Урок русского языка "Правописание окончаний разных частей речи"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Меметова Ольга Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие УМК «Планета знаний»

Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»

 Цели урока:

v совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;

v закрепить умение действовать по установленному правилу.

v формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;

v воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

Тип урока: урок отработки способов действий.

Планируемые результаты:

 познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

 личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы:

основные -  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,  «Безударные окончания имён прилагательных», «Безударные личные окончания глаголов»;  карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы,  проверки безударных окончаний имён существительных,  имён прилагательных, безударных личных окончаний глаголов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_pravopisanie_okonchaniy_raznyh_chastey_rechi.docx34.36 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе 2 полугодие

МБОУ СОШ № 42 учитель начальных классов Меметова Ольга Александровна

УМК «Планета знаний»

Тема: «Правописание окончаний разных частей речи»

 Цели урока:

  • совершенствовать умения писать слова с изученной орфограммой;
  • закрепить умение действовать по установленному правилу.
  • формировать орфографическую зоркость, внимание, умение аргументировать свои выводы, логическое мышление и речь учащихся;
  • воспитывать чувство товарищества, умение работать в коллективе.

 

Тип урока: урок отработки способов действий.

Планируемые результаты:

 познавательные УУД: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме, выбор наиболее эффективных способов решения задач, структурирование знаний;

 личностные УУД: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

 коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Ресурсы:

основные -  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 4 класс

дополнительные –таблицы: «Падежные окончания имён существительных»,

                                                 «Безударные окончания имён прилагательных»,

                                                  «Безударные личные окончания глаголов»;

                                                   карточки с заданиями, опорные схемы, алгоритмы  

                                                   проверки безударных окончаний имён существительных

                                                  и имён прилагательных, безударных личных окончаний

                                                  глаголов.

Ход урока.

I.Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности, запись даты.

II.Словарная работа. (Работа по карточкам – задание 1. Приложение 1) Взаимопроверка.

Уч…ник, уч…тель, м…рковный, б…речь, г…р…дской, с…бака,  п…здравлять, к…пустный, яг…да, д…журный, р…сти

- обменяйтесь карточками и проверьте друг друга.

III.Актуализация знаний учащихся. Работа со словарными словами.

- Какая орфограмма объединяет  слова в задании 1? (Непроверяемая безударная гласная в корне)

- В какой части слова находится эта орфограмма? (В корне)

- А как мы поступим, если слово с безударной гласной не относится к словарным словам? (Если слово с безударной гласной не относится к словарным словам, значит, его можно проверить)

- Как проверить безударную гласную в слове? (Ударением)

- В каких частях слова может находиться безударная гласная? (В приставке, корне, суффиксе и окончании.)

- Как нужно действовать, чтобы не ошибиться в написании безударной гласной? (Повторение изученных правил: нужно подобрать проверочное слово, в котором безударный гласный окажется под ударением)

- О проверке безударных гласных каких частей речи и в какой части слова мы говорили на прошлых уроках? (В окончаниях имён существительных,  имён прилагательных, глаголов)

IV. Формулирование учащимися темы и целей урока.

- Сегодня на уроке мы должны повторить, какие действия нам необходимо выполнить для решения орфографических задач в безударных окончаниях имён существительных, имён прилагательных и глаголов.

- Как, на ваш взгляд, должна звучать тема нашего урока?

Повторение правил правописания безударных окончаний имён существительных, имен прилагательных и глаголов»)

- Какие цели вы бы поставили к сегодняшнему уроку? Обоснуйте свой ответ. (Ответы учащихся)

V. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.  (Приложение 2)

- И начнём мы нашу работу с повторения алгоритма проверки безударных окончаний имён существительных.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

- Какие слова – подсказки вы можете назвать

-  Для 1-го склонения? (Земля, рука.)

-  Для 2-го? (Конь, двор )

- Для 3-го? (Степь )

VI. Упражнения в правописании окончаний имён существительных.

1. Комментированное письмо (Карточка - задание  2).

Выполните нужные действия и заполните таблицу, в начальной форме выделяйте окончание. Выбрав букву, вписывайте её в «окошко».

(В ходе заполнения таблицы для комментирования у доски на каждое  слово вызывается отдельный ученик)        

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк…

к кроват…

по кроватк…

в област…

над облак…м

- Есть ли слова, стоящие в одном падеже? (Да. Это слова на опушке и в области, стоящие в предложном падеже, и слова к кровати и по кроватке, стоящие в дательном падеже.)

- Сравните их окончания: всегда ли они одинаковы? (Нет)

- Чем это можно объяснить? (У слов разные склонения)

2. Работа по таблице «Падежные окончания имен существительных».

- Окончания каких падежей следует запомнить у существительных 1-го склонения? 2-го склонения? 3-го?

3. Повторение правила правописания о и е в окончаниях имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц.  (Приложение 3)

- В  каком падеже стоит последнее имя существительное? (В творительном)

- О какой особенности правописания окончаний имён существительных в творительном падеже после шипящих и ц мы должны помнить? Приведите примеры.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячо'м, дуʹшем.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

4. «Найди ошибки»  (Работа по карточкам – задание 3).

- А теперь проверьте себя. Найдите ошибки, которые допустили ученики 4-го класса в написании окончаний имён существительных.

Ключом, карандашом, грачём, ландышом, лучом, пальцем, принцом.

VII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний имён прилагательных. (Приложение 4)

- Как определить род, число и падеж имени прилагательного?

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Определить число, род и падеж существительного.
  3. По роду, числу и падежу существительного определить число, род и падеж прилагательного.

- Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных окончаниях имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному  окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

2. Выборочный диктант. Игра «Заказ».

    (Работа по карточкам – задание 4).

- А теперь давайте поиграем. Игра называется «Заказ». Я вам заказываю имя прилагательное в определённом роде и падеже. Ваша задача найти такое прилагательное, назвать его и объяснить написание окончания.

В син_м  мор_ , у соседн_й опушк_, по хорош_й дорог_, ранн_й зимой, около упавш___  дуба, на письменн_м столе, ранн_м утр_м,

Требуется :(слайд)

- имя прилагательное среднего рода в творительном падеже (ранним утром);

- имя прилагательное женского рода в родительном падеже (у соседней опушки);

- имя прилагательное женского рода в дательном падеже ( по хорошей дороге);

- имя прилагательное мужского рода в родительном падеже (около упавшего дуба);

- имя прилагательное среднего рода в предложном падеже (в синем море);

- имя прилагательное женского рода в творительном падеже (ранней зимой);

- имя прилагательное мужского рода в предложном  падеже (на письменном столе);

VIII. Повторение алгоритма проверки безударных окончаний глаголов. (Приложение 5)

Назовите действия, которые следует выполнять, чтобы правильно решать орфографические задачи в безударных личных окончаниях глаголов.

1.Определить время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени:

1.Поставить глагол в неопределённую форму.

2. Посмотреть, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям.

3.Вспомнив правило, определить спряжение.

а) если  глагол относится к  I спр., в окончании пишем Е.

б) если глагол относится ко  II спр., в окончании пишем И.

Выполните задание №5 в карточке «Узнай меня»

1.Напишите глаголы в единственном числе. Укажите спряжение.

Перенос…т,  бре…т,  прокладыва…шь,  слыш…шь,  прос…шься, сяд…шь,  терп…шь, хлюпа…т,  свет…т, купа…шься.

IX. Самостоятельная работа по карточкам (задание 6).

- Выполните самостоятельно задание 6. Вставьте пропущенные окончания. Над именами существительными и прилагательными укажите склонение и падеж, над глаголами – спряжение.

(После выполнения работы карточка сдаётся для проверки)

Х. Итог урока.

- Какие орфограммы мы сегодня повторяли?

- Как проверить безударное окончание в именах существительных? (Повторение действий по алгоритму)

- Какие слова – подсказки запомнили?

- Как проверить безударное окончание в именах прилагательных?

-Как проверить безударное окончание глаголов?

- Какие цели мы ставили? Удалось ли их достичь?

Приложение 1

Карточка к уроку по теме

«Закрепление правил правописания безударных окончаний

имён  существительных, имен прилагательных и глаголов».

Фамилия, имя  ______________________

  1. Словарная работа.

Уч…ник,  уч…тель,  м…рковный,  б…речь,  г…р…дской,  с…бака,  п…здравлять, к…пустный,  яг…да,  д…журный,  р…сти

Количество ошибок ____

Отметка _____

Проверил(а) _____________________

  1. Заполните таблицу:

Имя сущ.

Нач. форма

Род

Склонение

Падеж

Пров. слово

Окончание

на опушк…

к кроват...

по кроватк…

в огород…

Над облак…м

  1. Найди ошибки:

Ключом,  карандашом,  грачём,  ландышом,  лучом,  пальцем,  принцом.

  1. Игра «Заказ».

 В син__м  мор__ , у соседн__й опушк__, по хорош__й дорог__,   ранн__й зимой, около упавш___   дуба,   на  письмен__м   столе,   ранн__м   утр__м.

  1. Узнай меня.

Перенос…т,  бре…т,  прокладыва…шь,  слыш…шь,  прос…шься, сяд…шь,  терп…шь, хлюпа…т,  свет…т, купа…шься.

  1. Самостоятельная работа.

Вставьте пропущенные окончания, над именами существительными укажите склонение и падеж, над глаголами спряжение.

 В глубок…й  канав…,  в дремуч…м  лесу,  в арми… служ…шь,  реша…те задачи, к стар…й  беседк…,  на мокр…м песк…,  от весен…..  дождя,  дела…шь уроки,  перед зимн…й стуж..й,  из сладк…й  клюквы,  для лучш….. друга,  в зимн…й вечер,  по зелён…му  полю,  гре…т  землю.

Приложение 2

Алгоритм проверки безударных окончаний имён существительных.

  1. Поставить слово с безударным окончанием в начальную форму для того, чтобы определить склонение.
  2. Определить падеж слова с безударным окончанием.
  3. Вспомнить окончание существительного этого склонения в нужном падеже.
  4. Для проверки: подобрать слово того же склонения, но с ударным окончанием.
  5. Поставить в форму того же падежа, что и проверяемое слово, слово с ударным окончанием.
  6. Записать то же окончание в безударную позицию.

  1. Нач. ф. → род →  → скл.
  2. Падеж.
  3. Проверочное слово.
  4. Пров. слово → падеж

Приложение 3

ПРАВОПИСАНИЕ О И Е  В ОКОНЧАНИЯХ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ И  Ц.

В именах существительных творительного падежа после шипящих и Ц пишется под ударением О, а без ударения Е

Например: мячом, душем, гаражом, птицей, рощей.

Приложение 4

Алгоритм проверки безударных окончаний имён прилагательных.

  1. Найти существительное, к которому относится прилагательное.
  2. Поставить вопрос от существительного к прилагательному и по ударному  окончанию вопроса узнать окончание прилагательного.

Приложение 5

Алгоритм проверки безударных окончаний глаголов.

1.Определить время глагола.

Если глагол стоит в настоящем или будущем времени:

1.Поставить глагол в неопределённую форму.

2. Посмотреть, не относится ли этот глагол к глаголам-исключениям.

3.Вспомнив правило, определить спряжение.

а) если  глагол относится к  I спр., в окончании пишем Е.

б) если глагол относится ко  II спр., в окончании пишем И.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Безударные окончания разных частей речи.

Конкретные инструкции о написании безударных окончаний разных частей речи....

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Конспект урока русского языка «Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи» (2 класс)

Цели деятельности учителя:формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи;формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметные:з...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...

Технологическая карта урока русского языка "Глагол как часть речи. Значение глагола в речи" (УМК "Школа России", 2 класс)

Цель урока: формирования понятия о глаголе и его значении в речи, умения отличать глагол от других частей речи.существительных женского рода после шипящих в конце слова пишетсямягкий знак Задачи ...

Технологическая карта урока русского языка "Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи". УМК "Школа России", 2 класс.

Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование представление о предлоге как части речи, умения писать предлоги с именами существительными существительных женского рода ...