Урок русского языка " Приставки и предлоги" (УМК "Перспектива")
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Курочкина Любовь Ивановна

Урок русского языка  2класс

Тема: Приставки и предлоги

Цель.  Обобщение  знаний   о приставках и предлогах.

Урок  актуализирует  знания учащихся о приставках и предлогах,  учит  грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм, развивает ассоциативное мышление, речь, учит  приёмам анализа и синтеза, расширят  словарный запас,  формирует  умение работать  самостоятельно, в группах, в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_rus.yaz_._2kl_-_kopiya.doc35.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Новолядинская средняя                                                  

общеобразовательная школа

Тамбовского района  Тамбовской области

392515 п. Новая Ляда, ул. Школьная, 22

тел. 8(4752) 65-31-53

E-mail:rcschool@yandex.ru

Разработка урока

русского языка

по теме «Приставки и предлоги»

2 класс

(УМК «Перспектива»)

                      Автор разработки: Курочкина Л.И.,

                          учитель начальных классов

                                               

                                                     

                                                 

2016

Урок русского языка  2класс

Тема: Приставки и предлоги

Цель.  Обобщение  знаний   о приставках и предлогах.

     

Задачи. 1. Актуализировать знания учащихся о приставках и предлогах, научить     грамотно писать приставки и предлоги, опираясь на соответствующий алгоритм.

              2. Развивать ассоциативное мышление, речь, учить приёмам анализа и синтеза, расширить словарный запас.

              3. Формировать умение работать  самостоятельно, в группах, в парах.

Образовательные: формировать умения находить приставки и предлоги, писать приставки слитно со

словами, а предлоги раздельно, правильно употреблять предлоги.
Развивающие: развивать компоненты учебной деятельности (целеполагание, учебная мотивация, планирование,  само и взаимопроверка, рефлексия); развивать речь, мышление, память, воображение.

Воспитательные: воспитывать сознательное отношение к учебе, познавательный интерес к изучению русского языка и литературного чтения, формировать коммуникативные навыки у обучающихся.

Планируемые результаты

 Предметные:

Знать правила написания приставок и предлогов

Уметь отличать приставки от предлогов

Личностные:
уметь проводить самооценку
успешности учебной деятельности, осознавать ответственности за выполнения задания

Метапредметные:

овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач.

УУД 

Личностные УУД:  умения проводить самооценку успешности учебной деятельности, осознание ответственности за выполнения задания

 Регулятивные УУД: пооперационное выполнение действий; готовность взаимодействия со сверстниками, учителем в деятельности, умения определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  умения работать по коллективно составленному плану в парах и группах; планирование  своих действий в соответствии с поставленной задачей.

 Коммуникативные УУД: самоопределение и определение общих для всех участников правил поведения, овладение навыками оформления своих мыслей в устной речи, следование психологическим принципам общения и овладение адекватным межличностным восприятием.

Познавательные УУД: умения отличать от других предложений предложение с однородными членами; умения ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами; умения проверять правильность написания слов и предложений.

 

Ход урока

Ι.Мотивирование к учебной деятельности.

Урок сегодня необычный,

Но для вас вполне привычный.

Придется думать головой,

Вопрос, услышав непростой,

Найти ответ, его сказать

И что узнал – запоминать.

II. Актуализация знаний

  1. Каллиграфическая минутка

- Сегодня будем писать букву, которая чаще всех встречается в этом ряду букв.

ТПРПАМПВАПЙ   (Интерактивная доска)

                                             

 -Охарактеризуйте звук, который обозначает буква П.  (Согласный, парный глухой, может быть мягким или твёрдым)

   п  по   про    под    подо

- Что вы заметили?

- Какие знакомые буквосочетания  увидели?

-Что скажите об этих буквосочетаниях.

- Допишите ещё 3 предлога.  

2. Словарная работа

а) - А теперь посмотрите на группу букв и уберите букву П.

-  У вас осталось слово …(трамвай) (Интерактивная доска)

 - К какой тематической группе относится это слово?

- Сегодня мы познакомимся с ещё одним словом из этой тематической группы.

б) - Отгадайте загадку и доскажите слово

На каникулах, друзья,
Я и вся моя семья.
Польшу, Францию, Каир –
Мы объедем целый мир,
Все места на глобусе
В новеньком... (автобусе)

 

в)  -Словарная работа (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной  (1СD))

             

г) - Запишите эти слова, используя предлоги. Что нужно помнить при написании слов с предлогами?

В трамвай, из трамвая, к трамваю, на автобус, в автобус…

-Какие словарные слова можно добавить в эту тематическую группу?

(Троллейбус, автомобиль, метро)

д) - Запишите данные слова, используя предлоги.  Поставьте ударение, подчеркните орфограммы. (Назвать орфограммы)

е)  Проверка. Самооценка. (+      -)

IΙΙ. Создание проблемной ситуации.

 Формулирование проблемы (темы и цели урока)

-Узнайте, о чём идёт речь в загадке?

а)Приставляемся всегда              

Мы к началу слова                                

И меняем без труда            

Смысл его на новый. (Приставка)

- Почему вы решили, что это приставка?

 б)Он не станет членом предложения,

 Всегда свободен, хоть стоит в строю.

 Объединять и связывать способен

 Незаменим и помнит роль свою  (предлог)

-Почему вы решили, что это предлог?

-Какая же тема нашего урока?  (Приставки и предлоги)

 (В переводе с греческого языка слово  «предлог» означает «калька»- т.е. стоящий «перед словом». Всего около 200 предлогов, они занимают 4 место по частоте употребления.

ΙV. Открытие нового знания

1.Работа по таблице (Интерактивная доска)

- Сравните приставки и предлоги.

- Какой вывод сделали? (Многие приставки могут выступать в роли предлогов. Но есть такие буквосочетания, которые могут быть только приставкой: ото, обо, взо, бес, пре; или предлогом: к, через.)

ПРИСТАВКИ

от-; ото-; до-; об-; обо-;

по-; под-; про-;

во-; взо-;

о-; с-; из-; без-; бес-;

за-; на-; над-; 

пре-; при-;

у-; в-

ПРЕДЛОГИ

о; от; по; про;

под; до; об;

из; без;

к; у; с; в; во;

на; над; за;

при; через

- Что вы уже знаете о предлоге? Давайте поиграем с предлогами.

2. Игра с предлогами   (Интерактивная доска)

         

а) Название какого хвойного дерева состоит из четырёх предлогов?

Сосна – С, О, С, НА.

б) Название какого домашнего животного состоит из двух предлогов?

Кот – К, ОТ.

в) Название какого домашнего животного состоит из трёх предлогов?

Коза – К, О, ЗА.

г) Без каких четырёх предлогов не накачаешь колесо?

Насос – НА, С, О, С.

V. Первичное закрепление

1.  Тренировка  в правильном употреблении предлогов.

(Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной  (1СD))

     

-  Вы хорошо умеете применять предлоги. Что же нужно помнить? (Надо понимать смысл предложения)

-Предлоги и приставки надо отличать.

-А чтобы этому научиться, станем  исследователями. Сравним приставки и предлоги, установим, чем похожи и чем различаются  приставки и предлоги.

VΙ.  Работа по таблице. (Интерактивная доска)

1. Исследование 1.

     

-Итак,   что же такое приставка, предлог? (Открывается первая часть таблички)

-Для чего служит приставка? Предлог?

-Как пишутся приставки, предлоги?

-Как проверить, где приставка, где предлог?

2. Исследование 2.

 - Определим, где приставка, а где предлог.

Рассмотрим первый способ:

(Про)читал (про)животных.

Между предлогом и словом можно вставить другое слово. Попробуем:

Прочитал – что сделал? – это глагол, ПРО – приставка, вставить другое слово нельзя.

Прочитал про домашних животных. ПРО – предлог, напишем раздельно.

Прочитал про животных.  Предлог

(На)писал (на)конверте.

Второй способ: можно отбросить или поменять приставку, а предлог – нет. Попробуем:

Писал (на) конверте. Слова связаны по смыслу. Значит, первое НА – приставка.

Написал конверте. Связь нарушилась. Значит второе НА – предлог.

Написал – НА приставка – пишем слитно. На конверте – НА предлог – пишем раздельно.

Запомним: предлоги с глаголами не употребляются!

 - Проверим, хорошо ли вы поработали исследователями. Сравним наши выводы с объяснением   Ивана  Ивановича  (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной  (1СD))

       

3. Игра (Электронное приложение к учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В.Бабушкиной  (1СD))

VΙΙ. ФИЗКУЛЬМИНУТКА  (Презентация)

а)

       

б) - Хлопаем в ладоши со словами, в которых есть приставка, разводим руки в стороны со словами с предлогами. 

(под)ъехать,    (в)реке,    (от)пристани,    (по)бежал,    (по)мостику,     (по)ясок,   (на)бежала,    (во)дворе

VΙΙΙ. Самостоятельная работа. (Работа по карточкам,  3 варианта)

 Подумайте, с каким заданием вы смогли бы справиться и выполните его.                                      

  1. Списать. Выделить в словах приставки, подчеркнуть предлоги. 

Лодка отплыла от берега. Тропинка спускалась с горы.  Солнце зашло за тучу. Цветы подрезали под корень.

  1. Спишите, раскрывая скобки. Выделите приставки. Подчеркните предлоги.

 (От)тащил (от)лужи, (с)лез (с)дерева, (за)шло (за) тучу, (по)ехали (по) дороге, (во)шел (во) двор, (под)прыгнул (под)потолок.

  1. Списать, подставляя подходящие по смыслу приставки и предлоги.

 …горы ..бежал поток проворный. ...ехали ребята кататься …катере …озеру. Катер …плыл …берега. Солнце …шло .. .тучу.

 

ΙX. Тест (Работа в парах по карточкам)

Выберите в каждом пункте правильный ответ, в результате получите ключевое слово.

1.Выберите верное утверждение:                            

М.  Предлог- часть речи, а приставка – часть слова.

Г.   Предлог- часть слова, а приставка – часть речи.

2.Выберите верное утверждение:

О.   Предлог служит для связи слов

Н.   Предлог  служит для образования новых слов.

3.Выберите верное утверждение:                                    

Ц. Приставка служит для связи слов.

Л. Приставка служит для образования новых слов.

4.Выбери верное утверждение:          

О. Предлоги пишутся раздельно.

Ю. Предлоги пишутся слитно.

5.Выберите верное утверждение                          

Т. Предлоги пишутся перед глаголами.

Д. У глаголов нет предлогов.

6. Выберите верное утверждение

К. Приставки со словами пишутся раздельно.

Ц. Приставки со словами пишутся слитно.

7.Найдите правильное написание приставки и предлога:

Ы. под елью, нашла, вошёл во двор.      

Я. накрыше, от рубить,  влетел вокно.

X. Творческая работа

 (Интерактивная доска)

- Какое время года изображено на картине?

Читает учитель

Распустились почки, лес зашевелился,

Яркими лучами весь озолотился.

На его окраине из травы душистой

Выглянул на солнце ландыш серебристый,

И открылись кротко от весенней ласки

Милой незабудки  голубые  глазки

- Как художник описывает природу красками,  так  композитор и музыкант описывает природу музыкой. Послушайте произведение великого русского композитора Петра Ильича Чайковского из альбома «Времена года»  

Выполните задания:

1группа: составьте словосочетания   на тему «Весна», используя слова с приставками и предлогами.

2 группа: составьте предложения на тему «Весна», используя слова с приставками и предлогами.

3 группа: составьте рассказ на тему «Весна», используя слова с приставками и предлогами.

Проверка

V. Итог урока:

- Какой вопрос мы обсуждали на уроке? (Как отличить приставку от предлога)

- Какое решение нашли? (Определить, какая часть речи - у глагола нет предлогов.  Поставить слово - между предлогом и словом можно поставить другое слово).

VI. Рефлексия.

- Оцените себя сами.

   - Если вам на уроке было легко, всё было понятно – зелёный кружок, если что-то было непонятно-желтый, были трудности – синий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Озеро словообразования" к уроку русского языка "Приставка- часть слова"

Презентация к уроку русского языка "Приставка- часть слова" включает в себя полный алгоритм разбора слова по составу....

Презентация к уроку русского языка "Приставка"

Данная презентация является сопровождением урока русского языка по теме "Приставка" 3 класс...

Урок русского языка "Приставка"

Урок русского языка "Приставка". 2 класс. УМК "Начальная школа 21 века"....

Урок русского языка "Приставка" 2 класс, УМК "Школа 21 века"

Урок по русскому языку во 2 классе по программе УМК  "Школа 21 века". Урок разработан в соответствии с ФГОС. К уроку прилагается разработка презентации на основе интерактивной доски....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация к уроку русского языка "Приставка как часть слова"

Презентация составлена к уроку русского языка во 2 классе по теме:  "Приставка как часть слова". Содержит 9 слайдов с анимацией....

Презентация урока русского языка "Приставка"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Приставка" . Знакомство с новой темой. Урок составлен в ТРКМ. Состоит из трех основных частей: вызов, осмысление, рефлексия. Использованы следующие приемы ТРКМ...