        Задание:   Найти и подчеркнуть одной чертой имена существительные.

      Работа в парах. Доказать, что это имя существительное. (Перечислить отличительные признаки имени существительного:  род, число, склонение, одушевленный, неодушевленный, нарицательное, собственное).

        Проверка.

        Какие признаки существительного не изменяются?

        Какие могут измениться? (число, падеж, член предложения)

        Какой признак в данном случае нельзя точно определить?

        Каким членом предложения является любое из данных имен  существительных.

        Нельзя определить,  каким членом предложения является имя существительное.

 

        Почему?

Нет предложения.

Задание. Какой темой сочинения эти имена существительные можно объединить?

Москва – столица нашей Родины. Путешествие в Москву.

Работа в группах по 4 человека. Конкурс на лучшее предложение.

   Лучший вариант от группы записывается. Например: Мой друг летом совершил интересное путешествие по Волге.

Физпауза. Выполняется комплекс упражнений под мелодию «Голубой вагон»

Задание. Найдите и назовите в предложении имена существительные, устно перечислите имени существительного по Волге.

(Устный ответ) Сущ., неодуш., собств., ж.род, 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоят.

Для записи этих признаков есть определенный порядок.

III. Работа над темой урока.

     Работа с учебником

«Порядок морфологического разбора имени существительного»

Разъяснение учителем лексического значения «Морфологический».

Морфема – часть слова. Но морфологический разбор части речи – характерные признаки части речи.

Задание. Морфологический разбор существительного по Волге выполняется в тетрадях комментированием «цепочкой» и параллельно на доске учителем.

По Волге – имя существительное, Волга, неодуш., собств., ж.р., 1 скл., Д.п., ед.ч., обстоятельство

Работа в парах. Взаимопроверка  тетрадей.

IV. Вывод урока. Рефлексия деятельности

Что значит выполнить морфологический разбор имени существительного?

        Варианты ответов. Записать по порядку признаки имени существительного.  Перечислить 9 отличительных признаков имени существительного.

Вопрос. Какие признаки постоянные у имени существительного?

Ответ. Род, скл., одуш.-неодуш., собств.-нариц.

Вопрос. Какие непостоянные?

Ответ. Число, падеж, каким членом является в предложении.

V. Домашнее задание.

Выучить порядок морфологического разбора  

 VI. подведение итогов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Морфологический разбор имен существительных и прилагательных. Синтаксический анализ предложений."

План – конспект дифференцированного урока по русскому языку в 4 классе УМК «Начальная школа 21 века» под ред. Н.Ф Виноградовой. Разработка поможет учителям начальных классов провести урок закрепления ...

Урок в 4 классе "Морфологический разбор имени существительного"

Урок в 4 классе "Морфологический разбор имени существительного" с использованием мультимедийной презентации....

урок русского языка УМК Перспектива 3 класс "Морфологический разбор имени существительного"

1.План - конспект урока2. Технологическая карта урока3. Приложение...

Конспект урока русского языка. 3 класс. « Морфологический разбор имени существительного».

Поможет сформировать умение разбирать имя существительное как часть речи, работать по алгоритму самостоятельно, в парах и группах....

Морфологический разбор имени существительного 4 класс

Презентация по русскому языку, 4 класс, УМК "Школа 21 века"Тема: "Морфологический разбор имени существительного"...

Развитие умения определять склонение имён существительных. Морфологический разбор имени существительного.

На уроке дети повторяют признаки имён существительных, самостоятельно выводят алгоритм морфологического разбота имён существительных. На уроке используются разнообразные виды деятельности, что позволя...