Методическая разработка проектной работы по русскому языку
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Галина Никифоровна Климова

Разработка конспекта для 4 класса "Родовые окончания имён прилагательных"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_uroka.doc686 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

4 класс

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

Учебник "Русский язык" Т.Г.Рамзаева

Просвещение, 2012 г., 1 часть

Учитель Климова Г.Н.


Урок русского языка

Тема: Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

2 урок по теме "Имя прилагательное"

Тип урока: закрепление изученного материала.

Цель урока: отрабатывать написание родовых окончаний имён прилагательных.

Задачи урока, направленные на формирование предметных УУД:

1)формирование умения правильно писать родовые окончания имён прилагательных;

2)совершенствование фонемных умений: ударные и безударные окончания прилагательных, твёрдая и мягкая основа слова;

3)совершенствование умения определять число имён прилагательных, а в единственном числе - род;

4)совершенствование умения по теме "Состав слова": основа слова, окончание;

5)развитие орфографической зоркости, связной речи.

Задачи, способствующие формированию метапредметных УУД:

1)формирование коммуникативных умений: умение работать в паре.

2)формирование познавательных умений: анализ, сравнение, обобщение, классификация, установление причинно-следственной связи.

3)формирование регулятивных умений: умение работать с таблицей, осуществлять контроль и самоконтроль, умение преодолевать учебные трудности.

   

    Задачи урока, направленные на формирование личностных УУД:

Формирование положительной мотивации к обучению, адекватной самооценки обучающихся.


Ход урока.

I.        Организационный момент.    1 мин.

Ребята, начинаем урок русского языка. Я надеюсь, что в процессе работы вы пополните копилку своих знаний. Верю в ваши силы и желаю успеха.

II.        Проверка д/з: упр.270 стр. 137   4 мин.

Сначала проверим домашнее задание.

- Яна, прочитай, пожалуйста, задание упражнения.

Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Озаглавь.

Слова для справок: длинных, горной, полезные, тяжёлые, острым.

Какие заголовки придумали? Обсудите в парах.

(Обсуждение заголовков в парах. Учащиеся договариваются, кто будет выступать.)

Варианты заголовков учащихся.

Геологи.

Полезные ископаемые.

Геологи ищут полезные ископаемые.

Как вы считаете, какой заголовок самый удачный?

"Я считаю самым удачным заголовок "Геологи ищут полезные ископаемые", потому что он соответствует теме и выражает главную мысль текста."

Прочитай, Оля, как ты выполнила это упражнение.

Ответ ученика.

Геологи ищут полезные ископаемые.

По горной тропинке поднимаются люди. За спиной у них - тяжёлые рюкзаки, в руках - молотки на длинных рукоятках. Это пробираются геологи. Они ищут в земле полезные ископаемые.

Вот один человек остановился, ударил по скале острым молотком, отколол кусок камня. Он внимательно рассмотрел его и убрал в мешок.

- Скажи, пожалуйста, чем похожи слова, которые ты вставила в текст?

- Это имена прилагательные.

- Молодец! Правильно озаглавила текст, верно вставила имена прилагательные, списала текст без ошибок, каллиграфия соответствует норме. Отметка 5.

III. Работа по теме урока    34 мин.

1) Прочитайте, пожалуйста, запись на слайде. Соотнесите задание домашнего упражнения и то, что вы прочитали на слайде.

Как вы думаете, какая тема урока?

Обсудите в парах.

Скажи, пожалуйста, Вера, как ты считаешь.

Я думаю, что тема урока "Имя прилагательное",потому что в домашнем упражнении вставляли пропущенные имена прилагательные и на слайде записаны имена прилагательные.

Молодец! Сегодня на уроке мы действительно продолжим изучение темы "Имя прилагательное".

- Прочитайте про себя то, что написано на слайде 1. Что можете сказать о прочитанном? Обсудите в парах.

- Это словосочетания.

- Чем похожи словосочетания? Обсуждаем в парах.

- Все словосочетания состоят из имени существительного и имени прилагательного.

- Придумайте задание, что можно сделать с этими словосочетаниями? Обсуждаем в парах.

- Можно составить предложения, рассказ, сгруппировать.

- Совершенно верно. Сгруппируем словосочетания. В каждой группе они должны быть чем-то похожи. Группируем самостоятельно.

Перед записью словосочетаний пропустите строку.

(Учащиеся группируют, учитель ходит по классу, смотрит, помогает слабым).

- Обрати внимание на род имён существительных и прилагательных. Попробуй так сгруппировать.

(Если слабые учащиеся не смогут сделать по подсказке, то дать карточку)

Образец карточки :

Дневной                  лесное                  теплая

свет                        озеро                        шапка

(У доски за шторкой работает 1 учащийся, который сгруппировал словосочетания самостоятельно и быстро в тетради).

- Когда все учащиеся выполнили работу, задаю вопрос классу:

- Покажите, на сколько групп разделили словосочетания? (Учащиеся показывают карточку с цифрой 4.)

Проанализируйте словосочетания каждой группы и попробуйте сформулировать алгоритм рассуждения в парах.

Алгоритм рассуждения ученика.

1.  Найду имя существительное и определю его род .

2.По роду имени существительного узнаю род имени прилагательного.

3. Выделю окончание прилагательного.

- Прочитай, Савелий, пожалуйста, словосочетания 1 группы.

- Дневной свет, сильный ветер, свежий воздух.

- Кто хочет доказать, почему эти словосочетания записали в 1 группу?

- Докажи, Алина, пожалуйста.

Доказательство:

В 1 группе словосочетания, в которых имена прилагательные и существительные мужского рода.

Например: "дневной свет"

Имя прилагательное "дневной" мужского рода, т.к. относится к имени существительному "свет" мужского рода. Окончания -ый,-ий, -ой.

В пропущенной строке обозначьте род.

- Сравним с доской. У кого не так? Исправьте зелёной пастой.
- Алина правильно сгруппировала словосочетания, верно определила род имён прилагательных, доказала, почему прилагательные в 1 группе мужского рода, верно выделила окончания. Отметка 5.

- Прочитай, Настя, словосочетания 2 группы.

- Во 2 группе словосочетания женского рода: тёплая шапка, зимняя стужа, крутая горка.

- Докажи, Таня, почему словосочетания во 2 группе женского рода?

Доказательство:

В словосочетании "тёплая шапка" имя прилагательное "тёплая" женского рода, т.к. относится к имени существительному "шапка" женского рода. Окончания -ая,-яя.

В пропущенной строке обозначьте род.

- Сравним с доской. У кого не так? Исправьте зелёной пастой.

- Таня правильно сгруппировала словосочетания, верно определила род имен прилагательных, доказала, почему прилагательные во 2 группе женского рода, верно выделила окончания. Отметка 5.

- Прочитай, Наташа, словосочетания 3 группы.

- В 3 группе словосочетания среднего рода: лесное озеро, раннее утро, яркое пламя.

- Докажи, Даня, почему словосочетания в 3 группе среднего рода?

Доказательство:

В словосочетании "лесное озеро" имя прилагательное "лесное" средного рода, т.к. относится к имени существительному "озеро" среднего рода. Окончания -ое,-ее.

В пропущенной строке обозначьте род.

- Сравним с доской. У кого не так? Исправьте зелёной пастой.

- Даня правильно сгруппировал словосочетания, верно определил род имён прилагательных, доказал, почему прилагательные в 3 группе среднего рода, верно выделил окончания. Отметка 5.

 Ученику, который работал у доски за шторкой дополнительный вопрос.

- Как же определить род имени прилагательного?

Вывод:

Род имени прилагательного определяем по имени существительному, к которому оно относится. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное, связанное с ним.

- Молодец! Все верно сделал и правильно ответил на дополнительный вопрос. Отметка 5.

Скажите ,пожалуйста , что записали в 4 столбик? Почему ?

Обсудите в парах.

Словосочетание "снежные сугробы" записали в 4 столбик, потому что имя существительное и прилагательное множественного числа.

Ученику, который работал у доски за шторкой дополнительный вопрос.

- Как же определить род имени прилагательного?

Вывод:

Род имени прилагательного определяем по имени существительному, к которому оно относится. Какого рода имя существительное, такого рода и имя прилагательное, связанное с ним.

- Молодец! Все верно сделал и правильно ответил на дополнительный вопрос. Отметка 5.

2)Посмотрите на таблицу на доске (закрыто множественное число).

Единственное число

Множественное число

М.Р.

Ж.Р.

С.Р.

какой?

какая?

какое?

какие?

-ой, -ый, -ий

-ая, -яя

-ое, -ее

-ые, -ие

Опираясь на материал таблицы, сформулируйте правило в парах.

(Учащиеся в парах формулируют правило. Учитель ходит по классу, слушает, помогает.)

Правило:

Имена прилагательные единственного числа мужского рода отвечают на вопрос какой? и имеют окончания –ой, -ый, -ий. Например: дедушка какой? седой.

Имена прилагательные единственного числа женского рода отвечают на вопрос какая? и имеют окончания –ая, -яя. Например: горка какая? крутая.

Имена прилагательные единственного числа среднего рода отвечают на вопрос какое? и имеют окончания –ое, -ее. Например: небо какое? ночное.

- Эти окончания имён прилагательных называются «родовые». Это тема нашего урока.

(Учитель прикрепляет на доску карточку «Родовые окончания имён прилагательных»)

- Кто не понял, какие окончания у прилагательных в единственном числе?

3) Обратная связь 5 мин.

- Приготовьте карточки с родовыми окончаниями имен прилагательных. Я буду читать словосочетания, а вы показываете карточку с родовым окончанием прилагательного.

(Учитель читает 10 словосочетаний из упр.273 учебника)

Словосочетания: классное собрание, русская речь, хорошее настроение, аккуратный ученик, ранняя весна, колючий шиповник, сладкое яблоко, интересный рассказ, снежная вершина, волевой человек.

(Если ученики ошибаются, сразу доказательство, если ошибок не будет, то доказать 1-2 словосочетания в зависимости от времени на уроке)

- Кто хочет доказать?

Доказательство:

«Классное собрание». Имя прилагательное «классное» среднего рода, т.к. относится к имени существительному «собрание» среднего рода. В единственном числе имя прилагательное среднего рода имеет окончание –ое.

(По такому образцу доказываются и окончания в других словосочетаниях)

(Ответы учащихся оцениваются по следующим критериям: все окончания определил правильно, доказательство верное; допустил ошибки в определении окончаний, сбивался в доказательстве)

4)Лексическая работа 1мин.

- Как вы понимаете значение слова «волевой»?

- Настойчивый, упорный, доводит дело до конца, не боится трудностей, человек с сильным характером.

- А теперь послушайте объяснение этого слова в Толковом словаре Ожегова.

«Волевой человек» - человек с твёрдым характером (с твёрдой волей).

Физминутка  1мин.

5)Работа с прилагательными множественного числа 7мин.

- Прочитайте, пожалуйста, словосочетание 4 столбика.

- Снежные сугробы.

- Почему мы его записали отдельно?

- Это словосочетание, в котором имя существительное и прилагательное употребляется во множественном числе.

Добавьте в этот столбик ещё 2 словосочетания из упр.269 на стр.136-137, выделите окончания.

Учащиеся самостоятельно дополняют словосочетания в 4 столбик.

-Какие словосочетания записали?

Красные крылья, длинные ноги.

Докажите, почему вы их записали в 4 столбик?

В этих словосочетаниях имена существительные и прилагательные употребляются во множественном числе, имеют окончания -ые,-ие.

- Посмотрите в таблицу на доске. Опираясь на материал таблицы, сформулируйте правило в парах.

( Учитель открывает в таблице графу множественное число)

- Кто хочет сформулировать правило?

Правило:

Имена прилагательные множественного числа отвечают на вопрос какие? и имеют окончания –ые, -ие.

- А теперь посмотрите, пожалуйста, ещё раз в таблицу. Обратите внимание на количество столбиков в единственном и множественном числе. Что вы можете сказать?

- В единственном числе в таблице три столбика, а во множественном – один столбик.

- Давайте подставим прилагательное «большой» к словам дом, доска, окно. Какие словосочетания получились?

- Большой дом, большая доска, большое окно.

- Что произошло с прилагательным «большой»?

- Имя прилагательное в единственном числе изменяется по родам, поэтому в таблице три столбика.

- Подставим прилагательное «большой» к словам ямы, сугробы, поля. Какие словосочетания получились?

- Большие ямы, большие сугробы, большие поля.

- Что произошло с прилагательным «большой»?

- Хотя имена существительные меняются: яма – ж. р., сугроб – м. р., поле – с.р., но прилагательное остаётся без изменения.

Вывод:

Имена прилагательные множественного числа по родам не изменяются, поэтому в таблице одна графа.

6) Самостоятельная работа 10 мин.

- Я буду диктовать словосочетания, а вы их запишите и докажите написание окончаний. Давайте составим образец записи. Что необходимо указать в образце? Обсудите в парах.

Необходимо указать число, род и выделить окончание прилагательных.

             ед.ч.,м.р.  ед.ч.,м.р.

Образец:  новый  дом

(Учитель диктует 4 – 7 словосочетаний в зависимости от времени на уроке)

Пушистая ель, высокое дерево, верный пёс, красивый бант, красная лента, новое слово, быстрые кони, зелёные листья.

- Прочитай, Ира, имена прилагательные женского рода, назови окончания.

Пушистая, красная, окончание -ая, т.к. это имена прилагательные единственного числа женского рода.

(Учащиеся по образцу объясняют написание окончаний других прилагательных)

- У кого не так? Исправьте зелёной пастой.

- Если бы вас попросили сгруппировать написанные словосочетания, то сколько бы групп получилось? Покажите карточку. (Учащиеся показывают карточку с цифрой 4.)

- Какие это группы?

- Мужской, женский, средний род единственного числа и множественное число.

- Над какой темой мы работали сегодня на уроке?

- Родовые окончания имён прилагательных.

IV. Работа над твёрдой и мягкой основой имён прилагательных 5 мин.

- Прочитайте слова, записанные на слайде 2.

- Чем похожи эти слова?

- Это имена прилагательные, отвечают на вопрос какая?, женского рода.

- Чем отличаются слова первой и второй строчки?

- В первой строчке у прилагательных окончание –ая, а во второй строчке окончание –яя.

- Правильно. Запишите слова в тетрадь, выделите окончания и основу.

- Произнесите основу. Произнесите последний звук основы. Сравните последний звук основы в первой строчке и во второй строчке. [н],[н`]

- В первой строчке последний звук основы твёрдый, а во второй строчке – мягкий.

- Как окончание связано с последним звуком основы? Обсудите в парах и постарайтесь сформулировать правило.

(Учитель ходит по классу, слушает , помогает слабым.)

Вывод:

Если основа заканчивается на твёрдый согласный звук, то пишется окончание –ая. Если основа заканчивается на мягкий согласный звук, то пишется окончание –яя.

V. Итог урока 1 мин.

 А теперь запишем домашнее задание: стр. 139, упр.272. Те, кто не сможет придумать свои примеры, запишите в таблицу словосочетания из упр. 273.

- Что отрабатывали сегодня на уроке?

- Правописание родовых окончаний имён прилагательных.

- Оцените свою работу на уроке.

Самооценка успешности:

довольны результатом урока;

не довольны своей работой на уроке;

справились с работой, но ощутили трудность.

- Молодцы! Хорошо поработали на уроке, успешно справились с поставленной задачей.

- Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка.Презентация к уроку русского языка "Словарная работа " 3 класс.

К уроку русского языка "Имена существительные во множественном числе".УМК 2100....

Методическая разработка "Проектные работы в сотрудничестве с семьей" АНО Прогимназия "Гармония" учитель начальных классов Чальцева Марина Анатольевна 2014-2015 учебный год

Данная методическая разработка предоставляет опыт по организации  проектной деятельности учащихся и их родителей, т.е.опыт учителя Чальцевой М.А.  по организации семейной проектной деятельно...

Методическая разработка. Контрольная работа по русскому языку для 2 класса

Контрольная работа для учащихся 2 класса по русскому языку для общеобразовательной школы.Представлены два варианта работы. Контроль знаний и умений по темам:"Парные согласные в конце слова","Орфограмм...

Методическая разработка проектной работы для начальной школы «Наш классный театр»

Методическая разработка проектной работы для начальной школы «Наш классный театр». Учащиеся разрабатывают, готовятся и показывают на открытом мероприятии спектакль "Теремок"...

Методическая разработка контрольной работы по русскому языку "Предложение" 3 класс,УМК "Школа России"

Разработка содержит материал для контроля знаний обучающихся по теме "Предложение" 3 класс.Работа представлена в двух вариантах.Есть задания тестового характера, а также задания,требующие ра...

Методическая разработка тематической недели по русскому языку в начальных классах «Я люблю Русский язык!»

Одним из самых эффективных средств активизации познавательной деятельности младших школьников является проведение предметных недель.Предметная неделя по русскому языку позволяет продемонстрировать зна...