Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте
методическая разработка по русскому языку (1 класс) на тему

Абдульминова Сусанна Исметовна

В период обучения грамоте большое внимание нужно уделить звуковому анализу и синтезу. Звуковой аналитико-синтетический метод считается одним из современных методов, котрый способствует формированию фонематического слуха, правильного письма и чтения. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad1.docx25.53 КБ
Файл prezentatsiya_k_dokladu.pptx1.15 МБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА № 15 Г. ФЕОДОСИИ РЕСПУБЛИКИ КРЫМ»

Доклад

Звуковой аналитико-синтетический

метод обучения грамоте

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ школа №15

С.И. Абдульмиинова

специалист I категории

Феодосия, 2016

Основной задачей обучения грамоте всегда было формирование умений по чтению и письму. Для обучения существуют различные методы. Исторически их можно свести к четырём основным:

  • Буквослагательному;
  • Слоговому;
  • Звуковому;
  • Методу целых слов. (Слайд 1)

В настоящее время обучение грамоте проводится звуковым аналитико- синтетическим методом, ориентированном на развитие фонематического слуха, формирование мыслительных операций анализа и синтеза. Данный метод целенаправленно готовит детей к овладению навыками чтения и письма, способствует развитию мышления и речи.

Его главные особенности заключаются в том, что:

  • Анализ и синтез взаимосвязаны;
  • Обучение чтению основано на слоговом принципе;
  • Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно;
  • Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи. (Слайд 2)

Единицей обучения является звук, обозначаемый определенной буквой. Звук выделяется из живой речи, наблюдается в сильных позициях слова, в связи с другими звуками, соотносится с буквой. (Слайд 3)

Порядок изучения звуков и букв определяется частотностью их употребления в речи. Все слоговые структуры изучаются на базе прямого слога, остальные согласные в нем рассматриваются как лежащие за пределами слияния:  т ро н (Слайд 4)

В качестве единицы чтения и письма берется слог. Основной слоговой структурой является слог-слияние (са). На первоначальном этапе школьники учатся читать и писать по слогам, ориентируясь при чтении на следующую за согласным букву (мал — мял), а при записи слога — на характер произнесения согласного звука (мягкость-твердость).

После ознакомления с печатной буквой (урок чтения) школьники усваивают ее рукописный вариант (урок письма). (Слайд 5)

Изучение всех звуков и букв, а также слоговых структур осуществляется в добукварный и букварный периоды, затем до конца учебного года навыки чтения и письма совершенствуют (послебукварный период).

Весь процесс обучения грамоте носит воспитывающий и развивающий характер. Он обеспечивается соответствующей системой упражнений, наблюдениями за окружающим миром и их анализом, подбором текстов и осознанным их усвоением, другими видами игровой и учебной деятельности.

На протяжении всей работы сочетаются приемы анализа и синтеза. Учащиеся делят предложения на слова, а последние на слоги, выделяют звук и снова включают его в слог, дополняют до слова, составляют предложение по опорным словам. (Слайды 6,7)

Для успешного обучения грамоте, подготовительную работу надо начинать еще в дошкольный период. В нашей школе, мы постарались организовать эту работу на подготовительных занятиях. Подробно ознакомились со  звуковым аналитико-синтетическим методом обучения грамоте, даже выписали методическую литературу.

Комплексный подход при подготовке дошкольников к школе дал ощутимые результаты в первом классе.

            Хочется обратить внимание на то, что читать ребёнка мы учим по частям, а не по слогам.

Дошкольник, поступая в школу, должны обладать:

  • Знать, что речь состоит из предложений, предложения из слов, слова из слогов, слоги из звуков;
  • Уметь отличать букву от звука;
  • Уметь выделять звуки в словах;
  • Уметь определять место звука в слове;
  • Уметь подбирать слова с заданным звуком. (Слайд 7)

В заключении хочу отметить, что звуко-буквенный анализ слов необходим не только при обучении чтению, но и для грамотного письма. Он служит основой фонетического разбора слова, который дети выполняют на уроках русского языка на протяжении всего обучения в средней школе и который входит в ЕГ. (Слайд 8)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Звуковой аналитико-синтетический метод обучения грамоте С.И. Абдульминова

Слайд 2

Буквослагательному ; Слоговому; Звуковому; Методу целых слов.

Слайд 3

Анализ и синтез взаимосвязаны; Обучение чтению основано на слоговом принципе; Обучение чтению и письму идут параллельно и одновременно; Усвоение детьми грамоты является предпосылкой развития устной и письменной речи.

Слайд 5

т ро н т ро н

Слайд 6

БА РА БА Н к о нь

Слайд 7

Никита Кожемяка – славный русский богатырь. (стр. 40) славный Никита о тважный сильный [ Н ] [ Н ] [ Н ] [ Н ’]

Слайд 8

Н ? . . ! , , , Н Н Н Он

Слайд 9

Т: [ Н ] [ Н ‘] Нн 1 2 3 4 ? ? ? .

Слайд 10

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по использованию авторского пособия "Звуковой светофор" на уроках обучения грамоте и русского языка в начальных классах.

Это методическое пособие, придуманное мною, помогает учителю на уроках русского языка, начиная с первого класса, активизировать познавательную деятельность учеников в течение всего урока. Пособие в иг...

Статья "Звуковой и буквенный анализ слова как современный метод обучения грамоте».

Суть звуко- буквенного анализа слова как основного метода обучения грамоте в современный период....

Звуковой анализ слова «мак». Обучение грамоте (чтение) 1 класс Начальная школа XXI век

Конспект урока по Обучению грамоте в 1 классе. По программе "Начальная школва 21 век"....

Звуковые разминки на уроках обучения грамоте в первом классе.

Здесь представленны небольшие звуковые разминки в виде презентаций для использования на уроках обучения грамоте в первом классе.Главной особенностью является то, что каждый слайд - это вопрос с выборо...

Ведущий метод обучения грамоте звуковой аналитико-синтетический метод.

Процесс обучения грамоте разделяется на два периода : подготовительный (добукварный) и основной (букварный) .  В современных вариативных учебно-методических комплексах по обучению грамоте подгото...

Звуковой аналитико-синтетический метод при обучении чтению

Звуковой метод развивает фонематический слух ребенка,  который позволяет слышать и выделять звуки в словах, что способствует их правильному произношению и написанию. Этот метод часто называют лог...

Роль аналитико-синтетической деятельности в обучении звуко-буквенному анализу и синтезу детей старшего дошкольного возраста с фонетико-фонематическим недоразвитием.

СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ: ОПЫТ, ПРОБЛЕМЫ, ИННОВАЦИИ. Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции 18-19 ноября 2021 года....