Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Ипполитова Татьяна Викторовна

Методическая разработка урока по русскому языку "Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе.
Тип урока: Закрепление изученного материала.
Дата проведения:03.03.2014г

Педагогические цели

Способствовать развитию умений изменять имена прилагательных по родам в единственном числе, образовывать словосочетания, состоящие из имен прилагательных и имен существительных, писать правильно родовые окончания имен прилагательных.

Планируемые результаты

(предметные)

Предметные: Овладевают умением ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для решения коммуникативных задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.

Личностные результаты

Имеют целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религии; проявляют самостоятельность и личную ответственность за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах.

Универсальные учебные действия
(Метапредметные)

Познавательные: используют знаково – символические средства для решения учебной задачи, осуществляют поиск необходимой информации в тексте; устанавливают причинно – следственные связи.
Регулятивные: понимают выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале.
Коммуникативные: полно и точно выражают свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Основные содержания темы, понятия и термины.

Род имен прилагательных и имен существительных. Правописание родовых окончаний имен прилагательных. Синонимы. Антонимы. Словосочетания. Сирень.

Образовательные ресурсы

Учебник, таблица «Изменение имен прилагательных по родам», электронное приложение к учебнику.

Ход урока:

Этапы урока

Формы, методы, методические приемы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приемы контроля

Осуществляемые действия

Формируемые умения

I.Мотивация к учебной деятельности
(организационный момент)

Фронтальная.
Словесный.
Слов учителя.

Приветствует учащихся.
Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Наблюдение

II.Чистописание.

Индивидуальная. Практический. Письмо.

во волк вода завод

Выполняют письмо по образцу

Вырабатывают каллиграфический почерк

Письмо

2.1. Орфографическая минутка

Индивидуальная

Орфограммы веселились,
И ошибки появились.
Вы их быстро все найдите
Правильно слова спишите
Задание: Найти в словах ошибки, объяснить какую букву надо писать и почему
Слова:слидит,улыпка, марозы, загатка, клас, бижит

Находят ошибки, исправляют их, объясняют орфограммы.

III. Проверка выполнения домашнего задания.
Словосочетания

Парная, фронтальная.
Словестный. Беседа, чтение.

Организует проверку домашнего задания, устанавливает правильность и осознанность его выполнения.

Работа в паре;
осуществляют взаимоконтроль

IV.Постановка учебной задачи.

Фронтальная.
Словестный.
Сообщение учителя

Знакомит с темой урока, формирует учебную задачу.
На доске сделана запись:
лес…..большая зимняя
дорога… большое зимнее
озеро… большой зимний
-Прочитайте слова в левом и правом столбике. Охарактеризуйте их как часть речи.
-Какого рода имена существительные?
-Подберите к существительному «лес» подходящее ему имя прилагательное из правого столбика.
-Задайте вопрос. Запишите словосочетание.
-Сделайте такую же работу в отношении к слову «дорога», « озеро»
-Что интересного заметили?
-На какой вопрос отвечают и какие окончания имеют имена прилагательные мужского рода(женского и среднего)
-Как изменяется имя прилагательное?
- Как определить род имени прилагательного?

Слушают учителя
отвечают на вопросы, выполняют задание.
Делают вывод о том, что имя прилагательное всегда стоит в том же роде и числе, в каком стоит имя существительное, к которому оно относится

Принимают учебную задачу.

V. Усвоение новых знаний и способов действий.

1.Словосочетания (упр.129)

Фронтальная,

индивидуальная.

Формулирует задания упражнения, осуществляет контроль их выполнения. Предлагает проверить написание окончаний имен прилагательных по таблице

Составляют из слов словосочетания; указывают род имен прилагательных, выделяют их окончания.

Согласуют имена существительные с именами прилагательными в од. Осуществляют проверку выполненного задания по таблице

Упражнение

работа с таблицей

2.Словарно – орфографическая работа.

Сирень

Фронтальная, индивидуальная.
Словестный, практический.
Письмо, беседа.

Знакомит с написанием слова «сирень»

Запоминают написание словарного слова.

Письмо

3.Однокоренные имена прилагательные
(упр.130)

Организует работу с упражнением. Предлагает прочитать здания упражнения и выполнять их.

Читают, списывают, вставляют пропущенные окончания имен прилагательных.
Указывают род имен прилагательных.
Составляют и записывают предложение.

Осуществляют сравнение одокоренных имен прилагательныхпо смыслу и по составу, находят различие. Проводят доказательства правильности написания окончаний имен прилагательных.

Упражнение

Физкультминутка.

Коллективная.
Практический.

Проводит физкультминутку

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления.

Правильное выполнение движений.

IV.Закрепление знаний и способов действий.

1.Работа с текстом

(упр.132)

Коллективная,
индивидуальная.
Словесный.

-Прочитайте. Озаглавьте текст

Организует беседу по вопросам, работу с памяткой «Разбор предложения по частя речи»

Читают текст, озаглавливают его. Записывают текст вставляя пропущенные буквы. Выписывают словосочетания с именами прилагательными.

Определяю главную мысль текста. Определяют род имен прилагательных. Разбираю предложение по частям речи. Высказывают свое мнение.

Работа с текстом

2. Занимательный материал.

Знакомство с фразеологизмом «дубовая голова»

-Как вы понимаете этот фразеологизм?
-Понимается как «глупый. Бестолковый человек»

-Назовите в фразеологизме части речи.
-Укажите число, род имени прилагательного и имени существительного. Назовите изученные орфограммы.

Слушают фразеологизм, записывают его. Отвечают на вопрос. Слушают объяснения учителя.

Высказывают свое мнение. Распознают части реи.

Беседа, упражнение

VII. Рефлексия учебной деятельности
(творческая работа)

 Итог урока.

Фронтальная.
Словесный.

Написать весеннюю зарисовку в двух предложениях со словосочетаниями: весеннее солнышко
-Как изменяется имя прилагательное?
-Как определяется род имени прилагательного?
-На какой вопрос отвечает имя прилагательное м.р( ж.р., ср.р.)
-Какие имеет окончания?

Оценивают свою деятельность на уроке

Саморегуляция.

VIII. Домашнее задание:

 упр.131

Объяснение учителя.

Объясняет содержание и способы выполнения домашнего задания.

Проверяет соответствующие записи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "СКЛОНЕНИЕ И ПРАВОПИСАНИЕ ПАДЕЖНЫХ ОКОНЧАНИЙ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ЖЕНСКОГО РОДА В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ" Школа России 4 класс

Тип урокаОсвоение нового материалаПедагогические задачиСоздать условия для ознакомления с падежными окончаниями имен прилагательных женского рода в единственном числе; совершенствовать умение склонять...

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Урок русского языка в 4 классе по программе УМК "Школа России". Первый урок по теме "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе". На данном уроке дети знакомятся с окончаниями им...

Тема "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" 4 класс. УМК "Школа России"

Презентация к уроку русского языка. Все задания связаны одной общей тематикой "Сталинградская битва"...

Конспект урока на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном числе" 3 класс

Конспект урока по русскому языку на тему:"Изменение имен прилагательных по родам в единственном  числе" 3 класс...

Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе"

Урок русского языка на тему "Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе" проходил в 4 классе....

Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе

Тема урока: «Склонение имен прилагательных женского рода в единственном числе»Цель: формирование умений склонять имена прилагательные женского рода, определять их падеж...