Конспект урока по русскому языку "Ударение", адаптированный для детей с СДВГ
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Конспект урока составлен по программе "Школа России". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udarenie.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №25

с углубленным изучением отдельных предметов

        

Конспект урока (адаптированный к ребенку с СДВГ)

«Ударение»»

подготовила

учитель начальных классов

Тонкова Наталья Сергеевна

г. Орехово-Зуево

2017 год

Конспект урока (адаптированный к ребенку с СДВГ)

  1. Образовательная система «Школа России». Канакина  В. П.,  Горецкий  В. Г.  Русский  язык.  Учебник. 2 класс. В 2 ч. Ч. 1. — М.: Просвещение,  2014.

Цели:

• Актуализировать знания об ударении.

• Вести наблюдение за изменениями значения слова в зависимости от ударения на примере слов-омографов.

• Научить:

— различать постановку ударения в слове на примере слов-омографов;

— определять особенность буквы ё как всегда ударной гласной;

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога.

УУД:

Познавательные умения:

— определять постановку ударения на примере слов-омографов;

— различать букву, которая всегда обозначает ударный звук.

Регулятивные умения:

— выполнять учебное задание в соответствии с правилом;

— проверять правильность выполненного задания при работе в паре.

Коммуникативные умения:

— формулировать понятные для партнёра высказывания.

Предметные умения:

— выполнять деление слова на слоги;

— определять ударный слог.

     

Условный ученик – Тимофей, у которого отмечено СДВГ

ХОД УРОКА

1. Организационный  момент

–  Все друг дружке улыбнулись,

Лень прогнали, подтянулись.

Ладошка к ладошке,

Мы вместе, дружок!

Теперь потихоньку начнём наш урок.

– Запишите число, классная работа.

Минутка  чистописания

2. Актуализация знаний

–Определить тему нашего урока вам поможет небольшое  задание

- Выделите  первые  звуки  в  словах

[ у-у]тка,

[ д-д]ом,

[ а-а]ист,

[ р-р]учка,

[ э-э ]тажи

[ н-н ]оты,

[ и-и]ндюк,

[ э-э ]кран

Какое  слово  получилось?

– Прочитай нам его Тимофей.

–Тема нашего урока: «Ударение».

- Давайте немного поиграем. Вам нужно отхлопывать ритм, соблюдая ударный слог в слове. Дети по очереди называют свои имена, отхлопывают их, а затем записывают его в тетради и указывают ударение.

–Мы встречались с ударением, учились ставить ударение в слове, определять на какой слог падает ударение, но  само правило,  что такое ударение и какова  его роль в русском языке мы еще не изучали.

3. Изучение нового материала

–Какую задачу урока для себя мы  поставим?

1. Определить что такое «ударение».

2. Выяснить роль ударения в русском языке.

– Чтобы ответить на все поставленные вопросы, давайте для начала выполним следующую работу. 

Задание 1  Учебник, с. 86, № 122.

Прочитайте отрывок из стихотворения и назовите слова, которые пишутся одинаково, но произносятся по-разному.

-Назовите пару слов, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному.

Записать стихотворение, вставив пропущенные буквы. Проставить ударение в словах. Подчеркнуть орфограммы.

На доске: Я – зима. Люблю моро_ .

                 Довожу людей до сле_ .

                 А сама их зря не трач_ ,

                 Уходя, однако, плач_.    

- В каких словах нет знака ударения?

- Какие орфограммы  встретились?

- Кинезиологическое упражнение «Кулак-ребро-ладонь»

Ладонь сжимаем в кулачок

Ребром поставим на бочок

Вниз ладонью опускаем

И сначала начинаем.

Задание 2  Учебник, с. 86, № 123.

– Что    заметили  в  записи  предложений? Запишем  одинаковые  слова  парами.

Замок-замок,  кружки-кружки

Как  же  отличить  одно  слово  от  другого?  Что  нам  поможет?

–  Давайте произнесем эти слова с ударением. Отметьте ударение в словах.

– На какой слог падает ударение в словах?

Произносят под руководством учителя

–  Как можно назвать слог, на который падает ударение? Ударный

– Сколько таких слогов в слове? По одному

– А как назвать слог, на который не падает ударение? Безударный

– Давайте с вами прислушаемся, как мы произносим слог, на который падает ударение.

– Одинаково ли этот слог произносится по сравнению с остальными слогами в слове? Нет

– А как?

– Так что такое ударение? Какой вывод можно сделать?

(В том числе спрашиваю и Тимофея)

Задание 3  Учебник № 124, с взаимопроверкой.

Можно ли утверждать, что слова, которые пишутся одинаково, всегда одинаково произносятся? Обоснуйте своё мнение.

– Мы с вами решили только первую задачу урока. Прежде чем двигаться дальше,  давайте отдохнем.

4. Физминутка

Дети утром рано встали 

Дети утром рано встали, 

За грибами в лес пошли. (Ходьба на месте.) 

Приседали, приседали, 

Белый гриб в траве нашли. (Приседания.) 

На пеньке растут опята, 

Наклонитесь к ним, ребята, 

Наклоняйся, раз-два-три, 

И в лукошко набери! (Наклоны.) 

Вон на дереве орех. 

Кто подпрыгнет выше всех? (Прыжки.) 

Если хочешь дотянуться, 

Надо сильно потянуться. (Потягивания — руки вверх.) 

Три часа в лесу бродили, 

Все тропинки исходили. (Ходьба на месте.) 

Утомил всех долгий путь

 — Дети сели отдохнуть. (Дети садятся.) 

5.  Первичное закрепление

– Кто-то из вас уже готов высказать предположение, какова роль ударения в русском языке? Менять смысл слова

– Как, по-вашему, мнению, Ударение могло  бы изменить смысл наших слов? (Замок,  кружки) Да

– Давайте попробуем. Что получилось бы? Объясните.

– Так как мы ответим на второй поставленный нами вопрос в начале урока? Какова роль ударения в русском языке?

Перестановка ударения с одного слога на другой может изменить смысл (значение) слова.

– Давайте попробуем изменить слово при помощи ударения.

– А если в слове только 1 слог, ударение сможет изменить смысл этого слова?

6. Закрепление

Коллективная  работа

 Рабочая тетрадь, с. 46, № 76.

В выделенных словах укажите дугой ударный слог и поставьте ударение.

7. Рефлексия

– Давайте еще раз прочитаем, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока.

– Что такое ударение?

– Какова его роль в русском языке?

А теперь выберите 1 фразу для соседа по парте:

-Ты молодец.

-Я доволен твоей работой на уроке.

-Ты мог бы поработать лучше.

8.Домашнее задание: Рабочая тетрадь, с. 46, № 77.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Перенос слов". Конспект урока по русскому языку во 2 классе(для детей ЗПР)

КОНСПЕКТ   УРОКА                       Предмет:...

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Данный урок посвящен теме "Местоимения 1, 2 и 3 лица" и составлени с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем этот урок составлен с учетом основных требований ФГОС в начальн...

Конспект урока по русскому языку для обучающихся 4 класса ( V вида ) для детей с ОВЗ

Данный урок посвящен теме "Местоимения 1, 2 и 3 лица" и составлени с учетом особенностей детей с тяжелыми нарушениями речи. Вместе с тем этот урок составлен с учетом основных требований ФГОС в начальн...

Конспект урока по русскому языку "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР

Конспект урока по русскому языку  "Изменение глагола по временам" во 2 классе для детей с ТНР...

Конспект урока по русскому языку в 3 классе для детей с ОВЗ. Тема "Удвоенные согласные".

Материал предназначен для знакомства учащихся с написанием слов с удвоенной согласной в корне слова....