Конспект урока русского языка в 4 классе на тему: «Правописание безударных личных окончаний глаголов»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Блинова Елена Викторовна

Цель: формирование умения писать безударные личные окончания глаголов на основе формулирования правила и построения   алгоритма

Задачи:  вывести алгоритм для определения гласной в безударном личном окончании глагола;

               формировать регулятивные УУД;

               развивать интерес к родному языку.

Оборудование и технические средства обучения: интерактивная доска

Наглядные пособия: презентация к уроку

Ключевые слова: глагол, спряжение, безударные окончания глаголов

Рабочие материалы для обучающихся: карточки, кубики

Авторы учебника: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_russkogo_yazyka_v_4_klasse.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

          Конспект урока русского языка в 4 классе

Тема урока:

Правописание безударных личных окончаний глаголов

Цель:

        формирование умения писать безударные личные окончания

                глаголов на основе формулирования правила и построения  

        алгоритма

Задачи:  вывести алгоритм для определения гласной в безударном

        личном окончании глагола;

         формировать чувство языка;

         развивать интерес к родному языку.

Этапы урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Самоопределение

к деятельности

Ребята, давайте поприветствуем наших гостей.

Теперь поприветствуем друг друга.                                            

-Добрый день.

-Рады вас видеть.

-Добрый день.

-Рад тебя видеть.

-Наконец-то встретились.

-Без тебя скучал.

-Будем жить дружно и весело.

-Если что я тебе помогу.        

2.Актуализация знаний.

3. Постановка учебной проблемы.    

4. «Открытие» нового знания

6.Развитие умений – применение нового знания

Физкультминутка

7. Итог урока

Он предметы оживляет,

Всех их в дело вовлекает,

Что им делать говорит,

Строго сам за тем следит,

Он три времени имеет

И спрягаться он умеет.

Детям строит много школ,

Чтоб все знали про …

-Мы знаем, что глагол  имеет много признаков.

- О каком из них мы можем рассказать, используя данные слова? (Слайд 2)

Лицо

Число

Настоящее время

Будущее время

Изменение

Давайте вспомним, что мы знаем о спряжении глагола.

Организуем работу в парах и выполним задание на карточках.

Проверка (Слайд 3)

-Определи спряжение у следующих глаголов:

Благодарим, сотрёшь, привезут, несёт, поют, стоят.

Прочитайте слова (Слайд 4)

Принос.м

Лета.те

Кол.те

Владе.т

Влия.те

-Можно ли на слух определить спряжение у данных глаголов?

-Какую ошибку можем допустить?

-Какая тема нашего урока?

(Слайд 5)

-На какие вопросы мы должны найти ответ?

(Слайд 6)

Слайд 7

Поставьте данные глаголы в неопределенную форму и запишите их в столбик.

(Класс ведёт…)

-Что общего у этих слов?

-Чем они отличаются?

Выделите данные суффиксы

(класс ведет…)

На что необходимо обратить внимание при определении спряжения у глаголов с безударными окончаниями?

-Сравним наши выводы с выводом в учебнике.

-Определи спряжение глаголов.

-Для чего нужно уметь определять спряжение глаголов с безударными личными окончаниями?

Запиши данные глаголы, объясни правописание, выдели окончания (Класс ведет…)

Проверка (Слайд 8)

-Попробуйте  установить, как нужно действовать, чтобы определить, какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.

-Составьте план действий

Его можно записать в виде схемы. (Слайд 9)

-Используя алгоритм, определи, какие гласные надо писать в окончаниях глаголов (Класс ведёт…)

-Составьте текст, начинающийся указанным предложением. ( Игра «Кубики»)  (Слайд 10)

-Прочитайте текст

-Из какого произведения этот отрывок?

-Какую картину вы представили?

-Какие части речи помогли нарисовать эту картину?

-Какой это текст, текст-повествование, текст-рассуждение или текст- описание?

-Посмотрите какую картину создал известный вам художник – иллюстратор Иван Яковлевич Билибин

(Слайд 11)

-Найдите данный отрывок в упражнение №258 на стр. 74 и выполните задание к упражнению.

-Выпишите глаголы с пропущенной гласной в окончании. Вставь пропущенные буквы, обозначь орфограммы.

Используй алгоритм.

Проверка. (Слайд 12)

Проверим наши знания, выполним тест.

-Назовите верные утверждения.

(Слайд 13)

-Сколько положительных ответов у вас получилось.

-Именно так мы можем оценить нашу работу сегодня. Молодцы!

Какие вопросы ставили в начале урока?

(Слайд 14)

Нашли ли мы ответы на них?

Это спряжение.

Карточка 1

Соедини линиями части одного и того же правила.

Спряжение                   окончание ударное

                 -е, -ут, -ют

1 спряжение         окончание ударное

               -и, -ат, ят

2 спряжение                 изменение по лицам и

                                  числам в настоящем и                                                                        

                   будущем времени

2 ,1, 1, 1, 1, 2

Нет. Окончания безударные.

Ошибку в написании безударного личного окончания глагола.

Правописание безударных личных окончаний глаголов.

1.Как определить спряжение у глаголов с безударными окончаниями

2.Как определить какую гласную писать в безударном окончании глаголов?

Приносить

Летать

Колоть

Владеть

Влиять

Суффикс неопределенной формы – ть

Глагольными суффиксами.

На глагольный суффикс, который стоит в неопределённой форме перед -ть

Чтение правила в учебнике с. 72

 приносить - 2 спр.

летать

 колоть

 владеть        -1 спр.

 влиять

Чтобы определить какую гласную писать.

Если глагол 2 спряжения  пишу в окончании гласную – и, -ат (-ят)

Если глагол 1 спряжения - гласную – е,

-ут (-ют)

Принос.м

Лета.те

Кол.те

Владе.т

Влия.те

Приносим

Летаете

Колете

Владеет

Влияете

Работа в парах на карточке.

Определи, как нужно действовать, чтобы определить какую гласную писать в безударном личном окончании глагола.

-Если окончание ударное …

-Если окончание безударное:

а) ставлю глагол в …

б) смотрю, какой … перед …

в) если –и - …, пишу в окончаниях гласную … и –ат (ят)

г) если не –и - …, пишу в окончаниях гласную … и –ут (ют)

          д) обозначаю орфограмму

Читают алгоритм.

    -Если окончание ударное пишу как

     слышу

Если окончание безударное:

а) ставлю глагол в неопределённую форму

б) смотрю, какой суффикс перед -ть

в) если –и – глагол 2 спряжения, пишу в окончаниях гласную –и, –ат (ят)

г) если не -и – глагол 1 спряжения , пишу в окончаниях гласную -е , –ут (ют)

          д) обозначаю орфограмму

Выполняют упражнение №257, стр.74

На уроке не скучаем,

Мы глаголы изучаем,

Но устали не на шутку,

Проведём физкультминутку!

-Просыпайся! - Просыпаюсь!

-Поднимайся! - Поднимаюсь!

-Умывайся! - Умываюсь!

-Обливайся! - Обливаюсь!

-Вытирайся! - Вытираюсь!

-Одевайся! - Одеваюсь!

-Собирайся! - Собираюсь!

-И прощайся! Я прощаюсь!

Во время разминки глаголы звучали,

Не зря мы, ребята, их изучали!

В синем небе звёзды блещ.т

Составляют текст.

В синем небе звёзды блещ.т

В синем море волны хлещ.т…

День прошёл, царица воп.т…

А дитя волну торопит:

« Ты, волна моя, волна!

   Ты гульлива и вольна;

Плещ.шь ты, куда захочешь,

Ты морские камни точ.шь,

Топ.шь берег ты земли,

Подыма.шь корабли –

Не губи ты нашу душу:

Выплесни ты нас на сушу!» А. С. Пушкин

                         

«Сказка о царе Салтане» А. С. Пушкин

               

Звёзды блещут, волны хлещут, бочка в море

Глаголы.

Текст-повествование. Ключевыми словами являются глаголы.

Блещ.т, хлещ.т, воп.т, тороп.т, плещ.шь, точ.шь, топ.шь, подыма.шь.

Работают по алгоритму (схеме)

Карточка

Отметь верные утверждения знаком «плюс», неверные утверждения знаком «минус»

  1. Правописание безударных личных окончаний глаголов – это орфограмма.
  2. Правописание безударного окончания глагола не зависит от спряжения.
  3. Для того чтобы правильно определить, какую гласную  писать в безударном личном окончании глагола необходимо уметь определять его спряжение.
  4. Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределённой форме перед – ть
  5. Спряжение глаголов с безударными окончаниями не зависит от суффикса, который стоит в неопределённой форме перед – ть
  6. Спряжение глаголов с безударными окончаниями можно определить на слух.
  7. Глагольный суффикс –и указывает на 2 спряжение.
  8. Глагольные суффиксы –а, -у, -я. –е, -о указывают на 1 спряжение.

1. Правописание безударных личных окончаний глаголов – это орфограмма.

3.Для того чтобы правильно определить, какую гласную  писать в безударном личном окончании глагола необходимо уметь определять его спряжение

4.Спряжение глаголов с безударными окончаниями определяется по суффиксу, который стоит в неопределённой форме перед – ть

7.Глагольный суффикс –и указывает на 2 спряжение.

8.Глагольные суффиксы –а, -у, -я. –е, -о указывают на 1 спряжение.

Пять.

-Как определить спряжение у глаголов с безударными окончаниями

-Как определить какую гласную писать в безударном окончании глаголов?

Да.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка 4 класс по теме «Правописание безударных окончаний существительных в творительном падеже».

Тип урока: изучение нового материала.Цель:расширить знания учащихся о творительном падеже, формировать навыки правописания безударных окончаний имен существительных в творительном падеже....

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме:Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

На уроке упражнения принимают занимательный характер, этому способствуют сказочные герои. Закрепление и проверка знаний проходит через написание сказки....

Презентация к уроку русского языка в 4 классе по теме: Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени

Анимация в презентации и сказочные персонажи позволяют грамматические упражнения сделать интересными и занимательными....

Открытый урок русского языка в 4 классе на тему: "Правописание безударных личных окончаний глаголов в настоящем и будущем времени".

Цель урока: показать зависимость написания безударного личного окончания глагола от спряжения.Тип урока: изучение нового материала.Помощниками учителя на уроке были герои коми народных сказок - ВЭРСА,...

конспект урока русского языка 4 класс по теме "Правописание -тся, -ться в глаголах"(урок ЭОР)

Конспект урока русского языка . Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний, с технологией ЭОР. Это удобный вариант для дистанционного обучения школьников, имеющих проблем...

Конспект урока русского языка 3 класс на тему: "Правописание частицы НЕ с глаголами"

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема урока: ПРАВОПИСАНИЕ ЧАСТИЦЫ НЕ С ГЛАГОЛАМИЦели деятельности учителя: знакомство с ролью частицы не,’ формирование умения писать частицу не с глаголами раздел...