Урок -исследование по русскому языку "Кто? и "Что?" (понятие об имени существительном)
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Урок-исследование по теме: "Понятие об имени существительном"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_sushch.docx18.91 КБ

Предварительный просмотр:

Урок-исследование

«Кто?» и «Что?» (понятие об имени существительном)

Цель: ознакомить детей с обобщенным лексическим значением имен существительных, формировать грамматическое понятие «имя существительное»

Ход урока

  1. Организационный этап
  2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

 - Угадайте, кто это?

                                                         Есть один седой старик,

                                                         Превращаться он привык

                                                         В шляпу, в бабушку, в котлеты,

                                                         В кактус, в зонтик, в сигареты,

                                                         В тапочки, в слова, в конфеты –

                                                         Словом, в разные ПРЕДМЕТЫ.

                                                                              Т. Рик    

(имя существительное)

- Имя существительное – тема нашего сегодняшнего урока.

- Как мы отличаем существительное от других частей речи? (по вопросам)

- На какие вопросы отвечают имена существительные и что обозначают?

(имена существительные отвечают на вопросы кто? что? и обозначают предметы)

  1.    Актуализация знаний

 - Давайте проведем исследование: только ли предметы обозначают имена существительные?

1. – Прочитайте строки из стихотворения К. Рылеева:

                                                          Ревела буря,

                                                          Дождь шумел,

                                                          Во мраке молнии блистали,

                                                          Беспрерывно гром гремел,

                                                          И ветры в дебрях бушевали.

 - Выпишите существительные, которые отвечают на вопрос что?

 - Что обозначают эти существительные?

(явления природы)

 - Значит, существительные обозначают еще и явления природы.

 - Запишите предложения:

     Желтизна листьев радовала глаз. Надо мной раскинулась неба синева. 

 - Какой частью речи являются подчеркнутые слова? А что они обозначают?

(признак)

 - Значит, какой вывод можно сделать?

(имена существительные могут обозначать и признак)

 - Каким членом предложения являются подчеркнутые слова?

(подлежащим)

 - Есть ли другие существительные в предложениях? Какую роль в предложениях они выполняют?

     (второстепенных членов)

 - Сделайте вывод о роли существительных в предложениях.

(Существительные в предложении могут быть главным членом предложения – подлежащим или второстепенным членом предложения)

2. - Запишите предложения:

     Бег лошадей становился все быстрее. Мне нравится быстрая езда.

- Какой частью речи являются подчеркнутые слова? А что они обозначают?

(действие)

- Значит, какой вывод напрашивается?

(имена существительные могут обозначать и действие)

 - Давайте обобщим, что такое имя существительное, на какие вопросы отвечает и что обозначает?

     Существительные – это слова, которые в начальной форме отвечают на вопросы кто? что? Они обозначают предметы, явления природы, действие или признак

  1. Ф. М.

(слова написаны на доске)

                                                        Груша грушу потрясла,

                                                        Груши Поле понесла,

                                                        А ее подружка Поля

                                                        Сорняки полола в поле.

(имитация действий)

 - Найдите существительные. На какие вопросы они отвечают в начальной форме? Почему одинаково звучащие существительные отвечают на разные вопросы?

(Потому, что они имеют разное значение. Груша – имя девочки, и груша – название дерева. Поля - имя девочки, поле – участок обработанной земли)

  1.  Первичное усвоение новых знаний

 - Я называю существительные, если слово отвечает на вопрос кто? – хлопаете, если на вопрос что? – щелкаете.

     Кот, чебурек, тетя, арбуз, дерево, Федор, Петров, трава, печенье, Семен, метель, учитель, Рыжик.

 - Почему, когда я назвала слово Рыжик, одни хлопнули, а другие щелкнули?

(Потому, что слово Рыжик может обозначать кличку животного, и слово рыжик – название гриба)

 - Какие существительные отвечает на вопрос кто?, а какие на вопрос что?

(О людях и животных мы спрашиваем кто? Все остальные существительные отвечают на вопрос что?

  1.    Первичная проверка понимания

 

(упражнение в классификации существительных)

 - Прочитайте и скажите, что обозначает каждое слово (предмет, явление природы, действие или признак), на какой вопрос отвечает и какой частью речи является.

     Отец, кузнец, заяц, пшеница, щавель, топор, молния, оттепель, пение, стук, белизна, аккуратность, доброта.

 - Запишите данные слова по группам, указанным в задании.

  1.      Чистописание

     Сс Сс Сс Сс Сл Сн Ст См Ся Се Си

     Существительное, слово, Саша, смех, снег, Смирнов

     Семь раз отмерь, один раз отрежь.

 - Объясните значение пословицы. Какие существительные отвечают на вопрос кто?

  1.      Первичное усвоение новых знаний

 - Разгадайте кроссворд, ключевое слово – это оценка вашей работы на уроке.

1

М

О

С

К

В

А

2

К

Т

О

3

П

Р

И

Л

А

Г

А

Т

Е

Л

Ь

Н

О

Е

4

Ч

Т

О

5

Д

Е

Й

С

Т

В

И

Е

6

Б

Е

Р

Ё

З

А

7

Л

Е

С

Т

Н

И

Ц

А

1.Столица России.

2.На какой вопрос отвечают слова Ваня, Иванов, Лена?

3.Какой частью речи является слово веселый?

4. Какой частью речи является слово смех?

5.Что обозначает существительное ходьба?

6. Существительное береза во множественном числе.

7.Слово с непроизносимой согласной, обозначающее ряд ступенек, идущих вверх.

  1. Рефлексия

- Молодцы, ребята! Спасибо за хорошую работу на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок-праздник по русскому языку "Обобщение знаний об имени существительном"

Тема: «Обобщение знаний об имени существительном» Цели урока:  формировать умение ставить вопросы к именам существительным, распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительные. раз...

Открытый урок - исследование по русскому языку по теме:"Три склонения имени существительного".

На уроке была поставлена задача - вывести один из законов русского языка и научиться его применять. Через исследование дала понятие трех типов склонения имен существительных. Работа интересная и плодо...

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе.

Урок – исследование по русскому языку «Кто? и Что?» (понятие об имени существительном) в 3 классе....

Урок - исследование по русскому языку "Морфологический разбор имени существительного"

Цели  урока:Образовательные:  познакомить со схемой морфологического разбора имени существительного; обобщить систематизировать изученный материал о разделах языкознания;  закрепи...

Урок – исследование Тема: «Мягкий знак (Ь) на конце имен существительных после шипящих» (урок «открытия» нового знания)

формирование навыка правописания мягкого знака после букв шипящих согласных на конце имён существительных...