Мастер-класс "Части речи"
материал по русскому языку на тему

Рокунова Елена Николаевна

Мастер-класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_-_klass_po_russkomu_yazyku.docx20.94 КБ

Предварительный просмотр:

Мастер-класс подготовила и провела учитель МБОУ Починковской СШ Рокунова Е.Н.

(фрагмент урока закрепления изученных знаний)

Тема: Части  речи. Подготовка к морфологическому разбору. Повторение изученных орфограмм.

Главная  задача учителя по ФГОС - организация учебной деятельности таким образом, чтобы у учащихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новыми знаниями. Работать над этим –значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемого предмета.

         Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Следовательно, высокая познавательная деятельность возможна только на интересном для ученика уроке.

         Степень активности школьников  зависит от методов  и приемов  работы учителя. Активными методами обучения следует называть те, которые максимально повышают уровень познавательной активности школьников, побуждают их к старательному учению. Одним   из таких приёмов хочу поделиться при изучении частей речи на уроках русского языка.

Такое задание можно давать учащимся, как в начале, так и в конце урока, на 5-10 минут для закрепления и повторения изученного материала. Усложнять по мере изучения. Здесь формируются  такие результаты: личностные (способность к самооценке, на основе критериев успешности учебной деятельности), предметные(усвоение основ знаний из области морфологии, орфографии, лексики)  и метапредметные(способствуют формированию познавательных, регулятивных и коммуникативных УУД)

Оборудование:

Карточки со словами на разные орфограммы.

Карточки – помощницы для разбора частей речи.

На доске прикреплены части речи

Задания:

  1. Распредели по столбикам слова, в каждом слове назови правильно орфограмму:
  • написание сочетаний жи, ши, ча, ща, чу, щу, чк, чн;
  • проверяемая безударная гласная ;
  • непроверяемая безударная гласная(словарное слово);
  • парные согласные;
  • непроизносимые согласные;
  • удвоенные согласные;
  • ь-показатель мягкости,
  • написание разделительного -  «ь», написание разделительного -  «ъ»
  1. Разбери каждое слово в столбце согласно карточке – помощнице для разбора частей речи.

  1. Доп.  задания:

Звуко-буквенный  анализ  слова, расставь ударение

Деление слов на слоги, для переноса

Имена существительные разбери по составу, подбери однокоренные слова

К именам прилагательным подбери синонимы и антонимы, если это возможно

Проспрягай глагол

Составь предложение, используя слова из всех 3 столбиков и др.

Таким образом, на одном уроке можно повторить и закрепить знания из многих разделов русского языка, а если это делать в системе, регулярно, то будет эффект.

Раздел «Фонетика и графика»

различать звуки и буквы; характеризовать звуки русского языка

Раздел «Орфоэпия»

правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) либо обращаться за помощьюк учителю, родителям и др.

Раздел «Состав слова (морфемика)»

различать родственные (однокоренные) слова и формы слова; находить в словах с однозначно выделяемыми морфемами окончание, корень, приставку, суффикс

Раздел «Лексика»

подбирать синонимы, антонимы для устранения повторов в тексте.

Раздел «Морфология»

распознавать грамматические признаки слов; относить слова к определенной группе основных частей речи (имена существительные, имена прилагательные, глаголы); проводить морфологический разбор имён существительных, имён прилагательных, глаголов по предложенному в учебнике алгоритму; оценивать правильность проведения морфологического разбора;

Раздел «Синтаксис»

различать предложение, словосочетание, слово; составлять предложения: классифицировать предложения по цели высказывания, интонации; находить главные и второстепенные (без деления на виды) члены предложения;

Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки.

Имя существительное

Имя прилагательное

Глагол

автобусы

въехал

берёзы

Волга

вода

синичка

сосна

строчка

друг

щука

сад

девочка

хорошая

жёлтые

золотой

молодая

ручные

молочный

чужое

чайный

классный

субботний

жить

льёт

шить

играть

пьёт

полетел

написать

съела

Москва

1.Собствен. – нарицат.

2.Одуш. – неодуш.

3.Род ( ж.р.,м.р.,ср.р)

4.Число (ед.ч., мн.ч.)

5.Склонение (1,2,3)

6.Падеж (И.,Р.,Д.,В.,Т.,П.)

1.Число (ед.ч., мн.ч.)

2. Род (в ед.ч)

3. Падеж (И.,Р.,Д.,В.,Т.,П.)

Род и падеж прилагательного определяется по роду и падежу существительного с которым оно связано.

1.Спряжение (1 спр.,2спр.)

2.Время (наст.,буд., прош.)

3.Лицо и число (наст.,буд.)

4.Род и число(прош.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 2 класса

Рабочие программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой – М.; Просвеще...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 3 класса

Рабочие программы разработаны на основе авторской учебной программы «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIIIвида подготовительный, 1-4 классы» под редакцией...

Календарно-тематическое планирование по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 4 класса

Планирование составлено на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIIIвида под редакцией доктора педагогических наук  В.В.Воронковой  – М.; П...

Рабочие программы по письму и развитию речи, чтению и развитию речи, математике, развитию речи, изобразительному искусству, трудовому обучению для 1 класса

Программы составлены на основе Программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией доктора педагогически...

Речь!Речь!Речь!

О важности речевого общения....

Механизмы развития речи. Нейропсихические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игровые методы развития речи.

Механизмы развития речи. Нейропсихологические, психолого-педагогические и социальные механизмы успешного овладения речью. Понятие о гетерохронии развития и возрастных нормативах зрелости психики. Игро...

обучение грамоте. речь. виды речи. для чего нужна речь.

Тема: Речь. Виды речи. Для чего нужна речь.Цель:  познакомить детейс речью,как отличительной способностью человека; дать понять детям, что говорение–слушание, письмо–чтение – это важнейшие речевы...