Памятка для учащихся "Виды разбора на уроках русского языка"
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) на тему

 Памятки для проведения фонетического, морфемного, морфологического  разбора слова и  разбор предложения в 3-4 классах начальной школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pamyatka_po_razboram.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Разбор предложения

1. По цели высказывания: повествовательное, вопросительное, побудительное.

2. По интонации: восклицательное, невосклицательное.

3. Основа предложения: главные члены предложения – подлежащее и сказуемое.

4. Наличие второстепенных предложений: распространённое, не распространённое.

5. По структуре: простое, сложное

6. Установить связь членов предложений, поставить вопросы к второстепенным членам предложения и указать её стрелочками.

Образец разбора:

         гл.             прил.          сущ.

Наступила   долгожданная   весна.    (Повеств., невоскл., распр., прост.)

                                                                                                                                                Второстепенные члены предложения:

  • дополнение (кого? чего? кому? чему? кем? чем? о ком? о чем?) --------
  • определение (какой? какая? какое? какие?)  
  • обстоятельство (где? куда? откуда? как? когда?) _ . _ . _ . _

……………………………………………………………………………………………….

Фонетический разбор слова.

Лента букв:

а о э ы у |  м л н р й б д з ж в г

я ё е и ю |                 п т с ш ф к  ц ч щ х     ъь  

О|ле'нь – 5 б., 4 зв., 2 слога, 2 гл., 2 согл.,

о [а]- гл., безуд.

л [л'] – согл., зв., непарн., мягк.

е [э] – гл., уд.

н [н'] – согл., зв., непарн., мягк.

ь [-] –  -

5 б., 4 зв.

…………………………………………………………………………………………….          

Порядок   морфемного разбора слова (по  составу).

Посадка.

  1. Нахожу  в  слове  окончание. Окончание – это изменяемая часть слова. Для  этого   изменяю  форму  слова:  посадки,  посадку. Выделяю окончание - а.   
  2. Нахожу основу. Основа слова – это часть слова без окончания.   Выделяю основу посадк-
  3. Нахожу  в  слове  корень.  Корень – это общая часть родственных слов. Для  этого  подбираю  родственные (однокоренные)   слова посадит, садовник, сад. Выделяем корень: сад.
  4. Нахожу   приставку  и  суффикс. Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. Суффикс – это частьслова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов. Выделяю приставку по –  и суффикс -к-

Морфологический разбор имени существительного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п., ед.ч.).
  3. Постоянные признаки:

- собственное или нарицательное;  - одушевлённое или неодушевлённое;  - род;  - склонение.

4. Непостоянные признаки:

- падеж  - число.

5. Роль в предложении.

Пример: Лёгкий морозец покрывает лужицу тонким ледком.

Мороз – сущ., мороз, нариц., неодуш., м.р., 2 скл., им.п., ед.ч., подлежащее.

Лужицу – сущ., лужица, нариц., неодуш., ж.р., 1 скл., в.п., ед.ч., доп.

Морфологический разбор имени прилагательного.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (ед.ч., м.р., им.п.).
  3. Непостоянные признаки:

- число;

- род (только в ед.ч.);

- падеж.

4. Роль в предложении.

     Пример: Я вышел из душной комнаты.

(из) душной (комнаты) – прилаг., душный, ед.ч., в ед.ч., ж.р., в род.п., опред.

Разбор глагола как части речи (морфологический разбор).

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма.
  3. Постоянные признаки:

- спряжение;

4. Изменяемые признаки:

- число;

- время;

- лицо (есть у глаголов в настоящем и будущем времени);

- род (есть у глаголов в прошедшем времени в единственном числе).

5. Роль в предложении.

Пример: Мы уходим всё дольше и дальше в лес.

уходим – глаг., неопр.ф., уходить, 2 спр., во мн.ч., в наст.вр., в 1 лице, сказуемое.

Морфологический разбор местоимения.

  1. Часть речи.
  2. Начальная форма (им.п.).
  3. Лицо.
  4. Число.
  5. Род (только в 3 лице ед.ч.).
  6. Падеж.
  7. Роль в предложении.

Пример: Пёс бежит за ней, ласкаясь.

(за) ней – местоимение, она, 3 лицо, ед.ч., ж.р., тв.п., дополнение.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятки для разбора на уроках русского языка.

Эти памятки окажут помощь родителям и детям при выполнении разных видов разборов при выполнении домашнего задания по русскому языку....

Фонетический разбор на уроках русского языка в начальной школе по УМК "Система Занкова"

В данной работе представлен подробный план и  подробное описание этапов фонетического разбора с наглядными примерами. Материал будет полезен как для учителей начальных классов, так и для родителе...

Памятка работы над ошибками на уроках русского языка в 1 классе

Памятка позволяет провлодить систематическую работу над  орфографическими и пунктуационными ошибками....

Памятка "Работа над ошибками" ( к урокам русского языка)

Памятка для работы над ошибками на уроках русского языка....

Памятка для синтаксического и морфологического разбора на уроках русского языка

Памятки для выполнения синтаксического и морфологического разбора....

Памятка работы над ошибками на уроках русского языка

Памятка поможет учащимся сделать работу над ошибками,  вспомнить данную  орфограмму, подобрать  слова на эту орфограмму....