Русский язык. 2 класс. Тема "Единственное и множественное число имён существительных". УМК "Школа России"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Соловьёва Наталья Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка во 2 классе на тему "Единственное и множественное число имён существительных".  Фрагмент этапа изучения нового материала в соответствии с ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_solovyova_natalya_yurevna.docx19.74 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Тема

Единственное и множественное число имён существительных.

Место урока в тематическом разделе

2 класс, 3 четверть,  тематический раздел «Части речи. Имя существительное».

Педагогические цели

Способствовать развитию умения определять число имен существительных (единственное, множественное); создать условия для изменения числа, формы имен существительных.

Планируемые
результаты
(предметные)

Овладевают первоначальными представлениями о нормах русского языка. Определяют число имён существительных (единственное и множественное). Изменяют имена существительные по числам. Правильно произносят имена существительные в форме единственного и множественного числа. 

Личностные

Проявляют познавательный интерес к изучению нового.

Универсальные
учебные действия
(метапредметные)

Регулятивные: планируют учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, определяют наиболее эффективные способы достижения результата.

Познавательные: общеучебные – осознанно и произвольно строят речевые высказывания в устной форме; формулируют учебную задачу под руководством учителя; логические – осуществляют сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию по родовидовым признакам; устанавливают аналогии и причинно-следственные связи; строят рассуждения; соотносят с известными понятиями.

Коммуникативные: умеют с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основное содержание
темы, понятия
и термины

Имя существительное. Единственное и множественное число имен существительных. Изменение имени существительного по числам.

Технологии

(новый материал)

Проблемная,  личностно-ориентированная, разноуровневое обучение.

Методы, приёмы

(новый материал)

Частично-поисковый, беседа, работа с учебником, наглядный метод, практический метод, дифференцированный подход, методические приёмы «Сказочный сюжет», «Лови ошибку», «Мини-ульи», «Светофор».

Формы организации деятельности

Фронтальная, парная, индивидуальная.

Средства обучения

Телевизор-монитор, фото-презентация.

Сценарий этапа усвоения нового материала

Учитель

Учащиеся

Самоопределение к деятельности 

- А сейчас, ребята, вам предстоит отправиться в сказку. А вот в какую, надеюсь, вы догадаетесь.

Скачет сито по полям,
А корыто по лугам.
За лопатою метла
Вдоль по улице пошла.
Топоры-то, топоры
Так и сыплются с горы.
Испугалася коза,
Растопырила глаза:
"Что такое? Почему?
Ничего я не пойму".

- Что это за сказка?

- Кто автор этой сказки?

- Помните ли вы, о чём была эта сказка?

- Чем она закончилась?

- Когда все вещи простили Федору и вернулись к ней, Федоре предстояла нелёгкая работа – не только отмыть, но и поставить всё на свои места. Много дел переделала Федора, осталось расставить последние предметы. Назовите, что это (выводится слайд с изображениями; когда дети называют, учитель записывает слова на доске).

Отвечают на вопросы, строят речевые высказывания в устной форме:

- Сказка называется «Федорино горе».

- Эту сказку написал Корней Чуковский.

- Сказка о том, как от Федоры ушла посуда, потому что она её не мыла.

- Федора исправилась, и вся посуда к ней вернулась.

- Кастрюля, блюдца, лопата, чашка, метла, утюги, топоры, чашка, стаканы.

-  Я утверждаю, что все слова, записанные на доске – существительные. Я права? Как это проверить.

- Чтобы расставить предметы по своим местам, нужно распределить их в 2 группы. Обсудите со своим соседом по парте, по какому признаку можно сгруппировать слова (каждая пара предлагает свой вариант; после рассуждения выводится слайд на основе группировки по числу).

- Попробуйте сформулировать тему нашего урока.

- Молодцы, ребята! Вы очень помогли Федоре. Теперь в её доме будет порядок! Вот какие слова благодарности она вам написала: «Спасибо вам за помощь, дорогие ученик!»

- Чему мы будем учиться на уроке? Зачем это нужно?

Работа с учебником

Для существительных обозначающих один или много предметов в русском языке есть специальные названия. А какие? Вам поможет узнать учебник. Откройте стр.61, прочтите информацию от мудрой Совы.

- Что нового вы узнали?

 Вспоминают, какие слова относятся к именам существительным. Ставят вопросы к записанным словам, делают вывод о принадлежности/ непринадлежности к существительным.

Анализируют, сравнивают, классифицируют, рассуждают, делают выводы.

- Посуда и вещи.

- Один предмет, много предметов.

- Др.

Формулируют тему урока:

- Существительные, которые обозначают один предмет и много предметов.

Читают Федорино послание, обращают внимание, что в нём допущена ошибка. Надо написать «ученики» вместо «ученик».

Мотивируют:

- Будем учиться употреблять слова, обозначающие один или много предметов. Нам это нужно, чтобы говорить и писать правильно, чтобы окружающие нас понимали.

Определяют: что известно, что ново:

- Если существительное означает один предмет, то оно употреблено в единственном числе. Если много предметов – во множественном числе.

Формулирование плана действий при решении частной задачи

- Предложите план действий при определении числа имён существительных.

(Учитель фиксирует на доске наиболее удачные предложения)

Примерный план:

1) Произнеси.

2) Определи, сколько предметов: один или несколько.

3) Сделай вывод.

- На письме число существительных обозначается сокращённо: ед.ч. и мн.ч.

Разноуровневые задания «Светофор» (16-17 минута, не вошли в видеофрагмент из-за ограничения по продолжительности)

Организует работу с упражнением 105, с.61 (слайд с заданиями на экране, ребёнок сам определяет своё задание).

-Зелёный цвет – самое простое задание: выписать собственные имена существительные, определить их число.

- Жёлтый цвет – задание сложнее: выписать существительные во множественном числе.

- Красный цвет – самое сложное задание: выписать в алфавитном порядке существительные во множественном числе.

Планируют учебные действия, определяют эффективные способы достижения результата:

- Предлагают свои варианты.

Определяют уровень собственного понимания материала, самостоятельно выбирают посильное задание:

Выписывают собственные имена существительные, определяют их число.

Выписывают существительные во множественном числе.

Выписывают в алфавитном порядке существительные во множественном числе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных" к учебнику Канакиной по ФГОС

В феврале был проведён открытый урок по русскому языку во 2 классе по теме "Единственное и множественное число имён существительных". Конспект был разработан в соответствии с требованиями ФГОС. Урок с...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Урок русского языка в 2 классеТема урока: «Единственное и множественное число имён существительных» Цель: Дать понять об изменении имён существительных по числам, учить определять число имён существит...

Русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Единственное и множественное число имён существительных...

3 класс. Конспект урока по теме: "Единственное и множественное число имён существительных" Школа России

Конспект урока русского языка Тема: Единственное и множественное число имён существительных. Цели деятельности учителя: создать условия для развития умений определять число имен существительных; ...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Единственное и множественное число имён существительных"...

Методическая разработка по русскому языку 2 класс «Единственное и множественное число имён существительных»

Образовательная цель:    ознакомить с понятием об изменении имён     существительных по числам(первичное); формировать умение определять число имён существительных, ...

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"

Конспект урока русский язык 2 класс "Единственное и множественное число имён существительных"...