Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Rayhon72@mail.ru

Урок по русскому языку в 4 классе по теме "Спряжение глаголов" .

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spryazhenie_glagolov_otkr.urok_.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Спряжение глагола.

(с использованием технологий РКМЧП и ИКТ)

4 класс,  «Школа 2100»

Цели урока:

Обучающие: актуализировать и упорядочить знания детей о частях речи, дать представление о разделе языкознания  «морфология»; в процессе работы с текстом определения в технологии РКМЧП познакомить со спряжениями глагола.

Развивающие: развивать критическое мышление, умение ставить проблемные вопросы, выдвигать гипотезы, анализировать и сравнивать, обобщать полученные данные и делать выводы; развивать устную и письменную речь учащихся.

Воспитательные: создать условия для формирования познавательного интереса к русскому языку, воспитания культуры общения в группе со сверстниками.

Приемы ТРКМЧП: бортовой журнал, инсерт, синквейн.

Оборудование урока: интерактивная доска и проектор, компьютер, презентация Microsoft Power Point,  «бортовые журналы»

Ход урока

1.Организационный момент /Слайд 1/.

Учитель: Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза. И думаю, что сегодняшний урок принесет нам всем радость общения друг с другом. Успехов вам и удачи!

Учитель:

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

Локти? – У  КРАЯ

Спинка? – ПРЯМАЯ. 

(Проверка готовности к уроку.  Запись числа.)

I. Стадия вызова./Слайд/

1.Словарная работа.

Учитель: Сейчас мы с вами, ребята, запишем несколько слов под диктовку, а вы мне затем скажете, что это за слова?

     Народный, сверкать, медаль, салют, памятный, готовить, победный, греметь, огонь, солдаты, выражать, великий.

Учитель: Что это были за слова? (ответы детей)

/Самопроверка с опорой  на слайд/

Учитель: На какие группы можно разделить эти слова? Устно делим на группы. (Имена существительные, имена прилагательные, глаголы.)

/Слайд/  

 2.Сообщение темы урока, повторение. /Слайд/

Учитель:

-Сегодня мы с вами повторим всё, что знаем уже об изученных частях речи. А повторим мы с вами это в виде теста. /Слайд/

Взаимопроверка, дети проверяют друг у другу, на экране ответы, выставление оценок./Слайд с ответами/

3.Физминутка

 Упражнения для осанки. Гимнастика для глаз.

4.Бортовой журнал /Слайд /.

Учитель: А сейчас мы с вами представим себе, что мы исследователи в области русского языка. Как называется раздел русского языка, где изучаются части речи? (морфология) /Слайд/

Учитель: Как называют лингвистов, которые изучают морфологию? /морфологи./

Учитель: Как вы знаете, в ходе исследования ученые ведут журналы наблюдений. Сегодня мы с вами продолжим исследовать глагол. Запишите, пожалуйста, всё, что вы помните о глаголах.

(Учащиеся работают в парах. Свои знания  они записывают в таблице.)

Бортовой журнал

Предположения

Новая информация

II. Стадия осмысления./Слайд/

 1.Работа с учебником. (стр.68)

Чтение текста-определения с маркировкой по методу insert (инсерт) .

Учитель: Ребята, на прошлом уроке мы с вами узнали, что и глагол может изменяться. Что такое спряжение глагола?/Слайд/

 А знаете ли вы, что у глагола 2 спряжения?

 Возьмите простой карандаш. Прочитайте небольшой текст, делая пометки карандашом на полях: «V» - уже знал, «+» - новое, «?» - не понял.  (Учащиеся читают определение)

Учитель: Запишите в своем «журнале наблюдений», что нового вы узнали о спряжении глагола?

Учитель: Итак, сколько спряжений у глагола?

-Как определить спряжение глагола. (Слайд)

2.Закрепление /Слайд /.

Учитель: А теперь, ребята посмотрите, пожалуйста,  на экран, спишите эти слова к себе в тетрадь в строчку, через запятую

Отмечают праздник, горит огонь, говорят ветераны, вспоминают о войне, поют песни, весело танцуют, сверкают медали, не забудет народ, гремят салюты.

Учитель: В тетради простым карандашом над словом записываем спряжение глагола. На интерактивной доске  фломастерами проводим  стрелки от слова к определённой группе спряжения. Молодцы прекрасно справились с заданием.

Учитель: На дом,  используя эти слова, и не только эти, но и, конечно,  свои, составить небольшой текст на тему «День Победы».

III.  Стадия рефлексии.

1.Синквейн /Слайд/.

Учитель: Заканчивая сегодняшнюю тему о частях речи, о спряжении глагола,  я предлагаю вам написать о спряжении синквейн. Вспомним, что такое синквейн и как он строится.

Дети: Синквейн – своеобразное стихотворение-миниатюра из пяти строк, имеющее определенное строение.

Первая строка  -  тема синквейна (одно имя существительное в начальной форме).

Вторая строка – характерные признаки предмета (два  имени прилагательных).

Третья строка – характерные действия или состояния предмета (три глагола).

Четвертая строка - что автор думает? (фраза из четырех слов).

Пятая строка - новое звучание темы (синоним) (имя существительное в начальной форме).повторяет суть темы

Пример синквейна:

Спряжение

Сложное,  постоянный признак

Относится, изменяется по лицам и числам

Будь внимателен к личным окончаниям

Изменение по лицам и числам

  2.Домашнее задание /Слайд/

Учитель: Написать сочинение на тему «День Победы» используя словарные слова и сочетания слов, с которыми мы сегодня работали.  

Подведение итогов

Учитель: Чему мы сегодня учились на уроке?  Что вы узнали нового и хотели рассказать родителям? Заполните правую колонку «журнала наблюдения».

Учитель: С какими затруднениями столкнулись на уроке? Какие вопросы вы бы задали в связи с этим?

(Выставление оценок.)

Учитель:  Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения:

Мне удалось …

Мне понравилось …

Я порадовался за …

Я хочу  поблагодарить …  за …

Я могу похвалить себя за …

Учитель:  (Слайд) Благодарю всех вас за работу на уроке. Желаю вам дальнейших успехов!

1. Какая часть речи обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? или что?

а) Имя существительное.

б) Глагол

в) Имя прилагательное

2.  Имя существительное в именительном падеже в предложении является:

а)  сказуемым;

б)  подлежащим;

в)  второстепенным членом;

3. Чтобы определить склонение имени существительного нужно:

а) Определить число и падеж;

б) Определить число и выделить окончание;

в) Определить род и выделить окончание;

4. Имя прилагательное обозначает:

а) действие предмета;

б) признак предмета;

в) предмет;

5. Найди правильное утверждение:

а)  Имя прилагательное стоит в том же роде числе и падеже , что и имя существительное к которому оно относится;

б)  Имя прилагательное не изменяется по родам, числам и падежам;

в)  Имя прилагательное стоит в том же роде, числе и падеже, что и глагол;

6.Глаголы отвечают на вопросы

а) кто? что?

б) какой? какая? какие?

в)  что делает? что сделает? что делал?

7. Найдите ряд, где все глаголы прошедшего вр.

а) бегу, читаю, рисую;

б) бежал, читал, рисовал;

в) пробегу, прочитаю, нарисую;

8. Найдите предложение, где глагол стоит в неопределённой форме:

а)   Мальчик читал интересную книгу.

б)  Мальчик читает интересную книгу.

в)  Мальчику интересно читать книгу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 4 класс. Тема:"Разбор глагола по составу"

Урок с использование деятельностного метода обучения. Урок рефлексии....

Открытый урок по русскому языку 3 класс "Неопределённая форма глагола"

Урок русского языка 3 класс "Школа 2100" "Неопределёнгная форма глагола"...

Конспект урока по русскому языку 4 класс по теме "Глагол как часть речи (повторение)

Это первый урок в разделе "Глагол". Материал состоит из двух составляющих: конспект урока и презентация к нему...

Открытый урок по русскому языку 3 класс. "Закрепление о глаголе"

Тема открытого урока «Закрепление и обобщение знаний о глаголе»Цель:  организация  деятельности учащихся, направленная на  обобщение  и  систематизацию  знаний...

Конспект урока по русскому языку, 3 класс. Тема: «Времена глаголов. 2-е лицо глаголов». УМК "Школа России".

Цели деятельности учителя: ознакомление с написанием глаголов в форме 2-го лица; закрепление умений определятьвремена глаголов.Планируемые результаты:Предметные:знать: как изменяются глаголы по времен...