Урок русского языка 3 класс "Сложные слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Урок русского языка 3 класс "Сложные слова" по деятельностному методу. ОНЗ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon onz_po_russ.yaz_slozhnye_slova.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа

имени героя России Ф. Г. Гануса  № 72

Урок открытия новых знаний

школьном семинаре

по русскому языку

в 3 классе

«Сложные слова

и их правописание»

                                     

                                                                         Учитель: Плетнева С.А.

Липецк 2014 г.

I Самоопределение к деятельности.

- По приветствуем гостей.

- Отгадайте загадку: Наведет стеклянный глаз,

                                    Щелкнет раз – помнит вас. (фотограф)

- Он любит путешествовать по всему миру. И сегодня заглянул в гости к нам. А знаете, где он недавно был? В одном словесном государстве. А там живут и не тужат орфограммы. Орфограммы – гласные и орфограммы – согласные часто собираются вместе, а порой и в одном слове, и ждут, чтобы ребята о них вспомнили и не допустили ошибок в правописании. Но иногда они шалят и никак не хотят говорить свои полные названия. Вот какие фотоснимки получились у нашего гостя.

безударные

согласные

удвоенные

непроизнос.

- Вспомните полные названия этих орфограмм.

- Вы хотите продолжить изучение орфограмм и научиться грамотно писать?

- Сегодня, мы познакомимся еще с одной жительницей словесного государства – новой орфограммой.

II Актуализация

- Гимнастика для рук.

1) Словарная работа с комментированием.

 Календарь, комната, характер, группа, праздник, перрон, коллекция, лестница, вокзал, чувство.  (10 слов)

- Учитель переворачивает карточки на доске.

2) Над какой орфограммой мы работали на последних уроках?

-Выпишите сварные слова с непроизносимыми согласными.

(лестница, праздник, чувство)

3) Орфограммы веселились,

    И ошибки появились.

    Вы их быстро все найдите,

    Правильно слова спешите.

Шароко, власный блиский, озноп, тераса, мухалофка.

- Напишите правильно. Обозначьте знакомые орфограммы, выделите корень.

Широко, властный, близкий, озноб, терраса, мухоловка или мухаловка.

III  Постановка проблемы.

- Какое задание выполняли?

(списывали слова, исправляли ошибки, выделяли орфограммы).

- Где возникло затруднение? ( в слове мухоловка)

- Какая проблема перед нами встала?

 (уточнить сколько корней в слове и какую гласную написать в корне?)

- Почему возникло затруднение?

(мы не знакомы со словами такого вида).

IV Построение проекта выхода из затрудне6ния.

- Какую же цель мы поставили перед собой?

(узнать есть ли слова, в которых не один корень, какие орфограммы в них встречаются).

- Как вы предположили сформулировать тему др.?

(большие слова, многокорневые слова).

-  Открыть «Сложные слова и их правописание».

- Давайте построим план работы с этим словом.

        1) прочитать слово.

        2) подумать над значением.

        3) подобрать однокоренные слова.

        4) определить сколько же в нем корней.

        5) чем соединяют корни.

        6)есть ли еще такие слова в русском языке.

V  Реализация построения проекта.

1) Читать слово мухоловка

2)Почему птицу? Так назвали? (ловит мух)

    Запись: мухоловка – ловит мух.

3) Какой корень в слове муха? Подберите однокоренное…мушка.

    Какой корень в слове ловит? Подберите однокоренное….выловит, ловля.

4) Есть ли корни мух и лов в слове мухоловка?

   Так сколько же  корней в слове? (два)

    Почему такие слова назвали сложными? (сложили два корня)

5) Чем соединены корни? (гласной  О)

- Она называется соединительная гласная.

Остановимся еще раз на одном важном моменте.

- Понаблюдаем за группой таких сложных слов.

Выделим корень и подчеркнем соединительную гласную. (1 уч. у доски)

мухомор               мореход

рыболов                пылесос

- Обратите внимание на соединительную гласную. Что замечаете?

- На какой согласной заканчивается первый корень 1 столбика? (х – тв, б – тв)

А 2 столбик? (р – мяг., л – мяг.)

- Когда же пишем соединительные гласные о, а когда е?

(о – после твердых согласных, е – после мягких согласных)

      Сделаем вывод!

- Какие слова называют сложными? (сложили два корня)

- Чем и когда соединяются корни? (соединительными гласными – о после твердых, е после мягких).

- Где сверим наши выводы? (в учебнике)

- Открыть с 89 Чтение правил.

- Итак, вернемся к нашей трудности. Узнали сколько корней в слове? (да – 2)

- Чем они соединяются? (соединительными гласными о, так как х – твердая)

     Интересные сведения:

- Слово фотограф тоже сложное. Photos – свет, означает светопись или письмо на grapho – пишу светочувствительной пленке. Раньше фотограф работал очень кропотливо: фотограф, проявлял, закреплял на пленке фотографию. Появилось слово в 1839 году в Англии физик и астроном Гермель создал из двух основ слово. Оно означало и человека, и сам снимок. В русский язык вошло в середине XIXв., но уже позже стали делить фотографа и фотографию.

- Скажите, есть в русском языке еще сложные слова?

          Физкультминутка.

VI Первичное закрепление.

- Что теперь необходимо сделать? (закре6пить полученные знания)

- Упр.126. Читаем задания.

         В помощь памятка, ознакомимся. Выполним с комментированием, один у доски.

VII С.Р.

- Готовы проверить свои силы?

Упр. 128 I вариант 1столбик, II в 2 столбик.

+127 упр. Любой столбик, какой вам понравится.

Самопроверка +?

I в. листопад                        II в.  пылесос

      первоклассник                       мухомор    

      ледокол                                   лесоруб

Упр. 127

водолаз      садовод                 камнепад

водосток    пчеловод              водопад

водопад      полевод                звездопад

водомет      экскурсовод         листопад

- У кого возникли трудности?

- С чем они связаны?

- У кого все получилось?        

VII   Включение.

- Где пригодятся полученные сегодня знания?

Игра «Перекресток»

з

2

а

о

3

м

в

4

о

5

р

л

6

а

е

7п

т

  1. Шуруп, который нарезает резьбу сам? (саморез)
  2. Судно, приводимое в движение паровым двигателем? (пароход)
  3. Большой чайник (самовар)
  4. Русская народная игра- пляска (хоровод)
  5. Лес, поваленный бурей (бурелом)
  6. Стихийный ход дела, работа без плана, без руководства (самотек)
  7. Огнестрельное оружие (пулемет)

IX  Рефлексия.

- Наш гость был в стране сказок. Незнайка сказал ему: «Все непонятные слова называются сложными».

Буратино «Все длинные слова – это сложные слова».

Наш друг Афанасий «Слова, в которых 2 корня, называют сложными».

- Кто из них прав?

- Чему научились?

- Каким способом вы учились?

(выполн. сам. р., встретились с трудностью, поставили цель, поработали над этим словом и узнали, какие слова называют  сложными)

- Что понравилось на уроке?

- Обратимся к нашему гостю. Мы уже сказали, что слово его обозначающее сложное. Попробуйте дать ему характеристику сложными словами:

 ( я буду помогать, замените словосочетание сложным словом)

жизнерадостный               синеглазый

седобородый                     низкорослый

свободолюбивый                   чистосердечный

добродушный                         темноволосый

трудолюбивый                       остроумный

Д/з  с 89 прав.  С. 100 упр. 2 + твор. Зад.

                          Записать слова, которые характеризуют фотографа.    

- Мы трудились и познавали русский язык, а фотограф тоже занимался своим делом. Только ваши фото он выполнил на разном фоне: красном, желтом, зеленом.

   Догадались почему?

Выберите свой цвет и подарите нашему гостю.

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Перенос слова. Правила переноса слов"

Урок обобщения и систематизации знаний по русскому языку для 1 класса по программе "Школа 2100"...

Презентация к уроку русского языка "Однокоренные слова. Проверка безударных гласных в корне слова"

Презентация по русскому языку для 1-2 классов. Данная презентация поможет закрепить понятие однокоренных слов, умения подбирать проверочные слова, а также проверить знания детей по теме....

Урок русского языка "Однокоренные слова.Корень слова" 2 класс

Вам предложен конспект урока и презентация к нему по теме "Однокоренные слова. Корень слова" во 2 классе по программе "Школа России"....

Урок русского языка "Проверка слов с двумя безударными гласными в корне слова"

Выявить способ проверки орфограмм в словах с двумя  безударными гласными....

урок русского языка «Основа слова. Разбор слов по составу»

Урок разработан для 2-го класса по УМК «Начальная школа XXI века». Данный урок содействует развитию мышления обучающихся, пробуждает интерес к знаниям по русскому языку, развивает их языковое чу...

Презентация к уроку русского языка "Корень слова. Однокоренные слова".

Данная презентация поможет организовать изучение нового материала по русскому языку во 2 классе по любому УМК....

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"

Конспект урока русского языка "Использование слов благодарности. Слова, отвечающие на вопросы кто? что?", 1 класс УМК "Начальная школа 21 века"...