Тема урока Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Чурсина Марина Васильевна

Конспект урока по теме " Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах" с презентацией.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

Цель:

  • Обучающие:
  1. Познакомить с понятиями сложные слова, соединительная гласная.(п)
  2. Учить различать сложные слова, находить в них корни.(п)
  3. Наблюдать за особенностями правописания сложных слов. (п)
  4. Совершенствовать умение выделять корень в словах.(п)
  • Развивающие:
  1. Развивать умение вести учебный диалог.(к)
  2. Развивать логическое мышление на основе сравнительного анализа.(поз)
  3. Развивать внимание, наблюдательность.(позн)
  • Воспитательные:
  1. Воспитывать чувство товарищества, отзывчивости, взаимовыручки.(л)

Планируемые результаты:

Предметные: научатся различать сложные слова, выделять корни в сложных словах, образовывать сложные слова.

Метапредметные:        

-Познавательные: будут учиться сравнивать, анализировать, делать выводы.

-Коммуникативные: будут учиться строить речевое высказывание, вступать в учебный диалог, высказывать свое мнение, работать в паре, в группе

-Регулятивные: формулируют познавательную задачу урока, на основе анализа темы урока, планируют свою деятельность на уроке под руководством учителя, оценивают свою работу и работу товарищей.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, мультимедийный проектор,  карточки для учащихся с заданиями, мультимедийная презентация.

*Физминутка проводится в середине урока.

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечание

  1. Оргмомент.

- Добрый  день. Улыбнитесь друг другу и подарите улыбку мне. Я желаю вам хорошего настроения, удачи, взаимопонимания  и доброго,  бережного отношения друг к другу.    

Проверяют рабочие места.

  1. Минутка чистописания

-Откройте тетради и запишите число и классная работа. Пропишите показ. Сначала обведите карандашом мой показ, затем пропишите показ на строчке.

-Записывают число и классная работа.

-Прописывают показ на рабочей строке.

  1. Подготовительная работа по восприятию  новой   темы. 

-Мы сегодня на уроке будем проводить исследование, которое поможет изучить новую тему. Вы  будете исследователями.

-Ребята, а вы знаете, кто такие исследователи?

-Давайте посмотрим,  как об этом говорится в толковом словаре Ожегова:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬ – человек, занимающийся научными исследованиями.

ИССЛЕДОВАТЬ - подвергнуть научному изучению что-либо.

 Научиться исследовать - значит самостоятельно узнавать новое. А я вам буду помогать.

Запишите слово ИССЛЕДОВАТЕЛЬ. Поставьте ударение. Подчеркните опасные места.

Спишите  предложение  про исследователей и разберите  его по членам. 

Исследователи изучают всё новое и неизведанное.   

Маша, у доски делает разбор.     10 мин                        

Ответы детей

Читает вместе с учителем

Дети списывают предложение с доски.

Один ребенок у доски делает разбор.

 

Слайд с определением слова «Исследователь» и «исследование»

  1. Формулировка познавательной задачи урока.

-Прочитайте тему урока и сформулируйте познавательную задачу:

Что нам предстоит выяснить?

Чему – научиться?

Читают тему.

Называют познавательные задачи.

Выяснить: Что такое сложные слова? Как образуются сложные слова? Что такое соединительная гласная? Какие гласные могут быть соединительными?

Научиться: Образовывать сложные слова. Находить сложные слова. 7 минут

На слайде записана тема «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах».

На доске слова: выяснить, научиться

  1. Планирование деятельности.

-Перед вами таблички с пунктами плана работы. Расставьте их по порядку.

-Как построим нашу работу?

-Сегодня на уроке мы будем открывать новые знания и сразу же их применять. Между открытиями отдохнем и в конце урока подведем итог. 15 минут

На доске таблички с планом, дети расставляют порядок.

  1. Выясним  - откроем новое
  2. Научимся – применяем новое
  3.  итог
  4. физминутка

Таблички с этапами урока на магнитах.

  1. Открытие нового знания

-Начинаем наше исследование.

-Ребята, вспомните, что сложного мы уже изучали на уроках русского языка?

Что такое сложное предложение?

Предложение, которое мы с вами записали простое или сложное? Почему?

-Как вы думаете, а что такое сложные слова? (пробл обучен)

Это мы сейчас и проверим.

Вот и первое наше исследование. (Образование сложных слов)

- У вас на столе лежат карточки с корнями слов и буквами О, Е. Попробуйте построить новые слова, так чтобы  эти буквы были в середине слова.

Вод о лаз  земл е коп

-Какие слова у вас получились?

-Запишите эти слова. Из карточек составляю на доске.

-Как  получили слова?

-Сколько в новых словах корней?

-Выделите их. Выделяю на доске.

Подчеркните гласную, которая их соединила

-Как вы думаете, эти слова сложные? Почему?

-От каких слов образовались эти слова?

-Подведем итог нашего  первого исследования.

Как получили сложные слова?  Какие буквы нам в этом помогли?

-Подтвердили ли мы с вами нашу гипотезу-предположение о том, что такое  сложные слова?

 -Прочитайте правило и проверьте себя.

Правило на слайде.

Мы завершили первое исследование: узнали, что такое сложные слова и как они образуются.

Физминутка

А сейчас немного отдохнем и поучимся образовывать сложные слова.

У вас на столах карточки с корнями слов. Ваша задача образовать сложное слово, выбрав соединительную гласную. А помогут нам составить слова Данила и Данил, прошу вас выйти к доске(получают карточки с буквами О и Е).  Опросить неотвечавших (ющих) детей.

Физминутка

Два ребенка получают карточки с буквами «о» и «е» и выходят к доске. У остальных на партах по 2 корня одного слова. Их задача составить слово и подойти к нужной соединительной гласной. Выходят к доске.

Молодцы! У всех получилось.

Отдохнули?! Оцените себя, поставьте себе оценку. Похвалить Данилу  и Данила. Вы помогли всем составить слова. Без вас бы они не справились.

-Итак, мы поучились составлять сложные слова.

-Продолжим наше исследование. (Слайд)

-Какую работу выполняют  гласные О и Е в сложных  словах?

-Как называются эти гласные, если они

соединяют?

-Ребята, соединительными могут быть только буквы о и е.

Ставлю кружочек сигнал на ПЗ

-Наше следующее исследование поможет нам узнать, когда употребляется о, а когда е. (слайд)

-Открываю слайд. Запишите составленные слова в два столбика, выделите корни (Два ребенка у доски):Настя Л, Настя Т.

    -о-                                         -е-

-Проверяем

Проверьте себя и поставьте оценку на полях. (на полях отметка)

Проверка по образцу и оценка

-Рассмотрите  слова  в  первом столбике.

-На какой согласный  твердый или мягкий оканчивается первый корень?

Слайд  

-Какая соединительная гласная стоит после твердого согласного?

-Рассмотрите слова во втором  столбике?

-На какой согласный  твердый или мягкий оканчивается первый корень?

Слайд  

-Какая соединительная гласная стоит после мягкого согласного?

  -Сформулируйте вывод: когда пишется соединительная «о», а когда «е».

Гласная о пишется после твёрдого согласного, гласная е – после мягкого согласного, а также после  ж, ш и ц. пешеход, птицелов, дружелюбный.

Прочитайте правило и проверьте наши предположения.

Выберите соединительную гласную, образовав слова

СНЕГ ХОДИТ, ЗЕМЛЯ  МЕРИТ

Сложные предложения

Предложение, которое состоит из двух простых предложений, имеет две грамматические основы.

Простое, имеет одну грамматическую основу.

Это слова, которые состоят из двух слов.

Строят в парах на столе слова из карточек

Водолаз и землекоп

Называют слова.

Записывают в тетрадь, учитель на доске составляет слова.

-Соединили два корня буквами о и е

Два.

Выделяют корни.

Да

Стоят из двух корней

Вода и лазить

Земля и копать

Соединили два корня.

О Е

Да

Читают правило на слайде

Составляют слова и выходят к доске, встают к гласной.

Неотвечающие называют слово. А остальные проверяют и показывают + или -

Они соединяют корни.

Соединительными гласными

Записывают слова в два столбика и выделите корни. При проверке зачитывают и выделяют корни. (карточки)

   -о-                           -е-

На твердый. На слайде выделяем синим цветом.

О

На мягкий. На слайде выделяем зеленым цветом

Е

Слайд с гипотезой

На слайде: 1исследование.

«Образование сложных слов».

Карточки для работы в парах вод, лаз, земл, коп, о, е. (11)

Слайд с правилом

«Сложные слова – это слова, состоящие из двух корней, соединенных гласными О и Е»

Слайд с правилом

Карточки с корнями для 9 слов и О Е

Слайд Иссдедование 2 «Какие гласные называются соединительными»

Слайд Исследование 3.

«Когда пишем О, а когда Е?»

Слайд со словами: паровоз, пылесос, ледокол, мореход самолет, сталевар, лесоруб,  самовар.

Слайд  со словами первого столбика (О)

Слайд  со словами второго столбика (Е)

Слайд с правилом

Слайд со словами снег ходит, земля мерит

  1. Применение нового знания на практике.

 -Какая задача у нас осталась нерешенной?

Цифровой диктант (по времени- 10)

Если слово сложное, вы записываете цифру 1, если слово простое -2.

НОСОГРОГ, ЗМЕЕЛОВ, ВОДИТЕЛЬ, СКАЛОЛАЗ, ВЕТЕРОК, СТЕКЛОРЕЗ.

Самопроверка. Оценивание поставьте оценку.1 1 2 1 2 1

Находить сложные слова

Записывают в тетради в строчку, если не знаете, ставим точку.

Диктую правильные ответы.

  1. Итог урока. Рефлексия.

Какие задачи мы перед собой ставили?

-Как вы считаете, мы справились с задачей?

Тест “Верные и неверные высказывания”.

Я произношу утверждения, если вы согласны с ним – покажите полоску зеленый  карандаш, если не согласны – красный.

1. Сложные слова – это все длинные слова.                                                           2.Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то пишем соединительную гласную –О-.                      

 3. После букв – Ж – и – Ш – пишется – О-                                                                   4. Слова, у которых 2 корня, называются сложными.                                                        5. Соединительные буквы – О-  и –Е в сложных словах - это орфограммы.

6. Если 1 корень оканчивается на мягкий согласный, то пишем соединительную гласную -Е-.

-Посмотрите на свои оценки на полях за урок, оцените себя на шкале: у меня все получилось, я еще допускаю ошибки, я пока много ошибаюсь, мне нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому еще нужно потренироваться. Поднимите руку те, кому все понятно и он не испытывает затруднений. Есть ли такие, кому все показалось трудным и непонятным.

-Спасибо за работу.

-Я тоже оценю вашу работу, посмотрев ваши тетрадочки после урока.

Отвечают на вопросы.

Выполняют тест

Анализируют деятельность на уроке, оценивают свою работу

  1. Домашнее задание

На карточках вам предложено 2 задания: выберите для себя по уровню сложности.

Записывают домашнее задание дифференцированно.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Топчихинская средняя общеобразовательная школа № 2

Конспект урока по русскому языку

 УМК «Школа России», 3 класс

ТЕМА: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.

Учитель начальных классов:

Чурсина Марина Васильевна

Топчиха 2015


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 2 класс по теме: "Упражнение в правописании слов с безударными гласными в корне слова" Безударная гласная в корне слова"

Урок проведён по программе " Начальная школа 21 века" . Тип урока- закрепление и повторение знаний по изученной теме....

Урок русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»

Цель урока: формирование умения  правильно писать и употреблять в речи сложные слова...

Презентация к урока русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова) Тема: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»

Данная перезентация предназначена для урока русского языка в 3 классе (по системе Л.В. Занкова)  по теме: «Сложные слова. Соединительные гласные О, Е»....

Конспект урока для 4 класса. Школа России. Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах

Конспект урока русского языка.Тема: Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах Цели деятельности учителя: различать сложные слова, находить в них корни; наблюдать за правописанием сло...

Сценарий урока русского языка Тема урока: «Сложные слова, соединительные гласные о, е в сложных словах»

Тип урока: «открытие» нового знания • Дидактическая цель: создать условия для формирования нового понятия «сложные слова» учебник «Русский язык» Чура...

Технологическая карта урока по русскому языку, УМК «Перспектива», 4 класс, тема: «Сложные слова. Соединительные гласные в сложных словах.»

Цель урока: формирование у учащихся представления о соединительных гласных в сложных словах, умение писать сложные слова с соединительными гласными.Задачи урока:Дидактические:1)    Позн...