Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с парными согласными в корне»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Грачева Ольга Александровна

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc354 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока русского языка.

Предмет: русский  язык

Класс: 3 класс

Учитель: Грачева Ольга Александровна

Дата проведения: 25.11.2015 г.

Тип урока: урок изучения нового материала

Тема урока: правописание слов с парными согласными в корне.

Технологическая карта изучения темы «Правописание слов с парными согласными в корне»

Тема

Правописание слов с парными согласными в корне

Цели учебного занятия

Обучающая: 

Научить определять орфограмму «парные согласные в корне слова», формировать навыки правописания парных согласных в корне слова,

формировать умения подбирать проверочные слова

Развивающая:

Способствовать развитию связной речи, оперативной памяти, произвольного внимания, вербального, наглядно-образного мышления.

Воспитывающая:

Воспитывать культуру общения и поведения при фронтальной, групповой и индивидуальной работе.

Формировать УУД:

Личностные УУД: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные УУД: слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре.

Познавательные УУД: ориентироваться в своей системе знаний; осмысливать задания, учиться выделять главное, сравнивать, различать и обобщать,  моделировать  на примере заданий электронного пособия к учебнику (распределение слов с парными согласными по группам), проводить элементарный анализ – выделять части из целого (искать слова с изучаемой орфограммой в тексте).

Прогнозируемые  результаты

Предметные:

Определять тип изученных орфограмм, писать слова с парной согласной в корне слова по правилам орфографии, подбирать проверочные слова.

Личностные:

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; работать в паре (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осмысливать задания; уметь выделять главное, сравнивать, различать и обобщать, моделировать  на примере заданий учебника, проводить элементарный анализ и синтез (Познавательные УУД).

Межпредметные связи

Литературное чтение, окружающий мир.

Информационно-технологические ресурсы 

УМК «Школа России»:

1.Канакина В.П. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе. М.: Просвещение, 2013.

2. Канакина В.П. Русский язык. Рабочая тетрадь. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2013.

3. Дмитриева О.В. Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс. – М.: ВАКО, 2013. (В помощь школьному учителю).

4.Русский язык. Электронное приложение к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого.

Медиаресурс: ноутбук, мультимедиапроектор, интерактивная доска, система мониторинга и учета качества знаний учащихся PROclass.

Технология проведения

Формы организа-ции УПД

Методы обучения

Деятель-ность учителя

Деятельность учеников

Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов

Планируемые результаты

I. Организацион-ный момент.

Цель: активизация учащихся, эмоцио-нальный настрой учеников на работу.

Фронталь-ная работа

Словес-ные методы

Активизи-ровать и эмоцио-нально настроить учащихся.

Настрой на работу.

Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день – всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, четко говорим
И тихонечко сидим.

Положительный настрой на урок русского языка (Личностные УУД).

II.Минутка чис-тописания.

Цель: отработка написания букв Л, л, характеристика звуков, которые дает буква Л, работа над калиг-рафической запи-сью предложения.

Фронталь-ная и индивиду-альная работа

Словес-ные (беседа, объясне-ние, разъ- яснение), нагляд-ные (де-монстра-ция) и практи-ческие.

Организует работу с загадкой; работу по оформле-нию букв и предложе-ния в тет-радях; работу по осмысле-нию уч-ся поговорки.

Слушают и отгадывают загадку, выделяют 1-ую букву в словах-отгадках, каллиграфичес-ки записывают заглавную и строчную буквы Лл, объясняют значение поговорки и правила оформления предложения на письме, записывают поговорку.

Буква ржет и всех катает,     (лошадь)

По весне на речке тает,              (лёд)

Может стрелами разить             (лук)

И чужие слезы лить.                   (лук)

-Ребята, с какой буквы начинаются эти слова. (С буквы Л.)

-Кто догадался, какую букву мы с вами будем прописывать? (Букву Л,л)

На доске: Л л ЛЛ лл        

       Ласковое слово и кошке приятно.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД).

Определять и формулировать цель на уроке с помощью учи-теля (Регуля-тивные УУД)

Ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД).

III. Повторение ранее изученного материала

Индивидуальная работа

Тестирование

Организует работу с тестом с помощью системы PROclass

Выполняют задания теста №3 «Состав слова»

Ориентироваться в своей системе знаний (Познавательные УУД)

IV.   Постановка целей и определе-ние темы урока.

Цель: организовать формулирование темы урока учащимися; постановку цели урока учащимися.

Фронталь-ная и индивиду-альная работа

Словес-ные (беседа, объясне-ние), нагляд-ные (иллюст-рация) и практи-ческие методы.

Организует формули-рование темы и постановку цели уча-щимися.

С помощью учителя и предложенного задания форму-лируют тему урока, ставят цель.

-Ребята, перед вами словосочетания:

Новая кни…ка , знакомый а…тор , ни…кий потолок , мя…кий диван , гла…кая бумага ,у…кая дорога , сколь…кий пол , ги…кая тросточка , закла…ка в кни…ке. -Прочитайте их. Какая орфограмма объединяет эти слова? Над какой темой мы с вами будем работать? Что мы уже знаем по этой теме, что нам надо вспомнить?

-Сегодня на уроке мы не только научимся проверять парные согласные в корне слова, но и будем учиться выделять эту орфограмму среди других.

Уметь определять и формулировать тему и цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД)

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Комму-никативные УУД).

V. Изучение но-вого материала.

Цели: расширить лексический запас, кругозор учащихся на примере мате-риала словарной работы.

Организовать ра-боту по решению проблемной ситуации.

Познакомить со знаками препина-ния, которые могут стоять в конце предложения (!?.), учить применять их на письме.

Фронталь-ная и индивиду-альная работа

Фронталь-ная, инди-видуальная и группо-вая (в парах).

Коллектив-ная форма работы

Фронталь-ная и индивиду-альная работа

Словес-ные (рассказ, беседа, объясне-ние), нагляд-ные и практи-ческие методы.

Словес-ные (рассказ, беседа, объясне-ние, об-суждениепроблемы), нагляд-ные и практи-ческие методы.

Практи-ческие упражне-ния

Словес-ные (беседа, объясне-ние, разъ- яснение) и практи-ческие.

Организует словарную работу: работу по знакомству с новыми словами, по сообщению дополни-тельного материала, работу с фразеоло-гизмами и пословица-ми.

Организует работу с упражне-ниями по учебнику, помогает рассмот-реть проб-лемную ситуацию.

Организует физминут-ку.

 

Организует работу в парах (проверка правиль-ности вы-полнения).

Организует работу с правилом.

Организует работу в рабочих тетрадях.

Отгадывают загадки, слушают, рассуждают, вы-сказывают своё мнение, пред-положения, записывают словарные слова в словарик, оформляют.

Разрешают проблемную ситуацию, делают выво-ды.

Осуществляют проверку в парах. Заучивают правило.

Под руковод-ством учителя повторяют правило проверки парных согласных и выполняют действия.

1. Словарная работа.

Сегодня мы с вами запишем новое словарное слово, обозначающее  Свежий слой выпавшего с вечера или ночью снега. (пороша)

(Материал для учителя)

Пороша — выпавший ночью и переставший идти к утру снег, на котором отпечатываютсясвежие следы жировавших (то есть бегавших для отыскания корма) ночью животных. Пороши разделяются на:

верховые (когда снег при тихой погоде идёт сверху),

низовые или заносные (от позёмки — движения снега ветром),

мелкие и глубокие (от сравнительной глубины следа),

мёртвые (при толстом снежном слое глубже 18 см, не дающем зверю хода),

печатные (когда след особенно рельефно отпечатывается),

тёплые (на тающем снеге),

мягкие (не дающие шума — при тёплой погоде),

жёсткие (шумящие — при рыхлом снеге в морозную погоду),

слепые (когда, вследствие поздно выпавшего снега и других причин, никаких следов на снегу не видно).

Также может означать мелкий град

-Как вы понимаете выражение «Ехать по первой пороше»?

Запишите слова в  тетрадь, подчеркните буквы, обозначающие парные согласные звуки, требующие проверки.

2.Работа по учебнику

Упражнение 210, с.111.

Поя         клю        чертё        кус

Гла [с]    шар [ф]  шала [ш]  лё [т]        

-Прочитайте. Как узнать, какой буквой следует обозначить парный согласный звук в каждом слове? Подберите к каждому слову по два проверочных слова: одно – изменив форму слова, другое – подобрав однокоренное слово. Запишите сначала проверочные слова, затем проверяемое. (Пояса, поясок – пояс)

3. ФИЗМИНУТКА.                             

Спал цветок и вдруг проснулся,

Больше спать не захотел.

Шевельнулся, потянулся,

Взвился вверх и полетел.

Солнце утром лишь проснется,

Бабочка кружит и вьется.

4.Выполнение упражнений в электронном приложении (в парах)

Как проверяли парные согласные? А теперь давайте сравним наши предположения с правилом, записанным в учебнике.

5. Работа с правилом.

Учебник с.112.

Ребята, давайте вместе с вами придумаем свои примеры на изучаемое правило.

6. Работа по учебнику. с.113 №213

Прочитайте слова, подберите к каждому слову однокоренное слово с парным по глухости-звонкости согласным звуком на конце слова или перед другим согласным звуком. Запишите получившиеся пары слов:

Грибок, дороженька, ягода, колосок, тетради, ошибаться, подсказать, сапожок, мягонький, ледяной, обедать, гвоздик, голубочек, ложечка. (грибок – гриб)

Уметь слушать и понимать речь других, уметь офор-млять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь ориенти-роваться в своей системе знаний; осмысливать задания; уметь выделять главное, сравнивать (Познавательные УУД).

Писать слова по правилам орфографии.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регу-лятивные УУД).

Уметь работать в паре (Комму-никативные УУД).

Уметь анализи-ровать и сравнивать (Познаватель-ные УУД).

Уметь модели-ровать  на при-мере заданий учебника (Познавательные УУД ).

VI.  Закрепление изученного мате-риала.

Цель: применить полученные знания на практике при выполнении упражнений.

Фронталь-ная, инди-видуальная и группо-вая (в парах).

Словес-ные (беседа, объясне-ние, разъ- яснение), нагляд-ные      и практи-ческие.

Организует работу по закрепле-нию изу-ченного, работу в парах в качестве проверки.  

Проводят анализ, записывают предложения, участвуют в беседе, проверяют работу соседа.

Самостоятельная работа.                                  Кто он ?
Живёт в лесу симпатичный зверё… .  Летом шу…ка у него серая. Хвост короткий и пушистый. У…ки торчат длинные. Гла…ки круглые и всегда испуганно блестят.

-О ком идет речь в тексте? Запишите заголовок и спишите текст, вставляя пропущенные буквы, подберите проверочные слова. Как вы будете проверять парные согласные в корне слова?

Выполните работу, поменяйтесь тетрадями с соседом по парте, проверьте работу.

Уметь применять полученные знания на практике, проводить элементарный анализ – выделять части из целого (предложения из текста) (Познавательные УУД).

Уметь формулировать соб-ственное мнение, делать выводы (Ком-муникативные УУД).

Уметь работать в паре (Комму-никативные УУД).

VII. Проверка уровня усвоения знаний и сформи-рованности УУД.

Цель: организовать работу по провер-ке уровня усвоения знаний и сформи-рованности УУД, по осуществлению самопроверки и взаимопроверки.

Индивиду-альная и групповая

Нагляд-ные и практические

Организует работу учащихся и их само-проверку и взаимопро-верку.

Выполняют задания, проверяют свою работу и работу соседа.

Учащимся предлагается выполнить задания электронного приложения к учебнику и оценить свои результаты.

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Вносить необходимые коррективы в действие после его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

VII.Рефлексия.

Цель: организовать самооценку деятельности учащимися.

Индиви-дуальная работа

Словес-ные и практи-ческие методы

Объясняет задачу учащихся

Оценивают свою работу с помощью методики «Школьник»

Учащимся предлагается оценить себя и свою работу по методике оценивания «Школьник». Родители дома оценивают, после чего оценивает и учитель.

Учитель  Родитель   Я

Ш

Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Зам.директора по УВР                                                                                                

ГБОУ СОШ № 8  г.о.Октябрьск     _____________________________Е.В.Шляпкина  



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта к уроку русского языка по теме "Правописание слов с парной согласной в корне"

Технологическая карта позволяет учителю диагностировать задания  для детей  на каждом этапе урока....

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"

Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с парными согласными  в корне"...

Интегрированный урок русского языка и коррекционно-развивающего занятия по логопедии по теме «Правописание слов с парной согласной в корне» 2 класс

Урок предназначен для детей 2 класса. Первый урок по теме «Парные согласные в корне слова». Урок построен  с использованием технологии «Творческая мастерская», которая на...

Диктант-тест для родителей на тему"Правописание слов с парным согласным в корне слова" (2 класс, русский зык)

Диктант-тест предназначен для родителей при изучении темы  "Правописание парных согласных в корне слова"...

Презентация к дистанционному (онлайн) уроку по русскому языку в 3 классе по теме "Правописание слов с парными согласными в корне"

Тема " Правописание слов с парными согласными в корне"УМК "Школа России"Презентация подготовлена для проведения дистанционного урока. В презентациии представлены следующие задания:...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с парными согласными»

Цель урока: формирование навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце словаЗадачи урокаДидактические:Развитие умения находить части слова, подбирать однокоренные словаУметь объяснять...