Конспект и презентация урока русского языка по теме "Суффикс" 2 класс
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Брагуца Анжелика Викторовна

Урок ОНЗ с использованием технологии деятельностного метода по Петерсон Л.Г. (групповые технологии), ИКТ технологии, игровой технологии, здоровье сберегающей технологии.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon urok_russkogo_yazyka_po_teme_suffiks.zip2.07 МБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. педагога: Брагуца Анжелика Викторовна

Номинация: Урок образовательной области «Филология» с учащимися начальной школы

Предмет: Русский язык

Класс: 2 класс

Тема: Часть слова - суффикс.

Основные цели:  развитие умений выделять отличительные признаки новой части слова – суффикса, характеризовать роль суффикса в слове и графически его обозначать.

 Основные задачи: 1) дать представление о суффиксе как значимой части слова; 2) показать роль суффикса в передаче оттенков значения слова и образовании новых слов; 3) показать единообразное написание одного и того же суффикса;

4) развивать логическое мышление детей при группировке слов по значению суффиксов;

5) развивать умение определять значения суффиксов в словах;

6) выработать умение составлять слова с предложенными суффиксами; 6) обогатить словарный запас учащихся.

Дидактические материалы:

  1. Учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина, 2 класс.
  2. Раздаточный материал: карточка для рефлексии, карточка с заданием разобрать слова.

Оборудование доска Smart Board, проектор, компьютер, принтер, карточки с заданиями «Помоги Буратино», «Оцени свою работу».

Краткая аннотация к работе: работа по дидактической системе деятельностного метода обучения Л.Г. Петерсон является инструментом реализации современных целей образования. Конкурсная работа «Сценарий урока русского языка во 2 классе «Часть слова - суффикс» по учебнику Л.Ф. Климановой, Т.В. Бабушкиной «Русский язык» предназначена для работы учителей начальных классов, работающих в технологии деятельностного метода Л.П. Петерсон. Сценарий состоит из конспекта урока, презентации, раздаточного материала, демонстрационного материала. В конспекте содержатся указания на очередность смены слайдов презентации. Представленный демонстрационный материал необходим не только тем учителям, которые проводят урок без интерактивного оборудования, но и тем, кто воспользуется представленной презентацией. Ведь этот материал содержит необходимые для детского восприятия опорные схемы и сигналы, которые должны быть не только показаны на слайде презентации, но и остаться на доске до конца урока. Представленный раздаточный материал включает те материалы, которыми по ходу урока должен быть обеспечен каждый ученик.

Ход урока:

  1. Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь, передайте частичку своего хорошего настроения друг другу, пожелайте удачи в уроке. 

Вместе с нами на уроке будет учиться Буратино и Мальвина. Мальвина нам сегодня принесла пословицу (Слайд 2).

- Прочитайте пословицу.

Мир освещается солнцем, а человек знанием.

- Как понимаете эти слова? (Ответы учащихся)

- А для чего мы изучаем русский язык?( Мы учимся грамотно писать, говорить, открываем тайны слов)

- А какие знания лучше запоминаются, которые сообщил учитель или которые открыли  сами? ( Знания, которые добыли сами.)

- Значит, будем продолжать добывать знания и  открывать новые тайны русского языка.

- Какие новые знания  мы открыли на предыдущих уроках? (Слайд 3) (Познакомились с новыми словарными словами. Узнали, что слово состоит из частей.)

- Молодцы! Вы сегодня продолжите работу над частями речи.  Урок с чего начинаем? (С повторения).

  1. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии

- Вы сейчас сказали, что слово состоит из частей? Из каких?  (В любом слове есть главная часть. Главная часть слова – это корень, перед корнем может стоять приставка. Эта часть слова служит для образования новых слов.)

  • Учитель определение вывешивает на доску.

Давайте посмотрим, как вы умеете применять эти знания.

Задание 1. Помогите Буратино решить орфографические задачи (Слайд 4). 

(На доске в словарных словах вставить пропущенные буквы, затем осуществляется проверка.)

М_л_ко, в_р_на, с_бака, дев_чка, в_тер, в_рона, л_гушка, _года,м_шина,

ст_лица, до св_дания.

- Какие знания применяли в этом задании? ( Как правильно писать словарные слова.)

- Почему эти слова нужно учить наизусть? ( Орфограмму в этих словах нельзя проверить, и чтобы не допустить ошибку,  нужно запоминать, как слово пишется.)

- Что вы сейчас повторили? (Части слова и словарные слова).

- Как вы считаете, какое задание будет следующее? (Задание с затруднением)

- С какой целью я вам его предлагаю? (Понять, что мы не знаем).

- Тогда приступим.

Задание 2. Разобрать слова по составу.  ( на карточках) (Слайд 5)

Приезд, подъезд, снег, снежок зуб, зубик.

- На выполнение дается 3 минуты.

  • После того, как пройдут 3 минуты, учитель спрашивает.

- Кто не смог выполнить задание?

Учащиеся поднимают руки.

- Что вы не смогли сделать? (Я(мы) не смог(и) разобрать  2 последних слова по составу)

- Кто считает, что уже справился с  заданием? Вы сможете доказать, что задание выполнили верно? (Нет, мы не можем доказать, что последние 2 слова разобрали верно).

- Что надо сделать? (Остановиться и подумать).

  1. Выявление причины затруднения

- Какое задание выполняли?  (Разбирали слова по составу).

- В первом слове, какие части слова встретились? (Приставка и корень).

- А в последних двух, почему не смогли разобрать по составу слова?

(Не знаем, как называется часть слова после корня и как её выделять).

- Кто выполнил задание, почему не смогли доказать? (Не знаем,  правильно ли выделили и сомневаемся в названии.) Почему? (Не хватает знаний.)

  1. Построение проекта выхода из затруднения

- Какова же цель нашего урока? (Узнать, как называется часть слова после корня и как она обозначается.)

- Какова тема сегодняшнего урока? (Знакомство с новой частью слова.)

Составим план наших дальнейших действий.

  1. Узнать, как обозначать новую часть слова.
  2. Узнать, как называется часть слова после корня.
  3. Узнать, для чего служит новая часть слова.
  • Учащиеся проговаривают план дальнейших действий, учитель корректирует и открывает Слайд 6 на презентации.

- Что может нам помочь в дальнейших действиях? (Учебник).

  1. Реализация построенного проекта

- Для этого предлагаю выполнить  задание любопытного совёнка. Слайд 7.  

  • Ребятам предлагается, составить новые слова из частей.

- Какое общее значение имеют эти слова? (Называют детёнышей животных).

- Какая часть слова указывает, что речь идёт о детёныше животного?      ( - ёнок)

- Где эта часть речи стоит? (После корня).

- Для чего служит эта часть речи? (Для образования новых слов).

- Как обозначили эту часть в слове? ( Как треугольную  крышу у домика)

- Прочитайте информацию в учебнике на стр. 62 о том, как называется эта часть слова.

  • Учитель дает 1 минуту, чтобы дети нашли в учебнике название части речи.

- Узнали, как называется часть слова после корня? ( Это суффикс).

- Для, чего служит суффикс? ( Для образования новых слов)

- Как работает суффикс – ёнок? ( Можно образовать новое слово, которым называют детёныша).

- Где стоит суффикс? (После корня).

- Составьте правило и проговорите его по очереди в парах. На работу 1 минута.

  • После парной работы учитель просит несколько ребят проговорить, получившееся правило.

- Сверим наши выводы с эталоном.

  • Учитель открывает слайд на презентации. Слайд 8.
  • Чтение правила детьми.

(Часть слов, которая стоит после корня и служит для образования новых слов, называется суффиксом.)

Исследуем, какие ещё бывают суффиксы и какую работу выполняют.

Игра «Отгадай слово» (Слова: домик, домишко, домище, домина)

- Какие суффиксы выделили?

- ик, - ишк, ищ, ин.

- Как работают эти суффиксы? (Варианты ответов детей)

(Могут указать на маленький размер предмета, как суффикс  -ик. Могут указать на большой размер предмета, как суффикс  - ищ, - ин. Могут указать на ветхое состояние предмета, как суффикс  -ишк.)

  - Проверим наши выводы. (Слайд 9)

 (Дети прослушивают комментарии о работе суффиксов)

- Попробуем образовать новые слова с этими суффиксами.

(дети приводят свои примеры)

-Теперь вернемся к заданию, в котором возникло затруднение, и поможем Буратино (Слайд № 10).

  • Учитель вызывает к доске двух желающих, чтобы они разобрали последние два слова по составу, остальные выполняют в тетрадях. (Снеж(корень)ок(суффикс), зуб(корень)ик(суффикс).)

  1. Первичное закрепление  во внешней речи

- Выполните следующее задание. Разберите слова по составу, отметьте суффиксы.

  • 1 и 2 дети выполняют во фронтальной форме, а 3 и 4 в парах. После работы в парах работа проверяется.

каменщик, зеленщик, стекольщик; коммунист, связист)

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой

Самостоятельная работа детей с проверкой.

Упр. 84 стр.64

Рассмотрите рисунки. Как называются изображённые на них музыкальные инструменты? Как называют музыкантов, которые играют на них? Запиши слова по образцу. Отметь суффиксы. На выполнение 2 минуты. Слайд 11.

  • После выполнения, учитель проводит проверку.

(Пианино – пианист, гитара- гитарист, горн – горнист, барабан – барабанщик)

 

У кого были трудности с образованием новых слов?

У кого были трудности с определением суффикса?

У кого задание не вызвало затруднение?

Какую работу выполняют суффиксы –ист, - щик? ( помогают называть профессии людей)

  1. Включение в систему знаний

Отгадайте загадку. Спиши её. Запиши отгадку.  Упр.83 стр.63

 (Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище.)

                                                      (Отгадка: кот или котёнок.)

Как образовали второе слово? Какой суффикс использовали? Выделите его.

  1. Рефлексия деятельности на уроке

Что нового узнали сегодня на уроке?

( Узнали новую часть слова  -  суффикс.)

Какова была наша цель?

(Узнать, как называется часть слова после корня и как она обозначается.)

Мы достигли цели? А как вы докажите, что мы её достигли?

( Часть слова после корня называется - суффиксом. Знаем, как обозначить суффикс в слове.

Можем помочь Буратино выполнить 2 задание.)

Дети возвращаются к заданию на карточках и объясняют, как они разобрали слова по составу.

Оцените свою работу на уроке.

Утверждение

Оценка (+,-)

Я узнал, как называется часть слова после корня.

Я узнал, как обозначать новую часть слова.

Я узнал, для чего служит новая часть слова.

Я умею находить и выделять суффикс в словах.

Давайте подарим Мальвине  и Буратино цветы.

Оцените свою работу по следующим критериям:

красный лепесток – я всё понял и могу объяснить;

жёлтый лепесток – я всё понял, но пока не могу объяснить;

синий лепесток -  я  не понял.

Выберите лепесток и прикрепите его к серединке. Дети собирают цветы на магнитной доске.

А где ещё можно потренироваться в определении и выделении суффикса?

( В домашней работе.)

 Тетрадь. Упр. 147 стр. 27.

Вам нужно записать новые слова и выделить в них суффикс.

Комментарии к сценарию Урок проводится во 2 классе. 12 урок в разделе «Состав слова». 1 урок в теме «Суффикс».  Использованная литература: учебник «Русский язык», Л.Ф. Климанова,  Т.В. Бабушкина, 2 класс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект и презентация урока русского языка во 2 классе "Слова с безударной гласной в корне"

Урок русского языка разработан по развивающей системе Л.В.Занкова.  Учащиеся анализируют, сравнивают, обобщают, делают самостоятельные выводы.  Идёт развитие творческих способностей детей, к...

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов"

Конспект и презентация урока русского языка в 3 классе по теме "Образование сложных слов" Цель. Познакомить с понятием  «сложные слова», с их образованием.Задачи: 1. Познаком...

Конспект и презентация урока русского языка 2 класс УМК "Начальная школа 21 века" Тема: "Антонимы"

Урок-исследование по теме :"Антонимы" 2 класс,УМК "Начальная школа 21 века" с презентацией...

Конспект и презентация урока русского языка в 4 классе по теме "Развитие умения написать глаголы с безударными личными окончаниями." Программа "Школа 2100"

Здесь представлены материалы конкурсного урока Краевого отборочного этапа конкурса  "Учитель года- 2015" учителя начальных классов МКОУ СОШ №8 с. Тахта Ипатовского района Ставопольского края Остр...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе С(к)ОШ VIII вида по теме "Шипящие согласные" ("В гостях у Дяди Фёдора")

Вместе с Дядей Фёдором и его друзьями ребята познакомятся  с понятием «шипящие звуки». В течение урока школьники анализируют слова по звуковому и буквенному составу, учатся  находить шипящие...

Конспект и презентация урока русского языка во 2 классе по теме "Обобщение знаний о глаголе". Автор: Седнева Татьяна Павловна, учитель ГБОУ СОШ №280, г. Санкт - Петербург

В ходе урока дети выполняют задания различного уровня сложности, нацеленные на закрепление и обобщение знаний о глаголе. Для закрепления материала используютя такие методические приемы, как "перепутан...

Конспект и презентация урока русского языка во втором классе.

Пример урока русского языка во втором классе....