«Игровая деятельность как средство реализации коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с нарушениями речи»
учебно-методический материал по русскому языку (2 класс) на тему

Варламова Надежда Валентиновна

Коммуникативные умения – есть важное средство формирования личности школьника, его социализации и индивидуализации, готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей.

   Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.

  Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Игровая деятельность как средство реализации коммуникативных универсальных учебных действий

младших школьников с нарушениями речи.

С введением федеральных государственных образовательных стандартов в начальную школу, особое внимание уделяется формированию коммуникативных универсальных учебных действий.

Коммуникативные универсальные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и продуктивно взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Каждый ребенок - это индивидуальность со своим характером, объемом знаний, личными качествами и умственными способностями. Но все дети - разные: у них разный темп развития, разные склонности и возможности, разные проблемы. А дети с ограниченными возможностями - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана. Одной из категорий детей с ограниченными возможностями развития являются дети с нарушениями речи (логопаты). У детей с различными формами речевой патологии происходит отставание в развитии различных речевых процессов. Поэтому эти дети не в состоянии четко и понятно излагать свою точку зрения на проблему, ориентировать свою речь на партнера и ситуацию общения. Всё это затрудняет его внутреннее раскрытие в среде сверстников и социуме в целом.

В последние годы можно отметить значительный рост количества детей с различными трудностями обучения в начальной школе. Причины, которые вызывают это, многозначны. Решить их «одним махом» невозможно, но и делать вид, что их нет, тоже нельзя. Таким детям нужен специальный подход, усиленное внимание, помощь учителей, специалистов  и родителей, причём помощь своевременная, квалифицированная, систематическая.

Низкий уровень коммуникативной компетентности находит отражение в увеличении количества детей с высокой социальной и межличностной тревожностью. Все чаще наблюдаются случаи отвержения и травли детей одноклассниками, переживания одиночества, проявления враждебности и агрессии по отношению к сверстникам. Все это придает особую актуальность воспитанию умения сотрудничать и быть толерантным к разнообразным мнениям, уметь слушать и слышать партнера.

Главная задача учителя заключается в том, чтобы создать условия, когда обучение ребенка заменит монотонную деятельность по запоминанию на активную самостоятельную работу. Эта деятельность устанавливается тогда, когда ребенка ставят в ситуацию выбора, когда он сам решает, как поступить: пойти на интересную прогулку или помочь взрослому; съесть конфету самому или отнести ее маме; поделиться игрушками с младшим или оставить себе. Делая выбор, преодолевая сиюминутные желания и поступаясь собственными интересами в пользу другого, чтобы порадовать его, ребенок получает удовлетворение от того, что поступил правильно.

Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение - неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно-воспитательного процесса.

Формирование коммуникативных умений младших школьников - чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом. Умения формируются в деятельности, а коммуникативные умения формируются и совершенствуются в процессе общения. На основе изучения психолого-педагогической литературы можно выделить три группы умений.

I группа умений - коммуникационные или речевые: умение ясно и четко излагать мысли; умение убеждать; умение аргументировать; умение строить доказательство; умение выносить суждения; умение анализировать высказывание.

II группа умений - умения восприятия (перцептивные): умения слушать и слышать (правильно интерпретировать информацию, в том числе и невербальную (мимику, позы и жесты), понимать подтексты и др.), умение понять чувства и настроение другого человека (способность к эмпатии, соблюдение такта, сопереживания), умение анализировать (способность к рефлексии и саморефлексии).

III группа умений - умения взаимодействия в процессе общения (интерактивные): умение проводить беседу, переговоры, обсуждение, умение вежливо излагать мысли, умение задавать вопросы, умение увлечь за собой, умение сформулировать требование, умение общаться в конфликтных ситуациях, умение управлять своим поведением.

Выделяют этапы формирования у учащихся коммуникативных умений:

- мотивационный - раскрытие младшим школьникам значимости коммуникативного умения в достижении успеха в общении;

- ознакомительный - ознакомление учащихся с содержанием коммуникативного умения, накопление знаний о нем;

- овладение умением - создание в условиях учебного диалога ситуации содержательно-предметного взаимодействия учащихся и учителя с целью овладения коммуникативным умением;

- совершенствование умения - самостоятельное использование младшими школьниками коммуникативных умений в процессе общения, выполнения творческого дела.

С приходом ребенка в школу его сознательная позиция изменяется, ведущая деятельность превращается из игровой в учебную. Основным видом деятельности становится учение.

Урок - основная форма учебного процесса в начальной школе. Помочь ребенку безболезненно пережить период адаптации, призвана игра. Она формирует устойчивый интерес к учению, снижает напряжение, способствует более легкому вхождению ребенка в новый коллектив. Игра - это важный развивающий элемент. Участвуя в игре, ребенок не только прорабатывает какие-то навыки, но и обогащает свой внутренний мир, стремится узнать, что будет дальше.

Проблему применения игровых технологий на уроках изучали такие психологи и педагоги, как Выготский Л.С., Гоноболин Ф.Н., Запорожец А.В., Коломенский Я.И., Крутецкий В.А., Лисина М.И., Шахнарович А.М., Жукова Н.С., Филичева Т.Б. и другие. Они считали, что использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, так как игра делает процесс обучения занимательным для ребенка. В игре также формируется личность, обогащается ее внутреннее содержание.

Использование игр в учебном процессе помогает активизировать деятельность ребенка, развивает познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, поддерживает интерес к изучаемому, развивает творческое воображение, образное мышление, снимает утомление у детей, т.к. игра делает процесс обучения занимательным для ребенка.

Чем интереснее игровые действия, которые учитель использует на уроках и во внеклассных мероприятиях, тем незаметнее и эффективнее учащиеся закрепляют, обобщают, систематизируют полученные знания.

Выполняя правила игры, ребята приучаются сдерживаться, контролировать свое поведение, в результате чего воспитывается воля, формируется дисциплинированность, умение действовать по плану, приходить на помощь друг другу и т.д.

Участвуя в играх, дети учатся преодолевать застенчивости и робость. У них формируются адекватные межличностные отношения, умение действовать сообща, характеризующиеся доброжелательностью, взаимопомощью.

Воспитывается честность, находчивость, инициативность, настойчивость, целеустремленность. Складываются организаторские и коммуникативные умения.

Игры, применяемые в учебном процессе, многогранны и разнообразны.

Можно выделить пять основных групп:

1. Настольные игры;

2. Дидактические игры;

3. Подвижные игры;

4. Деловые игры;

5. Интеллектуальные игры.

Настольные игры: ребусы, кроссворды, чайнворды и т.д. Особенность настольной игры - наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определенному результату. Настольная игра развивает воображение, сообразительность и наблюдательность. В нем присутствует элемент соревнования (кто быстрее, кто быстрее назовет, кто правильнее и т.д.) В результате дети учатся быстро и логично рассуждать.

Настольная игра - одно из средств развития способностей учащихся, расширения их кругозора. Настольные игры проводят как индивидуально, так и в ходе групповой, коллективной работы. Они дают возможность дифференцированно подойти к оценке знаний и способностей учащихся.

Дидактические игры различны и многообразны. Эти игры проводятся во время прогулок, экскурсий и на уроке для обобщения знаний, формирования конкретных элементарных понятий.

Подвижные игры - направлены на переключение ребенка от одного вида деятельности к другому.

1. Речевые игры не требуют специальной подготовки. Их можно проводить как в закрытом помещении, так и на открытой площадке. Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихотворение, объясняет значение некоторых слов. Такие игры не требуют сложного оформления. Можно использовать детали костюмов.

2. Сюжетная игра. Учащиеся выполняют определенные роли, проигрывают определенный сценарий, диалог. Такие игры способствуют углублению, закреплению учебного материала.

Деловые игры - развивают у детей фантазию, но фантазию реальную, основанную на приобретенных знаниях, учит рассуждать, сравнивать, доказывать, рассказывать. Например, при изучении и знакомстве с крупными реками России учащимся можно предложить такую ситуацию: один из вас капитан, другой - штурман. Надо выбрать маршрут плавания по Волге, поставить цель экспедиции, рассказать о природе тех мест, где побывали и т.д.

Интеллектуальные игры - требуют от учащихся активной познавательной деятельности. Классические примеры таких игр широко известны: шашки, шахматы и т.д. К этой категории относятся так называемые задачи "на сообразительность" - шарады, головоломки, вызывающие большой интерес. Интерес определяется исключительно потребностью человеческого ума в упражнении. Интерес игры обычно заключает в себе проблему, этим и объясняется их привлекательность для учащихся. К ним можно отнести широко известные задачи - загадки. Отгадывание загадок младшими школьниками можно рассматривать как процесс творческий, а саму загадку - как творческую задачу.

Понятие "игровые технологии" включает достаточно обширную группу приемов организации педагогического процесса в форме различных дидактических игр. На современном этапе развития методики под понятием "игровая технология" понимается процесс реализации игры в учебном процессе с целью повышения активизации познавательной деятельности учащихся, формирование интереса к изучению того или иного предмета, освоение школьниками коммуникативных УУД.

В структуру игровой технологии как деятельности входят целеполагание, планирование, реализации цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект.

В структуру игровой технологии как процесса входят:

а) роли, взятые на себя играющими;

б) игровые действия как средство реализации этих ролей;

в) игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;

г) реальные отношения между играющими;

д) сюжет (содержание) - область действительности, условно воспроизводимая в игре.

Значение игровой технологии невозможно исчерпать и оценить развлекательно - рекреативными возможностями. В том и состоит ее феномен, что являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде, воспитании. В современной школе, делающей ставку на активизацию и интенсификацию учебного процесса, игровая технология используется в следующих случаях: в качестве самостоятельных технологий для освоения понятия, темы и даже раздела учебного предмета; как элементы (иногда весьма существенные) более обширной технологии; в качестве технологии занятия или его фрагмента (введения, объяснения, закрепления, упражнения, контроля); как технология внеклассной работы (игры типа "Зарница" и т.д.).

Исходя из значимости игровых технологий для развития коммуникативных УУД, а также последовательности и системности включении игры и игровых приемов в творческую познавательную деятельность, выделяют общие условия применения игры в процессе обучения младших школьников:

а) необходимость оценивания каждодневного применения игры по двойному критерию; по ближайшему эффекту и в соответствии с перспективой развития познавательных интересов;

б) понимание игры как формы организации коллективной, руководимой учителем, учебной деятельности;

в) необходимость обеспечения непосредственного обучающего эффекта игры, то есть, познавательную направленность, нацеленную на овладение способами учебных действий;

г) создание положительного эмоционального настроя, способствующего вызвать у ребенка состояние творческого поиска и инициативы в процессе игры.

Игровая форма занятий создаётся на уроках при помощи игровых приёмов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Реализация игровых приёмов и ситуаций при урочной форме занятий происходит по таким основным направлениям: дидактическая цель ставится перед учащимися в форме игровой задачи; учебная деятельность подчиняется правилам игры; учебный материал используется в качестве её средства, в учебную деятельность вводится элемент соревнования, который переводит дидактическую задачу в игровую; успешное выполнение дидактического задания связывается с игровым результатом.

При использовании игровых технологий на уроках необходимо соблюдение следующих условий:

1) соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;

2) доступность для учащихся данного возраста;

3) умеренность в использовании игр на уроках.

Можно выделить такие виды уроков с использованием игровых технологий:

1) ролевые игры на уроке;

2) игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3) игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4) использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5) различные виды внеклассной работы по русскому языку (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.

Игровые технологии занимают важное место в учебно-воспитательном процессе, так как не только способствуют реализации коммуникативных интересов и активизации деятельности учащихся, но и выполняют ряд других функций:

1) правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;

2) игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;

3) игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников.

Основой развития коммуникативных умений на любом уроке является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель - ученик);

б) диалог в небольшой группе (ученик - ученики);

в) диалог в паре (ученик - ученик).

  Существенное значение для формирования коммуникативных универсальных учебных действий, как и для формирования личности ребенка в целом, имеет организация совместной работы учащихся в группе. Формирование коммуникативных универсальных учебных действий на уроках осуществляется через коммуникативную направленность обучения (обучение общению с помощью общения).

Принципы коммуникативной направленности обучения:

- речевая направленность (обучение через общение);

- функциональность (выполнение коммуникативных задач: дети отвечают, воспринимают, запоминают, описывают, характеризуют, объясняют);

- ситуативность (ролевая организация учебного процесса);

- новизна - новизна речевых ситуаций (смена предмета общения, проблемы обсуждения, речевого партнёра, условий общения);

- принцип по "нарастающей": от простого к сложному.

- личностная ориентация общения (речь всегда индивидуальна).

Соблюдение данных принципов помогает созданию коммуникативных ситуации, т.е. благоприятных условий для активного общения.

Игры для формирования коммуникативных

универсальных учебных действий на уроках чтения

На уроках литературного чтения предусматриваются такие задания, которые ставят ребенка в ситуацию, где необходимо высказать своё мнение.

Речевые упражнения: необычные вопросы, задания на различение (выбрать один правильный ответ из 3-4 предложенных и обосновать), задания на воспроизведение небольших текстов, задания на перечисление фактов.

Ассоциативные упражнения: подбор рифм, сочинение загадок.

Дети сочиняют загадки, потом они сравниваются с другими загадками об этих же предметах, чтобы ученики видели разнообразие описаний, ассоциаций, восприятий одного и того же предмета. В ходе обсуждения ребята приходят к выводу, что в загадках предмет не называется, но он сравнивается, описывается. В загадках называются главные признаки предмета, и есть рифма. Таким образом, на практическом уровне идёт усвоение метафоры, сравнения и развитие ассоциативного мышления.

Она падает с небес, Ходит, бродит по коврам,

Ручейком бежит сквозь лес. Водит носом по углам.

Бьёт из под земли ключом, Где прошёл, там пыли нет

Лежит снегом под окном. Пыль и сор - его обед.

Рефлексивные упражнения: сталкивание мнений (Кто больше понравился из героев? Почему?), попробуй предположить по названию, о чём будет рассказ? Дж. Родари "Сакала-пакала" Что обозначает это слово? (высказывания детей: старинная игра, считалка, необычное животное, присказка).

Интерпретация: рассматривание картин, рисунки детей по представлению. Каждый рисунок дети защищают. Расскажи, что ты нарисовал?

После прохождения первого уровня, ученик умеет: слушать и понимать речь, соотносить свой высказывания с высказываниями других, получать информацию о предмете дискуссии.

Второй уровень "Небольшие выступления". Цель - научить детей составлять небольшие выступления, использовать язык в соответствии с ситуацией, не отклоняться от темы.

Речевые упражнения: придумай продолжение текста; рассказ, где все слова на одну букву ("Тавтограммы")

Ксюша купила кировский кефир, килограмм картошки и кусок красной кеты.

Ксюша капнула каплю кефира на край красной кофты, которую купила крёсна Катерина. Кот Кеша кушал кусок красной кеты.

После изучения басен Эзопа и И.А. Крылова ребята сочиняют синквейны.

Лисица. Мышь.

Трусливая, бессильная. Добрая, благодарная.

Испугалась, пустилась, осталась. Пробежала, умоляла, спасла.

Она испугалась свирепого льва. Она освободила сильного льва.

Трусиха. Спасительница

Мыслительные упражнения: задания на анализ и синтез; задания на сравнения (сравнение характеристики героев, их внешнего вида, описания природы и.т.д.)

Интерпретация: ролевые и ситуативные игры, инсценировки.

Обычно игры организуются от коллективных (участвуют все ученики) к групповым (какая группа желает изображать) и только потом к индивидуальным. Такая организация работы снимает страх перед публичным выступлением.

На втором уровне развития коммуникативных умений ученик учится владеть невербальными средствами коммуникации - манера, жесты, громкость голоса.

Прочитай стихотворение, выражая гнев, тревогу, насмешку.

Прочитай потешку, сопровождая ее соответствующими движениями.

К концу второго уровня учащийся умеет: поддерживать дискуссию адекватно ситуации; владеть невербальными средствами коммуникации (манера, жесты, громкость голоса); задавать вопросы, подготовить небольшую речь, не отклоняться от темы, структурировать сообщение).

Третий уровень "Презентации". Цель - подготовить презентацию.

На третьем уровне используются задания проблемного или творческого характера в групповой работе.

Речевые упражнения: упражнения в совместно - индивидуальной деятельности. Дети выполняют сначала индивидуальные задания, которые потом объединяют в единое целое. У детей создаётся мотивация взаимодействия. В ходе взаимодействия дети обогащают друг друга идеями. Это упражнение я часто использую, когда дети составляют характеристику героев.

Упражнения в совместно-последовательной деятельности

Группа детей получает задание создать общее произведение (сочинить рассказ, сказку). Дети выполняют работу пошагово.

Составление "Цветных рассказов".

Детям предлагают 8-10 квадратов различных цветов. Ученики по очереди берут квадрат, определенного цвета и составляют предложения.

На голубом небе светило желтое солнце. По синей реке плыл белый теплоход. Из коричневой трубы шел черный дым. Вдалеке виднелся зеленый луг. На нем росли фиолетовые и розовые цветы. Над цветами летали оранжевые бабочки.

Упражнение на коллективное принятие решений.

Процедура принятия решений состоит из нескольких этапов:

Учитель объясняет задание. Каждый ученик придумывает 3-5 вариантов решения проблемы.

Дети объединяются в пары и обсуждают свои предложения. Выбирают из них наиболее удачные (3-5).

Дети объединяются в группы по 4-6 человек. Снова обсуждение и выбор удачных предложений.

Делегат от каждой группы называет и обосновывает коллективные варианты.

Учитель записывает их на доске и проводит общее голосование.

В 4 классе ученики готовят первые презентации: презентация слова и презентация книги (групповая).

К концу третьего уровня дети умеют: поддерживать дискуссию; высказывать мнение в соответствии с актуальной ситуацией; задавать вопросы по теме; аргументировать свою точку зрения; подготовить презентацию, использовать язык и стиль понятный аудитории.

В процессе работы по формированию устных коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения.

Дать знать, если хочешь высказаться.

Говорить полными, законченными предложениями.

Говорить отчетливо и громко.

Аргументировать кратко и точно.

Оставаться при "теме" (учитывать вопрос).

Обосновывать мнения или утверждения.

Внимательно слушать, когда говорит другой.

Когда говоришь, обращайся к аудитории.

Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий можно считать коммуникативные способности ребёнка, включающие в себя:

- желание вступать в контакт с окружающими;

- знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

- умение организовать общение (уровень овладения коммуникативными навыками), включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

- умение решать конфликтные ситуации;

- умение работать в группе.

Подводя итоги хочется сказать, что при формировании УУД важно соблюдать последовательность следующих педагогических действий:

1. Введение новой информации или новых инструкции: что, для чего и как делать.

2. Проведение систематических многократных упражнений, где обязательное условие - многовариантность.

3. Применение новых знаний на практике: многочисленные вариативные упражнения по практическому использованию изученного материала.

4. Коррекция: ошибки исправляются по ходу работы сначала учителем, а потом и учащимися.

5. Автоматизация УУД: их осмысленное, целенаправленное повторение для формирования умений нового уровня. На этом этапе ученик должен уметь переносить, уметь экономно использовать практические и умственные действия, реконструировать и даже использовать собственное умение творить (сам придумал, сам догадался, сам сотворил).

Игры для формирования коммуникативных

универсальных учебных действий на уроках русского языка

Задача учителя - научить учащихся владеть родным языком на коммуникативном уровне. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Для формирования и развития коммуникативных УУД на уроках русского языка целесообразно использовать как устные творческие задания, так и письменные:

Устные творческие задания:

- коллективный рассказ по сюжетным картинкам;

- перескажи историю от лица разных героев сказки/рассказа;

- придумай историю к заданному началу (середине, концу);

- драматизация диалога (с разными эмоциями - удивление, страх, негодование и т.д.);

- придумай сказку с определенными персонажами;

- придумай продолжение текста, где все слова на одну букву "Тавтограммы";

- сочини синквейн (прием, позволяющий в нескольких словах изложить учебный материал на определенную тему) и т.д.

Письменные творческие задания:

- подбери рифму, сочини загадку;

- напиши объявление от лица литературного героя;

- напиши письмо другу, учителю и т.д.;

- придумай текст приглашения на свой день рождения;

- отредактируй текст;

- придумай рекламу чему-либо.

Также для формирования коммуникативных УУД целесообразно вместе с детьми писать творческие сочинения, коллективно их обсуждать. Все это способствует формированию таких важнейших качеств личности, как сопереживание, умение оценивать работу другого ученика и свою. При обсуждении сочинений учащиеся учатся проявлять определенный такт, доброту и внимание.

Для формирования навыков сотрудничества, умений работать в команде, слушать и слышать партнеров можно использовать работу в парах, группах по четыре, соревнование по рядам. При планировании такой работы возможно назначение старшего группы или пары, как сильного ученика, так и слабого. Это дает возможность развиваться и слабым ученикам.

Такой вид взаимодействия считается одним из самых продуктивных режимов работы, так как позволяет:

- обеспечить каждому ученику возможность утвердиться в своих силах;

- дать каждому ученику эмоциональную и содержательную поддержку, без которой у робких и слабых детей развивается тревожность;

- каждому ученику научиться контролировать себя и адекватно оценивать себя и своих товарищей;

- учителю применять дополнительные мотивационные средства, чтобы вовлечь детей в тот или иной вид деятельности.

Подготовку к групповой работе необходимо начинать с первых дней учебы детей в школе. Надо, чтобы ребенок стал равноправным участником познавательного процесса. Работа в парах является переходным этапом к проведению групповой работы. Этот вид работы ставит ребенка в условия необходимости активной речевой деятельности. Развивает умение слушать и слышать. В результате такой работы ребенок учится сам оценивать результаты своей работы. Этому способствует постановка вопросов:

- Все ли согласны с мнением?

- Внимательно ли вы слушали товарища?

- Верно ли сделан выбор?

- Что получилось, что не получилось? Почему?

- Выскажи свое мнение.

Что нужно сделать, чтобы работа была успешной?

В процессе работы по формированию коммуникативных умений ученики знакомятся с правилами речи и общения:

- Дай знать, если хочешь высказаться.

- Говори полными, законченными предложениями.

- Говори отчетливо и громко.

- Аргументируй кратко и точно.

- Оставайся при "теме" (т.е. учитывай вопрос).

- Обосновывай мнение и утверждай.

- Внимательно слушай, когда говорит другой.

- Любое мнение обсуждается, но не осуждается.

Таким образом, работа в паре (четверке) позволяет быстро закрепить материал, проверить уровень знаний, выявить у учеников возможные проблемы, устранить их и систематизировать знания учащихся. Для ученика - это возможность оценить собственные успехи и проверить умение обучать других.

У детей постепенно формируются нормы культуры общения, что позволит им в дальнейшем строить отношения с другими людьми. Работа в группе сплочает детей, учит чувству коллективизма ответственности, толерантности к другим.

Участие детей в такого рода играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Игры для формирования коммуникативных

универсальных учебных действий на уроках математики

В курсе математики можно выделить два тесно взаимосвязанных направления развития коммуникативных умений: развитие устной научной речи и развитие комплекса умений, на которых базируется грамотное эффективное взаимодействие.

1. К первому направлению можно отнести все задания, сопровождающиеся инструкциями "Расскажи", "Объясни", "Обоснуй ответ";

2. Ко второму направлению формированию коммуникативных универсальных учебных действий относится система заданий, нацеленных на организацию общения учеников в паре или группе (все задания, относящиеся к этапу первичного применения знаний; к работе над текстовой задачей, осуществляемой методом мозгового штурма и т.д.)

Основой развития коммуникативных умений в данном курсе математики является систематическое использование на уроках трёх видов диалога:

а) диалог в большой группе (учитель - ученики);

б) диалог в небольшой группе (ученик - ученики);

в) диалог в паре (ученик - ученик).

В учебниках предлагаются задания для выполнения в парах и группах, что позволяет ученикам использовать полученные знания на практике.

· Подготовь вместе с соседом по парте сообщение о различных мерах длины.

· Составь по рисункам произведения и объясни их смысл. Расскажи соседу, что значит -- умножить число а на число b? А он расскажет тебе, что значит -- разделить а на b?

Задание группам: Рассмотрите рисунки. Объясните каждый способ сложения. А каким способом складываете вы? А какой способ кажется вам самым интересным? Почему?

· По рисункам попробуй объяснить другому человеку, как решены примеры "математическая эстафета".

Класс делится на 6 команд (удобнее - по вариантам) Игроки каждой команды поочередно выполняют серию однотипных заданий, которые заготавливаются на каждую команду отдельно. Задание с решением каждый игрок передает ученику, сидящему сзади, причем каждому необходимо проверить предыдущие выполненные задания и исправить ошибки, если таковые имеются. Выигрывает команда, первой справившаяся со всеми заданиями и верно их решившая.

"Математическое лото"

Учителю нужно подготовить 5-6 больших карт, разделенных на прямоугольники с записанными в них ответами, и соответственное количество маленьких карточек с примерами. Условие - одни и те же числа или выражения в ответах повторяться не должны. Большие карты раздаются группам играющих. Учитель вынимает карточку, читает пример. Учащиеся решают его устно или письменно. Та группа, которая обнаружила на большой карте ответ и считает его правильным, забирает карточку у учителя и накрывает ею соответствующую клеточку. Выигрывает группа, которая раньше всех накрыла все клетки своей карты. Когда игра закончена, играющие переворачивают маленькие карточки и если все ответы верны, должна получиться картинка.

· Блоки заданий по темам

1. Учитель заготавливает карточки с заданиями (в 1-ом классе), а со 2-ого класса дети охотно заготавливают карточки для работы в парах сами (это может быть предварительным домашним заданием, карточки могут быть разных уровней сложности). Карточек делается столько, сколько учеников в классе. Количество заданий в одной карточке от 1 до 3. Так, например, один блок карточек состоит из задач повышенной сложности, другой - из задач средней сложности, третий блок включает простые задачи.

Все ученики разбиваются внутри блока парами. Один ученик объясняет решение первой задачи своему партнёру. Второй слушает, осмысливает, задаёт вопросы, то есть контролирует и проверяет работу своего партнёра, затем они меняются ролями.

2. Каждый ученик решает первую задачу из карточки соседа самостоятельно.

3. Учащиеся берут друг у друга тетради и проверяют правильность решения задач. Если они неправильные, то идёт повторное объяснение.

4. После работы над первой задачей из карточки соседа каждый ученик самостоятельно решает вторую задачу.

5. После решения задач ученики обмениваются тетрадями и проверяют их. Если решение неправильное, то идёт объяснение второй задачи. Этот этап длится до полного усвоения решения задач. Ученики оценивают работу друг друга, подводятся итоги.

· Изучение состава числа

Например, по составу чисел 6,7

4+2=6 5+1=6 6-5=1 6-4=2 3+4=7 7-1=6 7-4=3 7-6=1 6-1=5 6-3=3 1+5=6 6+0=6 7-2=5 5+2=7 7-7=0 7-3=4 6+1=7 7-5=2 1+6=7 7+0=7 3+3=6 2+4=6 6-2=4 6-6=0

Дети получают одну карточку на двоих. Сначала "учителя" - дети первого варианта. Они читают пример, а второй вариант - "ученики" отвечают. "Учителя" диктуют два столбика примеров, затем передают карточку соседу по парте и они меняются ролями.

В результате ребята за сравнительно короткий срок запоминают таблицу сложения и вычитания в пределах десяти.

Имеются карточки для устной работы в парах по темам: "Табличные случаи сложения и вычитания в пределах 20", "Табличное умножение и деление".

Каждый выпускник начальной школы должен уметь свободно высказываться на любую предложенную тему, уметь отстаивать свою точку зрения, дискутировать, аргументировать. Но как показывает практика, большинство выпускников начальной школы имеют низкий уровень овладения видами речевой деятельности, основами культуры устной и письменной речи. Поэтому формированию коммуникативных универсальных учебных действий необходимо уделять внимание на каждом уроке.

Коммуникативные действия считаются сформированными, если:

1. Ребенок проявляет желание вступать в контакт с окружающими;

2. Знает нормы и правила, которым необходимо следовать при общении с окружающими (знакомство с коммуникативными навыками);

3. Умеет организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать;

4. Умеет решать конфликтные ситуации;

5. Умеет работать в группе.

Овладение учащимися коммуникативными УУД способствует не только формированию и развитию умения взаимодействовать с другими людьми, с объектами окружающего мира и его информационными потоками, отыскивать, преобразовывать и передавать информацию, выполнять разные социальные роли в группе и коллективе, но и является ресурсом эффективности и благополучия их будущей взрослой жизни.

Игра является важнейшим условием для  развития коммуникативных УУД младших школьников с ОВЗ.


Список используемой литературы

1. Аникеева Н.П. Воспитание игрой / Н.П. Аникеева. -- М.: Просвещение, 1987. - 334 с.

2. Баев И.М. Играем на уроках русского языка / И.М. Баев. -- М.: Просвещение, 1989. - С. 113.

3. Барташникова И.А. Учись играя / И.А. Барташникова, А.А. Барташников. -- Харьков, 1997. - С. 45.

4. Бесова М.А. Познавательные игры от А до Я / М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2004. - 272 с.

5. Божович Л.И. Проблемы формирования личности / Л.И. Божович. - М.: Педагогика, 1997. -- М.: Просвещение,- С.324.

6. Брунер Дж. Психология познания / Д. Брунер. - М.: Просвещение, 1977. - С. 423.

7. Возрастная и педагогическая психология // Под ред. М.В. Гамезо. М., Просвещение, 1984 - С. 446.

8. Выготский Л.С. Психология познания/Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1977. - С. 127.

9. Газман О.С. В школу - с игрой / О.С. Газман. -- М.: Просвещение, 1991. - 334.

10. Дейкина А.Ю. Познавательный интерес: сущность и проблемы изучения / А.Ю. Дейкина. - М.: Просвещение, 2002. - С. 345.



Предварительный просмотр:

Выступление

Тема: «Игровая деятельность как средство реализации коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников с нарушениями речи»

ЦЕЛЬ: подобрать комплекс  игр,  помогающих в решении коррекционно-развивающих задач по формированию коммуникативных навыков детей с ОВЗ.
Задачи:
1. Провести диагностику учащихся на выявление уровня  сформированности коммуникативных учебных действий.
2. Осуществить отбор технологий, методов и приёмов работы по формированию коммуникативных учебных действий у учащихся
 с ОВЗ
4. Разработать систему формирования коммуникативных учебных действий у учащихся
 на уроках (через игры и игровые упражнения).
5. Определить способы диагностики и показателей достижения результатов.

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении  и воспитании.

Технологии, применяемые при работе с детьми с ОВЗ:

1. Технология разноуровневого обучения

2. Коррекционно - развивающие технологии

3. Технология проблемного обучения

4. Проектная деятельность

5. Игровые технологии

6. Информационно-коммуникационные технологии

7. Здоровьесберегающие технологии

   Коммуникативные умения – есть важное средство формирования личности школьника, его социализации и индивидуализации, готовности ребёнка к взаимодействию с окружающими людьми. В общении реализуются межличностные и общественные отношения людей.

   Они позволяют детям справиться с неблагоприятной ситуацией, способствуют преодолению робости, влияют на формирование доброжелательных отношений с окружающими, обеспечивают успешность совместной деятельности.

  Младший школьный возраст является благоприятным для формирования коммуникативного компонента универсальных учебных действий. На начальном этапе обучения индивидуальные успехи ребёнка впервые приобретают социальный смысл, поэтому в качестве одной из основных задач начального образования является создание оптимальных условий для формирования коммуникативных компетенций, мотивации достижения, инициативы, самостоятельности учащегося.

   Актуальность формирования коммуникативных умений возрастает в связи с особенностями социального окружения ребёнка. Следовательно, в воспитательно-образовательной работе образовательных организаций более пристальное внимание должно быть уделено решению задач формирования коммуникативных умений.

  Формирование коммуникативных умений детей эффективно, когда будут перспективны и поступательны цели, содержание, методы и формы организации обучения. Важным фактором формирования коммуникативных умений ребёнка является совместная деятельность.

  Всё чаще взрослые стали сталкиваться с нарушениями в сфере общения. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребёнка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультиков или компьютерные игры. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом.

   В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом на ступени начального общего образования осуществляется формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности – … взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. 

   Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования коммуникативных  учебных действий. И как средство формирования их на уроках, используются игровые технологи.

 Игровая технология - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Для младшего школьного возраста характерны яркость и непосредственность восприятия, легкость вхождения в образы. Дети легко вовлекаются в любую деятельность, особенно в игровую, самостоятельно организуются в групповую игру, продолжают игры с предметами, игрушками. Игра – не только любимое занятие, это вид деятельности детей.

«Эта деятельность остаётся для младшего школьника актуальной и связывает ведущую деятельность предыдущего периода развития (игровую) с той, которая является ведущей для ситуации обучения в школе (учебной)». Через игру ребенок познает окружающий мир. В игре он находит пути реализации своих способностей, осваивает новые виды деятельности, вырабатывая при этом оптимальный алгоритм достижения поставленной цели, учится контролировать свою деятельность и самостоятельно строить траекторию своего развития.

 Игра - своеобразный "доктор", который лечит низкую мотивацию, педагогическую запущенность. Игра позволяет ребенку раскрыть творческий потенциал, активизируя те стороны личности, которые при традиционной системе обучения остаются чаще всего не развитыми: воображение, мышление, коммуникабельность.

Три блока игр и игровых упражнений, направленных на развитие коммуникативных компетенций.

В первый блок вошли игры, развивающие коммуникативные действия, направленные на учёт позиции собеседника (допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, строить понятные для партнёра высказывания).

Во второй блок - коммуникативные действия, направленные на кооперацию и сотрудничество (учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов)

В третий блок – коммуникативно-речевые действия (строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи, формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросы).

 

Для развития спонтанной речи используются различные виды речевой деятельности: устная, индивидуальная, коллективная, монологическая.

При использовании дидактических игр на уроках в основном использовалась групповая форма работы.

Подборка игр строится по следующим принципам:

  • Принцип доступности и учета возрастных особенностей детей;
  • Принцип систематичности и последовательности проведения дидактических игр;
  • Принцип прогрессирования.

Игры и игровые упражнения подбирались разнообразного содержания с учётом интересов детей.

Игры, направленные на учёт позиции собеседника

«Шифровщик»

Учебная задача: формировать навык правописания словарных слов

Ход игры: учитель шифрует слова на определённые орфограммы. Узнайте зашифрованные слова. Зашифруйте 1 слово для своего соседа. Разгадайте шифр, который для вас был составлен.

Пример:

Перед вами части слов, из которых вы будете составлять целые слова. Работать будем по группам, по рядам – для каждого ряда своё задание. Подчеркните буквосочетания, в которых можно ошибиться.

hello_html_m2c046c95.png

«Русские писатели и поэты»

Учебная задача: обогащение кругозора учащихся

Ход игры: на листах бумаги команды в течение 2–3 минут записывали имена русских писателей и поэтов. Затем листы сверялись методом исключения. Выигрывали те, у кого фамилий оставалось больше. Игра проводится на уроках литературного чтения в ходе завершения раздела

 «Выбери три слова»

Учебная задача: формирование умения находить орфограммы

Ход игры: подбор слов зависит от изучаемых или пройденных тем. На 9 карточках записаны девять слов:

1-й набор: рыбка, вьюга, чулок, дубки, варенье, чучело, ручьи, чум, гриб. (рыбка, дубки, гриб — правописание парных согласных)

2-й набор: подъезд, склад, ворона, град, съемка, клад, ворота, подъем, воробей.

(ворона, ворота, воробей — правописание словарных слов)

Двое берут по очереди карточки, выигрывает тот, у кого первого окажутся три слова, имеющую одинаковую орфограмму.

Игры, направленные на кооперацию и сотрудничество

«Почтальон»

Учебная задача: расширение словарного запаса, развитие фонематического слуха, профилактика дисграфии.

Ход игры: почтальон раздаёт группе детей (по 4–5 человек) приглашения. Учащиеся определяют, куда их пригласили. Задания: объяснить орфограммы, подбирая проверочные слова; составить предложения, используя данные слова.

Коммуникативно-речевые игры

«Скажи по-другому»

Учебная задача: игра учит детей подбирать к словосочетаниям слова, близкие по смыслу; развивает навыки общения.

Ход игры: учитель говорит: «У одного мальчика было плохое настроение». Какими словами его можно описать? (Печальный, грустный) Да, слова печальный, грустный – это слова, близкие по значению, «слова-друзья».

Послушайте, какие я назову предложения: «Дождь идет (льёт)», «Мальчик идёт (шагает)». Какое слово повторялось? (Идёт) Давайте попробуем заменить слово идёт. Весна идёт. Как можно сказать по-другому? (Наступает)

Далее даются аналогичные задания на следующие словосочетания: чистый воздух (свежий); чистая вода (прозрачная); чистая посуда (вымытая); самолёт сел (приземлился); солнце село (зашло); река бежит (течёт, струится); мальчик бежит (мчится, несётся). Как сказать одним словом: очень большой – громадный, огромный; очень маленький – малюсенький.

«Я начну, а ты продолжи»

Учебная задача: формирование умения рифмовать слова.

Ход игры:

Учитель: Порхает и кружится на улице снежок.

Ученик: А Коля веселится с собакой Дружок.

Сначала игра проводится фронтально, на последующих уроках учащиеся в парах сочиняют стихотворения. Использовать игру можно на уроках литературного чтения и развития речи.

 «Эстафета-рассказ»

Учебная задача: активизировать спонтанную речь детей.

Ход игры: проведение соревнования двух команд: кто за определённое количество времени удачнее напишет коллективный рассказ. Каждый участник игры имеет право добавить только одно предложение к ранее написанному тексту. Тема рассказа определяется учителем или учащимися. Перед учащимися ставится иная цель: добиться победы команды, которую можно завоевать только языковыми средствами. Умение создавать речевые жанры - важнейшее умение, при формировании которого развивается речевое творчество детей, обогащается их словарный запас, воспитывается интерес к слову, эмоциональное богатство ребёнка.
«Прочитай письмо»

Учебная задача: активизация спонтанной, связной речи детей.

Ход игры: учитель «почтальон» приносит письма, но не обычные, а зашифрованные: в каждом письме мимически изображено по 2-3 эмоциональных состояния, их надо расшифровать. Каждому ребёнку вручается конверт, и дети друг за другом рассказывают, что они «прочитали» в своих письмах. (Когда дети хорошо научаться сочинять рассказы по коротким письмам, можно увеличить количество изображений, а также можно предложить самим сочинять и писать письма друг другу.)

Можно переписываться с одноклассниками. Для этого необходимо установить в классе почтовый ящик для писем.

«Попугай»

Учебная задача: формирование умения с разной эмоциональной окраской произносить фразы

Ход игры: учитель произносит фразу: «Я иду гулять». Все остальные дети должны повторить эту фразу по кругу, но с разными чувствами. Они должны догадаться, кто с каким чувством произнёс эту фразу.

Здесь же на уроках учимся культуре речи, умению регулировать силу голоса, темп, мимику, развиваем четкость произношения через артикуляционную гимнастику, которая осуществляется введением артикуляционных упражнений, скороговорок, чистоговорок, считалок.

 “Укрась слова”. К существительному подобрать как можно больше прилагательных.

Игра «Эстафета дружбы».

Взяться за руки и передавать, как эстафету, рукопожатие. Начинает учитель: «Я передаю вам свою дружбу, и она идет от меня к Маше, от Маши к Саше и т.д. И, наконец, снова возвращается ко мне. Я чувствую, что дружбы стало больше, так как каждый из вас добавил частичку своей дружбы. Пусть же она вас не покидает и греет. До свидания!»

 «Звуковые» игры («Кто внимательнее?» на выделение и определение звука, «Кто больше?» на составление слова с изученным звуком) развивают фонематический слух ребенка, формируют умение сознательно выполнять звуковой анализ слова, развивают память, внимание, наблюдательность.

 В играх типа «Доскажите словечко» малыши не только интересуются звуковой стороной слова (поиски ритма, красоты звучания), но и серьезно задумываются над его смыслом, выразительностью.

Детям нравится игра «Перекличка», предлагаю вставать только тем детям, в имени или фамилии которых есть изучаемый звук. Это одновременно и маленькая физкультминутка.

Игра«Пропущенные слова».

Учитель  произносит предложение, а дети вставляют пропущенные слова. Например: «На пороге сидела и жалобно мяукала…» «Кошка поймала в саду…» «Шерсть у кошки… коготки…» «Дождик прошел из-за тучи показалось…» «Дворник взял метлу, он будет…» «Пришел почтальон, он принес…» В дальнейшем ребенок и воспитатель могут поменяться ролями; ребенок придумывает предложение, а учитель заканчивает его.

Игры—упражнения. Проводятся на любом уроке, занимают 10—15 минут и направлены на совершенствование познавательных способностей учащихся. Это разнообразные викторины, кроссворды, ребусы, чайнворды, шарады, головоломки, объяснение пословиц и поговорок, загадки, лото.

У детей с ограниченными возможностями здоровья, как правило, существуют проблемы в поведения (страхи, повышенная агрессивность, застенчивость, своеволие и др.). С целью преодоления таких проявлений, используем игры, снимающие напряжение ……

Игры-забавы

имитация движений, звуков стимулирует создание образовательных представлений, которые ложатся в основу формирования ролевого поведения.

После письменных заданий в качестве снимающей напряжение паузы и для развития зрительно-двигательной координации используем 

Пальчиковые игры

При необходимости проделать несколько однообразных упражнений, используем приём «Привлекательная цель». Детям может быть поставлена цель - помочь сказочному герою и т.д.

«Волшебная палочка» Ручка (карандаш) передается по классу в произвольном порядке. Передача сопровождается речью по какому-то заранее заданному заказу-правилу. Например, передающий называет на математике: любое число, а принимающий - число на 2 (3, 4) единицы больше (меньше); на русском языке: существительное - прилагательное (глагол) к нему; на литературе: название сказки, рассказа, повести - одного из персонажей этого произведения.


Купить Староверова М.С. «Инклюзивное образование: Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ»        http://detectivebookshop.ru/image/1010435853.jpg Коррекция устной и письменной речи первоклассников. Методическое пособие для логопедов и учителей начальных классов общеобразовательных учреждений / С.А. Шатрова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Хороводные игры как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий младших школьников

Мастер класс «Хороводные игры как средство формирования коммуникативных  универсальных учебных действий  младших школьников",Познакомить  с возможностями  использов...