Слова с непроизносимыми согласными
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Валентина Николаевна Пронькина

Слова с непроизносимыми согласными

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Слова с непроизносимыми согласными

Цель:

  • Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
  • Развитие речи, мышления и орфографической зоркости учащихся.
  • Воспитание интереса к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Сочечение согласных)

д) Третья буква в алфавите. (Буква в)

е) Назовите пару согласной д ( т).

ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)

ж) III. Минутка чистописания.

Вдлт  Влтд В…

Д. Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.

У: - Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.

(Дети работают в тетрадях)

У. - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

IV. Сообщение темы и цели урока.

У. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

V. Изучение нового материала. Работа в группах.

а) Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

У. – Как вы приветствуете друг друга? (Ответы детей)

- Слово “здравствуй” очень старое. Оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть крепкими и могучими, как дерево. Мы и теперь, когда говорим это слово, желаем людям здоровья.

- Произнесите это слово. Запишите его в транскрипции. [З, д, р, а, с, т, в, у, й']

- Сколько звуков вы выделили? (9)

- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)

- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?

Справка. В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.

- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?

- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]? (Не произносится)

- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Показ таблички со словом)

- Сколько в слове букв? (10)

- Что вы видите в середине слова? (Стечение согласных)

- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом? (4)

- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится)

- Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук)

(Слайд 2)

б) Работа в группах.

У. - Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)

  • I группа – Зимой  солнце  светит, но не греет.
  • II группа – В большом сердце много добра.
  • III группа – Счастлив тот, кто приносит счастье другим.  
  •  Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму:

(Слайд 3)

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

 (Каждая группа представляет свою работу  по алгоритму и озвучивает вывод)

(Слайд 4)

У. - Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4)

- Какими буквами на письме они обозначаются? (На слайде появляются буквы в, д, л, т)

- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных)

(Появление исследованных слов на слайде)

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?

- Кто сформулирует тему урока? (Варианты ответов учащихся)

Д. – Тема урока:

 “Непроизносимые согласные в корне слова”. (Появление названия темы на слайде)

г) Работа по учебнику. Проверка непроизносимых согласных в корне слова.

У. – 1. Откройте учебник на странице 59. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

2. Выполнение упражнения 78.

Место, местечко, местность, местный,  места.

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками. Как они обозначены на письме? (Буквой т)

- Найдите среди однокоренных слов проверочные. Обоснуйте, почему они являются проверочными?

- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся)

- На странице 61 – 62 прочитаем правило и памятку “Как пользоваться правилом”.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

3. Продолжение данной работы по слайду 5.

У. – Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов: (После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экране)

Здравствуй - здравие

солнце - солнышко

сердце - сердечко

счастлив – счастье.

 - Обобщение  

Д. – В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется сотечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.

VI. Физкультурная минутка

У. - Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.

- Какое слово “лишнее”? (Парусник – обозначает предмет)

VII. Закрепление знаний учащихся.

(Слайд 7)

а) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)

 (Слайд 8)

У. – Прочитайте слово. Подберите проверочное слово и покажите мне карточку с выбранной буквой.

Звёздный, поздний , ненас…ный,радостный, окрес…ность.

- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т])

VIII. Итог урока.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?

Известный – известие, здравие – здравствуй.

Домашнее задание: Стр 117  Упр. 234, 235

Рефлексия:

Кому было легко и интересно на уроке – покажите зелёный кружок.

- Кому интересно, но трудновато – жёлтый кружок.

- Кому неинтересно и трудно – красный кружок.

- Спасибо, дети, за урок!



Предварительный просмотр:

Тема: Слова с непроизносимыми согласными

Цель:

  • Ознакомление с новой орфограммой и правилом проверки слов с непроизносимыми согласными в корне.
  • Развитие речи, мышления и орфографической зоркости учащихся.
  • Воспитание интереса к изучению русского языка.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Актуализация знаний учащихся.

а) Главная часть слова. (Корень)

б) Опасное место в слове. (Орфограмма)

в) Звуки, которые могут “свистеть, звенеть, шуметь, но не хочется им петь”. (Согласные)

г) Несколько согласных букв подряд, иногда встречающихся в слове. (Сочечение согласных)

д) Третья буква в алфавите. (Буква в)

е) Назовите пару согласной д ( т).

ё) Буква, следующая за буквой “к”. (Буква л)

ж) III. Минутка чистописания.

Вдлт  Влтд В…

Д. Справа от заглавной буквы В находятся строчные буквы д, л, т, которые в каждой ячейке меняют свой порядок. Первая из них становится последней.

У: - Напишите эту цепочку в указанной последовательности до конца строки.

(Дети работают в тетрадях)

У. - Дайте характеристику звукам, которые могут быть обозначены данными буквами. Что в них общего? (Все звуки согласные)

IV. Сообщение темы и цели урока.

У. - Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

(Варианты ответов учащихся)

- Сегодня мы узнаем новую особенность букв в, д, л, т.

V. Изучение нового материала. Работа в группах.

а) Наблюдение за словами с непроизносимым согласным звуком в корне.

У. – Как вы приветствуете друг друга? (Ответы детей)

- Слово “здравствуй” очень старое. Оно связано со словом “дерево”. Когда-то люди, произнося слово “здравствуйте”, желали друг другу быть крепкими и могучими, как дерево. Мы и теперь, когда говорим это слово, желаем людям здоровья.

- Произнесите это слово. Запишите его в транскрипции. [З, д, р, а, с, т, в, у, й']

- Сколько звуков вы выделили? (9)

- Подберите однокоренные слова. (Здороваться, здоровье, здравие, здравствовать и др.)

- Понаблюдайте, как написан корень. Что интересного вы заметили?

Справка. В первых двух словах полногласное сочетание –оро-, в двух последних – сочетание –ра-. Сочетание -оро- является современным, а сочетание -ра- является признаком старославянского языка. Например: город – град, берег – брег.

- Значит, какой корень в слове “здравствуй”?

- Что вас удивило? Произносится ли в этом слове звук [в]? (Не произносится)

- А буква вэ пишется: “здравствуй”. (Показ таблички со словом)

- Сколько в слове букв? (10)

- Что вы видите в середине слова? (Стечение согласных)

- Сколько согласных букв в данном слове стоит рядом? (4)

- Давайте ещё раз произнесём это слово. Что вы заметили при произношении? (Один звук не произносится)

- Как можно назвать звук, который не произносится? (Непроизносимый согласный звук)

(Слайд 2)

б) Работа в группах.

У. - Прочитайте предложения. Что вы прочитали? Объясните, почему так говорят? (Ответы детей)

  • I группа – Зимой  солнце  светит, но не греет.
  • II группа – В большом сердце много добра.
  • III группа – Счастлив тот, кто приносит счастье другим.  
  •  Исследуйте выделенное слово по следующему алгоритму:

(Слайд 3)

1. Обсудите транскрипцию слова.

2. Подберите однокоренные слова.

3. Выделите корень.

4. Сделайте вывод.

 (Каждая группа представляет свою работу  по алгоритму и озвучивает вывод)

(Слайд 4)

У. - Сколько всего непроизносимых согласных звуков мы выделили? (4)

- Какими буквами на письме они обозначаются? (На слайде появляются буквы в, д, л, т)

- Что объединяет слова, в которых эти звуки встречаются? (Есть стечение согласных)

(Появление исследованных слов на слайде)

- В какой части слова встречаются непроизносимые согласные? (В корне слова)

- Можно ли непроизносимые согласные назвать орфограммой? Почему?

- Кто сформулирует тему урока? (Варианты ответов учащихся)

Д. – Тема урока:

 “Непроизносимые согласные в корне слова”. (Появление названия темы на слайде)

г) Работа по учебнику. Проверка непроизносимых согласных в корне слова.

У. – 1. Откройте учебник на странице 59. Прочитайте и запомните правило. Расскажите правило друг другу.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

2. Выполнение упражнения 78.

Место, местечко, местность, местный,  места.

- Однокоренные ли это слова? Почему?

- Назовите слова с непроизносимыми согласными звуками. Как они обозначены на письме? (Буквой т)

- Найдите среди однокоренных слов проверочные. Обоснуйте, почему они являются проверочными?

- Итак, что надо сделать, чтобы не ошибиться в правописании слов с непроизносимыми согласными звуками? (Ответы учащихся)

- На странице 61 – 62 прочитаем правило и памятку “Как пользоваться правилом”.

(Работа в парах. Взаимопроверка)

3. Продолжение данной работы по слайду 5.

У. – Посмотрите на экран. Докажите правописание данных слов путём подбора проверочных слов: (После устного объяснения правописания слова – появление проверочного слова на экране)

Здравствуй - здравие

солнце - солнышко

сердце - сердечко

счастлив – счастье.

 - Обобщение  

Д. – В русском языке есть слова, в середине которых имеется не менее трёх согласных. Это называется сотечением согласных. Все они в слове пишутся, но некоторые не произносятся. Согласные, которые в слове пишутся, но не произносятся, называются непроизносимыми. Это согласные в, д, л, т. Написание таких согласных надо проверять. Чтобы проверять непроизносимые согласные в, д, л, т, надо подобрать однокоренные проверочные слова, в которых эти звуки произносятся отчётливо.

VI. Физкультурная минутка

У. - Если в слове, которое видите на экране, есть изучаемая орфограмма – вы хлопаете в ладоши. Если в слове нет непроизносимых согласных звуков – вы топаете. Не торопитесь, будьте внимательны!

Счас…ливый, вкус…ный, капус…ный, парус…ник, звёз…ный.

- Какое слово “лишнее”? (Парусник – обозначает предмет)

VII. Закрепление знаний учащихся.

(Слайд 7)

а) Самостоятельная работа. (Развитие зрительной памяти учащихся)

 (Слайд 8)

У. – Прочитайте слово. Подберите проверочное слово и покажите мне карточку с выбранной буквой.

Звёздный, поздний , ненас…ный,радостный, окрес…ность.

- Что общего у этих слов? (Непроизносимый согласный звук [т])

VIII. Итог урока.

- Что сегодня нового узнали на уроке?

- Как проверить слово с непроизносимым согласным звуком в корне?

Известный – известие, здравие – здравствуй.

Домашнее задание: Стр 117  Упр. 234, 235

Рефлексия:

Кому было легко и интересно на уроке – покажите зелёный кружок.

- Кому интересно, но трудновато – жёлтый кружок.

- Кому неинтересно и трудно – красный кружок.

- Спасибо, дети, за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 3 классе "Правописание слов с непроизносимой согласной в корне слова"

Урок-закрепление, с использованием ИКТ. форма - деловая игра.Цель:закрепить знания учащихся о правописании непроизносимой согласной....

Методическая разработка по теме "Правописание слов с непроизносимыми согласными в корне слова".Школа России, 3 класс

В этой разработке показана технология АМО: "В гостях у снежной Королевы", "Апплодисменты", "Зимние орфографические снежки", карта личных достижений учащегося. Этот материал может пригодиться учителям ...

Тест по русскому языку на тему:«Правописание слов с непроизносимыми согласными в слове». 3 класс. УМК: «Школа России».

Тест помогает проверить знание правила по теме и его практическое применение....

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема: Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержате...

Тема: Непроизносимые согласные в корне слова. Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными; Содержательная цель: - усвоение алгоритма работы с непроизносимыми согласными; Задачи: - формирова Логинова Мари

УРОКИ РУССКОГО ЯЗЫКА ВО 2 КЛАССАХТема:Непроизносимые согласные в корне  слова.Цели: Деятельностная цель: - формирование умения правописания слов с непроизносимыми согласными...