Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Коровина  Кристина Олеговна

Урок по русскому языку. 
Тема - "Прямое и переносное значение слов"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ur_russkogo.docx24.34 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 4

Тема: Прямое и переносное значение слов

Тип урока: урок открытия новых  знаний

Цель: сформировать у учащихся понятие о прямом и переносном значений слов

План. результаты: знают определение,

умеют находить в тексте, умеют подбирать слова с нужным значением, в соответствии контекста предложений

Ход урока

I. Мотивирование к учебной деятельности.

  Нас сегодня ждет дорога,

  И узнать нам надо много

  Так возьмемся, ребята,

  Скорей за работу!

-Готовы продолжать путешествие по странам русского языка?

Слово- это главное богатство русского языка.  Сегодня мы узнаем ещё что-то новое о слове.

-Я желаю вам всем успехов в открытие нового знания. Теперь в путь, друзья!

-С чего начнете работу на уроке? ( с повторения необходимых знаний)

    II .Актуализация знаний и пробное учебное действие

-Послушайте  внимательно  и попробуйте «отгадать» слово по его лексическому значению, записать, объяснив орфограммы):

- Герой русских былин, совершающий воинские подвиги, – богатырь;
- Человек, совершающий поездку в любом виде транспорта, – пассажир;
- Мера длины, равная 1 000 метров, – 
километр;
- Дорога с твердым покрытием – 
шоссе;
- Парная спортивная игра маленьким мячом, который перебрасывается ракеткой через сетку, разделяющую корт,-
теннис;
- Жесткая прямоугольная сумка с закидывающейся крышкой и запором для ношения бумаг, книг – 
портфель.

- К повторению какого языкового понятия мы сейчас с вами подошли? ( лексическое значение)

-Какие определения можно ему дать?

(Читает вслух стихотворение)

Мне не хватает теплоты,-
Она сказала дочке.
Дочь удивилась: – Мерзнешь ты
И в летние денечки
-Ты не поймешь, еще мала,
Вздохнула  мать устало.
А дочь кричит: – Я поняла! –
И тащит одеяло.

(Организовывается  фронтальную беседу)

- Ребята, как вы считаете,  правильно ли поняла дочь свою маму?  

-Кто считает, что девочка поняла свою мать. Поднимите правую руку.

- Кто считает, что девочка не поняла свою мать.  Поднимите левую руку.

-А как это у нас получилось? Стихотворение одно, а ответы разные? Можете объяснить свой ответ?
- Почему дочь не поняла свою маму?
-О какой теплоте говорила мать своей дочери?
- Какое еще значение имеет слово теплота?

-Подберите к словам из первого столбика пару:

Тяжелый

Золотые

Бежит

Мальчик

Серьги

Груз

Время

День

Руки

III.Выявление места и причины затруднения.

- Какое задание вы выполняли?

-Возникло ли затруднение? ( если да, то почему?)

- Почему возникло затруднение?
- Чего не знаем?

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

-Какова же цель нашего урока?

План:

1. Определение понятия прямого и переносного значения слов

2.Находить эти слова в тексте.

3.Подбирать слова с разным значением в соответствии с контекстом

V.Реализация построенного проекта.

/Работа в парах /

У вас на партах есть стихотворение, называется «Золотая мама»

определите сколько раз встретится слово золотой? Выпишите эти словосочетания, записывая их в столбик и подберите к них их прямое значение.

У мамы сердце золотое (2)

И золотая голова,(3)

И руки мамы золотые, (4)

И спорятся ее дела.

И папа маму называет:

Ты человек наш золотой!( 5 )

Сестричка только вот вздыхает:

Ведь золото – металл такой,

Колечко, правда, есть на пальце,

Но руки вовсе не блестят,

А на лице у глаз морщинки,

Не золотые – штучек пять…

И нет на сердце золотого,

А сердце… так оно внутри,

Оно в груди у мамы бьется,

Попробуй, пробу разгляди!

Проверим?

Что вы можете сказать про слово «золотой»?

Какое это слово?(«Золотой» - многозначное слово.)

Заглянем в словарь С.И.Ожегова, узнаем, сколько значений у этого слова. ( Словарь)

Золотой –

1. Цвета золота, блестяще-желтый. Золотая осень.

2. перен. Счастливый, благоприятный. Золотая пора.

3. перен. Прекрасный, замечательный. Золотые руки.

4. перен. Дорогой, любимый. Золотой мой!

- Сколько значений имеет слово «золотой»? Какое из них основное? С какими из этих значений мы встретились в стихотворении «Золотая мама»?

- Хочу обратить ваше внимание, что 2, 3, 4 значения слова даны под пометой переносное.

- Какой вывод можем сделать? ( Что у слова может быть не только два значения, но и более)

/Работа в группах/

- У вас на столах лежат карточки на которых написан ряд слова, составьте рассказ о маме, используя слова в переносном значении. ( организовывается проверка и защита результатов)

- Как проверить своё открытие и правильность данных вами определений? ( посмотреть в учебнике)

- Откройте учебник. Проверьте.

- Итак, сделайте вывод

- Что вы можете теперь делать?

Записать определение на листочке:

Что такое прямое значение слов - ..., Что такое переносное значение слов - …..

- Как происходит перенос значения с одного предмета на другой? (На основе сходства по определенному признаку).

 VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Каждой группе даются карточки с заданиями. ( задания выполняются с громким проговариванием и объяснением своего выбора)

Задание:  Запишите в 2 столбика словосочетания:  в один – с прямым, в другой – с переносным значением слов:

Тяжёлый чемодан, тяжёлый характер; лёгкая работа – лёгкая рука; железная дисциплина – железный гвоздь.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Мы работали вместе. А теперь наступило время поработать самостоятельно.

Со словами звезда,  холодный, хрупкий, бежать составьте словосочетания так, чтобы каждое из этих слов было употреблено в прямом и переносном значении.

- У кого возникли затруднения? Где?

- Кто выполнил задание правильно? Поставьте себе «+».

VIII.Включение в систему знаний и повторение.

- Что нужно знать, чтобы правильно подбирать слова с разным значением?

- Ребята, где вы будете применять новые знания? Почему возникла необходимость изучить данную тему?

Прочитайте внимательно последнее предложение.

-Что это: закружилась метель?

- Закружилась :о ком можно так сказать?

- Что же: метель, как живая?
-Какую роль выполняет слово «закружилась» в этом предложении?

 

- Использование слов в переносном значении в литературе – особый художественный прием. Он называется ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ.

(Например, плачет дождь, солнышко смеется, шепчет камыш.)
-Какие примеры подобного рода вы можете привести?

 

-Найдите в упр. олицетворения, назовите их.

 

IX.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- С чего мы начали наш урок?

- Какую цель мы ставили в начале урока?

-Удалось ли её решить?

-Какие получили результаты, знания?   Оцените свою работу и работу всего класса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....