урок русского языка во 2 классе "Междометие"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Корниенко Ольга Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка по теме "Междометие", ОС "Школа 2100".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Междометие, 2 класс121 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Слова, которые выражают чувства, их роль в речи.

Учитель: Корниенко О.Ю.

Формы работы: индивидуальная, работа в парах сменного состава, фронтальная

    Методы:

1) мотивации и стимулирования: 

  • Эмоциональные:
  • Поощрение;
  • создание ярких наглядно-образных представлений;
  • ситуация познавательной новизны;
  • создание ситуации успеха, свободный выбор заданий;
  • познавательные 
  • опора на жизненный опыт;
  •  познавательные интересы;
  • создание проблемной ситуации;
  • побуждение к поиску альтернативных решений;
  • выполнение творческих заданий;
  • волевые 
  • познавательные затруднения;
  • самооценка своей деятельности и коррекция;
  • рефлексия
  • социальные 
  • заинтересованность результатами коллективной, парной работы;
  • позиционные мотивы;
  • долг и ответственность перед классом, учителем;
  • самоопределение;
  • самосовершенствование.

2) Методы обучения

  • По источнику передачи и восприятия учебной информации: словесный, наглядный, практический.
  • По степени самостоятельного мышления: репродуктивный, исследовательский, частично-поисковый.
  • По степени управления учебной работой: работа с учителем, взаимообучение, самостоятельная работа.

Ключевые компетенции:

  • коммуникативные (включение в групповую работу)
  • познавательные (актуализация, открытие знаний)
  • ценностно-смысловые (этап первичного закрепления, этап анализа)

Педагогические принципы современного урока:

А) личностно-ориентированные;

Б) культурно-ориентированные;

В) деятельностно-ориентированные;

Г) школа, как часть образовательной среды.

      Дидактические принципы деятельностного метода обучения на уроке:

  1. Принцип деятельности – ученик добывает знания сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему её норм, активно участвует в их совершенствовании.
  2. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик.
  3. Принцип целостности – предполагает формирование у учащихся обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук, а также роли ИКТ).
  4. Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (федерального государственного образовательного стандарта).
  5. Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
  6. Принцип вариативности – предполагает формирование у учащихся способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.
  7. Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, создание условий для приобретения учащимся собственного опыта творческой деятельности.

Ход урока

  1. Организационный момент – 2 – 3 мин.

       Цель этапа:  создание условий для положительного психологического, эмоционального настроя учащихся на предстоящую работу на уроке.

       На этом этапе используется метод стимулирующего введения – создание эмоционального и делового настроя, привлечение внимания учащихся и обеспечение положительной мотивации.

Результаты: готовность класса и оборудования, быстрое включение учащихся в деловой ритм.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Проверяют готовность к уроку.

Улыбаются и приветствуют друг друга, желают успеха.

«Волшебные слова», речевой этикет.

На того дождик удачи льётся,

Кто улыбается и смеётся.

Подарите свои улыбки друг другу, подарите улыбки гостям.

Повернитесь друг к другу и поприветствуйте радостно:

- Здравствуйте!

- Привет!

Вы улыбаетесь? Как изменилось ваше настроение? Какие слова вас заставили улыбнутся?

Спасибо, садитесь.

Личностные УУД – мотивация учебной деятельности. Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая.

2. Актуализация знаний и постановка учебной задачи – 5 -10 мин.

Цель этапа: создание условий для усвоения нового материала через словарную работу и постановку учебной задачи через проблемный диалог.

Методы организации совместной деятельности учащихся:  работа в парах с  последующей самопроверкой, фронтальная работа.

Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся: слово учителя, ситуация познавательной новизны, затруднения.

      Для достижения обозначенной цели этапа организовано чистописание с определением «опасных мест» в словах и выделение из группы лишнего слова. Создание проблемной ситуации происходит через затруднение в процессе выполнения задания. На данном этапе ребята сталкиваются с трудностью, с проблемой, для решения которой имеющихся знаний не хватает. Обязательный момент  - мотивационная основа – для чего нам надо знать эту тему? Это цель работы учащихся на протяжении всего урока.

Результаты: возникновение у учащихся внутренней потребности включения в учебную деятельность при создании проблемной ситуации; определение цели и направления учебной деятельности, а также своей личной (мониторинг личностных целей).

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

                  (Дату)

         Двадцать восьмое ноября.

Классная работа.

  1. Словарная работа и чистописание

 

Золотая, листопад, осень, кружатся, дождь, летят, ах, холодный.

 Дети записывают в тетрадь слова, обозначают орфограммы.

- Разделить слова на группу.

  1. Разбиение слов на группы (создание проблемной ситуации)

Слова, обозначающие предметы; признаки; действия предметов.

  1. Постановка учебной задачи

Слово «АХ» не относится ни к одной группе.

В «Букваре».

Новые слова.

Узнать о новых словах, зачем они нам нужны. Учиться находить новые слова в речи и употреблять их.

  1.  Актуализация знаний

Работа в парах сменного состава .

   

- Сегодня на уроке я прошу вас быть очень внимательными и активными. А начнём работу с минутки чистописания.

- Откройте тетрадь.

– Что надо записать?

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».

Запишите красиво слова, обозначьте «опасные места» зелёным цветом.

- Что объединяет эти слова?

- Придумайте задание к словам.

Работа с интерактивной доской.        

- На какие группы можно разбить эти слова?

«Бездонный сундучок» 

- Распределите слова из сундучка по группам.

- В чём возникло затруднение?

-Что это за слово? Мы встречались с такими словами?

-Кто догадался, какой будет тема

сегодняшнего урока?

-Какова цель урока?

Чтобы приступить к изучению новых слов, я предлагаю вам вспомнить изученный материал.

Вы приготовили карточки с заданиями для работы в парах.

Назовите правила работы в парах.

  1. Быть доброжелательными.
  2. Общаться тихо, чтоб не мешать друг другу.
  3. Уважать мнение друг друга.
  4. Объективно друг друга оценивать.

Работа по карточкам, взаимооценивание.

УУД – личностные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов; коммуникативные – в ситуации затруднения и при постановке учебной задачи; познавательные – построение суждений, анализ объектов (частей речи); Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая.

3. Открытие новых знаний (исследовательская работа) – 20 мин.

Цель этапа:  познакомиться с особенностями новой части речи – междометие.

Методы представления нового учебного материала:

-по степени самостоятельного мышления при овладении знаниями – исследовательский метод;

- по степени управления учебной работой – работа под руководством учителя;

- по источнику восприятия информации – словесный, наглядный (таблички).

Методы стимулирования и мотивации учения:

- стимулирование интереса к учению – ситуация познавательной новизны;

- определение последовательности проведения исследования и необходимость довести его до конца;

- самооценка правильности и значимости своей работы на уроке (графики).

       На данном этапе целесообразно для достижения наилучших результатов обучения использовать исследовательский метод обучения учащихся. Дети активно включаются в процесс поиска решения учебных задач. Именно групповой или парный методы организации учебной деятельности (на данном уроке – работа в парах) позволяют решать как образовательные, так и коммуникативные задачи.

       Процесс исследования сначала планируется самими учащимися под руководством учителя (по аналогии с изучением других частей речи). Пункты плана исследования и становятся основными задачами урока. Учащимся нравится самостоятельно добывать знания. Ведь только полученные самостоятельно сведения крепко и надолго запоминаются  (эмоциональный аспект).

        В ходе исследовательской работы важно выслушивать мнения каждого желающего выступить. Именно такой подход позволяет достичь успеха всем учащимся класса, независимо от уровня уже полученных знаний. Вся работа строится «на интересе».

        На данном уроке необходимо познакомить учащихся с  особенностями междометий (их отличие от других самостоятельных частей речи):  что выражает междометие, на какие вопросы  может отвечать, выяснить роль междометий в речи.   

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

1. Моделирование процесса открытия новых знаний (составление плана исследования)

Дети сами предлагают, что они могут узнать о междометиях по пунктам плана.

Составляли план работы, умение планировать свою деятельность.

2. Исследовательская работа (работа в парах).

1.Что такое междометие?

Спросить у учителя, посмотреть в словарях, справочниках, обратиться к Интернету.

Эти слова называются «междометия». Междометие – это часть речи.

Ой, тра-ля-ля, хи-хи.

Вывод: междометие - это часть речи.

             2.Что выражают?

У  Ах – весёлое, радостное.

У Ох – грустное, печальное, он неуверенный, усталый.

Настроение, состояние, чувства и эмоции.

 3.Работа с учебником.

Ах – радость, удовольствие;

Ох – усталость, недовольство;

Ух – страх, испуг.

Вывод: междометия выражают чувства

Дети читают:

Ах, как хорошо!

Ох, и устал я сегодня…

Ух, как страшно!

    3.На какие вопросы отвечает?                

что?, какой?, какая? что делают?

  Не можем подобрать вопросы к слову: ах.

 Да, это междометия.  

 Здравствуй, привет.

Междометия.

Вывод: к словам, которые выражают чувства, но не называют их поставить вопрос нельзя.

Один ученик читает правило вслух.

   

Да.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                           4.Какова роль междометий в речи?

Дети высказывают свои мнения.

Сказала тётя: - Фи, футбол!

Сказала мама: - Фу, футбол!

Сестра сказала: - Ну, футбол…

А я ответил: - Во, футбол!!!

- О футболе.

- Равнодушие, не нравится, восторг.

Дети читают текст, убирая междометия.

Нет

Текст получился без эмоций, не понятно какие чувства испытывают герои.

Вывод: междометия делают нашу речь ярче, богаче, понятнее.

Умение работать с информацией, учились общаться, договариваться друг с другом, сотрудничать…

- Сейчас вы проверили те знания, которые были получены ранее. Какое слово мы исследуем сегодня?  (АХ).

- Что Вы можете узнать о слове?

План  исследования (таблички – пункты плана вывешиваются на доску).

1.Что это за слово? Как такие слова называют в русском языке?

2.Что выражает?                                             3.На какие вопросы отвечает?                4.Роль в речи

- Это наши учебные задачи.

- Что мы сейчас делали? Какие умения формировали? 1  3  1    

Какой кружок обозначает эти умения? Покажите.  

                   Исследование №1

- Какая наша 1 задача?

-Где мы это можем узнать?

Я предлагаю вам поработать с карточками голубого цвета. Прочитайте текст, сделайте пометки. (приём «Инсерт»)

- Что нового вы узнали из текста?

- Какие ещё междометия вам встретились в тексте?

- Какой вывод можно сделать?                          

Табличка – на доску. МЕЖДОМЕТИЕ – это…

Исследование №2

- Какова 2 задача?

Я предлагаю немного вам отдохнуть и посмотреть отрывок из мультфильма. «Ох и Ах»

- Какое настроение было у Ах? Таких людей в жизни называют ОПТИМИСТАМИ.

- А какое настроение было у Ох? Таких людей называют ПЕССИМИСТАМИ.

Какой вывод сделали? Что могут выражать междометия?

Откройте учебник на стр. 77 упр. 103  (развивается умение находить слова, выражающие чувства, но не называющие их, и определять характер чувства, а также интонировать предложения, в которых есть такие слова).

Найдите и прочитайте слова, которые

Какие чувства выражают слова ах, ох, ух?

Прочитайте предложения с соответствующей интонацией.

- Что же выражают междометия? Какой вывод можно сделать?

Табличка – на доску.

Физминутка «Роняем руки» (релаксационное упражнение)

Цель: создание условий для снятия утомляемости у учащихся и их релаксации

  1. – Поднять руки в стороны и слегка наклониться вперёд (АХ!)
  2. – Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются (Ох!)
  3. Выпрямится, постепенно разгибая плечи, спину и принять исходное положение (ЭХ!)

Исследование №3

- Какая наша 3 задача?

- На какие вопросы отвечали слова в словарной работе? Какую трудность испытали?

-Бывают ли слова, к которым нельзя поставить вопрос?

Вспомните слова, которыми мы приветствовали друг друга в начале урока.

Можем мы задать к ним вопрос? Что это за части речи?

-Какой вывод можно сделать?

-Откройте стр.79 учебника русского языка. Прочитайте правило.

- Совпали ли наши предположения с правилом в учебнике?

 Табличка – на доску.

Исследование №4

-Какую следующую задачу вы должны решить?

- Может быть, кто-то уже догадался, для чего в нашей речи есть междометия?

Лингвистический эксперимент.

- У вас на партах розовая карточка с текстом. Прочитайте текст, подчеркните карандашом междометия.

 - О чём говорят герои?

- Какие чувства каждый испытывает?

Теперь прочитайте текст без междометий.

- Понравился текст?                                                                                                - Почему?

- Зачем же нужны междометия в речи? Какой вывод можно сделать?

Табличка – на доску.

-Какие умения формировали? 1  2  3  2  1  4 

УУД – личностные – широкая мотивационная основа, познавательные – сбор и поиск информации, коммуникативные – решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах)

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Компетенции - коммуникативная, учебно-познавательная, информационная, ценностно-смысловая, общекультурная.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами. 

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение работать в паре.

4. Первичное закрепление учебного материала – 3 – 5 мин.

Цель этапа: закрепление умения находить междометия в речи, выражать чувства.

Цель для учителя: определить степень усвоения учебного материала.

Методы организации деятельности учащихся: индивидуальная работа с коллективной проверкой и оцениванием (работа с интерактивной доской «контейнеры», система голосования).

 Считаю, что на данном этапе каждый ученик может пережить ситуацию успеха, убедиться, что  данная тема им освоена. Возможные ошибки дорабатываются индивидуально – ситуация успеха. При проведении самостоятельной работы у детей развиваются навыки самоконтроля, самооценки, самостоятельной работы.

Методы стимулирования и мотивации учения: слово учителя, самоконтроль и самооценка учащихся.

Результаты: самостоятельное выполнение заданий, требующих применение знаний

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

1. Работа с интерактивной доской

Междометия

Соотносят названия чувств к предложениям.

Я предлагаю вам подобрать нужные чувства для каждого предложения.  

Что вам может помочь?

Поднимите руку, кто понял тему урока сегодня.

Похлопайте в ладоши, у кого остались вопросы.

Возьмите в руки пульты для голосования, кто хочет проверить свои знания. 

Вопросы с выбором правильного ответа.

УУД –

личностные – способность к самооценке; регулятивные – способность осуществлять пошаговый самоконтроль знаний.

познавательные – сбор и поиск информации, построение рассуждений об объекте.

коммуникативные – решение задач общения для решения общеучебных проблем (работа в парах);

Компетенции - коммуникативная, учебно-познавательная, социально- трудовая, ценностно-смысловая, общекультурная.

5. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся) – 1 – 2 мин.

Цель этапа:  формирование навыков самоконтроля и самооценки работы, установка связи со следующими уроками.

Методы: рефлексия учебно-познавательной деятельности.

Прием: подводящий к итогу диалог.

Результаты: адекватность  самооценки учащимися оценке учителя. Получение учащимися информации о реальных результатах учения.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Рефлексия деятельности  

- Мы познакомились с новой частью речи - междометием.

 - Узнали, что к ним нельзя задать вопрос.

- Научились находить междометия в речи.

Ученики оценивают свою деятельность

Нет.

Хотим.

-Каков наш результат работы на уроке?

- Чему вы учились на уроке?

Возьмите в руки белую карточку и оцените свою работу на уроке.

- Кто справился со всей работой на уроке и считает, что всё удалось, был активным и собой доволен, тот закрасит верхний кружок зелёным цветом и напишет междометие – АХ!

-У кого были ошибки, но с работой справился, тот закрасит кружок жёлтым цветом и  напишет  ОХ!

- Если есть недовольные результатом своей работы,  то кружок закрасьте красным цветом и напишите – УВЫ!

-Какие умения формировали на уроке? 

-Какой кружок обозначает эти умения?  

                  

-Как Вы думаете, мы все междометия узнали сегодня?

- Хотите узнать другие междометия?

- Это будет задача следующего урока.

УУД – личностные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов; регулятивные – самооценка и самоконтроль достижений на уроке;

осознание уровня усвоения;

Компетенции – коммуникативная, учебно-познавательная, ценностно-смысловая.

  1. Домашнее задание – 1 мин.

Цель самостоятельной домашней работы: создание условий для активизации познавательной деятельности через дифференцированное  домашнее задание.

Методы: стимулирования и мотивации учащихся.

Приемы: дифференцированное задание.

Результаты: реализация необходимых и достаточных условий для успешного выполнения домашнего задания всеми учащимися в соответствии с актуальным уровнем их развития.

Деятельность учащихся

Деятельность учителя

Формируемые УУД и ключевые компетенции

Дети записывают домашнее задание в дневник.

По желанию найти в интернете междометия, выписать их и выяснить какие чувства они выражают.

УУД личностные – сообщения в устной форме, осуществлять выбор объектов.

Регулятивные

- умение определять цель своей деятельности.

Компетенции – коммуникативная, ценностно-смысловая.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....