Урок русского языка в 3 классе по теме «Чередование согласных в корне слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Rayhon72@mail.ru

Урок по теме «Чередование согласных звуков в корне слова»  построен  на  основе технологии РКМЧП («Развитие критического мышления через чтение и письмо»)  состоящая из трех фаз: стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheredovanie_sogl.doc75.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ганиева Райхон Ильгизовна

МБОУ «Гимназия №155 с татарским языком обучения»

учитель начальных классов высшей категории

урок русского языка в 3 классе,  «Школа  2100»,  

тема: Чередование согласных звуков в корне слова

 (с использованием технологий РКМЧП и ИКТ)

Цели урока:

Обучающие:обеспечить условия для осознания детьми возможности чередования согласных в корне слова, развивать умение находить группу однокоренных слов и доказывать правильность своего решения по алгоритму, обогащать словарный запас учащихся. 

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками, воспитывать дружелюбие.

Приемы ТРКМЧП: бортовой журнал, инсерт, синквейн.

Оборудование урока: интерактивная доска и проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point,  «бортовые журналы».

Ход урока

1.Организационный момент /Слайд /.

Учитель:

Прозвенел звонок для нас.
Все зашли спокойно в класс.
Встали все у парт красиво,
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу, класс наш хоть куда.
Мы начнём урок, друзья.

 (Проверка готовности к уроку.  Запись числа.)

  1. Стадия вызова./Слайд/

1.Минутка чистописания

-Открыли тетради, записали число.

Д д

Да, од, дру

2.Сообщение темы урока, повторение. /Слайд/

Учитель: 

-Ребята,  с каким согласными в слове мы с вами работаем, и в какой части слова они находятся? Вчера мы приступили к изучению новой темы, конечно, она не совсем новая, мы уже немного говорили об этом во  втором классе и кое- что уже знаем. Какова была тема урока?   Что вы об этом знаете?(Ответы детей)

-Сегодня мы с вами  повторим всё, что знаем об этих словах в виде теста. (Приложение№2)

-Обменяйтесь работами, оцените друг друга, сверьтесь с ответами  на экране. Молодцы.

Учитель:  Посмотрите, пожалуйста, на предложения и вставьте слова по смыслу.  /Слайд/

Старый……… лучше новых двух

… ….. познаются в беде.

Крепкую…. ….и топором не разрубишь.

Учитель:   Что можно сказать о словах,  которые вставили? (Ответы детей). Как доказать, что они однокоренные?

Запишите слова, которые вставили,  к себе в тетрадь.  (Друзья, дружба, друг)

-Ребята, что вы можете сказать об этих словах? Что обозначают ?

-Давайте выделим в этих словах корень

Друг,  друзья, дружба.

-Почему изменяется последний звук и последняя буква в корне? (Ответы детей)

3.Физминутка.  Под музыку «Когда мои друзья со мной»(муз. В. Шаинского  сл. М. Танича) дети выполняют танцевальные движения, повторяя движения с экрана ).

4.Бортовой журнал /Слайд /.

Учитель:   Запишите,  пожалуйста,  в свои бортовые журналы новую информацию: 

Бортовой журнал (Приложение №1)

Предположения

Новая информация

   

   Чередование -

II. Стадия осмысления./Слайд/

 1.Работа с учебником. (стр.33)

Чтение текста-определения с маркировкой по методу insert (инсерт) .

Учитель: Возьмите простой карандаш. Прочитайте небольшой текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.  (Учащиеся в парах читают определение)

Учитель: Запишите в своем «журнале наблюдений». Сверим с написанным на слайде (Слайд)

2. Первичное закрепление . Упр.41. стр. 32 .

Учитель: Самостоятельно прочитайте задание, что дано? Вы справитесь с этим заданием?(Ответы детей) Выполняйте и после обратите внимание на экран/Слайд /.

Учитель: Почему же появляются чередующиеся согласные в корне слова?

Удобно ли было бы произносить это слово как «другить», «другный»» (Ответы детей)

Вывод:   В корне однокоренных слов одни согласные звуки заменяются  другими. Это закон языка. Такая замена называется чередованием согласных звуков  

3. Закрепление изученного. Работа на интерактивной доске. Игра «Облака». При помощи касания  к интерактивной доске   пальцами поднять слова к облакам. (Работают дети)        

 III.  Стадия рефлексии.

1.Синквейн /Слайд/.

Учитель:  А теперь по нашей сегодняшнее теме сочиним синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

(Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Пример синквейна:

Чередование

Родственные, однокоренные слова

Заменяется согласный звук

Произношение становится удобным

Замена

  2.Домашнее задание /Слайд/

Учитель:  Стр.33. Упр.43

Подведение итогов:

Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке?  Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? Заполните правую колонку «журнала наблюдения».

Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

(Выставление оценок.)

Учитель:  Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения (Слайд)

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я могу похвалить себя за …

Учитель:  (Слайд) Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

Приложение1.

Из толкового словаря Ожегова

Друг -  человек, который связан с кем-нибудь дружбой. Не имей сто рублей, а имей сто друзей (посл.). Старый д. лучше новых двух (посл.). Скажи мне, кто твой д., и я скажу, кто ты (посл.). Д. дома (друг семьи). Зелёный д. (о деревьях, растениях). 2. кого-чего. Сторонник, защитник кого-чего-н. (высок.). Д. детей. Д. свободы. 3. Употр. как обращение к близкому человеку, а также (прост.) как доброжелательное обращение вообще. Д. мой! Помоги, д. * Будь другом (разг.) — говорится в знач.: сделай так, как я прошу, советую. Будь другом, никому не рассказывай об этом. II ласк. дружок, -жка,м, (к 1 и 3 знач.) и дружочек, -чка, м. (к 1 и 3 знач.). II прил. дружеский, -ая, -ое (к 1 знач.).  Дружба - близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. 

Приложение2.

ТЕСТ №2

Слово.  Корень слова

  1. Что такое корень слова?

   А) главная часть слова;

   Б) лишняя часть слова;

   С) главная часть предложения;

  1. Найдите ряд однокоренных слов

   А) лес, лесник, лист;

   Б)  сад, садовник, посадка;

   В) сажать, саженцы, сажа;

  1. Однокоренные слова это

    А) слова с разными корнями;

    Б) слова с одинаковым произношением;

    В) в них один и тот же корень;

  1. Почему корень – главная часть слова?

    А) в нём заключено значение, смысл всех однокоренных слов;

    Б) корень не главная часть слова;

    В) потому, что он может изменяется;

  1. Найдите однокоренные слова,  выделите корень

    Вася и Наташа пошли в лес. Лесная дорожка привела к домику лесника. За ним начинался молодой лесок.

Приложение3.

ученика                         класса                           школы

Ф.И.

Предположения

Новая информация

Предположения

Новая информация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок русского языка. 2 класс: Правописание парных согласных в корне слова.

*Шепаева Любовь Николаевна,         учитель начальных классов  МОУ лицей 21 города Кузнецка Пензенской области...

Урок русского языка в 3 классе "Чередование звуков в корнях слов при их образовании"

Урок в системе РО Л.Занкова, соответствует ФГОС второго поколения....

Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...

Русский язык. 2 класс Тема: Непроизносимые согласные в корне слова

Урок русского ячзыка во втором классе. Тема урока "непроизносимые согласные в корне слова"...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в корне слова, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование знаний о том, что такое «беглые гласные»; формирование умений определять, является ли гласный в корне беглым, выделять корни в словах с таким чередо...

Конспект урока русского языка (3 класс). Тема: «Чередование звуков в суффиксах слов, видимое на письме. Е и О – беглые гласные звуки». УМК «Перспективная начальная школа»

Цель деятельности учителя: формирование умений определять, является ли гласный в суффиксе беглым, правильно определять и выделять суффиксы -ек,-ик в словах.Планируемые результатыПредметные: знать прав...