Конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Коровина  Кристина Олеговна

Урок русского языка.
Тема - "Неопределённая форма глагола"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelyonnaya_forma_glagola.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

3класс

Тема урока: Неопределенная форма глагола. Число глагола.

Тип урока: Рефлексия

Цел урока: Развивать умения определять число глагола и образовывать неопределенную форму.

Ход урока

1. Мотивация к коррекционной деятельности

- Ребята, наш урок сегодня мне хотелось бы начать, рассказав вам старинную притчу:
"Однажды султан решил испытать своих придворных министров. Он приказал им открыть в саду старую ржавую дверь с огромным замком. В награду за выполненное дело султан пообещал исполнителю место главного дворцового визиря. Но одни подданные лишь качали головами, другие разглядывали замок, а третьи – начали неуверенно толкать дверь, показывая, что не могут её открыть. Тогда один из стражей дворца подошёл к двери, внимательно осмотрев её, резко навалился плечом и толкнул. И – о чудо! Дверь поддалась и раскрылась! Тогда султан сказал дворцовому стражу: "Ты будешь главным визирем, потому что ты не только полагаешься на то, что слышишь и видишь, но и веришь в свои силы!”.
- Я желаю, чтобы вы сегодня на уроке были внимательны и активно участвовали в процессе работы, полагаясь в большей степени на свои собственные знания и силы в познании русского языка, чем на подсказку учителя или помощь товарища.

- Сегодня мы отправляемся с вами в увлекательное путешествие по морю Слов на остров Глаголов.

2. Актуализация знания и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

- Давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе, выполнив задание «Закончи предложения» (слайд) и сразу будем себя проверять. 
- Глагол – это….. 
- Глагол обозначает …… 
- Глагол отвечает на вопросы…. 
- Глагол изменяется ……. 
- Что такое неопределенная форма глагола.....

- на какие вопросы отвечают эти глаголы.....

- Ребята, давайте попробуем выполнить задание.

(задание на карточке

1. Найдите глаголы неопределённой формы. 
Скрипач, зажечь, испечь, речь, обжечь, ночь, врач, беречь, ткач, прилечь, грач, беречься

 2. Определите число у данных глаголов.

Гулять, сидеть, побежали, смотреть, успеет, кипят, болеет, уцелело.

- Кто выполнил без ошибок?

- Кто допустил ошибки?

Над чем нам сегодня предстоит поработать, чему мы должны научиться к концу нашего урока, и что для этого нам нужно знать?

Составление алгоритма

● знать правила, что такое неопределенная форма и число глагола

● уметь определять число у глагола

● уметь образовывать от глаголов, глаголы в неопределённой форме

Самостоятельная работа № 1

1. Проверяем знание определений по теме.

Неопределенная форма - это _________________________________.  Эти глаголы отвечают на вопросы ________________________________________________________.

Глаголы в ________________ числе, обозначают действия одного предмета и отвечают на вопросы ________________________________________.

 Глаголы во _____________________ числе, обозначают действия двух и более предметов и отвечают на вопросы _______________________________________________________.

2. Проверяем умения определять число у глаголов.

Игра  «Помоги братьям лосям  спуститься на землю».  

Нужно  правильно распределить    глаголы единственного и  множественного числа  в  две колонки.

Обидим, сижу, посветлел ,заденешь, наденете, пчела, вели, гремело, сумею, шумишь ,окаменели, оцепенеете.

3. Образуйте от данных слов глаголы в неопределённой форме

Свист, лов, золото, шум, белый, грусть.

3. Локализация индивидуального затруднения        

Проверьте по эталону, если верно ставьте +, если нет -

 Кто справился с работой?

У кого возникли затруднения?

4. Построение проекта коррекции выявленных затруднений

Поднимите руку кто не допустил ошибки?

У кого возникли затруднения?

Что нужно сделать чтобы исправить допущенные ошибки?

(построение плана)

1. Повторить  правила

2. Отработать умение образовывать неопределенную форму у глагола

3. Отработать умение определять число у глаголов

5. Реализация построенного проекта

В ходе работы, наш класс поделился на две группы. Кто не допустил ошибки, вы получаете интересное задание.

1. Образуйте от данных глаголов однокоренные глаголы в неопределённой форме при помощи приставок.

 Сказать- рассказать, пересказать;
читать-
ехать-
просить-
звонить-
ходить-
хвалить-
работать-

2.  Определить время и число глаголов. Поставить к каждому глаголу вопрос.

Солнце грело, всё грело и грело. Дождик падал, гулял ветерок. И малина взяла да поспела точно - точно в положенный.

3.  Замените фразеологические обороты глаголами неопределённой формы:

Зарубить на носу – (запомнить)

Держать язык за зубами – (молчать)

Пукать пыль в глаза – (обманывать)

Вешать нос – (унывать)

Мозолить глаза –(надоедать)

Дать слово – (пообещать)

- Кто допустил ошибки, попробуйте определить, почему они допущены.

- Если есть ошибки в задании номер 1, найдите на странице 106 и повторите правило, что такое неопределённая форма глагола, страница 109 - правило о числе глаголов.

- Если допущена ошибка в задании номер 2, посмотрите на экран и давайте вспомним алгоритм  определения числа у глаголов.

(подставить местоимение или сущ. в ед. или мн. числе)

он закрыл-ед.ч.
он успеет-ед.ч
они-кипят-мн.ч.
... болеет-  
... уцелело- 
...  обидим- 
...  сижу- 
...  заденешь- 
...  плела-

- Если допущена ошибка в задании номер 3, откройте страницу 107 и прочитайте правило.

Образуйте от данных слов глаголы. Поставьте их а неопределённой форме. Выделите ту морфему, с помощью которой образованы глаголы:  скрип, воз, ход, слепой, шум, белый.

6.  Обобщение затруднений во внешней речи

Какие затруднения встретились ещё?

(если осталось что-то непонятным, обсудить фронтально ещё раз)

7. Самостоятельная работа №2 с самопроверкой по эталону

- Вам нужно выполнить только те задания, в которых вы ранее допустили ошибки.

1. Проверяем знание определений по теме.

Начальная форма глагола  - это _________________________________.  

Глаголы которые отвечают на вопросы что делать? что сделать? стоят в ________________ ______________________________.

Глаголы в единственном числе, обозначают _____________________________ и отвечают на вопросы ________________________________________.

 Глаголы во множественном числе, обозначают ________________________ и отвечают на вопросы _______________________________________________________.

2. Проверяем умения определять число у глаголов.

Вы должны распределить слова в две колонки

Ед. число                                                        Мн. число

Пищит, поют, звенит,  свистят, трещит,  кричи,  стучит,  стучат, скрипит.                  3. Образуйте от данных существительных  глаголы в неопределённой форме

Смех,хлопоты,взгляд,смотр,помощь,просьба,свет,письмо,свист,плата,говор,стрельба.

                             

- Давайте проверим себя все вместе по эталону

- Смогли ли вы исправить свои ошибки? Как мы это сделали?

8. Включение в систему знаний и повторение

-Я подготовила для вас задание, в котором вы поработаете корректорами, исследуете текст, всё ли там верно написано, на ваш взгляд, мы потом обсудим с вами.   

 В лесу очень шумно, один родничок тихо журчали.

Я подошли к нему. Он были чистый-чистый. Вокруг пела птицы, и он вместе с ними пел.

 

-Что мы сделали с глаголами, чтобы текст  стал верным? Для чего мы это сделали? Определите тему текста. Озаглавьте его. Какой это текст научный или текст-описание? Обоснуйте свой вывод.

-Запишите текст, подчеркните глаголы, определите число.

9. Рефлексия деятельности на уроке

- Удалось ли нам справиться с поставленной задачей?

- Смогли ли вы исправить свои ошибки?

- Что нужно будет сделать тем, кто ещё допускает ошибки?

- Давайте оценим свою работу на уроке тремя карточками нашего светофора.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку "Роль этимологии в изучении русского языка"

Формировать представления детей о значении и происхождении слов русского языка, прививать любовь к родному языку....

Русский язык. Конспект урока по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука".

Открытый урок по русскому языку в 1 классе "Русский алфавит, или азбука"...

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс

Конспект урока по русскому языку на тему: " Вводный урок по курсу русского языка" 1 класс...

План - конспект урока по русскому языку (3 класс) . Открытый урок по русскому языку по теме "Двойные согласные"

Авторская разработка урока русского языка в 3 классе на тему "Двойные согласные" по учебнику С.В. Ивановой....

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...

Конспект урока по русскому языку (Русский язык. Учебник для 3 класса. Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) Тема: «Значение и употребление имён прилагательных в речи»(1 урок).

Конспект урока русского языка в 3 классе (УМК "Школа России") на тему "Значение и употребление имен прилагательных в речи" ....