Урок русского языка "Сочетание чу-щу"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Меметова Ольга Александровна

1 класс, 2 полугодие

УМК «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Тема: «Сочетание чу-щу».

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель:

Сформировать представление о написании сочетаний чу-щу и умение писать слова с данной орфограммой; закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя; сформировать опыт выполнения пробного действия, выполнения и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии; тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, аналогию; закрепить умение действовать по установленному правилу, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах.

Формировать Универсальную Учебную Деятельность (УУД):

- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; знать правила работы в группе и стремиться выполнять их, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

основные -  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 1 класс стр.52-53.

дополнительные –карточки с сочетаниями жи-ши   ча-ща   чу-щу

                                      карточки со словами: Ж  знь, лыж  , маш  на, камыш  ,ч  йка, ч  щ  , пищ  . 

                                      набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и (на каждого)

                                      карточки-образцы для самопроверки: Жизнь, лыжи, машина, камыши, чайка, чаща, пища.

                                      алгоритм: произнеси слово----определи опасное место---примени правило---обозначь орфограмму

                                      карточка с заданием для пробного действия: щ  ка, ч  лок

                                      рабочая тетрадь №2 к учебнику

                                      слайд для самоконтроля

                                      рабочая тетрадь на печатной основе

                                      фигурки яблок красного, зеленого, желтого цвета для этапа рефлексии.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkr_urok_rus.yaz_chu-shchu.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

1 класс, 2 полугодие

Учитель: Меметова О. А.

Кол-во учащихся: 31 чел.

УМК «Планета знаний»

Предмет: русский язык

Тема: «Сочетание чу-щу».

Тип урока. Урок первичного предъявления новых знаний.

Цель:

Сформировать представление о написании сочетаний чу-щу и умение писать слова с данной орфограммой; закрепить знание изученных шагов учебной деятельности и умение их выполнять под руководством учителя; сформировать опыт выполнения пробного действия, выполнения и устранения причин затруднения на основе метода рефлексии; тренировать мыслительные операции, анализ, сравнение, обобщение, аналогию; закрепить умение действовать по установленному правилу, способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, наглядно-действенного мышления.

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, работе в группах.

Формировать Универсальную Учебную Деятельность (УУД):

- Личностные: способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, воспитывать веру в свои силы.

- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения; высказывать своё предположение.

- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; знать правила работы в группе и стремиться выполнять их, совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.

- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний; отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Ресурсы:

основные -  Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина Русский язык 1 класс стр.52-53.

дополнительные –карточки с сочетаниями жи-ши   ча-ща   чу-щу

                                      карточки со словами: Ж  знь, лыж  , маш  на, камыш  ,ч  йка, ч  щ  , пищ  .  

                                      набор гласных букв: у, ю, а, я, ы, и (на каждого)

                                      карточки-образцы для самопроверки: Жизнь, лыжи, машина, камыши, чайка, чаща, пища.

                                      алгоритм: произнеси слово----определи опасное место---примени правило---обозначь орфограмму

                                      карточка с заданием для пробного действия: щ  ка, ч  лок

                                      рабочая тетрадь №2 к учебнику

                                      слайд для самоконтроля

                                      рабочая тетрадь на печатной основе

                                      фигурки яблок красного, зеленого, желтого цвета для этапа рефлексии.

Организация пространства: фронтальная работа, работа в группах.

1.Мотивация  к учебной деятельности.

Громко прозвенел звонок.

Начинается урок.

Наши ушки – на макушке,

Глазки широко открыты.

Слушаем, запоминаем,

Ни минуты не теряем.

Девиз урока: «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»

-Чему мы учились на предыдущих уроках рус.яз(правильно писать сочетания жи-ши, ча-ща

Выставляю на доске карточки с сочетаниями жи-ши, ча-ща

-Вы уверены, что научились правильно их писать и мы можем перейти к изучению нового?(да)

-А как вы изучаете новое?(Мы должны сами понять, что мы не знаем, и сами найти способ действия)

-Вам хочется узнать новое?(да)

-Что надо сделать, прежде чем начнем узнавать новое?(повторить то, что нам нужно, чтобы узнать новое)

Актуализировать требования к учебной деятельности учащихся.

Создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность.

УУД

Уметь сосредоточиться, настроиться на урок (личностные)

Уметь совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (коммуникативные)

2.Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

На доске выставляется карточкаи со словами: Ж  знь, лыж   , маш  на, камыш  ,  ч  йка, ч  щ  , пищ  .

-Как вы думаете, какое задание вы будете сейчас выполнять?(вставлять пропущенные буквы)

-Верно, только надо не просто вставить буквы, а ещё и обосновывать ее выбор, почему надо писать именно эту букву. Какое правило вам поможет обосновать выбор буквы?(правила «Правописание сочетаний жи-ши, ча-ща».)

-А как вы будете действовать?(Будем проговаривать последовательность действий.)

Располагаю на доске рассыпанные блоки алгоритма:

Обозначь орфограмму, произнеси слово, примени правило, определи опасное место.

-Посмотрите на доску. Все согласны с последовательностью записанных на доске действий?(нет).

-Почему? (шаги действий идут не по порядку)

-Предлагаю вам правильно расставить блоки . Почему последовательность шагов будет именно такой?

Какое именно правило вы будете применять для данных слов?(жи-ши пиши с буквой и, ча-ща пиши с буквой а)

    Подставляю возле шага «Примени правило» карточки с сочетаниями жи-ши, ча-ща.

-Теперь можем выполнять задание?(да)

  Я произношу слово, вы поднимаете карточку с гласной буквой, которую нужно вставить в слово. Проверяем по образцу.

   Выставляю на доске карточки-образцы для самопроверки: Жизнь, лыжи, машина, камыши, чайка, чаща, пища.

-У кого есть ошибки? Что вам надо повторить?

Пробное действие.

-Какое задание я вам сейчас предложу?(в котором есть затруднение)

-Для чего вы будете выполнять это задание?(чтобы понять, что мы не знаем)

На доске выставляется карточка с заданием пробного действия: щ  ка,

 ч  лок

-Прочитайте слова, определите, какие буквы надо вставить в эти слова. Поднимите карточку с нужной гласной буквой.

У вас получились разные ответы. Кто может доказать правильность своего выбора?(не можем, не знаем правило)

Организовать обобщение актуализированных знаний. Предложить задание для выполнения учащимися пробного учебного действия. Организовать фиксирование индивидуального затруднения.

УУД

Уметь воспроизвести полученные ранее знания (личностные)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке (регулятивные)

3.Выявление места и причины затруднения.

-Какое задание вы выполняли?(вставляли буквы в слова «щука» и «чулок»

-В каком месте вы засомневались?(какую букву вставить после «ч» и «щ»)

Почему возникло такое сомнение? (мы не знаем правила, какую букву надо писать после «ч» и «щ» - «У» или «ю»)

Выявить место затруднения, зафиксировать во внешней речи причину затруднения.

УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного(познавательные)

4.Построение проекта выхода из затруднения.

-Значит, какая будет у вас цель?(узнать с какой буквой «у» или «ю» писать сочетания чу-щу)

-Сформулируйте тему нашего урока?(правописание сочетаний чу-щу)

-Поскольку данные сочетания, как и те, что мы изучали раньше, сложились исторически, я предлагаю вам открыть новое знание, проанализировав верно написанные слова.

Работаем с учебником стр 52 упр.1.

Прочтите строки из сказок А. С. Пушкина, обратите внимание на написание выделенных слогов.

-Кто готов рассказать о своём открытии?

Учащиеся формулируют правило сами: в сочетаниях чу-щу после ч и щ пишем букву у.

_Как же нам нужно было написать слова «щука» и «чулок»?(нужно писать с буквой У)

-Давайте прочитаем правило в учебнике и проверим, правильно ли мы рассуждали?

 Какую цель мы ставили?( выяснить с какой буквой у или ю надо писать сочетания чу-щу)

Достигли поставленной цели?(да)

-Посмотрите на наш прежний алгоритм и скажите, подходит ли он вам для определения написания букв у или ю в сочетаниях чу-щу?(да)

-Что нужно дополнить, чтобы вы могли им пользоваться?(подставить возле шага «примени правило» карточку с сочетаниями чу-щу.

Молодцы, хорошо поработали, теперь отдохнем.

Организовать постановку цели урока.

УУД

Уметь оформлять свои мысли в устной форме(коммуникативные

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя(регулятивные)

5.Физкультурная минутка

см. санитарные правила и нормы п.10.10

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Какие наши дальнейшие действия?(нам надо потренироваться)

-Для тренировки предлагаю выполнить упр 2 на стр 52.Работаем в парах, применяя алгоритм и по очереди шепотом проговаривая друг другу правило. Правые выполняют правый столбик, левые – левый.

.

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи

УУД

Знать правило работы в группе и стремиться выполнять их, слушать и понимать речь других(коммуникативные)

Уметь ориентироваться в своей системе знаний, отличать известное от неизвестного(познавательные)

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке(регулятивные)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагаю вам выполнить самостоятельную работу. Работаем в рабочей тетради к учебнику с.10. Прочитайте задание и выполните, применяя алгоритм и новое правило.

Учащиеся работают самостоятельно, после чего осуществляют самоконтроль по готовому образцу (слайд).

-Если вы нашли  в своей работе ошибки исправьте их зеленой пастой.

У кого есть ошибка? Почему она возникла?

Молодцы, что разобрались в своих ошибках и исправили их.

Молодцы те, кто не сделал  ошибок!

Организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание.

Организовать  самопроверку по эталону.

Организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками.

УУД

Уметь проговаривать последовательность действий на уроке.

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения (регулятивные)

Умение ориентироваться в своей системе знаний (познавательные)

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

-С каким затруднением на уроке вы столкнулись?

Какую цель ставили на уроке?

Достигли цели?

Как пишутся сочетания чу-щу?

Оцените свою работу с помощью яблони мудрости.

Если вы уверены, что самостоятельно можете писать сочетания чу-щу -поднимите красное яблочко. Если у вас есть сомнение – жёлтое. Если вы думаете, что эти слова еще вызывают у вас большие затруднения – зелёное.

Зафиксировать новое содержание урока.

Организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

УУД

Способность к самооценке на  основе критерия успешности в  учебной деятельности (личностные)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» Сочинение по картине А. Саврасова «Грачи прилетели» 4 классКонспект урока русского языка

Урок направлен на развитие устной и письменной  речи обучающихся. Способствует развитию творческого воображения....

организация и проведения дидактических игр на уроках русского языка Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка. В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию разл

Организация и проведение дидактических игр на уроках русского языка.В современной методике и практике обучения в начальной школе всё больше внимания уделяется оптимальному сочетанию различных фо...

Урок - презентация по русскому языку "Cоздание условий для повышения познавательной активности на уроках русского языка посредством развития орфографической зоркости, логики"

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе младшему школьнику должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий составляющих основу умения учи...

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

Тема урока «Формы наклонения глаголов в русском и английском языках» 4 класс (интегрированный урок: русский и английский языки)

Цель урока: закрепить представление у уч-ся о  формах наклонения глагола (изъявительная, условная, повелительная) в предложении; развивать орфографическую зоркость через  написание форм накл...