Тема урока-проекта «Словарные слова»
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Мишкова Ирина Георгиевна

Создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами;

создать условия для формирования умения работать со словарем, энциклопедией;                                                                                                                                                                                                                                      -расширить словарный запас и повысить эрудицию,

 -учить использовать скучный материал для составления интересных заданий;

 -повысить грамотность;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_uroka_po_russkomu_yazyku.docx293.37 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт  урока по  русскому языку  по программе «Перспективная начальная школа».

Учитель: Мишкова Ирина Георгиевна.

Педагогический стаж:  24 год

Предмет: Начальные классы.

Класс: 2

Количество обучающихся : 12 чел .

Тема урока-проекта.

  «Словарные слова»

Цель урока

 Создать условия для формирования умения правильного правописания словарных слов с непроверяемыми орфограммами;

создать условия для формирования умения работать со словарем, энциклопедией;                                                                            -расширить словарный запас и повысить эрудицию,

 -учить использовать скучный материал для составления интересных заданий;

 -повысить грамотность;

 -научить пользоваться библиотекой для своих творческих заданий;

 -создать условия для формирования у учащихся творческих способностей и любви к родному языку.

 Продолжить над  умениями школьников создавать проект

Тип урока.

Открытие новых знаний.

Задачи урока.

-познакомить учащихся с образованием  и написании словарных  слов;                                                                                        - развивать орфографическую зоркость,                                                                                                                                                     -развивать навыки исследовательской и проектной  деятельности,                                                                                                                             -развивать умение находить  словарные  слова среди других слов,                                                                                                 -развивать мыслительные операции, речь учащихся;                                                                                                                    -воспитывать интерес к языку, слову. 

Планируемые результаты.

Раздел «Личностные универсальные учебные действия»:                                                                                                               -  внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентации на содержательные моменты школьной действительности и принятия образца «хорошего ученика»;                                                                                                                                                  - ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;                                                                                           - учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи;                                                                                                                                                                  - чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

 Раздел «Регулятивные универсальные учебные действия»:                                                                                                        - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;                                                                                                                                                                                                - планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане;                                                                                                                                                                                      - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок;                                                                                                                                                         - выполнять учебные действия в материализованной, громкоречевой и умственной форме.

Раздел «Познавательные универсальные учебные действия»:                                                                                                             - осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;                                                                                                                                                                         - строить речевое высказывание в устной и письменной форме;                                                                                                             - ориентироваться на разнообразие способов решения задач;                                                                                                    - основам смыслового чтения художественных и познавательных текстов, выделять существенную информацию из текстов разных видов;

 Раздел «Коммуникативные универсальные учебные действия»:                                                                                                                  - учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;                                                                                                                                                      - формулировать собственное мнение и позицию;                                                                                                                       - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;                                                                                                                                                                                       - строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет;                                                                                                                                                                             - задавать вопросы;                                                                                                                                                                                 - использовать речь для регуляции своего действия;                                                                                                                                 - адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.

Методы обучения.

Частично-поисковый, самостоятельная работа, ИКТ

Формы организации познавательной деятельности.

Фронтальная, групповая, работа  с карточками.

Автор учебника .

 Н.А. Чуракова ,  рабочая тетрадь Т.А. Байкова, О.В. Малаховская.

Средства обучения.

 Справочники, энциклопедии, словари, ИКТ

Оборудование.

проектор, компьютер, индивидуальные карточки со словарными словами, словари, таблички с этапами проекта

 Система оценивания , подведение итогов.

- дети выполняют самоанализ работы,                                                                                                                                             - коллективное обсуждение результатов: обсуждаются продукты всех групп, выбираются наиболее удачные, даются рекомендации,                                                                                                                                                                                -  рефлексия (что бы в следующий раз сделал иначе) ,                                                                                                                                          - организуется выставка детских работ по окончанию выполнения заданий,                                                                                                  - работы учащихся или их фото после выставки вкладываются в личные портфолио учащихся и портфолио проекта.

                                                  Деятельность учителя.

     Деятельность обучащихся.

                                                    1.Организационный момент.

-У нас сегодня в классе гости - это учителя начальных классов. Гостям мы всегда рады.

Слайд 2
Вот звонок нам дал сигнал,
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
А работать мы с вами будем под девизом: 
При неудаче не робей,
Не плачь, не ной, а будь смелей.
И с каждой маленькой удачей
Вас ждёт большой успех.

-Откройте тетради, запишите число, классная работа

 

                                                   2. Подготовительная работа.

Актуализация знаний.

– Ребята, ответьте на вопросы, которые вам задаст ученик нашего класса. Сначала назовите слово целиком, а затем проговорите его по слогам. Раскрою секрет- это ступень к изучению новой темы. (Ученик выходит к доске и начинает словарную разминку.)

Слайд 4
– Ребёнок, который пришёл в школу?

– Чем копают землю?
– Домашнее животное, друг человека.
– Тарелка, чашка, блюдце одним словом                                                                                                              – Ребёнок женского пола.
– Крупное рогатое домашнее животное
– Маленькая городская птица, забияка и воришка.

– Пугливое  животное с длинными ушами.

- Проверьте выполнение работы и оцените себя.

-Итак, вы готовы к разговору?

- И в чём проблема?

Учитель постоянно участвует в разговоре и побуждает к активности учащихся класса.
– Чем похожи все слова ответы?
– Какие слова называют словарными?

Слайд 6

– Тема урока – словарные слова.
– Как вы думаете, почему целый урок будет посвящён этой теме?

– А какие знания необходимы, чтобы быстро найти нужное слово в словаре?

Слайд 7

– Расскажите алфавит по цепочке.
– Задайте друг другу вопросы, чтобы проверить, насколько качественно знают алфавит все ученики класса.

Чистописание.                                                                                                                                       – Сегодня как всегда мы повторяем написание одной из букв русского языка.

Слайд 8
– Начнём минутку чистописания. Буква, которую вы будете писать, встречается во всех словах, записанных на доске. Ястреб, пятнистый, ребята.                                                                                                                                       -  Ребята, а что обозначают эти слова?

-Какая это буква?

Слайд 9

 – Проговорите задание по чистописанию. Выполните его.

Слайд 10

– Расскажите про букву я

Слайд 11


– Какая орфограмма в первом слове?
ястреб

-Как проверить парный согласный?

Слайд 12

– Какая орфограмма во втором слове? пятнистый

-Как проверить безударную гласную?

Слайд 13

– Что вы можете сказать про слово -  ребята ?

Ответ:

 

Слайд 5

-Ученик.

- Лопата.

-Собака.

-Посуда.
-Девочка.

-Корова.
-Воробей.
-Заяц.

-Исследовать  словарные слова

-Это всё словарные слова.

 -Это слова с непроверяемыми написаниями, их следует запомнить или проверить написание по словарю.

-Потому, что словарных слов в русском языке очень  много и писать их надо правильно.

-Нужно знать русский алфавит.

-Какая буква стоит перед буквой…, после буквы…, между буквами…?

-Ястреб - птица, пятнистый- это  окрас животного, ребята – это  много детей.

-Во всех словах встретилась буква я.

-Будем писать заглавную письменную букву Я в соединении с наклонной палочкой вверху с петелькой внизу с закруглением, в соединении со строчной письменной буквой я.

-Буква я - йотированная гласная, обозначает два звука, если стоит в начале слова, после гласного, после букв ь и ъ. Обозначает мягкость согласного звука, если стоит после согласного.

-Парный согласный звук.


-Парные звуки можно проверить
С помощью звуков других.
Если вы рядом поставите гласный –
Чётко услышите их.

-Безударная  гласная.

-Безударный гласный –
Стоп! Писать опасно.
Чтоб развеять все сомненья
Гласный ставь под ударенье.

-Это слово словарное. Его написание надо запомнить.

                                                 3. Словарная работа

Предлагаю сесть за Стол обсуждений.

Слайд 14

Учитель надевает голубой парик и превращается в  Мальвину .                                           -Дети , а кто к Вам пришёл в гости?                                                                                                                               – А как   называется сказка?  

Мальвина берёт указку, стучит по столу и говорит строгим голосом.

- Сейчас я вам раздам задания и вы должны его выполнить самостоятельно. Буратино никогда не отличался прилежанием, посмотрим, что получится у вас.

Если вы не выполните задание  вы навсегда останетесь Буратинами.

Слайд 15-17

-Давайте поработаем со словами.

-У каждого из вас есть карточка, спишите слова,  вставляя  недостающие буквы.

Слайд 18

 Взаимопроверка

-Вы все правильно написали словарные слова?

- Почему то у вас не получилось правильно написать слова

Слайд 21-23

 -К какому словарю мы должны обратиться, чтобы написать правильно слово?

 -А какие  словари вы ещё знаете?

 

Есть волшебная страна,

Что распахнута пред вами,

Та, которая словами,

Как людьми населена.

 

Правит ими государь

По прозванию Словарь

И относится он к ним

Словно к подданным своим.

 

Утверждать ему не ново,

Как писать какое слово,

Как писать и как читать,

Как с другими сочетать.

Звучит сказочная музыка, учитель снимает парик и «расколдовывает» учеников.

- Молодцы ребята! Вы справились с заданием и вы стали  опять учениками.

Дети идут к Столу обсуждений и видят на нём необычные предметы. Это «носы» Буратино, они надевают их и превращаются в сказочных героев.

Ученики думают над тем, что нужно написать;

 

Учащиеся записывают слова,  

2 учащихся работают у доски.

 -Нет, мы не все правильно написали словарные слова.

-К  орфографическому  словарю.

- Толковый  словарь,  этимологический словарь

                                                     4. Физминутка

                                                     5. Запуск проекта.

- Большая часть урока прошла, а новую тему я вам так и не объяснила.

-Сегодня мы с вами начнём проект, посвящённый словарным словам.

Ребята, в течение двух недель вам предстоит исследовать  словарные слова, при этом вам необходимо  обращаться к разным словарям. Через 2 недели мы подведем итог вашей творческой деятельности.

Слайд 24

 Финальным продуктом ваших групповых мини – проектов станет   энциклопедия  словарных слов( 10 слов). Жюри будет оценивать ваши проекты по номинациям: «Самый научный проект», «Самый красочный проект», «Самый оригинальный проект».

Слайд 25

-Вам предстоит работать сообща.                                                                                                    - Давайте вспомним правила работы над проектом.

1.Проблема.

2.План.

3.Поиск информации.

4.Продукт.

5.Презентация , кроссворд, рисунки.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                          6. Анализ этапов.

-Какую проблему мы будем решать?

 

 

-Узнать как можно больше о словарных словах

 

 

Слайд 26

Как мы будем действовать?

 Схема – план

 1. Слово и его лексическое значение (в толковом словаре).

2. История происхождения слова ( в этимологическом словаре).

3. Слово и слова – родственники.

4. Слово и его синонимы- близкие по смыслу.

5. Слово  и его антонимы -противоположные по смыслу.

6. Слово во фразеологических оборотах –устойчивое сочетание  слов.

7. Слово и слова (сочетания) – рифмы.

8. Слово в русском фольклоре- устное народное творчество.

9. Слово в произведениях литературы.

10. Слово в детском речевом творчестве.

 

-Какие источники вам помогут в поиске?

 

-Книги, журналы, словари, Интернет.

-Какой продукт получится у нас в итоге?

-Рисунки,  кроссворды, тексты, презентация.

                                                       7. Работа класса.

-Выберите какое-нибудь слово и попробуйте сейчас поработать со словарями.

-Проверка

 Выступление детей.

                                                          8. Рефлексия.

Слайд 27-28

- Вы мне сегодня очень понравились, молодцы. Я переживала, справитесь ли вы с заданиями в роли Буратино.  

-Покажите карточки  с  вопросительным или восклицательным знаками.

Восклицательный знак- всё понял, со всем справился.

Вопросительный знак – есть вопросы.

Оба знака- работой доволен, но есть вопросы.

Ученики говорят о том, что им было интересно делать всё самостоятельно, и они тоже переживали за результат.

 

 

  Карточка №1            ________________________________

Б…рёза,  в…р…бей,  с…бака,  гор..д,   д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,  ов…щи,  р…бята,   р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,   ..зык.

Карточка №2            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,  гор..д,  д…вочка,    д..рога,   к…р…ндаш,  ов…щи,   р…бята,   р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №3            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,   гор..д,  д…вочка,    д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,   р…бята,   р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,   ..зык.

Карточка №4            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,  гор..д,   д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,   р…бята,   р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №5            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,   гор..д,   д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,  р…бята,   р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №6           ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,   гор..д,   д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,  р…бята,  р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №7           ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,  с…бака,  гор..д,   д…вочка,    д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,  р…бята,  р…бина,   тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №8            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,    с…бака,   гор..д,    д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,  р…бята,  р…бина,  тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №9            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,  гор..д,   д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,  р…бята,  р…бина,   тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №10            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,   с…бака,   гор..д,    д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,    р…бята,    р…бина,   тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №11           ________________________________

Б…рёза,   в…р,,,бей,   с…бака,   гор..д,    д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,   р…бята,   р…бина,   тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

Карточка №12            ________________________________

Б…рёза,  в…р,,,бей,    с…бака,   гор..д,    д…вочка,   д..рога,   к…р…ндаш,   ов…щи,   р…бята,   р…бина,   тр…мвай,  ч….ловек,    ..зык.

http://1.bp.blogspot.com/-zQeys9cKGag/UPr4SfwP5SI/AAAAAAAAB9E/owi5vGr0omA/s1600/vopros_k_psihologu.jpg http://1.bp.blogspot.com/-zQeys9cKGag/UPr4SfwP5SI/AAAAAAAAB9E/owi5vGr0omA/s1600/vopros_k_psihologu.jpg http://authorannashilina.com/uploads/fb415e1aad4755ed2fafb414/1451355785341/21491997-Question-Mark-And-Exclamation-Mark-Cartoon-Characters-Stock-Vector.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому языку, тема "Способы запоминания словарных слов"  в 4 классе. словарные слова огонь, петух, синица, снегирь....

презентация по русскому языку на тему "Способы запоминания словарных слов" 4 класс

Презентация по русскому язвку "Способы запоминания словарных слов" в 4 классе. Словарные слова огонь, петух, снегирь, синица....

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."

Доклад на тему "Работа над словарным словом через зрительный образ этого слова."...

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах"

Из опыта работы по теме "Работа над словарными словами в начальных классах". Начинаю эту работу с 1 - го класса. Провожу её по литературе и русскому языку. Пронаблюдав за результатами написания словар...

Технологическая карта Урок-проект по русскому языку 3 класс Тема урока: Проект «Семья слов».

Технологическая картаУрок-проект по русскому языку 3 классТема урока: Проект «Семья слов»....

отчет по самообразованию по теме "Работа над словарными словами"

отчет по самообразованию по теме " Работа над словарными словами"...

Методические рекомендации для учителей русского языка по теме "Работа над словарными словами на уроках русского языка и чтения"

Данный материал рекомендован для использования кна уроках русского языка и чтения при работе с обучающимися с легкой степенью умственной отсталости....