Урок русского языка в 1 классе по теме "Мягкий знак-показатель мягкости согласных звуков"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Колобова Ирина Дмитриевна

Урок составлен в соответствии с требованиями ФГОС, на основе деятельностного подхода, с применением разных форм организации учебной деятельности. На уроке используются методы, приемы и средства обучения, направленные на формирование личностных, метапредметных и предметных результатов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_1_klass.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Мягкий знак – показатель мягкости».

Класс:  1

Цель: развивать умение распознавать в слове мягкие согласные звуки и правильно обозначать их с помощью мягкого знака.

Задачи:

образовательные:

  • продолжить работу по обозначению мягкости согласных на письме с помощью мягкого знака;
  • учить работать в тетради, с учебником;
  • продолжить работу по определению звуко-буквенного состава слов.

воспитывающие:

  • воспитывать чувство дружбы;
  • создавать условия для воспитания положительных качеств личности.

развивающие:

  • способствовать развитию речи;
  • формировать навыки самооценки, взаимооценки, самоконтроля и взаимоконтроля.

Прогнозируемые результаты:

Личностные: осознавать роль языка и речи в жизни людей.

Метапредметные: 

Регулятивные:

определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке;

учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом учебника;

учиться работать по предложенному учителем плану.

Познавательные:

ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в условных обозначениях);

находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

Коммуникативные:

оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

слушать и понимать речь других;

договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им;

учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

Предметные:

осмысленно, правильно читать целыми словами;                                                                       отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного;  

называть звуки, из которых состоит слово (гласные – ударные, безударные; согласные – звонкие, глухие, парные и непарные, твёрдые, мягкие, парные и

непарные); не смешивать понятия «звук» и «буква»; делить слово на слоги, ставить ударение;

обозначать мягкость согласных звуков на письме;                                                                         определять количество букв и звуков в слове;

списывать с печатного образца слова и небольшие предложения, используя правильные начертания букв, соединения.                                                                                                                                                                                                                                                                


№ п/п

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1.

Организационный момент

Прозвенел звонок- начинается урок.

Ты скорей, проверь, дружок, ты готов начать урок.

Проверяют готовность к уроку.

2.

Актуализация знаний.

а) Чистописание

1)На доске записаны буквы: а у ы э о я ю и е ё

- Что это за буквы?

Запишите их в тетрадь.

- По какому признаку можно разделить эти буквы  на 2 группы?

- Какие гласные обозначают мягкость согласных?

- Как в русском языке принято обозначать мягкость и твёрдость согласных звуков с помощью цвета?

2) Работа по определению твёрдости-мягкости согласных звуков.

Поиграем в игру «Твёрдый-мягкий». Я буду называть слова, а вы с помощью карточек покажете как слышатся согласные.

День, ток, сок, мель, рак, пеньки, деньки, том, сом, тень.

3) Работа по составлению звуковых схем (индивидуальная деятельность)

Выберите слово и составьте звуковую схему слова.

1)

- Гласные.

- Гласные, которые обозначают мягкость согласных и гласные, которые обозначают твёрдость согласных.

- Мягкость-зелёный цвет.

-Твёрдость-синий цвет.

2)

 Обучающие  с помощью карточек показывают  как слышатся согласные.

3)

Обучающие составляют индивидуально схему выбранного слова.

3.

Целеполагание

- Мы продолжаем наш урок. Доскажите словечки и узнаете тему нашего урока:

Мягкий голос,
Мягкий шаг,
Это буква…

Какова же тема нашего урока?

- Правильно, тема нашего урока «Буква ь (мягкий знак) - показатель мягкости согласных звуков».

Чему мы будем учиться?

- Вот она буква ь (мягкий знак) На доску вывешивается буква ь.

- На что похожа буква мягкий знак?

Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.

- Мягкий знак

- Буква мягкий знак.

- Будем учиться писать мягкий знак в словах.

Предположения детей.

4.

Формирование новых  знаний.

1) Работа по учебнику

с.90. Упр. 8.

2) Проверка.

Какие слова выписали? Чем похожи, чем различаются слова?

Путь, день, проголодались, большую, поделить, жадность, больше.

3)Вывод

Где может стоять мягкий знак в словах?

Для чего он нужен?

1)Обучающиеся читают текст упражнения, задания, выполняют их.

2) Осуществляют проверку, исправляют ошибки.

3)

Мягкий знак может стоять  конце слова, в середине.

Он нужен для того, чтобы обозначить мягкость согласного звука.

5.

Физминутка.

Я называю слова. Если в слове есть ь (мягкий знак), то вы приседаете, если его нет, то поднимаете руки вверх и делаете хлопок.

Ел, ель, брать, брат, мель, мел, роль, уголь, шест, угольки, двадцать,  хор.

Обучающиеся выполняют задания.

6.

Первичное закрепление знаний.

1) Работа по учебнику

С. 90, упр.9

2) Работа по развитию речи.

С.91, упр.10 (Работа в группах)

1) Самостоятельное выполнение упражнения, проверка учителем.

2) Работа в группе, выступление группы.

7.

Итог урока.

1) Какова тема нашего урока? Что нового узнали? Что повторили?

2) Рефлексия    «Дерево чувств». Если чувствую себя хорошо, комфортно, то вешаю на дерево листочки одного цвета, если нет – другого.

Напоминаем, какому настроению соответствует какой цвет:

красный – восторженное;

оранжевый – радостное, теплое;

желтый – светлое, приятное;

зеленый – спокойное;

синий – неудовлетворенное, грустное;

фиолетовый – тревожное, напряженное;

черный – упадок, уныние.

1)Мягкий знак-показатель мягкости. Он может стоять в конце и в середине слова. Мягкий знак не обозначает звука.

2) Дети создают «Дерево чувств».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным"

Открытый урок русского языка по теме "Всегда ли нужно обозначать мягкость согласного звука перед согласным" по учебнику М.С.Соловейчик...

УМК Школа России урок русского языка по теме "Написание мягкого знака показателя мягкости согласного" по ФГОС

Урок составлен по УМК Школа России.Тема "Написание мягкого знака вконце и середине слова после согланых"Цели урока:Обучающие:- развитие фонематического слуха;- формирование умения использования мягког...

Урок русского языка 2 класс по теме: «Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение их на письме» (УМК " Школа России")

Данный урок разработан на основе Федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования по русскому языку, Концепции духовно-нравственного развития и воспит...

Урок русского языка 1 класс на тему: Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова

Цель: создать условия для успешной деятельности на уроке: развивать умения различать согласные звуки в слове по звонкости-глухости; знакомство с правилом проверки парного согласного на конце сло...

презентация к уроку русского языка "Парные и непарные по твердости и мягкости согласные звуки". 1 класс

Презентация к уроку  русского языка "Парные и непарные по твердости  и мягкости согласные звуки".   1 класс Школа России...