Урок русского языка в 4 классе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Чуракова Татьяна Александровна

План-конспект урока русского языка в 4 классе по теме "Склонение  имён существительных во множественном числе"  УМК "Школа России"

В плане  урока предусмотрена работа с интерактивной доской.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_russkogo_yazyka.doc98.5 КБ

Предварительный просмотр:

               Открытый урок по русскому языку в 4 классе  

Тема: Склонение имен существительных во множественном числе. 

Цели: - познакомить со склонением  имен существительных во            множественном числе;

             - научить определять склонение имён существительных во множественном  числе.

 Задачи:   -научить изменять по падежам имена существительные во множественном числе;

                    - развивать умение определять падеж имён существительных  во множественном числе;

    -  развивать устную и письменную речь, орфографическую зоркость, абстрактное мышление, память, внимание.

 Тип урока:  урок усвоения  новых знаний.

Методы обучения: частично-поисковый.

Формы работы:  фронтальная, работа по учебнику.

                    Планируемые результаты:

Предметные: определять склонение им. сущ. во мн.ч;

                       склонять им. сущ. в форме мн.ч.

Метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока;

                               делать выводы на основе наблюдения;

                              соотносить сделанный вывод с образцом, при         необходимости вносить изменения и дополнения;

                              рационально организовывать самостоятельную учебную   деятельность

Личностные:  стремиться к самостоятельности в усвоении знаний

 

Оборудование: мультимедийный проектор,  интерактивная  доска, карточки-памятки, карточки для оценивания, смайлики.

                                           Ход урока.

1. Организационный момент. Психологический настрой.

-Ребята, у нас сегодня необычный урок. На нашем уроке присутствует  много гостей.  Давайте настроимся на хорошую работу и скажем себе:

- Я внимателен.

- Я многое знаю.

- У меня всё получится.

2. Минутка чистописания.  Слайд

- Откройте тетради. Сегодня    1  декабря. ( число и классная работа  записаны)

Как всегда, несколько минут в начале урока мы уделим чистописанию.  Ребята, сядьте правильно, спинка прямая.  Я предлагаю отгадать вам загадку.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки.

Наконец- то ты пришла

К нам, волшебница  … (зима)

- Правильно, зима. И мы сейчас будем писать начальную  букву   слова зима -  З – заглавную и строчную. Слайд .  

- Пишем буквы ровные, красивые,  смотрите на образец.

- А теперь пишем слова. Соединяем буквы правильно.

________________________________________________________________________Зз__∙__Зз__∙__Зз___________________________________________________зима__зимний__зимовать_______________________________________

- Что объединяет эти слова?( У них общий  корень)

- Какой? Назовите его и выделите корень.  Как называются  слова имеющие общий корень? (Однокоренные)

- А какая  орфограмма  в данных словах?   ( Проверяемые,  безударная  гласная  в корне )

- Найдите орфограмму ( и)

- Тогда  какое из этих  слов  является проверочным? (зимний)

3.Словарная работа.

- А как  называются орфограммы с непроверяемой гласной? (Непроверяемые орфограммы)

- А как называются слова с такими орфограммами? ( Словарные)

 - Ребята,  сейчас мы запишем  словарные  слова и подчеркнём в них  непроверяемые орфограммы.

Салют, конфеты,  мороз, улица,  ребёнок, декабрь, снегирь, пороша, заяц, январь.

Проверка  Слайд _ Кто не допустил ни одной ошибки,  поднимите руку. Молодцы!

- На какой вопрос отвечают данные слова? (Кто?Что?)

- Значит, к  какой части речи относятся эти слова? (К именам существительным)

- На  какие группы  можно разделить  данные имена существительные? Объясни.  (одушевленные, неодушевленные)

- Ребята, определите число существительных. (Ед.число)

- Какое слово лишнее?  (Конфеты)

- Почему? ( Потому что оно стоит во множественном числе)

Оцените себя . Результат запишите в таблицу.

4.  Игра « Метелица» 

  –Ребята,  сейчас мы с вами поиграем в игру      Слайд  .

Озорница - пурга налетела и перепутала все буквы в именах существительных. Получились вот такие анаграммы.  Давайте восстановим слова.   Запишите их в столбик, выделите окончания.        Слайд    Работа с доской

 1 уч.называет слова, окончания.

Сегн (снег)  -  снега

Пзёкома (позёмка)  - позёмки

Хдоло (холод)  -  холода

Мтеьел (метель)   -  метели

Србоуг (сугроб)  -  сугробы

- В каком числе стоят существительные? ( В единственном числе)

-А теперь запишите  эти существительные во множественном числе.

 Выделите окончания. ( 1 уч. называет слова, окончания)

 Проверьте. Открываю  шторку Слайд

- А как отличить сущ. в ед.ч. от сущ. во мн.ч.?( В ед.ч сущ. обозначают один предмет, а во мн.ч – больше одного предмета)

- А ещё как? ( По окончанию)

- А сейчас мы сделаем зарядку для глаз.

Физминутка  для глаз     «Снежинка»

- Продолжаем нашу работу.

- Ребята, а как  определяем склонение им.сущ.?( Ставим в ед.ч., им.п., по роду и окончанию определяем склонение. К 1 скл относятся сущ. ж.р и м.р с окончанием –а, -я; ко 2 скл. относятся сущ. м.р и с.р с  нулевым  окончанием  и – о, -е;  к 3 скл -  сущ. ж. р  - нулевое окончание (  оканчиваются на Ь знак)

5. Самоопределение к деятельности.

- А  можно ли определить склонение им.сущ. во мн.ч.?

-Как это сделать? Выскажите свои предположения.

-Значит, какую цель мы можем поставить на уроке? (Научиться определять склонение им.сущ. во мн.ч.)

-Определяем тему урока. (Склонение им.сущ. во мн.ч.)

-Проверим правильность ваших суждений.

-Соотнесите сделанный вывод с правилом на стр.131

- Прочитает правило ….(чтение правила)

6. Организация познавательной деятельности.

- Сейчас вам предлагается необычное задание «Творческая перемена».

1)Работа с доской – половина доски закрыта шторкой. Слайд

- Ребята, прочитайте   четверостишие.( 1 ученик вслух)

Побелели  все  опушка,

Побелел и пруды.

Голосистые  кукушка

Песни не поют.

- Что вы заметили?

-Получилось ли стихотворение? (Нет рифмы)

- Что нужно сделать, чтобы была рифма?  ( Изменить слова)

- Попробуйте изменить число существительных. Какой текст у вас получится?

-Запишите его.

 2)С/р учащихся  (Работа в тетради)

 3)Проверка выполненной работы.

-Давайте прочитаем  получившийся текст.( Читает 1 ученик)

Побелели все опушки,

Побелел и  пруд.

Голосистые кукушки

Песни не поют.  

- Сверим с эталоном (Открываю шторку) Слайд

-Назовите сущ. во мн.ч. Определите скл. сущ., согласно правилу

 -Оцените себя (постановка значка в индивидуальную таблицу).

7.- Итак, дальше наблюдаем как склоняются им.сущ. во мн.ч.

 - Ребята, у вас у каждого такая карточка  как слайд (Слайд)

И.п.

что?

снежинки

поля

сугробы

метели

Р.п

чего?

снежинок

пол

сугроб

метел

Д.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

В.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

Т.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

П.п.

снежинк

о пол

о сугроб

метел

На обратной стороне индивидуальной  карточки дано следующее правило: «Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания Д.п. -  ам,ям; Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.

1)Назовите данные существительные в И.п. К какому склонению они относятся? В каком числе стоят существительные?

2)Просклоняйте данные существительные.

3)Что значит просклонять существительные?( Изменить по падежам)

- И.п. – окончание –и, -я, -ы,  Р.п. – нул., -ей, -ов, ( ставлю окончания на доске)

-Я начала работу, ваша задача продолжить работу, изменить по падежам, записать вопросы и окончания существительных в карточке.

-С/р учащихся.

-Проверка. Работа  на  доске.( Ученики  ставят на место окончания)

-Что вы заметили  в написании окончаний им.сущ. мн.ч. (Мы заметили, что им.сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания: в Д.п. – ам,ям, в Т.п. – ами, ями, в П.п. – ах,ях).

-Проверьте ваши выводы с правилом на обратной стороне карточки. Оцените себя (запишите ваш результат в таблицу).

Физминутка (музыкальная) Песня про Снеговиков

7. Закрепление.

-Ребята, а помогут нам окончания им.сущ. мн.ч. в определении падежа? ( Да, помогут)

-Чтобы проверить свои предположения, обратимся к упр.252.

-Прочтите предложения. Определите падеж выделенных существительных, записав их в тетрадь.

-Проверка. Проверьте себя. Работа с доской. ( Слова на доске, падежи раскиданы, ученики соединяют слово   и  падеж)

-Оцените себя.(результат запишите в таблицу)

-Что помогло вам в определении падежей?( Окончания)

-Подберите к слову метель синонимы. Запишите  их в тетрадь. Если возникнут затруднения, обратитесь к словарю синонимов.( Метелица, вьюга,буран, пурга)

-В каком предложении это слово употреблено в переносном значении?

(Закружила осень в лесу рыжие метели)

- Подчеркните в  данном предложении главные члены.

 Проверка.Слайд.

- У кого также, поднимите руку.

-Оцените себя.( результат запишите  в таблицу)

8.Итог урока.

- Подводя итог урока, мне хотелось бы узнать у вас -

- Урок был познавательным?

- Что нового узнали на уроке? ( Что им.сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания: в Д.п. – ам, ям, в Т.п. – ами, ями, в П.п. – ах,ях).

 -Чему учились на уроке? (Склонять имена сущ. во мн.ч, определять склонение им.сущ. во мн.ч)

-Как же определить склонение, если существительное стоит  в форме мн.ч.? (Поставить в  ед.ч., им.п., вспомнить признаки каждого склонения и определить )

- Теперь проверьте себя: В чем сходство и различие им. сущ. в данных словосочетаниях:  Слайд

идёт по сугробу    шагает по сугробам      

 ( сущ. 2 скл, Д.п. - сходство,  различие – ед. число и мн.ч.)

-Оцените себя.( результат запишите  в таблицу)

- Подведите итог вашей самостоятельной работы ( в таблице).

- Проанализируйте результат своей работы. Заострите внимание на тех вопросах, в которых вы допустили ошибки. Постарайтесь, чтобы завтра эта таблица состояла только из плюсов.

- Ребята,  а вы заметили, что мы весь урок посвятили  одному удивительному времени года?  Какому? ( Зиме)

- А любите ли вы её?

- Вот ваше отношение к зиме вы  попробуете отразить в мини-сочинении, в котором  вы    используете  существительные во мн.ч. А помогут  вам в этом опорные слова. Слайд

9. Рефлексия.

- Наш урок подходит к концу. Сейчас вы вспомните всё, что вы делали на уроке, что  у вас получилось, что не получилось и нарисуете  смайлик.  Если  вы довольны своей работой, нарисуйте улыбающийся  смайлик. Если вам было немного трудно, то нарисуйте  такой смайлик -  ….

-Поднимите свои смайлики, покажите гостям.

- Я вижу, что все довольны своей работой на уроке. Я тоже довольна вашей работой. Вы молодцы. Хорошо постарались. Спасибо за урок.

     Таблица для индивидуального оценивания         

« +» - уверенное применение  знаний

« - » - не освоено

« ? » - неуверенное применение знаний

Словарная

работа

Работа со стих - м

Работа с карточкой

Упр. 252

Задание к упр.

Проверь себя

Итог

     

Таблица для индивидуального оценивания         

« +» - уверенное применение  знаний

« - » - не освоено

« ? » - неуверенное применение знаний

Словарная

работа

Работа со стих - м

Работа с карточкой

Упр. 252

Задание к упр.

Проверь себя

Итог

     Таблица для индивидуального оценивания         

« +» - уверенное применение  знаний

« - » - не освоено

« ? » - неуверенное применение знаний

Словарная

работа

Работа со стих - м

Работа с карточкой

Упр. 252

Задание к упр.

Проверь себя

Итог

     Таблица для индивидуального оценивания         

« +» - уверенное применение  знаний

« - » - не освоено

« ? » - неуверенное применение знаний

Словарная

работа

Работа со стих - м

Работа с карточкой

Упр. 252

Задание к упр.

Проверь себя

Итог

И.п.

что?

снежинки

поля

сугробы

метели

Р.п

чего?

снежинок

пол

сугроб

метел

Д.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

В.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

Т.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

П.п.

снежинк

о пол

о сугроб

метел

И.п.

что?

снежинки

поля

сугробы

метели

Р.п

чего?

снежинок

пол

сугроб

метел

Д.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

В.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

Т.п.

снежинк

пол

сугроб

метел

П.п.

снежинк

о пол

о сугроб

метел

«Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания  

Д.п. – ам,ям;  Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.

«Им. сущ. разных склонений имеют во мн.ч. одинаковые окончания

Д.п. – ам,ям; Т.п. – ами,ями; П.п. – ах,ях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока (русский язык, 4 класс) по теме: Русский язык 4 класс "О словарях разнообразных, поучительных и важных"

" 4 класс  Русский язык «О словарях разнообразных, поучительных и важных»Соколова Е.Я.Урок направлен на актуализацию  и расширение знаний учащихся о словарях русского языка. Основ...

Урок русского языка. 3 класс. Тема "Роль имени прилагательного в речи" УМК "Школа России" Учебник "Русский язык". Авторы В.П.Канакина, В.Г.Горецкий.

Урок составлен по требованиям ФГОС. Использоваллись технологии личностно-ориентированного обучения, ИКТ. Дифференцированный подход при закреплении материала и в домашнем задании помогут учащимся по си...

Презентация к уроку русского языка 1 класс "Согласные буквы русского языка"

Этот  материал содержит  презентацию  к  уроку  руского  языка  в 1 классе по  программе "Школа  2100"...

Урок русского языка (2 класс, УМК Л.В. Занкова) Лингвистическая тема: «Текст. Тема текста» Этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник Масленица»

Урок  русского языка,  2 класс, 3 четверть, система Л. В. Занкова, лингвистическая тема: «Текст. Тема текста», этнокультурная тема: «Обычаи русского народа. Праздник  Масленица» - урок ...

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема " Буква Е,е. Работа над словом"

Русский язык. Урок русского языка. 1 класс. Тема "Буква Е,е. Работа над словом"....

Урок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"

рок русского языка 4 класс УМК "Гармония" "Открываем ещё несколько секретов русского языка"...