Урок русского языка по теме "Дательный падеж"
план-конспект урока по русскому языку на тему

Сухова Марина Сергеевна

Урок формирования новых знаний по теме "Дательный падеж". Ознакомление с особенностями дательного падежа, умение определять падеж по вопросу и предлогу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dat_padd.docx32.4 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ Захаровская СШ

Урок на тему «Дательный падеж имен существительных»

 урок формирования новых знаний

СУХОВА М.С.


Тема урока: Дательный падеж имен существительных.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель: ознакомление с особенностями дательного падежа; развитие умения определять падеж по вопросу и предлогу.

Задачи:

Образовательные: создать условия для знакомства детей со способом определения дательного падежа имен существительных; организовать практическую деятельность, в ходе которой дети могут научиться распознавать имена существительные в дательном падеже; развивать орфографическую зоркость.

Развивающие: создать условия для развития умений планировать и контролировать свою деятельность, сравнивать, обобщать и делать выводы.

Воспитательные: создать условия для положительной мотивации к учению, воспитывать уважительное отношение к одноклассникам.

Оборудование: таблица «Падежи»; учебник В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого «Русский язык. 3 класс», индивидуальные карточки, простой карандаш, линейка, записи на доске.

Ход урока

ХОД УРОКА.

1. Организационный момент (самоопределение к деятельности)

-  Ребята, посмотрите на наших гостей. Улыбнитесь своему соседу. Помашите другу!

- Я желаю вам всем хорошего настроения, активности, работоспособности. Я надеюсь, что мы сегодня хорошо поработаем.

-  Запишите число, классная работа.

На столе у вас лежат карандаши красный, жёлтый, зелёный. Что вам это напоминает? (светофор).

Что обозначает каждый цвет. Используя эти карандаши, мы будем  себя оценивать.

Зелёный-легко справился, ошибок не допустил.

Жёлтый – допустил 1 или 2 ошибки.

Красный – допустил 3 -4 ошибки.

2. Словарная работа.

На доске словарные слова

Спишите,  вставьте пропущенные  буквы. (проверка, оценивание )

К какой части речи относятся эти слова.

(имя существительное).

Что мы знаем  о  существительном. (род,число, Кто.,,Что).

2. Актуализация знаний (воспроизведение уч-ся необходимых и достаточных знаний для введения нового)

 – Что объединяет слова, записанные на доске? (Имена существительные, предлоги, родительный падеж)

до берега

для мамы

из бумаги

с горки

без товарища

-  Докажите, что все эти слова стоят в родительном падеже. (До чего? до берега;  для кого? для мамы и т.д.)  Что вам помогло определить падеж? (Вопросы и предлоги.) Почему к некоторым словам задавали вопрос: кого? А к некоторым словам вопрос: чего? (Одушевленные, неодушевленные имена существительные) С какими предлогами употребляются имена существительные в родительном падеже? (У, около, от, без, из, до, для, вокруг, после, с.) Сколько всего предлогов? (10)

-  Какой падеж мы изучали вчера? (Родительный падеж)

- Как думаете, какой падеж будем изучать сегодня? (Дательный падеж.)  Почему так думаете? (После родительного падежа идет дательный падеж.)

- Запишите в тетради тему нашего урока. (Дательный падеж.)

3. Постановка учебной задачи

- Вспомним, что мы уже знаем о дательном падеже. (Существительные в дательном падеже отвечают на вопросы: кому? чему?)

-  Что хотим узнать о дательном падеже? (Какие предлоги употребляются с существительными в дательном падеже.)

- Чему бы вы хотели научиться сегодня на уроке? (Находить в предложении имена существительные в дательном падеже, быстро определять падеж имен существительных.)

-  Надеюсь, что всему этому вы сегодня научитесь.

4.Открытие нового знания (запись под диктовку)

5. Первичное закрепление.

(работа в учебнике)

-  Запишите под диктовку словосочетания.

Плыл по реке, пришёл к сестре, ехал по дороге .

- Разберем словосочетания и определим падеж имен существительных. (Плыл по реке – главное слово плыл, плыл (по чему?) по реке, дательный падеж; пришёл к сестре – главное слово пришёл, пришёл (к кому?) к сестре, дательный падеж;  ехал по дороге – главное слово ехал (по чему ) по дороге, дательный падеж.)

- Какие предлоги употребляются с именами существительными в дательном падеже? (К, по)

Физминутка.

Закрепление изученного

-  Выполним упражнение 83 на странице 46.

-  Прочитайте задание. (Прочитайте. Назовите басни.)

Вороне где-то Бог послал кусочек сыру. («Ворона и Лисица») 2. Плутовка к дереву на цыпочках подходит. («Ворона и Лисица») 3. По улицам слона водили, как видно напоказ. («Слон и Моська») 4. Злой тоской удручена, к Муравью ползёт она. («Стрекоза и Муравей»)

- Посмотрите на иллюстрацию, к какой басне она нарисована? («Стрекоза и Муравей»)

- Выберите задание, которое мы выполним в первую очередь. (Спишите, вставьте пропущенные буквы.)

- Эту работу вы будете выполнять самостоятельно. Приготовьте простой карандаш. Для чего он нужен? (Подчеркивать орфограммы.)

- Объясните, какие буквы вставили и почему? (Ворона – словарное слово; кусочек – кусочки, гласная «убежала», поэтому вставляем букву «е», суффикс – ек и т.д.)

- Прочитайте задание к упражнению. (Найдите в предложениях имена существительные в дательном падеже. Поставите к ним вопрос от выделенных слов. Над именем существительном в дательном падеже укажите падеж.)

(Проверка и оценивание)

- Что нам поможет определить дательный падеж? (Вопросы: кому? чему?, предлоги к, по.)

Послал (кому?) вороне, подходит (к чему?) к дереву, водили (по чему?) по улицам, ползёт (к кому?) к Муравью.)

 Дифференцированная работа. Карточки

Сложный уровень (А) - Перепишите, образуя Дательный падеж существительных, данных в скобках.

Автобус  шёл к (центр) города. По (парк) гуляли ребята. Лодка плыла по (река). Ребята пришли к больному (товарищ).

Средний уровень (В) - Списать предложение. Найти имена существительные в Дательном падеже.

Лыжники шли по  лесу. Мяч быстро катился по земле. Внуки поехали к бабушке.

Низкий уровень (С) – Списать словосочетания, поставить вопрос к именам существительным.

Бегать по (…?) лужайке, обратиться к (…?) другу, ходить по (…?) комнате.

Подведение итогов оценивание за урок.

Работа по карточкам «Найди падеж»

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими?

Я называюсь дательным,
Работаю старательно.
Кому отдать? К чему призвать?
Лишь только я могу сказать.
С предлогом 
к и по дружу,
Но и один гулять хожу.

Рефлексия

У вас на столе лежат светофорчики

Всё понятно – зелёный

Я сомневаюсь – жёлтый

Мне трудно – красный.

Домашнее задание. Тетрадь стр. 34.упр. 73 .74 правило стр 46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 3 класс "Падежи"

Стихи,которые помогают запомнить падежи....

Урок русского языка по теме "Падежи" 3 класс

Презентация и разработка урока русского языка по теме "Падежи" , 3 класс,  УМК "Планета знаний"...

Конспект урока русского языка + презентация " Определение падежа имени существительного"

Урок русского языка в 3 классе, программа "Школа России", автор Канакина В.П. "Определение падежа имени существительного"...

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных

конспект урока русский язык 3 класс падеж имён существительных...

Открытый урок русского языка "В стране падежей"

Конспект урока русского языка (3 класс). Разработан в рамках УМК «Школа России», автор учебника С.В. Иванов «Русский язык». Урок был проведен  в предметную неделю по русск...

Презентация к уроку русского языка по теме «Падеж имен существительных».

Презентация  к уроку русского языка  по теме  «Падеж имен  существительных»....