Разбор имени существительного как части речи (УМК "Перспектива" 4 класс, 2 часть)
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Герасимова Ирина Сергеевна

Цель: актуализировать знания учащихся о имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 27.02_-_kopiya.doc68.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Разбор имени существительного как части речи »

Цель: актуализировать знания детей об имени существительном, о его постоянных и непостоянных признаках

Планируемы результаты:

-предметные:

-  научить делать разбор имени существительного как части речи;

- упражняться в закрепление умений разбирать имя существительное как часть речи.

-личностные:           

- создание условий для развития интереса к изучению данной темы;

- развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости;

-формирование умения слушать и слышать собеседника;

-формирование умения сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Тип урока: урок-закрепление

Оборудование: учебник «Перспектива» 2 часть, презентация.


№ п/п

Этап урока

Методы и приёмы

Время

Содержание урока и деятельность учителя

Деятельность учеников

УУД

1.

Организационный момент.

Метод - словесный

1 мин.

Здравствуйте, ребята! Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики). 
Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь. 
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!» 
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.

Проверяют готовность к уроку.

Садятся.

Личностные: принятие образа хорошего ученика.

2.

Мотивационный этап:

Метод – словесный;

Приём – диалог;

Метод – наглядный;

5

Словарная работа

- Запишите словосочетания.

Бежать по дороге, связать кофту, дрожать от холода,защищать Родину, смотреть на картину, мирить друзей, запасать на зиму.

Задания на выбор:

 подчеркнуть безударные гласные, проверяемые ударением;

Подчеркните безударные гласные, не проверяемые ударением;

 подобрать к любым трем словам проверочные, записать.

Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве, владеть диалогической формой речи.

Личностные: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата.

3.

Постановка учебной задачи

Метод – словесный;

Приём – проблемный диалог.

Метод – практический.

Приём – демонстрация.

3 мин

Составление блок-схемы

(Работа в группе)

- Дополните блок-схему и составьте по ней рассказ по теме «Что я знаю об имени существительном».

(После анализа схемы в группах к доске выходят по одному представителю от каждой группы и представляют свою работу.)

-Как вы думаете, какая у нас сегодня тема урока?

-Определение всех известных признаков у имени существительного называется разбором имени существительного как части речи.

Тема урока: Разбор имени существительного как части речи.

Отгадывают ребус.

Объясняют правило постановки мягкого знака.

Отвечают на вопрос учителя.

Называют тему урока и задачи.

Познавательные: строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

4.

Решение учебной задачи

Метод – словесный;

Прием – диалог.

15

-Как вы думаете, с чего следует начать разбор существительного?

-Проверьте свои предположения на форзаце учебника.

Прочитайте алгоритм разбора имени существительного как части речи.

 Сравните его с нашей блок-схемой.

 Какая форма у имени существительного является начальной?

Какие признаки надо сначала указывать при разборе?

 Какие признаки указывают в последнюю очередь?

– Обратите внимание на образец разбора. Как оформляется запись?

Какие и как сокращаются слова при записи? (При необходимости можно повторить правила сокращения слов.)

А называется такой разбор морфологическим.

Теперь давайте попробуем сами сделать морфологический разбор. Посмотрите на слайд:

Чудесен и сказочен русский лес зимой. Снег украшает пушистые ветви деревьев. На ели висят смолистые шишки. В сучьях попискивают хлопотливые синицы.

Какое название мы можем дать этому тексту?

Давайте разберём существительное «лес».(Разбирает учитель, все остальные в тетради).

1.Лес (что?) – сущ,т.к. обозначает предмет

2.Н.ф – лес

3.Пост:нариц, неодуш, м.р, 2 скл.

  Непост: И.п, ед.ч

Давайте разберём ещё некоторые сущ.:зимой, ветви, деревьев. (у доски учащиеся)

Рассматривают таблицу.

Отвечают на вопросы учителя.

Смотрят правило оформления морфологического разбора.

Разбирают имена существительные с учителем и затем самостоятельно.

Познавательные: осмысленно слушать, извлечение из текста необходимой информации, осознанное построение речевого высказывания.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.

Коммуникативные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью.

5.

Физминутка

2 мин

6.

Решение частных учебных задач.

Метод – словесный;

Приём – наблюдение над языковым материалом.

15 мин

Выполнение упражнения 82. Составление плана.

Выделение в каждом существительном рода, падежа и склонения.

  -Ребята, у меня в руках карточки с заданиями разного уровня сложности. Сейчас мы будем работать с текстом. Подумайте, с каким уровнем вы сможете справиться .

(Дети выбирают карточку первого или  второго).

1 уровень.

-Спиши текст, вставь пропущенные буквы.

  Ч_десен и сказочен ру__кий лес з_мой. Сне_  укр_шает пуш_стые ветви дерев_ев.

На ели в_сят см_листые ш_шки. В суч_ях п_пискивают хл_потливые синицы.

2 уровень.

-Спиши первые два предложения, а остальные два составь из слов, вставь пропущенные буквы.

1 Ч_десен и сказочен ру__кий лес з_мой.

2.Сне_  укр_шает пуш_стые ветви дерев_ев.

3. ш_шки, в_сят, см_листые, ели, на

4.в, п_пискивают, хл_потливые, суч_ях, синицы

                                                                     

Читают текст. Делят на части. Озаглавливают. Переписывают, указывая склонение, род и падеж.

Работают в карточках.

Познавательные: устанавливать причинно – следственные связи в изучаемом круге явлений, владеть рядом общих приёмов решения задач.

Личностные: способствовать формированию устойчивой учебно-познавательной мотивации учения.

Регулятивные: оценивать правильность выполнения действий.

7.

Рефлексия и итог урока

Метод – словесный;

Приём – объяснение.

3 мин

Что мы научились с вами делать на уроке? Где нам пригодятся эти знания.

Рефлексия.

– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?

– Кто сегодня получил отметку в дневник?

– За что?

Отвечают на вопросы.

Подводят итог урока.

Личностные: способствовать формированию положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли «хорошего ученика».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разбор имени существительного как части речи. 3 класс.

Программа "Школа 2100". Цели: совершенствование орфографической зоркости; закрепление знаний об имени существительном; знакомство с морфологическим разбором имени существительного.Технологии: мини-исс...

Урок русского языка по теме: «Части речи. Местоимение как часть речи»

Цели урока:1.     Воспроизводить и углублять знания о местоимении как части речи;2.     Наблюдать за значением местоимений( указывать на предмет, но не называть...

Карта урока "Формы частей речи. Как изменяются части речи"

Технологическая карта урока в 4 классе по русскому языку...

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?

Конспект урока по русскому языку. Части речи. Что такое части речи?...