Конспект урока русского языка в 4-м классе «Состав слова». УМК "Школа России".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

elenapaleva

Урок по технологии критического мышления, здоровьесберегающей технологии, технологии оценивания на системно-деятельностной основе обучения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                       Методическая  разработка  урока.

УМК - «Школа России»,  В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Предмет - русский язык

Тема урока - Состав слова. Распознавание значимых частей слова.

Класс -4

Учитель - Палева Елена Егоровна, учитель начальных классов

Планируемые образовательные результаты:

     Предметные: познакомиться со склонением местоимений 1 и 2-го лица, с алгоритмом определения лица, числа и падежа; научиться склонять местоимения 1 и 2-го лица, определять лицо, число и падеж местоимений, стоящих в косвенных падежах.

    Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный   выбор на основе социальных и личностных ценностей.

    Метапредметные:

         а) ПУУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;  поиск и выделение необходимой информации; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; анализ; сравнение; классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

         б) КУУД: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации;  инициативное сотрудничество с учителем и сверстниками; контроль; коррекция; оценка действий партнёра.

         в) РУУД: постановка учебной задачи; планирование деятельности; сличение способа действий и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.   

Форма работы на уроке - фронтальная, групповая

Используемые педагогические и образовательные технологии, приёмы – ТРКМЧП (технология развития критического мышления через чтение и письмо), приёмы: «Знаю-Хочу узнать - Узнал», «Верные и неверные утверждения», «До и после», «Синквейн»,  технология  деятельностного метода, информационно-коммуникативная, технология оценивания, здоровьесберегающая. 

Оборудование - проектор,  ноутбук, экран

Ресурсы – музыкальная физминутка, физминутка, электронное приложение к учебнику, распечатки карточек для оценки работы в группе.

                                          ХОД УРОКА.

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.                                                                                                

 Учитель: - Добрый день! Улыбнитесь и подарите друг другу улыбки. Я желаю вам удачи! Нарисуйте тот смайлик, который вам больше нравится.

- Ребята, посмотрите, на доске  появились значки. Как вы думаете, что они могут обозначать? 

http://festival.1september.ru/articles/559784/02.gif

 (графическое изображение состава слова).

Какое отношение имеют эти значки к нашему уроку?                                                                                 Предполагаемые ответы:  Мы изучаем тему «Состав слова».

2.  Актуализация знаний и фиксация затруднения в пробном действии. Цель: готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действия.

 

Давайте вспомним всё, что знаем  о составе слова и  заполним I столбик таблицы: приём «ЗХУ» (стадия вызов). Учитель заполняет таблицу на доске по мере того, как дети называют всё, что знают о составе слова. Ученики пишут в тетради.

  Знаю

Хочу узнать

Узнал

1. Значимые части слова.                                                   2. Алгоритм  разбора слова по составу.

                                                                                             

Повторим алгоритм разбора слова по составу.                                                                                                Я предлагаю обсудить это в группах. Формируются 4 группы: В I группу садятся дети, у кого на парте карточка с изображением приставки, во II группу - суффикса,  в III группу -                   корня, в IV группу –  окончания. Дети пересаживаются за столы, где указаны названия групп.

Даю вам полминутки, чтобы выбрали ведущих - консультантов. Они сегодня будут моими помощниками.

Вспомним правила работы в группе. Но самое главное правило: когда одна группа отвечает, другая группа внимательно слушает. У вас на партах у каждой группы лежат карточки с деформированным алгоритмом  разбора слова по составу. В группе нужно восстановить этот алгоритм и объявить о готовности.

Проверка по слайду. Оценивание работы группы консультантом в таблице.                                                                                                                                                             

3. Выявление места и причины затруднения. Цель: выявление и фиксация места и причины затруднения.

Учитель: Подумайте, что мы ещё не знаем о составе слова?                                                         Предполагаемые ответы: Не знаем, какую роль играет в слове каждая из этих частей.

4. Построение проекта выхода из затруднения. Цель: постановка цели учебной деятельности, выбор способа и средств её реализации.

Учитель: Какую цель поставите на уроке? (Узнать, какую роль играет в слове каждая из этих частей.)  Сформулируйте тему урока:  Состав слова. Распознавание значимых частей слова.                  

Заполним II столбик таблицы: «ЗХУ» (стадия осмысления) - Хочу узнать:                                                    (Учитель делает запись на доске во II столбике таблицы, а учащиеся в тетради).                                                                       

  Знаю

Хочу узнать

Узнал

 1. Значимые части слова.                                                   2. Алгоритм  разбора слова по составу.

1.Какую роль играет в слове каждая из этих частей?

Я предлагаю вам выполнить в группе тест «Верные и неверные утверждения».

- Будьте очень внимательны, если вы считаете, что утверждение верное, ставите (+), если нет (-). (У каждой группы карточка с таблицей)

«Верные и неверные утверждения»

До изучения нового

материала

После изучения нового

материала

Совпало ли мнение «до» и «после»?

1. Корень – это главная значимая часть слова, в котором заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов.

?

+

2. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для связи слов в словосочетании и предложении.

?

-

3.Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образавания новых слов.

?

+

4.Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для образавания новых слов.

?

-

5. Основа – часть слова без окончания.

?

+

После проведения теста, дети сигналят о результате своей работы.

Музыкальная физминутка.

5. Реализация построенного проекта. Цель: построение и фиксация нового знания.                                                                                                                           

Учитель:  Как будем действовать для  проверки верности или не верности предложенных утверждений?                                                                                                                                                            Учащиеся выдвигают свои предположения, можно воспользоваться предложенным учителем способом.                                                                                                                                                                           

Учитель:  Поработаем над неверными утверждениями.

1. Назовите слово с приставкой – нарисовать

    Подберите родственные слова с другими приставками: нарисовать, дорисовать,   порисовать, зарисовка, …

- Сделайте вывод:  Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для  образования новых слов. 

- Какая часть слова тоже служит для образования новых слов? (суффикс) 

2. Прочитайте слово: липовый.

- Образуйте новые формы слова: липовая,  липовое,   липовые.

- Сделайте вывод:  Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении.

- Что ещё служит для связи слов в словосочетании и предложении? (предлог)

- Где можно проверить правильность наших утверждений? (посмотреть в учебнике, в электронном приложении к учебнику …)  

     Учитель: Заполним III столбик таблицы: Узнал: (Стадия «Рефлексия»).                                                           

  Знаю

Хочу узнать

Узнал

 1. Значимые части слова.                                                   2. Алгоритм  разбора слова по составу.

1.Какую роль играет в слове каждая из этих частей?

1. Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для  образавания новых слов.

2. Суффикс - это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образавания новых слов.

3. Окончание – это изменяемая часть слова, которая служит для связи слов в словосочетании и предложении. 

- Заполните III (+, -) и IV (если совпало +, если нет, то -)столбики таблицы: ««Верные и неверные утверждения».

Работа групп. Время на выполнение.  Где мы можем найти правильный ответ? (посмотреть в учебнике, в электронном приложении к учебнику …)                                                                                                                                                    Учитель:  Я предлагаю посмотреть  анимацию «Состав слова. Распознавание значимых частей слова».  Просмотр анимации в электронном приложении к учебнику.                                                                                                                                                                 Молодцы!                                                                                                                                                                          

Физминутка.                                                                                                                                                                           

                                                                     

6. Первичное закрепление во внешней речи. Цель: реализация и фиксация нового знания. 

Учитель:  Я предлагаю каждой группе интересное задание, но более сложное, творческого характера - придумать о своей части слова «Синквейн».                                      Отчёт групп о проделанной работе.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самопроверка  умения применять новые знания в типовых условиях.

                                                                                                                                                                                          Учитель: Выполните самостоятельно упр. 81, проверьте её с эталоном самопроверки, сами оцените свою работу на этом этапе. Если всё было понятно, в таблице поставьте +, не всё понятно, есть затруднения  + -, не справились -.

 8. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Цель:  Включение нового знания в систему знаний,  повторение и закрепление ранее изученного.                                                           Учитель:  Как можно использовать полученные  знания и умения?                                                                                    Предполагаемые ответы:  в письменной  речи при выполнении творческих работ, в устной речи, чтобы не было повторов в предложении одного и того же слова, правильно связывать слова в предложении и словосочетании.                                                                                                                                                                               Учитель: Теперь вы знаете, какую роль играет в слове каждая из этих частей.                          Учитель: Что мы теперь должны сделать? – Ответ: Потренироваться.    

- По-прежнему работаем в группе. На парте у вас лежит карточка со словом.                                                

- Какое задание вы можете предложить выполнить с ним, учитывая тему нашего урока? Время на размышление.

Каждая группа называет 1 задание. Его и будет выполнять.                                                                               1. Разобрать по составу.                                                                                                                                       2. Подобрать родственные слова с другими приставками и суффиксами.

3. Образовать новые формы слова.

4. Придумать предложение с этим словом.

Отчёт групп о проделанной работе.

Самооценка:                                                                                                                                                                          1.  Алгоритм самооценки (оценки результатов работы группы):                                                                                                                                                                          1)  Какое было задание? ( Учимся вспоминать цель работы)                                                                                       2)  Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью)                                                           3)  Задание выполнено верно или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки)                                4)  Выполняли самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс)                                   5)  Какую себе поставите отметку?                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

                                                                                                                                                                                                       9. Рефлексия учебной деятельности на уроке. Цель: соотнесение цели урока и его результатов, самооценка на уроке, осознание метода построения нового знания.                                                                                             

                                                                                                                                                                                                         1). Учитель:   Вернёмся к нашей таблице «З Х У».                                                                                                         Расскажите, что нового узнали на уроке?    

            

2). Отчёт групп о проделанной работе. Оценка работы группы с помощью сигнала:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

зелёный цвет - работали хорошо и дружно;                                                                                                            жёлтый цвет - получилась часть работы;                                                                                                              красный цвет - не справились.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

3). В дневнике каждый ученик рисует смайлик напротив урока русского языка:                                                                                                                                                                       Урок прошёл удачно: я активно участвовал в работе класса, с заданиями справлялся успешно. Я очень доволен собой!  

                                                                                                                                             

Сегодня на уроке не все задания оказались такими уж лёгкими. Мне было трудно, но я справился. Я вполне доволен собой!  

                                                                                                                                                                                             Задания на уроке оказались слишком трудными. Мне нужна помощь!  

4) . Предлагаю вам для домашней работы разноуровневые задания:                                                                   Кто нарисовал смайлик                                                                                                                                                                                      выполняют задание - Составить задание для друга по этой теме.

У кого смайлик            - Выполнить упражнение  80 с учебника.                                                                

             

У кого             - Разобрать по составу слова с упр. 80

Спасибо за урок!

 Карточка для оценки работы в группе:

зад-я

всё было понятно, в таблице поставьте +,                                              не всё понятно, есть затруднения  + -,                                           не справились -.

1

«Алгоритм разбора слова по составу» 

2

«Верные и неверные утверждения»

3

«Синквейн». 

4

Самостоятельная работа

5

Тренировка

зелёный цвет - работали хорошо и дружно;                                                                                                            жёлтый цвет - получилась часть работы;                                                                                                              красный цвет - не справились.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Прямая речь". Конспект урока русского языка в 4-м классе с презентацией ("Школа России")

Конспект урока, презентация, приложения в виде карточек для парной, групповой, самостоятельной работы....

Конкурсный урок русского языка УМК "Перспектива" 2 класс "Состав слова"

Данный урок первый в изучении раздела "Состав слова" в УМК "перспектива" 2 класс. Тип урока - урок усвоения новых знаний....

урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."

Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....

урок русского языка "Повторение правописания изученных орфограмм.Состав слова."

Комплексное повторение изученных правил правописания, актуализировать знания, приобретенные при изучении темы «Состав слова», орфографический тренинг в проверке изученных орфограмм....

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Это удивительное имя существительное»

Данный урок является заключительным в изучаемой теме "Имя существительное" и подводит итог всему изученному на предыдущих урокаж. Урок планировался так, чтобы активизировать познавательную активность ...

Конспект урока русского языка во 2 – м классе по программе «Школа России». Тема «Родственные слова» (урок объяснения и усвоения новых знаний)

Данный урок является первым в изучаемой теме "Родственные слова". Цель урока: формирование умения находить,  различать и образовывать родственные слова; развивать речь учащихся; учить действовать...

конспект урока русского языка с презентацией 2 класс. УМК "Планета Знаний" "Состав слова. Основа слова"

Конспект урока с презентацией и прилоджением "Состав слова. Основа слова"...