Открытый урок по русскому языку с презентацией в 4 классе по теме « Склонение имен прилагательных во множественном числе».
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Самойлова Ольга Алексеевна

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование:

·        интерактивный комплекс,

·        карточки с разноуровневыми заданиями,

·        мини- таблицы для каждого ученика,

·        блокноты с опорными схемами.

Цель урока:

·        познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;

Скачать:


Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку в 4А классе по теме

« Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование:

  • интерактивный комплекс,
  • карточки с разноуровневыми заданиями,
  • мини- таблицы для каждого ученика,
  • блокноты с опорными схемами.

Цель урока:

  • познакомить обучающихся с особенностями склонения имен прилагательных во множественном числе;

Задачи урока:

  • Образовательные :
  • формировать умения склонять и употреблять имена прилагательные во множественном числе;
  • составить таблицу падежных вопросов и окончаний прилагательных в форме множественного числа;
  • упражнять в определении  числа и падежа имён прилагательных во множественном числе; способствовать обогащению словарного запаса детей;
  • Развивающие:
  • развивать устную речь учащихся;
  • совершенствовать культуру речи детей,
  • развивать аналитическое мышление, память, внимание, восприятие на слух, умение делать выводы;
  • развивать интерес к предмету
  • Воспитательные:
  • воспитание аккуратности, усидчивости, прилежания,любознательности и пытливости в процессе учения

Ход урока:

1.Организация детей к уроку.

  -Ребята, на партах у вас лежат две карточки (тучка и солнышко).

  -Покажите ту карточку, которая соответствует вашему настроению.
2. Минута красивого письма.

   Запись числа.

   Сс  

  Сказка, сказочник, сказочный, сказывать.

  Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок.

3. Словарная работа.

  -Ребята, а сейчас запишем слова, которые встречаются в сказках.

Сказка.

Двенадцать,  месяц,  девочка, мороз,  ветер, пшеница, солдат, топор,  яблоко, яблоня, солома.

4.Самоопределение к деятельности.  Работа по карточкам.  

   -Ребята, на доске записаны буквосочетания.  Это какая часть слова? (Это окончания имён прилагательных.)

ая  ой   ее

яя  ый  ое

 - О какой части речи будем говорить сегодня на уроке?

 - Расскажите все, что вы знаете об имени прилагательном.

  Повторение об имени прилагательном ( по слайду 2)

5. Работа над новым материалом.

-Если мы с вами все знаем об имени прилагательном в единственном числе,   то что мы тогда будем изучать сегодня? ( Будем изучать изменения имён  прилагательных во множественном  числе.)

-На какой вопрос отвечают имена прилагательные во множественном числе?

- Как  изменяются имена  прилагательные во множественном числе?

Вот это нам и предстоит выяснить.

 -Ребята, возьмите карточки, они лежат на столе, выполните задание, которое там записано?

1 вариант ( Для слабых учащихся)

  1. Запишите  имя прилагательное зеленое вместе с данными именами существительными  сначала  в единственном числе, а потом запишите эти же словосочетания во множественном числе.
  2. Выделите окончания имён прилагательных.

Единственное число

Род

Множественное число

                                шапочка

Ж.р.

                                       шар

М. р.

                                   яблоко

Ср.р.

2 вариант

  1. Запишите  имя прилагательное зеленое с согласующимся  именем существительным,  сначала в единственном числе, а потом во множественном числе.
  2. Выделите окончания имён  прилагательных.

Единственное число

Род

Множественное число

Ж.р.

М.р

Ср.р.

Проверка.

-Что интересного заметили?

 -В каком числе имена прилагательные изменяются по родам?

Докажите. Прочитайте прилагательные в единственном  числе, прочитайте прилагательные  во множественном числе.

Сделайте вывод: изменяются ли имена прилагательные  во множественном числе по родам? (слайд 3)

Закройте ладошкой имена существительные во множественном числе, прочитайте прилагательные,  определите род.

Закройте ладошкой им существительные  в единственном числе, прочитайте прилагательные, определите род .

- Можно ли  определить род имени прилагательного во множественном числе?

Запишите в блокнот вывод. (Слайд4)

6. Первичное закрепление. (Слайд5)

-Герои сказок приготовили для вас задание.

Угадайте и запишите название сказок.

 Название сказки состоит из прилагательного и существительного. Записывать названия будем в столбик.

   -Ребята, как запишем название сказок?

 ( Серебряное копытце, красная шапочка, аленький цветочек ,снежная королева, дикие лебеди, серая шейка, гадкий утенок, спящая красавица, бременские музыканты) .

Все герои сказок пред вами, а как их можно назвать по - другому

СКАЗОЧНЫЕ ГЕРОИ – запишите это словосочетание в тетрадь.

Выделите окончание прилагательных, определите число,  род имени прилагательного, если это возможно.

Проверка работы (по слайду -6).

Оцените свою работу, выставите оценку на полях ручкой. (Слайд 7)

  7. Физкульминутка для глаз. (Слайд 8)

  8. Продолжение работы над новым материалом.

 -Первую задачу мы с вами решили.

-Что еще нам нужно сегодня  научиться делать? ( Склонять имена  прилагательные во множественном числе?)

–Значит тема урока будет какая? (Склонение имён прилагательных  во множественном числе.)

Найдите слова синонимы

Поставьте данные прилагательное во множественное число. ( Красные, аленькие цветы)

  -Ребята, давайте просклоняем данные прилагательные. Задание выполняется совместно с учащимися у доски и в тетрадях.

1. Запишите название падежей

2. Далее указываем вопрос, а потом записываем имя  прилагательное  и существительное.

3. Выделите окончания имён  прилагательных.

4. Заполните таблицу :

И.п.

Какие?

-ЫЕ, -ИЕ

Р.п.

Каких?

-ЫХ,-ИХ

Д.п.

Каким?

-ЫМ,-ИМ

В.п.

 Какие?

 Каких?

-ЫЕ, -ИЕ

-ЫХ, -ИХ

Т.п.

Какими?

-ЫМИ, -ИМИ

П.п.

О каких?

-ЫХ, -ИХ

Проверка. ( Слайды 9-10)

Сделайте вывод: имена прилагательные во множественном  числе склоняются. (Слайд 11)

Дописывание схемы в блокнотах.

  -Ребята, чтобы правильно написать окончание имён  прилагательных во множественном числе на что мы будем опираться ? ( На вопросы и таблицу.)

Давайте это сейчас и проверим.

 Списать текст. Вставить пропущенные буквы, выделить окончания имен прилагательных по вариантам.

       1В. Вставьте пропущенные буквы, определите число имён прилагательных.

        2 В. Вставьте пропущенные буквы, определите  падеж, число прилагательных.

Чтение текста «Гусли». (Слайд 12)

9. Сообщение о музыкальном инструменте- гусли. (Выступление ученика.)

     Гусли, пожалуй, один из самых интересных русских народных инструментов. И если вы думаете, что их жизнь ушла в прошлое, то очень сильно заблуждаетесь. Вообще «гудебными сосудами» на Руси называли почти все струнные инструменты, в том числе и гусли-погуды. Историки доказывают, что «гусли» – исконно русское слово. Глаголом «гудеть» обозначали те звуки, которые извлекаются  при соприкосновении со струнами. «Гусль» – это одна струна, а «гусли» – их совокупность. Гусли звучали и в повседневной жизни обычных людей, и на княжеских пирах, гусляры провожали воинов на поле брани, участвовали в обрядах. Под гусли исполняли в основном былины, а также народные песни. Играли на гуслях преимущественно при помощи обеих рук, ставя инструмент вертикально на колени или размещая горизонтально.

– А, вы, знаете из чего делали гусли?

    В старину корпус гуслей делали из дробленой сухой еловой или кленовой доски. Особенно мастерами был любим клен явор, отсюда и название гуслей – «яровчатые». Как только струны из жил были заменены на металлические и инструмент «зазвенел», гусли стали называть «звончатыми».

Гусли.

В русск.. (              ) сказках и былинах народн..(            ) песни и пляски обычно сопровождались игрой на гуслях. Этот старнн.. (            )инструмент очень любили на Руси, особенно в её северн..(              ) районах.

Могуч…(                   ) переливами гусли создают ярк.. (             ) музыкальн…(            ) картины.

Данное задание вы будете выполнять под музыку и как раз и услышите тот музыкальный инструмент, о котором идет речь. ( 3 мин)

10.Подведение итогов  урока. (Слайд13)

- Что вы сегодня узнали на уроке?

- Чему научились?

- Что вам понравилось выполнять?

-Какие задания вызвали затруднения?

11.Домашнее задание: стр.38 упр. 81.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок по русскому языку в 4 классе

Слайд 2

ПО РОДАМ Имя прилагательное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ИЗМЕНЯЕТСЯ АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЕ ЕЕ Ж.Р. М.Р Ср.Р. ПО ПАДЕЖАМ- СКЛОНЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

Слайд 3

Вывод : Имя прилагательное во множественном числе по родам не изменяется

Слайд 4

ПО РОДАМ Имя прилагательное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ИЗМЕНЯЕТСЯ АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЕ ЕЕ Ж.Р. М.Р Ср.Р. ПО ПАДЕЖАМ- СКЛОНЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО По родам имена прилагательные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ

Слайд 5

ПРОВЕРКА Серебряное копытце – ср.р., ед.ч. Красная шапочка – ж.р., ед.ч. Снежная королева – ж.р., ед.ч. Аленький цветочек –м.р., ед.ч. Гадкий утёнок – м.р., ед.ч. Дикие лебеди – мн.ч. Серая шейка – ж.р., ед.ч. Бременские музыканты – мн.ч . Сказочные герои – мн.ч.

Слайд 6

Оцени себя Без ошибок 1 – 2 ошибки 3 – 5 ошибок Более 5 ошибок 5 4 3 2

Слайд 8

падеж вопрос И. п. Какие? Красные, аленькие цветы Р.п. Каких? Красных, аленьких цветов Д.п. Каким? Красным, аленьким цветам В.п. Какие? Красные, аленькие цветы Т.п. Какими? Красными, аленькими цветами П.п. (о) Каких? Красных, аленьких цветах

Слайд 9

падеж вопрос окончания И. п. Какие? Р.п. Каких? Д.п. Каким? В.п. Какие? Т.п. Какими? П.п. (о) Каких? ие ые ых их их ых ые ими ие ыми им ым

Слайд 10

ПО РОДАМ Имя прилагательное ЧАСТЬ РЕЧИ ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА КАКОЙ? КАКОЕ? КАКАЯ? КАКИЕ? ЧЕЙ? ЧЬЯ? ЧЬЁ? ИЗМЕНЯЕТСЯ АЯ ЯЯ ЫЙ ИЙ ОЕ ЕЕ Ж.Р. М.Р Ср.Р. ПО ПАДЕЖАМ- СКЛОНЯЕТСЯ ЕДИНСТВЕННОЕ ЧИСЛО МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО По родам имена прилагательные НЕ ИЗМЕНЯЮТСЯ ИЗМЕНЯЕТСЯ ПО ПАДЕЖАМ- СКЛОНЯЕТСЯ

Слайд 12

Итог урока Чему научились на уроке? Что узнали нового? Что вам понравилось? Что вызвало затруднение?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 4 классе по теме: "Склонение имен прилагательных во множественном числе"

Русский язык занимает важное место в системе школьных предметов, так как он является не только объектом изучения, но и средством обучения, ибо на уроках русского языка учащиеся приобретают необходимые...

Конспект «открытого» урока по русскому языку в 4 – Б классе по теме «Склонение имён прилагательных женского рода»

Тема«Склонение имён прилагательных женского рода»Задачи урока   ·     формировать навык грамотного письма безударных падежных окончаний прилагательных женского рода...

Открытый урок по русскому языку в 3 «А» классе на тему: «Роль имён прилагательных в речи. Прилагательные синонимы и антонимы»

Цели урока: 1.     Формировать  умения учащихся распознавать и осознанно употреблять в своей речи слова, обозначающие признаки предметов.2.     Формировать...

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Открытый урок по русскому языку в 4 классе по теме«Склонение имен прилагательных во множественном числе»....

Методическая разработка урока по русскому языку в 4Б классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе».

Методическая разработка урока по русскому языку в 4Б классе по теме «Склонение имен прилагательных во множественном числе»....