Урок русского языка на тему "Правописание слов с удвоенными согласными", 3 класс.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Адушкина Елена Ивановна

Технологическая карта урока разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО, урок проводился в 3 классе по программе "Школа России". В ходе проведения урока использовались следующие СОТ: технология развития критического мышления, проблемное обучение, здоровьесберегающие технологии, ИКТ-технологии.

Цель урока: формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta.doc87.5 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Ф.И.О. учителя: Адушкина Елена Ивановна

Класс: 3

Предмет: Русский язык.

Тема

Правописание слов с  удвоенными согласными.

Тип

Изучение нового материала

Цель урока

Формировать умение писать слова русского и иностранного происхождения с удвоенными согласными буквами, подвести детей к пониманию того, что написание удвоенных согласных на стыке приставки и корня, корня и суффикса объясняется словообразованием, совершенствовать умение учащихся грамотно писать слова с удвоенными согласными.

Способствовать развитию у детей фонематического слуха, внимания, мышления, речи.

Планируемые результаты

Предметные:

  • находить и отмечать в слове изучаемую орфограмму;
  • образовывать слова с удвоенными согласными;
  • уметь находить и группировать слова на изученную орфограмму.

Метапредметные:

регулятивные: принимать и сохранять цель урока и учебную задачу; в сотрудничестве с учителем строить новые учебные задачи; планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; проводить рефлексию своих действий на уроке

познавательные: осуществлять анализ, сопоставление, классификацию, обобщение языкового материала по самостоятельно выделенным основаниям; строить несложные рассуждения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы на основе изученного материала;

коммуникативные: соблюдать нормы речевого этикета; отвечать на вопросы учителя, выражать и обосновывать свою точку зрения; работать в паре; слушать собеседника и вести диалог.

Личностные:

  • осознавать значимость изучения темы;
  • проявлять интерес к русскому языку;
  • проявлять уважительное отношение к иному мнению.

Основные понятия

Морфемы: приставка, суффикс, корень, окончание, словообразование, строение слова.

Методы обучения

Проблемный, частично – поисковый.

Формы работы

Фронтальная, индивидуальная, в паре.

Межпредмет-ные связи

Литературное чтение.

Ресурсы:

- основные

- дополнитель-ные

Учебник: Канакина В.П., Горецкий В.Г. «Русский язык», 1 часть, 3 класс, «Просвещение», 2014.

Персональный компьютер, мультимедийный проектор, экспозиционный экран; презентация.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Содержание учебного материала

Деятельность обучающихся

I этап. Органи-

зацион-

ный момент.

Настроивает учащихся на плодотворную работу на уроке.

Слайд 1.

- Ребята, давайте поприветствуем гостей, улыбнемся им и посмотрим друг на друга с улыбкой. Пожелаем всем удачи и успехов.

- Садитесь.

- Покажите с каким настроением вы начинаете учебный день.

-  Девиз нашего урока:

   Чтоб сегодня наш урок всем пошел ребятам впрок,

   постарайтесь все понять, слушать, думать и вникать.

- Откройте тетради, запишите дату.

- Сегодня нас ждет еще одно новое открытие. Но прежде, чем узнать что-то новое, необходимо проверить знания, изученные на прошлых уроках.

Приветствуют учителя и гостей.

С помощью сигнальных карточек показывают своё настроение.

Записывают: число, классная работа.

II этап. 

Актуализация знаний  

Фикса-ция затрудне-ния. Выявле-ние места и причи-ны затрудне-ния.

Постановка учебной пробле-мы

Демонстриру-ет слайд 2 .

Организует фронтальную работу на повторение определений значимых частей  слова.

 Демонстриру-ет слайд 3 .

Ведёт диалог, подводящий к теме урока.

Демонстриру-ет слайд 4 .

Ведёт диалог, подводящий к цели урока.

Помогает в постановке учебных задач

Слайд  5.

Диктует словарные слова. Организует взаимопроверку. Слайд 6. 

Ведёт подводящий к проблеме диалог.

Предлагает разобрать слова по составу.

- Сегодня на уроке вы будете  опираться  на знание частей слова. И я вам предлагаю  выполнить небольшой тест. Соедините части определения.

Изменяемая часть слова

Часть слова без окончания

Общая часть родственных слов

Часть слова перед корнем служит для образования новых слов

Часть слова после корня служит для образования новых слов

корень

окончание

суффикс

основа

приставка

орфограмма

- Какое слово лишнее?    

- Что такое орфограмма?

- Что нужно знать, чтобы проверить орфограмму в слове?  

- В какой части слова вы можете проверить орфограмму?    

- Какие правила правописания корней вы знаете?  

- Какая же орфограмма нас интересует больше всего? 

- Почему?

- Сформулируйте тему  нашего урока?  

   

- Что вы знаете о словах с удвоенными согласными?  

- Всё ли мы узнали на прошлом уроке?

- Что ещё можно узнать?

- Какие учебные задачи поставим перед собой?

Словарный диктант.

Аллея, ванна, грипп, касса, колонна, суббота, терраса, коллектив, рассвет, русский.

- Поменяйтесь в паре тетрадями.

- Проверяем по слайду.

- Покажите сигнальной карточкой, как справился ваш сосед.

- В чем особенность этих слов?

- В какой части слова находится удвоенная буква согласного в записанных словах?

- Все ли слова заимствованы?

- Какие из зтих слов являются русскими? Проблемный вопрос:        В какой части слова находится удвоенная согласная в русских словах?  - Ваши мнения разошлись. Предложите выход из ситуации.

Разбор слов по составу.

- Объясните, используя знания о строении слов, чем отличаются заимствованные слова от русских?

Вспоминают определения значимых частей  слова.

Отвечают на вопросы учителя.

- Орфограмма.

- Буква или слог, которые требуют правила проверки написания.

- Правило.

- В корне.

- Проверяемые безударные гласные. Парные звонкие и глухие согласные. Непроверяемые безударные гласные Непроизносимые согласные. Удвоенные согласные.

- Удвоенные согласные.

- Мы начали их изучать на прошлом уроке)

Формулируют тему урока.

- Правописание слов с удвоенными согласными

- Они пишутся в словах, где при произношении слышится долгий согласный звук. Удвоенные согласные встречаются в корне заимствованных слов. Написание этих слов нужно запомнить или проверять по словарю.

- Нет.

Высказывают свои предположения.

  • Узнаем в каких ещё значимых частях слов встречаются  удвоенные согласные.
  • Научимся писать русские слова с удвоенными согласными.

Пишут словарные слова в тетрадь.

Взаимопроверка по слайду. С помощью сигнальной карточки оценивают работу соседа.

Высказывают свои предположения.

(Дети затрудняются или предполагают, что в корне.)

Изучают предложенные для наблюдения слова, исключают лишние

- Рассвет, русский.

Высказывают свои предположения.

Ищут выход из ситуации:

- Разобрать слова по составу.

Один ученик работает на доске.

- В заимствованных словах удвоенные согласные в корне, а в русских в других частях слова.

III этап.

Изуче-ние нового материа-ла.

Подводящий от проблемы диалог.

Слайд  7. 

Организует самостоятель-ную работу по заданию слайда и  самопроверку.

Слайд 8 .

Предлагает вывести правило и сравнить с выводом на слайде 9.

Слайд 10. Организует работу в парах.

Слайд  11.

Предлагает вывести правило и сравнить с выводом на слайде 12.

- Предлагаю провести наблюдения-исследования словообразования русских слов.

Задание №1.

- С помощью указанных приставок образуйте однокоренные глаголы от глаголов, данных в скобках:

об - (бить, дать, колотить)

под - (толкнуть, дать, ставить)

рас -(смешить, сыпать, колоть)

- Выделите приставку, подчеркните орфограмму.

- Проверьте, правильность выполнения работы по слайду. Оцените свою работу.

- В каких случаях в результате словообразования родственных слов согласные удваиваются?

Вывод: Если приставка на письме оканчивается на такую же согласную букву, с которой начинается корень, в основе слова пишется удвоенная согласная буква. Например: рассвет, рассказ.

Задание №2.

- Образуйте имена прилагательные от имен существительных при помощи суффикса – н – Запишите по образцу: вата - ватный. Выделите корень и суффикс, подчеркните орфограмму.

Слова: вата, чугун, луна, шум, лимон, сахар, длина.

- В каких словах написали две буквы - нн-?          

- Объясните, как образовались удвоенные согласные?

Вывод: удвоенная согласная в русских словах пишется, когда корень заканчивается на ту же согласную, с которой начинается суффикс. 

Например: сонный, диванный.

Выделяют приставку, подчеркивают орфограмму.

Самопроверка. Самооценка.

Учащиеся сами формулируют правило.

- Когда приставка оканчивается на ту же согласную букву, с которой начинается корень.

Читают вывод на слайде. Убеждаются, что их предположения были верными.

Работают в парах. Проговаривают друг другу образованные слова, записывают, контролируют друг друга, помогают выделить корень и суффикс.

- Чугунный, лунный, лимонный, длинный.

Учащиеся сами формулируют правило.

- Двойная согласная  пишется, когда корень оканчивается на ту же букву, с которой начинается суффикс.

Читают вывод на слайде. Убеждаются, что их предположения были верными.

IV этап. Физкультминут-ка

Произносит слова.

- Если в слове есть суффикс, складываем руки домиком, если в слове есть приставка, складываем руки перед собой.

Слушают слова, выполняют действия.

V этап. Закреп-ление изучен-ного матери-ала.

Организует работу по учебнику.

Учебник, упражнение № 236, с.122.

Пишут в тетради, более подготовленные ученики  составляют схемы.

VI этап. Итог урока.

Проведение диалога.

- Скажите, с какой орфограммой мы продолжили знакомиться?

- В каких частях слова могут находиться удвоенные согласные?

- Сделайте вывод, как используя словообразование, объяснить написание удвоенных согласных в русских словах?

Вспоминают тему урока.

Формулируют правило.

- Двойная согласная в русских словах пишется, если приставка оканчивается на туже согласную, с которой начинается корень и когда корень оканчивается на ту же согласную с которой начинается суффикс.

VI I . Рефлек-сия деятель-ности на уроке

Организует рефлексию деятельности.

- Какое настроение у вас в конце урока? Если вы всё поняли, покажите жёлтый смайлик. Если испытывали затруднения, покажите розовый смайлик.

С помощью сигнальных карточек показывают своё настроение.

VI I I.

Домаш-нее задание

Объясняет домашнее задание

Стр. 123, упражнение 237.

Задают вопросы, если не поняли.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме «Слова с удвоенными согласными» 2 класс

Урок русского языка "Слова с удвоенными согласными" по УМК "Планета Знаний" 2 класс. Цели урока: Знакомство со словами с удвоенными словами. Знакомство учащихся с происхождением слов с удвоенными согл...

Урок русского языка по теме: "Слова с удвоенными согласными"

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа России". Тема: Слова с удвоенными согласными.К уроку прилагается презентация....

Конспект урока по русскому языку на тему "Слова с удвоенной согласной" 3 класс "ПНШ"

Тип урока: изучение нового материалаЦели деятельности учителя: научить написанию слов с удвоенной буквой согласного; объяснить этимологическую природу этих написанийПланируемые результаты:·...

Презентация к уроку русского языка по теме: "Слова с удвоенными согласными".

В презентацию включены:1. Словарно-орфографическая работа.2. Работа с толковым словарём;3. Тесты на тему "Слова с удвоенными согласными";4. "Творческая мастерская."...

Методическая разработка урока русского языка по теме: «Слова с удвоенными согласными» ( 2 класс, УМК "Школа России").

Конспект урока по русскому языку по теме "Слова с удвоенными гласными" для 2 класса, УМК "Школа России"....

Урок русского языка на тему: «Слова с удвоенными согласными».

Самоанализ урока русского языка во 2 классепо теме «Слова с удвоенными согласными»учителя начальных классовМарченковой Светланы Александровны Дата проведения: 04 декабря 2019 года.Мес...