Конспект урока на тему:"Язык и речь" 4 класс
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Конспект урока на тему:"Язык и речь" 4 класс  (конспект + презентация)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk_4_kl_yazyk_i_rech.docx26.45 КБ
Office presentation icon rus.yaz_4_kl_yazyk_i_rech.ppt369.5 КБ

Предварительный просмотр:

Этап урока

Метод и приемы

Хро-нометраж

Содержание урока. Деятельность учителя.

Деятельность ученика

УУД

1.

Мотивационный

Словес.: ответы на вопросы

Словес.: проблемный вопрос

≈ 3

-Здравствуйте, ребята. Я желаю вам хорошего настроения. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь и пожелайте хорошего настроения на уроке.

Прозвенел звонок.

Начинается урок.

Раз – два, выше голова.

Три – четыре, плечи шире.

Пять – шесть, тихо сесть.

- Вспомните чему был посвящен наш прошлый урок. (Мы изучали виды речи, ее значение в жизни людей)

- Посмотрите на доску. (На доске карточки «слушание», «предложение», «письмо», «чтение», «говорение», «речь про себя»

- Определите карточку, на которой записано «лишнее слово». (карточка «предложение»)

- Объясните свой выбор.( Слушание, говорение, чтение, письмо – это виды речи)

Игра «Что делает сказочный герой?»

- Попробуйте определить, что делает каждый из сказочных героев.(читает, слушает, пишет, говорит)

Настраиваться на хорошую работу.

Читать орфографически

.

К: Умение организовывать себя. Умение слушать.

Р: принимают и сохраняют уч задачу

Целеполагание

2.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: устное граммат.упр.

Словес.: ответы на вопросы

Прктич: постановка проблемного вопроса.

≈ 7

 Актуализация опорных знаний.

- Попробуйте разделить эти виды речи на группы.

- Какие группы получились?

- Выскажите свое мнение: можно ли дать одинаковые названия этим группам.

Работа с учебником (с.7 чтение первой учебной задачи)

- Прочтите пожалуйста вопрос. (Какая бывает речь?)

- Как вы думаете о чем пойдет речь на уроке?

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Получить ответ на вопрос: какой бывает речь?)

Строить грамматическое рассуждение.

Отвечать на вопросы

Определять цели и пути их достижения

К: участвуют в учебном диалоге; формулируют ответы и выводы; обмениваются мнениями; строят реч. высказывания

Р. Целеполагание на основании

соотнесения того, что известно и усвоено

 уч-ся и что ещё неизвестно

3.

Решение частных задач

Словес.: беседа по тексту

Определение способа действия

.

Практич.: фронтальная проверка.

Практич.: выразительное чтение

Взаимопроверка

Словес.: ответы на вопросы

Взаимопроверка

Практич.: письм. граммат.упр.

≈ 25

Изучение нового материала.

 (Работа с учебником с.7 упр. №3)

- Прочитайте текст.

- Что нового узнали из текста? (Речь бывает устной и письменной)

- Что такое письменная речь?

- Что такое устная речь?

- Вернемся к группам карточек. Какое название можно дать каждой группе?

- Почему?

Работа с учебником с.7 №4)

- Рассмотрите рисунок. Назовите сказку.

- Как вы догадались, что рисунки даны к сказке «Колобок»?(Нарисованы герои сказки.)

- Прочитайте отрывок из сказки. Найдите в тексте слова, значение которых вы затрудняетесь объяснить.

- Подумайте, к какой речи вы отнесете запись разговора сказочных персонажей? (К письменной)

- Почему?

- Какой речью воспользуетесь, чтобы прочитать разговор Колобка и Зайца? (Устной)

- Почему?

Работа в парах. Подготовка и чтение отрывка сказки по ролям

- Расскажите, с кем встретился Заяц? Что произошло?

- Какой речью вы воспользовались, чтобы передать содержание сказки? (Устной)

- Дайте оценку своей работы в парах. (Волшебные ступеньки)

Физминутка

Работа с учебником с.8

- Прочитайте, что написано в верхней части страницы. (Чтение второй познавательной задачи: Что такое родной язык?)

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете значение слова язык? Родной язык? Русский язык?

- Рассмотрите рисунки. Попробуйте прочитать предложения, написанные на доске. (Они написаны на разных языках)

- Какое предложение вам удалось прочитать и понять? Почему?

- Кто сможет прочитать предложения, записанные на иностранных языках?

- На с.8 прочитайте текст под рубрикой «Обрати внимание…»

- Какой вывод вы можете сделать? ( Прочитать и понять написанное можно тогда, когда знаешь язык, на котором записан текст.)

- Прочитайте сведения о языке.

- Постарайтесь объяснить, как вы понимаете слова: государственный язык, Российская Федерация.

-Какая речь звучала? Как вы об этом узнали?

- А на каком языке звучала другая речь?

- Смогли ли вы ее понять? Почему?

Помните, что каждый человек должен знать и любить свой родной язык и уважительно относиться к другим языкам и народам, говорящим на своем родном языке.

- Найдите на с.8 словарное слово. Какой знак помог вам быстро определить словарное слово?

-Подумайте, в каких еще значениях используется в русском языке слово язык?

- Найдите слово язык в орфографическом словаре на с.137.

4)Работа в тетради.

-Прочитайте на с.8 предложение о родном языке. Спишите это предложения, используя памятку на с.134.

Слушать учителя.

Строить собственное рассуждение на речевую тему.

Выполнять задание

.

Работать в парах

Узнавать новую информацию.

Объяснять значение слова

Отвечать на вопросы

Строить грамматическое

 рассуждение

Отвечать на вопросы

Работать в тетраде

П:  извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

К. Управление поведением партнёра.

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Р: работа по предложенному план

П: извлекают необходимую информацию.

 

Р: осмысляют уч.материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

П: систематизация, обобщение и использование полученной информации.  

4.

Итог урока. Рефлексия

(предметная).

Самопроверка.

 

≈10

- Давайте подведем итог урока.

-Вспомните, какая бывает речь?

-Какую речь мы называем устной?

- Какую речь мы называем письменной?

- Как называется наш родной урок?

-Объясните, почему слово язык записано в орфографическом словаре?

Закончите предложения:

Сегодня я узнал, что речь бывает …

Теперь я знаю, что русский язык – это …

Мне было интересно выполнять задание …

Оцените свою работу на уроке в листах успешности. Объясните, почему такую оценку вы себе поставили.

Желтый цвет – У меня не все получилось, но я старался!

Красный цвет – Мне надо быть внимательнее!

 -Давайте запишем домашнее задание: стр 120, упр 5,6.

Обобщать изученное.

Анализировать свою деятельность

Р: принимают и сохраняют уч. Задачу.

Л. Эмоциональная сформированность

потребности в самовыражении,

позитивной моральной самооценки и моральных чувств.

Технологическая карта урока

4 класс

Тема: «Язык и речь»

Цели деятельности учителя: дать учащимся понятия устной и письменной речи; развивать связную речь, память.

Планируемые результаты:

Предметные: Дать первоначальное представление об устной и письменной речи и о языке как средстве речевого общения; уметь различать речь устную и письменную; ввести в активный словарь детей слова – термины: «устная речь», «письменная речь» и слова с непроверяемым написанием: язык, русский язык.

 Личностные: осознание ценности изученного материала; формирование чувства уважения к русскому языку, как национальному достоянию русского народа, государственному языку нашей страны, чувства уважения к языку других народов.

Тип урока: открытие новых знаний

Оборудование: учебник «Русский язык» (УМК «Школа России»)  1 класс,  ; презентация.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

авт _ моб и́ ль, м_р о́ зить, р_к е́ тный, ч у́ вств _ вать, г _ р е́ ть, т _ р е́ лка, в _ р о́ на, п _ б е́ дный, м _ л и́ новый

Слайд 2

а р а кетный т а релка м а линовый о авт о мобиль м о розить чувств о вать г о реть в о рона п о бедный

Слайд 3

Сущ-ное Прилаг-ное Глагол авт о мобиль р а кетный м о розить т а релка п о бедный чувств о вать в о рона м а линовый г о реть

Слайд 4

Язык Речь средство общения людей способ общения людей - многозначное слово Внешняя Внутренняя Устная Письменная Монологическая Диалогическая

Слайд 5

Тема урока: «Язык и речь» Цель: научиться различать понятия «язык» и «речь».

Слайд 7

Словарная работа В о́ рог - враг, недруг, неприятель. Кор ы́ сть - это стремление получить материальную выгоду любым путем

Слайд 8

1 Вариант Снарядился Илья и пошел к отцу с матерью: - Отпустите м е ня, батюшка с матушкой, в стольный Киев – град к князю Владимиру. Буду служ и ть Рус и родной верой – правдой, береч ь землю Ру сс кую от н е́ другов – в о́ рогов.

Слайд 9

2 Вариант Гов о рит старый Илья Тимофеевич: Я на добрые дела благословляю т е бя, а на худые дела м о его благословления нет. Защ и щ а й нашу землю Ру сс кую не для зол о та, не из кор ы́ ст и , а для чест и , для богатырской славушк и .

Слайд 10

Домашнее задание стр.120 упр. 5,6.

Слайд 11

Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: Повторение по теме «Правила правописания»

Данный урок по русскому языку составлен по УМК "Школа Росии" по учебнику В. Канакина....

План-конспект урока по русскому языку в 3 классе (Программа «Школа Росси»). Тема урока: Повторение изученного по теме «Лексика»: Синонимы, антонимы.

Закрепить и обобщить знания и умения по теме «Лексика". Развивать орфографическую зоркость, речь, логическое мышление, внимание, творческие способности. В работе есть дидактические игры, работа в груп...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе на тему: «За знаниями – в сказку!» (по книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница» (“The very hungry caterpillar”)), часть I (тема рассматривается в двух частях)

Целью урока является организация обучающихся 2 класса для повторения названия дней недели, чисел, названия фруктов, цветов, продуктов питания при внедрении нового преподавателя в сформированный учебны...

Конспект урока по английскому языку во 2 классе на тему: «За знаниями – в сказку!» (по книге Эрика Карла «Очень голодная гусеница» (“The very hungry caterpillar”)), часть II (тема рассматривается в двух частях)

Целью урока является организация обучающихся 2 класса для повторения названия дней недели, чисел, названия фруктов, цветов, продуктов питания при внедрении нового преподавателя в сформированный учебны...

План-конспект урока по русскому языку для 4 класса на тему «Повторение и обобщение знаний по теме «Имя прилагательное»

Тема урока: Повторение и обобщение знаний по теме: "Имя прилагательное"Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.Методы и формы обучения: объяснительно-иллюстративный, практический; ...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: «Использование в речи фразеологизмов как выразительных средств языка»

Данный конспект может помочь учителю начальных классов построить интересный урок по теме "Фразеологизмы", так как игровая форма проведения и наглядный материал, используемые в ходе образоват...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Повторение по теме «Предложение»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе УМК "Школа России". Тема: Повторение по теме «Предложение»...