Тема урока: синонимы, антонимы, омонимы Тип урока : повторение изученного материала
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Шаймарданова Танзиля Идрисовна

Данный урок 3 по теме « Слово и его значение».  Он связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки, т.к. направлен на систематизацию полученных знаний в 1-3классах.Учебный материал  не давался  в готовом виде.   Была выявлена содержательная область урока, и ученики смогли самостоятельно определить тему занятия. Учебную деятельность на уроке формировали фронтальная, групповая, парная и индивидуальные формы работы.

На уроке были реализованы принципы наглядности, научности (дети оперировали научными понятиями), доступности (реализован в подборе материала), принцип связи обучения с жизнью.

Работа в группах, паре  позволила организовать взаимодействие уч-ся между собой, создать условия для само- и взаимообучения детей

     В течение всего урока побуждала к активному усвоению знаний, развивала познавательный интерес, работала над удовлетворением любознательности учащихся, творческую активность.

    Задания носили развивающий, творческий  характер, что способствовало чувству успешности у детей       и использование ИКТ дополнительно способствовало повышению мотивации учащихся,   активизировало познавательную деятельность.

 

Структура урока соответствует его целям. На уроке применены современные  педагогические технологии: технология проблемного обучения,  здоровье- сберегающие технологии, игровые приемы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока    «Синонимы, антонимы, омонимы»

(УМК «Перспектива»).

Учебный предмет

Русский язык

Класс

4

Цель урока

1. Создание условия для раскрытия значения понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и умения использовать их в активном словаре.

2.Формирование коммуникативных умений.

3. Формирование умения определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

Основные понятия, термины

Синонимы, антонимы, омонимы.

Метапредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир, русский язык

Тип урока

повторение изученного материала

Планируемый результат

Предметный:

- соотносить название термина и его значение;

- определять и писать название группы слов;

- писать синонимический ряд слов, используя слова для выбора;

 - определять и писать к слову синоним, используя слова для выбора;

 - выписывать парами антонимы из предложенных слов;

- выделять слова-омонимы из текста .

Личностный: 

- умение чувствовать красоту и выразительность речи, стремиться к совершенствованию собственной речи;

- любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;

- интерес к изучению языка;

Метапредметный:

Регулятивные УУД:

-уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

- выполнять самопроверку учебного задания;

- выполнять взаимопроверку при работе в группе,  паре.

Познавательные УУД:

- раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы», использовать их в активном словаре;

- определять отличия синонимов, антонимов, омонимов и обосновывать своё мнение.

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Коммуникативные УУД:

- формулировать понятное для партнёра высказывание, используя термины.

- высказывать и обосновывать свою точку зрения;

- договариваться и приходить к общему решению в совместной

деятельности;

Организация пространства

Формы работы

Ресурсы

Фронтальная

Индивидуальная

Работа в парах, группах

Климанова,    «Русский язык», ч.1,   ч.1, ноутбук, магнитная  доска, меловая доска, словари .презентация  Мэнэдж  Мэт-2шт., «лист достижений» на каждого ученика

Конверт №1, №2 с заданиями для п.2, 8.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Регулятивные

Познавательные

Коммуникативные

1.Организационный

(этап мотивации)

            Поговорим?

           О разном и о прочем.

           И хорошо не очень.

          а что-то мне известно.

             Поговорим.

.(Мэнэдж Мэт)

-Вы сидите за столом в группах.

(2 стола , по пять учеников)

-Поднимите, пожалуйста, правую руку ученики под номером один.

-Встаньте ученики под номером два.

-Поднимите левую руку ученики под номером три.

-Поднимите обе руки ученики под номером четыре.

-Ученики под номером пять, встаньте и поприветствуйте одноклассников и гостей

-Давайте поприветствуем партнёра по плечу, и партнёра по лицу

Поговорим.

О том, что в жизни хорошо:

Ведь что-то знаем мы:

Поговорим?

Нам будет интересно.

Слушают, выполняют задания учителя.

  Умение    мобилизоваться для

выполнения работы.

Умение принимать и сохранять информацию

Умение планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками.

2.Актуализация опорных знаний и умений

1)Чистописание.  

-Запишите буквы, данные в тетрадях. Запишите число, «классная работа».

2) Работа в группе

 ( учащиеся по очереди выполняют работу по кругу на одном (для группы) листе бумаги

-Перед вами лежит конверт № 1,

в котором даны названия словарей  и краткое описание словаря.

 Вам  надо, прочитав описание, найти название словаря,  наклеить на  таблицу «Словари».

ПРОВЕРКА Слайд  1.

Выполняют задание, подробно объясняют свой выбор, анализируют и комментируют результат

 

В команде ребята обсуждают виды  словарей, объясняют  . наклеивают

Выполняют проверку

Умение  осознавать то, что уже усвоено и что нужно усвоить,   контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы

Умение структурировать знания, анализировать объекты с целью выделения признаков, выбирать основания и критерии для классификации объектов, осознанно выстраивать высказывания в устной форме

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, принять другую

3. Поста новка учебной проблемы Форму лирова ние про блемы, планиро вание

деятель ности

-Послушайте стихотворение  

                   Б.Бобылевой.

Гиппопотама бегемот 
однажды повстречал: 
- Вы кто? – спросил. 
- Я бегемот, - 
Гиппопотам сказал. 
Тут возмутился бегемот: 
- Кто ж я тогда такой?! 
- А вы, - ему ответил тот, - 
Гиппопотам простой. 
Гиппопотаму бегемот 
Сказал: "Вы просто лжец!" 
С гиппопотамом бегемот 
рассорился вконец. 
Они уже который год 
И здесь шумят и там – 
Все не решат: 
Кто бегемот, 
А кто гиппопотам.

-        Как вы думаете, был ли смысл ссориться персонажам стихотворения и почему?

-Обсудите  в группе и скажите, как называются слова, близкие по значению?

-отвечает  ученик  под №4

-А теперь послушайте  стихотворение –загадку Н.Найденовой и назовите слова, противоположные по смыслу.

Бывает он в холод, 
Бывает он в зной, 
Бывает он добрый, 
Бывает он злой. 
В открытые окна 
Нежданно влетит, 
То что-то прошепчет, 
То вдруг загудит, 
Притихнет, умчится, 
Примчится опять, 
То вздумает по морю 
Волны гонять…

-Обсудите  в группе и скажите, как называются слова, противопо - ложные по смыслу?

-Отвечает ученик под №3

- А теперь ответьте на такие вопросы:

- Что бывает подземным, гаечным, скрипичным?

- Отгадайте загадку.

Со мной ходи стрельбе учиться,

И на гряде меня ищи.

Могу попасть я метко в птицу,

А также попадаю в щи.

-Что это за слова?

Трое учеников читают стихотворение

Б.Бобылевой по ролям

-Нет. Им не было смысла ссориться, потому что слова  гиппопотам и бегемот  обозначают одно и то же животное.

Обсуждают в группе.

- Слова, близкие по значению, называются синонимами.

(Ветер).

Холод-зной

Добрый-злой

Загудит-притихнет

Умчится-примчится

Обсуждают в группе.

- Слова, противоп-е по смыслу, называются антонимами.

- Ключ

- Лук

-Слова  – тёзки.

Омонимы – слова одной и той же части речи, одинаковые по звучанию и написанию, но совершенно разные по значению.

Умение определять последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить

Составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

- О каких словах мы будем говорить на уроке? Сформулируйте задачи урока.

- Каковы пути решения этой проблемы?

-Синонимы, антонимы, омонимы.

-Повторить  о син.,ант., омон.

-Узнать , какую роль играют эти слова в русском языке.

-Научиться употреблять их речи.

- Расширять словарный запас, больше читать, выполнять упражнения.

Умение формулировать тему урока, планировать пути решения проблемы, прогнозировать.

 

Умение  решать проблемы,

 строить логическую цепь рассуждений, доказывать, выдвигать мнение   их обоснование.

Умение сотрудничать в поиске и выборе информации.

5.Откры тие нового знания

Работа по учебнику

1. Упр.138 стр.86

1)-Прочитайте задание к упражнению.

                                     

2) -Прочитайте слова первой группы.

- Как называются слова этой группы?

-Какие слова называются «антонимами»?

-Как вы думаете,  где можно найти антоним к слову?

Демонстрация словаря  антонимов

3) Задание

-Подберите свою пару антонимов  и составьте с ней предложение. Для этого можете обратиться к словарю.

Проверка задания

4) -Прочитайте слова 2-й группы и скажите, как называются слова этой группы?

-Какие слова  называются «синонимами»?

-Как называется словарь, в котором можно найти синонимы к слову?

 

Демонстрация словаря  синонимов.

5) Задание

-   Прочитайте текст.

        Старый человек любит вспоминать старые события и рассказывать о старых обычаях; а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете старую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в старые времена их было не меньше.

- Обсудите с партнером по плечу и скажите, какую ошибку допустил автор?

-Отвечает партнер А. Встаньте партнеры А.

- Вам знакома такая ситуация, когда человек повторяется? А вы в своей речи употребляете часто одно и тоже слово?

- Подумайте, что нужно предпринять, чтобы избежать назойливого повторения в речи одних и тех же слов.

-Какие слова нам помогут?

-Для чего служат синонимы?

- Вернёмся к тексту. Попробуйте подобрать  синонимы к слову «старый».

- Подобрать синоним к слову поможет словарь синонимов русского языка. Помним, что все слова в словаре расположены в алфавитном порядке. Каждая словарная статья представляет собой перечень слов-синонимов, их толкование и примеры из литературных произведений.

 

 - Давайте выберем наиболее подходящие синонимы к тексту.

( записать на доске  Давний, старинный, ветхий, древний. )

-Откорректируйте текст с помощью отобранных слов-синонимов и запишите его.

СЛАЙД 3

Проверь себя

Старый человек любит вспоминать давние события и рассказывать о старинных обычаях, а если он скуп или беден, то в сундуках его вы найдете ветхую одежду. Много таких людей встречается сейчас, но и в древние времена их было не меньше.

-Поставьте оценку в «лист достижений»

6)-Прочитайте слова третьей группы. Как называются слова этой группы?

-  В каких словарях мы можем узнать, что у слова есть омоним?

Демонстрация словаря омонимов и толкового   словаря.

-Найдите в толковом словаре значения омонимов слова «овсянка»

7) Задание

 -Приведите  свои примеры

8. Прочитайте  информацию  в рубрике «Узелки на память». Что вы можете сказать о ваших знаниях?

Читают задание к упражнению.

Читают слова первой группы

-Антонимы  

 

-Это слова, противоположные  по значению.

-В словаре антонимов.

Подбирают антонимы и составляют предложение.

Читают слова, дают ответ (слова синонимы)

-Это слова, близкие по значению.

-Словарь синонимов.

Читают текст.

 Обсуждают.

- В тексте повторяется одно и то же слово “старый”.

-   Чтобы избежать повторения в речи одних и тех же слов нужно использовать синонимы.

Синонимы обогащают нашу речь, делают её более яркой, образной и выразительной, поэтому очень важно познакомиться с ними поближе.

Работа со словарями синонимов

Давний, старинный, ветхий, древний.

Читают слова, дают ответ ( слова омонимы)

- В словаре омонимов и  в толковом словаре.

Подбирают омонимы к слову «овсянка»  (каша, птица)

Читают информацию на стр. 87.

(Знаем,  какие слова называются синонимами, антонимами и омонимами и можем работать со словарями)

Умение выдвигать гипотезы на основе учебного материала;

  участвовать в решении учебной задачи;

Умение раскрывать значение понятий «синонимы», «антонимы», «омонимы» и использовать их в активном словаре;

определять условие проверки   и обосновывать своё мнение.

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

6.Первичная проверка понимания

Физкультминутка  Тач даун

 -Я говорю вам  слова антонимы Если вы со мной согласны, то вы все встаёте, если  нет - сидите.

Близкий –далекий

Большой – великий

Большой - маленький

Восход – закат

Слух –молва

Зацветать - отцветать

Подлинный –настоящий

Натуральный - поддельный

Ученики слушают, выполняют задание.

+

-
+

+

-

+

-

+

  Умение  выполнять учебное задание, используя правило;

 выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

   

  Умение  структурировать знания.

Умение   адекватно взаимодействовать   в группе при выполнении учебного задания.  

7.Применение новых знаний

Работа по учебнику на стр.86 упр.139

1) -Внимательно прочитайте задание к упражнению.

-Кто не понял задание?

-Выполняем задание самостоятельно.

2) Взаимопроверка.

СИМАЛТИНИУС РЕЛЛИ ТЭЙБЛ ( 2 ученика одновременно выполняют письменную работу на отдельных карточках и по окончании одновременно передают друг другу)

- Поменяйтесь тетрадями с партнерами  по  лицу, возьмите ручки с зеленой пастой, проверьте по образцу. Слайд № 2

-Поблагодарите партнера за работу.

-Поставьте оценку в «лист достижений»

Читают задание, выполняют самостоятельно.

Проводят взаимопроверку.

Ошибки исправляют зеленым цветом.

  Умение  анализировать, находить существенные признаки, контролировать, оценивать, вносить коррективы

 

  Умение выбирать наиболее эффективные способы  решения задач;    самостоятельно создавать способы решения проблем  

Умение  с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической формами речи.

8.Рефлексия учебной деятельности

1) Работа в группе.

-Возьмите конверт №2 и завершите заполнение таблицы «Словари»

2) Проверка задания.

 -Если согласны с ответом, то хлопаете, если нет, то топаете

3) работа по карточкам

-Прочитайте пословицы. Вставьте пропущенные буквы и подчеркните антонимы.

1) Уч…нье -  свет, а неучен…е  - тьма.  2) Мя…ко стелет, да жёс..ко спать. 3) В глаза не хв…ли, а за глаза не кори. 4) Сытый г..лодного  не разумеет.  5) За маленьким погнался, а б…льшое п…терял. 6) Меньше г…вари, а б…льше делай

4. Самопроверка

-Возьмите ручки с зеленой пастой. Исправьте ошибки.

-Поставьте оценку в «лист достижений»

Наклеивают названия словаря  и его описание  (о словарях  синонимы, антонимы, омонимы)

Группы по очереди  читают определения.

Слушают, выполняют задания.

Умение выполнять учебное задание, используя правило;

выполнять взаимопроверку и корректировку учебного задания.

   

Умение раскрывать значение понятия «синоним, «антоним», «омоним» и использовать его в активном словаре;

обосновывать своё мнение.

Умение  интегрироваться в группу и строить продуктивное сотрудничество , владение монологической и диалогической формами речи

9.Подведение итогов урока.

-Какие задачи мы ставили в начале урока?

-Что  вы узнали на уроке ?

-Что такое антонимы ?

-Что такое синонимы?

-Чем они могут различаться ?

-Что такое омонимы ?

-Как их распознать в словаре ?

-Выполнили ли задачи урока?

-Повторить о син., ант, омон.

-Научиться употреблять их в речи.

-Расширять словарный запас.

Умение соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

— оценивать результат собственной деятельности.

Умение составлять  целое из частей,  строить логическую цепочку рассуждений, анализировать истинность утверждения

Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли

10. Домашнее задание

Для всех: стр. 87-повторить правило.

По  выбору: стр.89 упр.145 или  

  стр. 89 упр. 146

Записывают задание в дневниках.

Умение планировать своё действие в соответствии с учебным заданием.

Умение использовать приобретённые знания при выполнении  задания

Умение выразить и отстоять свою  точку зрения, принять другую

Литература

  1. Климанова Л. Ф., Бабушкина Т. В. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1 – 4 классы
  2. “Оценка качества знаний обучающихся, оканчивающих начальную школу” Москва “Дрофа” 2000г.
  3. З. В.Л. Канакина “Работа над трудными словами в начальных классах”. Москва. “Просвещение” 1991 г.
  4. М.Р Львов “Правописание в начальных классах”. Москва. “Просвещение”. 1990г.
  5. Сборник статей “Работа над словом на уроках         русского         языка”.         Москва. “Просвещение”. 1985г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока" Повторение изученного материала в 3 четверти" 2 класс

Подробный конспект урока по теме " Повторение изученного в 3 четверти". Учебник Моро.2 класс...

Предмет: русский язык Класс – 4 Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»

Предмет: русский языкКласс – 4Тема: Повторение изученного материала по теме «Глагол»Планируемые результаты: предметные и метапредметные (УУД), на формирование которых направлена работа на данном уроке...

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

Занятие по предмету «Чтение». 2 класс. Коррекционная школа Тема: Обобщение к разделу «Мир животных». Урок обобщения изученного материала.

Вашему вниманию представлено индивидуальное занятие по чтению на дому с обучающимся 2го класса коррекционной школы, имеющим такие сложные сочетанные дефекты развития, как детский церебральный паралич,...

Презентация к уроку "Синонимы. Антонимы. Омонимы" ( УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: урок рефлексииЦель урока: актуализировать умение обучающихся различать синонимы, омонимы и антонимы....