Наблюдение над однокоренными словами
презентация к уроку по русскому языку (2 класс) на тему

Андрущенко Елена Геннадьевна

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudenie_nad_odnokorennymi_slovami.rar29.19 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка во 2 классе (1 – 4) по программе "Школа – 2100" (урок "открытия" нового знания)

Тема урока: Наблюдение над однокоренными словами.

                       Определение корня слова.

Цели урока:

  • уточнение представлений о понятиях "корень", "однокоренные слова";
  • развитие умения распознавать и подбирать однокоренные слова;
  • развитие умения правильно выделить корень в словах.

Оборудование, наглядные пособия:

  1. иллюстрация корня растения и корня зуба;
  2. рисунок дерева, карточки со словами: сад, рассада, садовник, садовод, посадки;
  3. карточки со словами: корень слова, родственные или однокоренные слова;
  4. карточки с выводами: корень – главная часть слова

                                           в корне заключен смысл слова

  1. индивидуальные (маркерные) доски;
  2. алгоритм нахождения и выделение корня (на карточках);
  3. на карточках 3 определения корня.

Ход урока

1.Организация класса

2.Эмоциональный настрой

-Сегодня на уроке у нас много гостей, и мы, как гостеприимные хозяева, окажем Вам внимание.

Мы рады приветствовать Вас в нашем классе,

Возможно, есть классы и лучше, и краше,

Но пусть в нашем классе Вам будет светло.

Пусть будет уютно и очень легко.

Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут.

-Итак, у нас урок русского языка. Улыбнитесь друг другу, ребята, пожелайте хорошего настроения. Есть ли у вас особые пожелания друг для друга?

-Я присоединяюсь ко всем пожеланиям, верю в вас и знаю - у вас всё получится!

3.Минутка чистописания. Слайд 2.

Отгадайте загадку:

Крыши в шапке меховой,

Белый дым над головой.

Двор в снегу. Белы дома.

В гости к нам пришла …(зима)

- Действительно это зима. Зима удивительная волшебница! Посмотрите какие узорами она украсила окна. Мы сейчас в тетрадях тоже напишем узоры.

 Слайд 3.

Запись на доске.

А в гости к нам пришел сегодня один из символов зимы-Снеговик. Он принес несколько заданий.

                             

3.Создание проблемной ситуации. Слайд 4.

А) – Ребята, посмотрите внимательно на рисунок и     прочитайте слова, которые здесь записаны.

Зима, зимушка, снег, мороз, зимовать, зимний, декабрь.

- На какую тему все эти слова?

- И это не случайно, ведь красавица-зима уже не за горами. Совсем скоро она махнет своим рукавом и отправит в поход свою свиту. Вьюги и метели занесут сугробами города и села. Оденет зима деревья в пушистые снеговые шубы, и уснет природа прекрасным сном. Много у зимы помощников и родственников.

- А теперь внимание, задание:

Надо выписать из этой группы слов только те, которые являются родственными.

- Прежде чем сделать запись в тетрадь, обсудите в парах, какие слова, по вашему мнению, будут родственными.  Пишем с большой через запятую.

(Дети делают запись)

– Проверим, какие родственные слова вы выписали (один ученик читает слова).

- А вот некоторые ребята выписали все слова (или можно было выписать все слова?) .

- Вы согласны со мной? Тогда давайте разберемся и вернемся к заданию. Нам надо было выписать родственные слова.

Б) Беседа о родственниках.

- А кому знакомо слово родственники, кто они такие?

- Скажите, кого вы считает родственниками? (мама, папа…)

- Это люди, которые произошли от одного рода, из одной семьи. Очень часто они бывают похожими между собой. Их называют родственниками.

В) – В русском языке есть тоже такое понятие родственные слова.

- Как вы думаете, какие слова можно назвать родственными? (близкие по смыслу).

- Сейчас вернемся к нашему «зимнему» заданию.   Докажите, что те слова, которые вы выписали близки по смыслу.

Зимушка – так ласково называют зиму.

Зимовать – значит проводить где-нибудь зиму.

Зимний – тот, который бывает зимой (зимний день).  

- Но ведь снег и мороз тоже бывают зимой, а декабрь – зимний месяц.

- Значит эти все слова родственные, ведь они связаны по смыслу (да – нет).

Г) – Тогда должно еще какое-то условие, при котором слова будут называться родственными.

- Давайте посмотрим еще раз на эти слова и обратим особое внимание на их написание.

- Что увидели (в некоторых словах есть общая часть).

- Назовите эту общую часть. (зим-).

- Выделим эту общую часть дугой. (Я на доске –дети в тетрадях карандашом).

- А кто из вас знает, как называется такая общая часть у слов? (корень)

- Теперь взгляните на нашу схему и попробуйте сформулировать, какие слова называются родственными. (ответы детей)

(на доске схема)

Родственными называются слова, которые близки по смыслу и имеют одинаковый корень

-Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

- С родственными словами мы разобрались.

- Какое новое понятие вы сейчас еще узнали? (корень слова)

Д) – Ребята, а где вы слышали такое слово «корень»

- Давайте узнаем подробнее лексическое значение этого слова? Где мы можем найти эту информацию? (в словаре)

        Корень:

  1. подземная часть растения;
  2. часть волоса, зуба, ногтя;
  3. начало, источник чего-либо;
  4. часть слова.

- Наше слово «корень» имеет несколько значений. А кто знает, как называются такие слова, которые имеют много значений? (многозначные).

 - Какое же значение этого слова будет интересовать нас на уроках русского языка?                  (часть слова).

А теперь мы прочитаем сказку о корне.

Лингвистическая сказка.

Давным-давно на волшебной поляне поселились корни. Они обладали удивительной способностью быстро разрастаться.

Когда папа-корень превращался в деревце, на нем вырастали новые слова-веточки. Все они были очень похожи на своего папу, но в каждом слове-веточке было что-то свое, особенное. Иногда из корня вырастало целое дерево!

Слова-веточки, проросшие из одного папы-корня, стали называть однокоренными, или родственными. Ведь все они были детками одного папы, то есть родственниками.

Общую же часть родственных слов с тех пор называют корнем. Однокоренные слова соорудили для своего папы-корня домик — круглый и уютный.        

   Так появился значок,    с помощью которого выделяется корень.

Конечно, именно корень является главной частью слова. Из него вырастают новые слова-веточки. Так образуется большая семья однокоренных слов.

Теперь перечислите еще раз родственные слова, которые мы выписали. (Зима, зимушка, зимовать, зимний).

-Давайте закроем корень в этих словах. (Закрыть корни слов снежинками)

Сохранился ли смысл?

-Какой частью в слове  является корень?

- Давайте еще раз закрепим это понятие, так что же такое «корень слова»

(Общая часть родственных слов)

  • Какие слова называются родственными? (Слова, близкие по смыслу и с одинаковым корнем).
  • - Давайте прочитаем правило в учебнике. Стр.86

  4. Физминутка .

Лепим мы снеговика:

Руки, ноги и бока.

Лепим снегом

Белым- белым.

Будет он большим

И смелым.

Будет бегать,

Будет  прыгать

И руками будет

Двигать.

Вот хлопки

Над головой,

Настоящий он,

Живой!

(Физкультминутку проводят дети.)

- Ребята, после того как вы узнали новые понятия, как вы думаете, какая учебная задача будет стоять перед нами на уроках? (Будем учиться находить однокоренные слова и определять корень.

  5. Упражнения в распознавании однокоренных слов.

Самостоятельная работа. Упр.119 стр.86

-Какие слова выписали? Какие оказались лишними? Какой корень выделили? Что особенного в слове колокольчик? ( Оно многозначное)

6. Закрепление изученного

Упр. 120. Стр. 87( по вариантам).

Два ученика работают у доски.

Игра называется «Засели домики». ( на доске)

- Одновременно в 3 домика приехали «родственники»  (у нас – это родственные слова, как вы понимаете ) Проверьте, правильно ли они заселились .Работать будем по рядам.

 1 ряд -  - лис-

Лиса, лист, лисонька, лисий.

2 ряд -  - вод-

Вода, водичка, водный, водитель.

3 ряд - -гор-

Гора, горный, гореть, пригорок

- Обсудите в парах это заселение, может кто-то из «родственников» перепутал домики , и запишите в строчку через запятую только родственные слова и выделите в этих словах корень.(Работа учащихся)

- Проверяем, 1 ряд, кто оказался лишним в вашем домике? Объясните, почему вы так считаете? Аргументируйте свой ответ.

-Ребята согласны? Назовите корень ваших родственных слов.

( проверяем работу 2  ряда )

-Молодцы, вы хорошо справились с этим заданием .

б) Самостоятельная работа.

- Теперь поработаем самостоятельно. Выполним задания на карточках.

Проверяем выполненное задание .

   в) Групповая работа.

- А теперь давайте еще  поиграем в игру «Найди свое дерево». Вот 3 дерева с корнями ,а вы –листочки с этих деревьев( у детей на партах листики со словами).Задание: каждый листик должен найти свое дерево, и тогда образуются   группы родственных слов.

     1 группа   - рыб –

Рыбак, рыбак, рыбачить, Рыбачье, рыбка, рыбешка.

     2 группа   - ум –

Умный, умница, умник, ум, поумнел, разум.

   3 группа   - снег –

Снег, Снегурочка, снежок, подснежник, снеговик, снежинка

- Посмотрите, какие чудные деревья у нас получились!

  7.  Проверочное   задание-тест.

- У вас на столах осталась еще одна карточка. Интересно, правда? Послушайте внимательно задание. Сейчас мы проверим, как вы усвоили тему нашего урока.

Я буду читать вам группы родственных слов, а вы должны найти лишнее слово и записать букву в карточку по порядку.

     Так же как и у кустов,

      Корень есть у разных слов.

     Будь внимателен к словам

     И проверь-ка ты все сам:

     Все ли слова родные – однокоренные?

     Белка, беленький, белить,

    Водяной, вода, водить,

    Лист, лиса, лисенок,

    Горный, горка, городок,

    Пес, песочный, песок,

    Моряки, морской, моржи,

    Корень, корневой, коржи.

    Все проверили слова? Отвечайте тогда!

 

-Давайте проверим, какие же слова оказались лишними.

- Слов на свете нам не счесть,

 В каждом слове корень есть.

 Чтобы грамотно писать,

 Надо корень выделять.

  9.Домашнее задание.

-Ребята дома вам предстоит выполнить аналогичное задание ( упр.№  3) –определить ,какие слова будут являться родственными и выделить у них корень. Я уверена, что с этим заданием дома вы справитесь легко.

 

10. Итог урока.

-Ребята, наш урок подходит  к концу.

Какие новые понятия  вы узнали на нашем уроке?

-Давайте еще раз закрепим наши знания, можно воспользоваться  схемой-помощницей.

- Обратите внимание на пословицу, с которой начался наш урок. Можно ли сказать, что эти слова подходят к теме нашего урока?( Трудились, узнавали новые понятия, искали ответы на вопросы.)

  • А какую еще связь с нашим  уроком  вы заметили?( в пословице есть родственные слова).
  • Назовите эти слова.Какой корень у этих слов?

6.    Рефлексия.

- Сейчас покажите ваше настроение, с которым вы работали сегодня на уроке. Кто из вас доволен своей работой, а кто не со всеми заданиями справился и остался не очень доволен своей работой. На доске елочка. Украсьте ее своими игрушками.

-Если вы считаете, что урок прошёл интересно, вы себя проявили, хорошо работали и всё поняли- возьмите красную игрушку.

-Если не всё удалось, что-то ещё не получается - возьмите жёлтую игрушку.

-Если вам было сложно на уроке, есть трудности- возьмите синюю игрушку.

- Отлично. Наш урок закончен. Всем спасибо за работу.

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка во 2 классе по программе "Школа 2100" по теме"Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова."

Тема: Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова. Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами; -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные ор...

Урок русского языка 2 класс, Тема: «Части слова. Корень. Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова».

Урок разработан с использованием технологии взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко Следует подчеркнуть, что коллективный способ обучения (КСО) базируется на игровом приеме - использование детьми...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Цели: Образовательные: - познакомить с однокоренными словами;  -научить определять корень слова; -повторить ранее изученные орфограммы. Развивающие: -развивать...

План-конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

План-конспект урока по учебнику "Русский язык" Р.Н. Бунева, Е.В. Бунеевой с использованием ЭОР....

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова»

Урок русского языка по теме: «Наблюдение над однокоренными словами. Корень слова» 2 класс. Лаврова С.В.Раздел: Преподавание в начальной школе.В данной статье представлен урок русского языка во 2...

Наблюдение над однокоренными словами. Определение корня слова.

Целью данного урока является развитие у учащихся умений выделять корень слова, находить однокоренные слова и определять их лексическое значение....

Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов.

Тема урока: «Наблюдение над однокоренными словами. Два признака однокоренных слов»Тип урока: объяснение нового материалаЗадачи урока: уточнить представление о признаках родственных  слов, формиро...