Рабочая программа: Русский язык, 4 класс, 4 часа
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Багаева Нина Ивановна

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требо­ваниями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего обра­зования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М.Л. Каленчук, М.: Академкнига/ Учебник,  2013 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл r.p._russkiy_yazyk_4_klass.docx131.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Факел Социализма средняя общеобразовательная школа»

«СОГЛАСОВАННО»

Зам. директора школы по УВР

МКОУ «Факел Социализма СОШ»

___________Н.А.Кочура

                              «__»______2016г.  

      «УТВЕРЖДАЮ»

Директор  МКОУ «Факел Социализма СОШ»___________ Н.А.Проскурина

Приказ №__

     от «___»_______2016г.

Рабочая программа

учебного предмета

«Русский язык», 4 класс

начального общего образования

для УМК «Перспективная начальная школа»

на 2016 – 2017 учебный год

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования,  на основе  программы  «Русский язык», авторы  Н. А. Агаркова, М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, О.В. Малаховская,   Т.А. Байкова, Н.М. Лаврова, 2013 г.

Составитель: Н.И. Багаева,

учитель начальных классов

пос. Факел Социализма

2016

Пояснительная записка

Рабочая программа учебного предмета «Русский язык» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы Н.А. Чураковой, О.В. Малаховской, М.Л. Каленчук, М.: Академкнига/ Учебник,  2013 г.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

Каленчук М.Л., Чуракова Н.А., Байкова Т.А. Русский язык. 4 класс: Учебник. В 3 ч. — М.: Академкнига/Учебник, 2014

- Русский язык. 4 класс.Методическое пособие. — М.: Академкнига/Учебник, 2012

- Русский язык 4 класс Н.М. Лаврова. Тетрадь для проверочных работ.М.: Академкнига\Учебник 2015г.

- Русский язык 4 класс. Т.А.Байкова. Тетрадь для самостоятельных работ № 1,2 М.Академкнига\Учебник, под редакцией Н.А.Каленчук, 2013 г., 2015г.

- Русский язык Сборник проверочных и контрольных работ 3-4- классы - М.: Академкнига/Учебник, 2011г.

1.Цели и задачи

В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:

  • познавательнаяцель предполагает формирование у учащихся представлений о языке как составляющей целостной научной картины мира, ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического и логического мышления учеников;
  • социокультурная цель изучения русского языка включает формирование коммуникативной компетенции учащихся - развитие устной и письменной, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Для достижения поставленных целей  изучения русского языка в начальной школе необходимо решение следующих практических задач:

  • развитие  речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;
  • освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка;
  • овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания и письменные тексты описания и повествования небольшого объема;
  • воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь.

              В начальном обучении предмет «Русский язык» занимает ведущее место, так как направлен на формирование функциональной грамотности и коммуникативной компетенции младших школьников, при этом значение и функции предмета «Русский язык» носят универсальный, обобщающий характер, поскольку успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

                   Ценностные ориентиры содержания учебного предмета «Русский язык»

Ведущее место предмета «Русский язык» в системе общего образования обусловлено тем, что русский язык является государственным языком Российской Федерации, родным языком русского народа, средством межнационального общения. Изучение русского языка способствует формированию у учащихся представлений о языке как основном средстве человеческого общения, явлении национальной культуры и основе национального самосознания.

        В результате изучения курса русского языка и родного языка обучающиеся на ступени начального общего образования научатся осознавать язык как основное средство человеческого общения и явление национальной культуры, у них начнёт формироваться позитивное эмоционально-ценностное отношение к русскому и родному языку, стремление к его грамотному использованию, русский язык и родной язык станут для учеников основой всего процесса обучения, средством развития их мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей.

        В процессе изучения русского языка и родного языка обучающиеся получат возможность реализовать в устном и письменном общении (в том числе с использованием средств ИКТ) потребность в творческом самовыражении, научатся использовать язык с целью поиска необходимой информации в различных источниках для выполнения учебных заданий.

        У выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформировано отношение к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры человека. Они получат начальные представления о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета, научатся ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, что станет основой выбора адекватных языковых средств для успешного решения коммуникативной задачи при составлении несложных устных монологических высказываний и письменных текстов. У них будут сформированы коммуникативные учебные действия, необходимые для успешного участия в диалоге: ориентация на позицию партнёра, учёт различных мнений и координация различных позиций в сотрудничестве, стремление к более точному выражению собственного мнения и позиции, умение задавать вопросы.

        Выпускник на ступени начального общего образования:

• научится осознавать безошибочное письмо как одно из проявлений собственного уровня культуры;

• сможет применять орфографические правила и правила постановки знаков препинания (в объёме изученного) при записи собственных и предложенных текстов, овладеет умением проверять написанное, при работе с текстом на компьютере сможет использовать полуавтоматический орфографический контроль, овладеет основными правилами оформления текста на компьютере;

• получит первоначальные представления о системе и структуре русского и родного языков: познакомится с разделами изучения языка — фонетикой и графикой, лексикой, словообразованием (морфемикой), морфологией и синтаксисом; в объёме содержания курса научится находить, характеризовать, сравнивать, классифицировать такие языковые единицы, как звук, буква, часть слова, часть речи, член предложения, простое предложение, что послужит основой для дальнейшего формирования общеучебных, логических и познавательных (символико-моделирующих) универсальных учебных действий с языковыми единицами.

        В результате изучения курса русского языка и родного языка у выпускников, освоивших основную образовательную программу начального общего образования, будет сформирован учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу по русскому и родному языкам и способам решения новой языковой задачи, что заложит основы успешной учебной деятельности при продолжении изучения курса русского языка и родного языка на следующей ступени образования.

                       Общая характеристика учебного предмета «Русский язык»

Изучение русского языка в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы лингвистического образования и речевого развития учащихся. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи со всеми учебными предметами, особенно с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единую образовательную область, в которой изучение русского языка сочетается с обучением чтению и первоначальным литературным образованием.

Место учебного предмета в учебном плане

В соответствии с  базисным учебным планом  на изучение предмета «Русский язык» в 4 классе отводится 4 часа в неделю. Общий объём учебного времени в 4 классе составляет 140 часов (35 учебных недель).

2.Планируемые результаты освоения учебной программы

по предмету «Русский язык» к концу 4-го года обучения

Содержательная линия «Система языка»

        Раздел «Фонетика и графика»

        Выпускник научится:

        • различать звуки и буквы;

        • характеризовать звуки русского языка (ударные/безударные; согласные твердые/мягкие, парные/непарные твердые и мягкие, согласные звонкие/глухие, парные/непарные звонкие и глухие);

        • зная последовательность букв в русском алфавите, пользоваться алфавитом для упорядочивания слов и поиска нужной информации.

                Выпускник получит возможность научиться:

        • проводить фонетико-графический (звукобуквенный) разбор слова самостоятельно по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения фонетико-графического (звукобуквенного) разбора слов.

        Раздел «Орфоэпия»

        Выпускник получит возможность научиться:

        • правильно произносить орфоэпически трудные слова из орфоэпического минимума, отобранного для изучения в 4 классе;

        • правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями;

        • правильно употреблять числительные ОБА и ОБЕ в разных падежных формах;

        • соблюдать нормы русского литературного языка в собственной речи и оценивать соблюдение этих норм в речи собеседников (в объеме представленного в учебнике материала);

        • находить при сомнении в правильности постановки ударения или произношения слова ответ самостоятельно (по словарю учебника) или обращаться за помощью (к учителю, родителям и др.).

        Раздел «Морфемика и словообразование»

        Выпускник научится:

        • проводить морфемный анализ слова (по составу); элементарный словообразовательный анализ;

        • сравнивать слова, связанные отношениями производности, объяснять, какое из них от какого образовано, находить словообразовательный аффикс, указывая способ словообразования (с помощью приставки, с помощью суффикса, с помощью приставки и суффикса одновременно, сложением основ с соединительным гласным).

        Раздел «Лексика»

        Выпускник научится:

        • выявлять слова, значение которых требует уточнения;

        • определять значение слова по тексту или уточнять с помощью толкового словаря учебника.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • подбирать синонимы для устранения повторов в речи; использовать их для объяснения значений слов;

        • подбирать антонимы для точной характеристики предметов при их сравнении;

        • различать употребление в тексте слов в прямом и переносном значении (простые случаи);

        • выбирать слова из ряда предложенных для успешного решения коммуникативной задачи.

        Раздел «Морфология»

        Выпускник научится:

        • определять части речи: существительное, прилагательное, глагол, местоимение, предлог, союз;

        • определять три типа склонения существительных;

        • определять названия падежей и способы их определения;

        • определять спряжение глаголов по ударным личным окончаниям и глагольным суффиксам начальной формы глагола.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • проводить морфологический разбор имен существительных, имен прилагательных и глаголов по предложенному в учебнике алгоритму, оценивать правильность проведения морфологического разбора;

        • находить в тексте такие части речи, как личные местоимения и наречия, предлоги вместе с существительными и личными местоимениями, к которым они относятся, союзы и, а, но, частицу не при глаголах.

        Раздел «Синтаксис»

        Выпускник научится:

        • определять члены предложения: главные (подлежащее и сказуемое), второстепенные (дополнение, обстоятельство, определение);

        • определять однородные члены предложения;

        • составлять схемы предложений с однородными членами и строить предложения по заданным моделям.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • различать второстепенные члены предложения – дополнение, обстоятельство, определение;

        • выполнять в соответствии с предложенным в учебнике алгоритмом разбор простого предложения (по членам предложения, синтаксический), оценивать правильность разбора.

        • различать простые и сложные предложения.

        Содержательная линия «Орфография и пунктуация»

        Выпускник научится:

        • применять общее правило написания: о-е после шипящих в суффиксах существительных и прилагательных, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, в корне слова, безударных окончаний имен прилагательных мужского, женского и среднего рода в единственном числе, а также окончаний множественного числа и способ их проверки;

        • применять правила правописания: безударных окончаний имен существительных трех склонений в единственном и множественном числе и способ их проверки, безударных личных окончаний глаголов 1 и 2 спряжения, суффиксов глаголов в прошедшем времени, суффиксов глаголов в повелительном наклонении;

        • использовать разные способы проверок орфограмм (путем подбора родственных слов, изменения формы слова, разбора слова по составу, определения принадлежности слова к определенной части речи, использования словаря).

        • определять (уточнять, проверять) правописание определяемых программой словарных слов по орфографическому словарю учебника;

        • определять и выделять на письме однородные члены предложения в бессоюзных предложениях и с союзами а, и, но.

        

Выпускник получит возможность научиться:

        • осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки;

        • подбирать примеры с определенной орфограммой;

        • при составлении собственных текстов перефразировать записываемое, чтобы избежать орфографических и пунктуационных ошибок;

        • при работе над ошибками осознавать причины появления ошибки и определять способы действий, помогающие предотвратить ее

в последующих письменных работах.

        Содержательная линия «Развитие речи»

        Выпускник научится:

        • различать особенности разных типов текста (повествование, описание, рассуждение);

        • обнаруживать в реальном художественном тексте его составляющие: описание, повествование, рассуждение;

        • составлять с опорой на опыт собственных впечатлений и наблюдений текст с элементами описания, повествования и рассуждения;

        • доказательно различать художественный и научно-популярный тексты;

        • владеть нормами речевого этикета в ситуации предметного спора с одноклассниками; в повседневном общении со сверстниками и взрослыми;

        • составить аннотацию на отдельное литературное произведение и на сборник произведений;

        • находить нужные словарные статьи в словарях различных типов и читать словарную статью, извлекая необходимую информацию;

        • писать письма с соблюдением норм речевого этикета.

        Выпускник получит возможность научиться:

        • создавать тексты по предложенному заголовку;

        • подробно или выборочно пересказывать текст;

        • пересказывать текст от другого лица;

        • анализировать и корректировать тексты с нарушенным порядком предложений, находить в тексте смысловые пропуски;

        • корректировать тексты, в которых допущены нарушения культуры речи;

        • анализировать последовательность собственных действий при работе над изложениями и сочинениями и соотносить их с разработанным алгоритмом;

        • оценивать правильность выполнения учебной задачи: соотносить собственный текст с исходным (для изложений) и с назначением, задачами, условиями общения (для самостоятельно создаваемых текстов).

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 4-го года обучения

        В области познавательных общих учебных действий выпускник научится:

        • свободно работать с учебным текстом: уметь выделять информацию, заданную аспектом рассмотрения, и удерживать заявленный аспект; быстро менять аспект рассмотрения в зависимости от учебной задачи.

        • свободно ориентироваться в учебной книге по предмету и в других книгах комплекта;

        • в корпусе учебных словарей: уметь находить нужную информацию и использовать ее в разных учебных целях;

        • свободно работать с разными видами информации (представленными в текстовой форме, в виде таблиц, правил, моделей и схем, дидактических иллюстраций).

        В области коммуникативных учебных действий:

        а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

        • освоить разные формы учебной кооперации (работа вдвоем, в малой группе, в большой группе) и разные социальные роли (ведущего и исполнителя);

        б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

        • понимать основание разницы между заявленными точками зрения, позициями и уметь мотивированно и корректно присоединяться к одной из них или аргументированно высказывать собственную точку зрения; уметь корректно критиковать альтернативную позицию;

        • использовать весь наработанный инструментарий для подтверждения собственной точки зрения (словари, таблицы, правила, языковые модели и схемы).

        В области регулятивных учебных действий:

        • осуществлять самоконтроль и контроль за ходом выполнения работы и полученного результата.



Тематический поурочный план учебного предмета «Русский язык»

(5 часов в неделю, 35 учебных недель)

№ п/п, раздел программы

Дата

Тема урока

Основные виды деятельности

Основное оборудование, оснащение урока

По плану

По факту

1

01.09

Безударный гласный, проверяемый ударением

Определять наличие изученных орфограмм в  словах. Уточнять написание слов по орфографическому словарю.

Соотносить звучание и написание слова, объяснять случаи их расхождения.

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

2

05.09

Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

3

06.09

Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

4

07.09

Р.р. Текст-

рассуждение.

Сравнивать тексты, отличающимися типами речи.

Выделять в тексте описание, повествование, рассуждение.

Учебник, рабочая тетрадь

5-6

08.09

12.09

Безударный гласный, проверяемый ударением, в одних и тех же частях слова

Характеризовать состав слова(устно и письменно).

Различать суффиксы и их значение.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица

7

13.09

Р.р. Текст-

рассуждение.

8

14.09

Значения суффиксов.

Характеризовать состав слова(устно и письменно).

Различать суффиксы и их значение.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

9

15.09

 Значения суффиксов.

10

19.09

Правописание слов с удвоенной буквой согласного

Классифицировать слова, написание которых можно объяснить изученными правилами, и слова, написание которых изученными правилами объяснить нельзя

Выбирать нужный способ проверки написания орфограммы.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, карточки

11

20.09

Склонение слов ОБЕ, ОБА.

Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру.

12-13

21.09

22.09

Однородные члены предложения

Определять существенные признаки однородных членов предложения по вопросам и по смысловой связи.

Находить в тексте предложения с с заданными характеристиками.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

14

26.09

Комплексная работа(тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста , 4 класс)

Определять нужную для работы часть теста.

Проводить самопроверку.

Выражать с письменной формой собственное мнение, аргументировать его цитированием

Тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста». 4 класс

15

27.09

Р.р.

Работа с картиной.

Решать учебно-исследовательскую задачу: определять основную мысль текста.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

16

28.09

Знаки препинания при однородных членах предложения

Определять существенные признаки однородных членов предложения с помощью нахождения главного слова словосочетания. Решать учебно-исследовательскую задачу.

Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков.

Объяснять выбор нужного союза  а предложении с однородными членами.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

17

29.09

Связь однородных членов предложения с помощью союзов и ,а, но

18

03.10

Итоговый диктант (по результатам повторения)

Контролировать правильность записи текста, исправлять ошибки. Применение правила правописания.
Написание текста под диктовку с изученными орфограммами.

Рабочая тетрадь

19

04.10

Проверочная работа

Применение правила правописания.

Применять изученные правила.

 Находить в собственной работе орфографические ошибки  и объяснять их причины.

Тетрадь «Итоговая комплексная работа на основе единого текста», 4 класс

20-21

05.10

06.10

Знаки препинания при однородных членах предложения, объединенных союзами.

Определять существенные признаки однородных членов предложения с помощью нахождения главного слова словосочетания. Решать учебно-исследовательскую задачу.

Прогнозировать необходимость определенных пунктуационных знаков.

Объяснять выбор нужного союза  а предложении с однородными членами.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

22

10.10

 Спряжение глагола. Ударные и безударные личные окончания.

Решать учебно-исследовательскую задачу.

Объяснять правописание слова, исходя из типа орфограммы.

Определять часть  слова с ударным и безударным гласным.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

23

11.10

Р.р. Работа с картиной

Изложение текста  

( повествование, повествование с элементами описания)- описывать элементы картины. Ответы на вопросы. Выполнение заданий. Определение, какой текст получился (текст-описание или текст-повествование

24

12.10

Личные окончания глаголов разных спряжений

Работать с таблицей. Участвовать в учебном диалоге. Решать учебно-исследовательскую задачу. Группировать глаголы по спряжениям, опираясь на ударные личные окончания, Определять начальную форму глагола. Различать глаголы, отвечающие на вопрос: Что делать? И что сделать?

25

13.10

Определение спряжения глаголов по ударным личным окончаниям. Самостоятельная работа

Решать учебно-исследовательскую задачу.

Объяснять правописание слова, исходя из типа орфограммы.

Определять начальную форму с безударным личным окончанием.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

26

17.10

Правописание  безударных личных окончаний глаголов.

27

18.10

Р.р. Учимся рассуждать

Участвовать в учебном диалоге. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация

28

19.10

Правописание  безударных личных окончаний глаголов

Объяснять правописание слова, исходя из типа орфограммы.

Определять начальную форму с безударным личным окончанием

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

29

20.10

Правило употребления предлогов о и об.

Правильно употреблять предлоги о и об перед существительными, прилагательными, местоимениями.

Формулировать правило.

Записывать текст, выбирая нужный предлог.

Объяснять постановку знаков препинания в предложении с однородными членами.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

30

24.10

 Определение спряжения глагола по начальной форме.

Азбука вежливости: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

Работать с научно-популярным текстом. , осознавать языковые особенности текста.

31

25.10

Определение спряжения глагола по его начальной форме. Глаголы исключения 2-го спряжения

Контролировать правильность объединения слов в группу, обнаруживать слова –исключения.

Определять начальную форму

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

32

26.10

Итоговая контрольная работа за 1 четверть

Написание под диктовку текста с изученными орфограммами. Применение правила правописания.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

33

27.10

Р.р.

Учимся делать научное сообщение.

Работать с научно-популярным текстом. , осознавать языковые особенности текста.

Рабочая тетрадь

34-35

07.11

08.11

Определение спряжения глагола по его начальной форме.

Неопределенная форма глагола. Выделение окончания. Личные окончания глаголов, принадлежащих к разным спряжениям

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

36

09.11

Р.р.

Текст-рассуждение

Участвовать в учебном диалоге. Анализировать нормы речевого этикета, оценивать собственную речевую культуру

37

10.11

Характеристика предложения и разбор слова как части речи.

Разновидности предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Главные и второстепенные члены предложения. Связь слов в предложении. Имя существительное. Имя прилагательное. Глагол

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

38-39

14.11

15.11

Разбор слова как части речи.

Выделение значимых частей слова (корня, приставки, суффикса,окончания). Глагол

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

40

16.11

Р.р. Письменное изложение.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Составлять план текста. Обосновывать выбор более удачного плана. Использовать план для письменного пересказа.

Учебник

41

17.11

Р.р.

Учимся делать научное сообщение. Азбука вежливости: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

42

21.11

. Спряжение глаголов БРИТЬ и СТЕЛИТЬ.

Выбирать нужный способ проверки правописания.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

43

22.11

Глаголы с суффиксом -Я- в начальной форме.

Определять/прогнозировать наличие орфограмм.

44-45

23.11

24.11

Правописание  безударных суффиксов глагола в форме прошедшего времени.

Находить ошибки в объяснении выбора буквы на месте орфограммы. Выбирать нужный способ проверки орфограммы.

46

28.11

Комплексная работа(тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста, 4 класс)

Применять изученные правила.

 Находить в собственной работе орфографические ошибки  и объяснять их причины.

Тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста». 4 класс

47

29.11

Р.р. Продолжаем знакомиться с текстом -рассуждением

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

48

30.11

Суффиксы повелительной формы глагола.

Глагол. Выделение

значимых частей слова (суффиксы)

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, карточки.

49

01.12

Суффиксы повелительной формы глагола.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

50-51

02.12

05.12

Различение повелительной формы мн. ч. и формы 2-го лица мн. ч. будущего времени

Глагол, значение и

употребление. Изменение по временам. Изменение по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Неопределенная форма глагола. Ударные и безударные личные окончания

52

06.12

Проверочная работа. Работа с картиной.

Применять изученные правила.

 Находить в собственной работе орфографические ошибки  и объяснять их причины.

Тетрадь для проверочных работ

53

07.12

Написание глаголов на -ять в настоящем (или будущем) и в прошедшем времени

Находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять их причины.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

54-55

08.12

12.12

Написание глаголов на -ять  в прошедшем времени

Глагол. Правописание глаголов на –ять-  в настоящем (или будущем) и прошедшем времени.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

56

13.12

Р.р.

Монолог и диалог.

Определять правила участия в диалоге(умение слышать, точно реагировать на реплики, поддерживать разговор, приводить доводы)

Анализировать собственную успешность участия в диалоге

57-58

14.12

15.12

Спряжение глаголов, имеющих в начальной форме суффикс -чь.

Находить в чужой и собственной работе ошибки, объяснять их причины.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

59

19.12

Итоговый диктант за 2 четверть

60

20.12

Проверочная работа

61-62

21.12

22.12

Правописание слов с удвоенной буквой согласного

63

26.12

Р.р.

Письменное изложение.

Решить учебно-исследовательскую задачу.

Пересказывать текст в соответствии с заданием . Соотносить собственный текст с исходным.

Учебник

64

27.12

Усекаемая и неусекаемая основа глаголов.

Объяснять значение слова, даватьразвернутое его толкование.

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу, использовать его.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

65

28.12

Определение спряжения глагола по виду основы

Изменение глаголов

по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Ударные и безударные личные окончания

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

66

11.01

Спряжение глаголов БЕЖАТЬ и ХОТЕТЬ.

Выделять разные формы одного и того же слова.

Оценивать свои возможности грамотного написания слов.

Анализировать нормы речевого этикета.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

67

12.01

Р.р.

Учимся делать научное сообщение. Азбука вежливости: учимся давать оценку сообщениям, докладам и выступлениям своих товарищей

Оценивать результаты работы героя учебника.

Моделировать правила работы участия в диалоге.

Анализировать сложившуюся ситуацию общения, использовать нормы речевого этикета и главный закон общения.

Учебник

68-69

16.01

17.01

Написание О и Ё после шипящих в суффиксах окончаниях и существительных и прилагательных.

Решать учебно-исследовательскую задачу: определять слованаписание которых можно объяснить изученными правилами.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

70-71

18.01

19.01

Написание О и Ё после шипящих в корнях существительных

Группировать слова по заданному принципу. Решать учебно-исследовательскую задачу.

Оценивать правильность примененного способа проверки орфограммы.

72

23.01

Комплексная работа (тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста , 4 класс)

Определять нужную для работы часть теста.

Проводить самопроверку.

Выражать с письменной формой собственное мнение, аргументировать его цитированием

Тетрадь «Итоговая аттестация. Итоговая комплексная работа на основе единого текста». 4 класс

73

24.01

Р.р.Учимся отстаивать свое мнение в споре.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник

74-75

25.01

26.01

Правописание кратких форм прилагательных м.р. ед.ч. с основой на шипящий.

Анализировать текст, находить слова с заданной орфограммой.

Оценивать результаты выполнения орфографической задачи.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

76

30.01

Образование наречий от прилагательных с основой на шипящий и их написание.

Выделять разные формы одного и того же слова.

Оценивать свои возможности грамотного написания слов.

Анализировать нормы речевого этикета

77-78

31.01

01.02

Правописание глаголов

Изменение глаголов

по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Ударные и безударные личные окончания

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

79

02.02

Обращение. Правописание окончаний разных частей речи

80-81

06.02

07.02

Повторение пройденного

Решать учебно-исследовательскую задачу: определять слованаписание которых можно объяснить изученными правилами.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

82

08.02

Р.р.

Сочинение-рассуждение  по картине.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения. Оценивать текст с точки зрения использования в нем разных типов речи: находить в нем повествование и рассуждение.

Учебник, тетрадь длч самостоятельных работ

83-84

09.02

13.02

Предложения с  однородными членами

Нахождение однородных членов предложения. Объяснение постановки знаков препинания при однородных членах предложения.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

85

14.02

Р.р. Сочинение о родных местах

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

86

15.02

Части речи.

Существительное

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Определять существенные признаки имени существительного

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

87

16.02

Прилагательное. Изменение прилагательных по родам и падежам

Имя прилагательное, значение и употребление

88

20.02

Р.р. Как устроена книга.

Понятия «форзац», «оборот титула», «титульный лист», «аннотация».

89

21.02

Самостоятельная работа

Применять изученные правила.

 Находить в собственной работе орфографические ошибки  и объяснять их причины.

90

22.02

Р.р. Текст –рассуждение

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

91

27.02

Правописание безударных гласных в корнях и приставках; правописание приставок РАЗ- / РАС- .

Характеризовать звуки. Оценивать

правильность предложенной характеристики звука.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

92

28.02

Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях глаголов. Определение спряжения. Устойчивые выражения

Слово и его значение. Использование словарей русского языка

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

93

01.03

Правописание безударных гласных в приставках, корнях  и окончаниях  существительных, прилагательных и глаголов

Изменение глаголов

по лицам и числам в настоящем и будущем времени; по родам и числам в прошедшем времени. Ударные и безударные личные окончания

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ

94

02.03

Личные местоимения

Оценивать результаты учебной работы героя учебника. Выдвигать предположения: находить основания для классификации личных местоимений (по лицам и числам)

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки, таблица

95

06.03

Р.р. Описание предмета

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: писать аннотацию на сборник произведений.

учебник

96

07.03

Разбор слова по составу. Правописание безударных гласных в корнях и окончаниях. Самостоятельная работа

Оценивать результаты учебной работы героя учебника.

Характеризовать алгоритм разбора слова по составу.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки, алгоритм

97

09.03

Р.р.

Что такое аннотация и как её составить.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: писать аннотацию на знакомую книгу.

98-99

13.03

14.03

Орфограммы в корнях слов

Применять изученные правила.

 Находить в собственной работе орфографические ошибки  и объяснять их причины.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

100

15.03

Р.р. Учимся составлять аннотацию

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: писать аннотацию на сборник произведений.

учебник

101

16.03

Р.р. Письменное изложение

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: писать изложение по составленному плану.

Учебник, тетрадь

102

20.03

Контрольная работа.

Написание под диктовку текста с изученными орфограммами. Применение правила правописания.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

103

21.03

Р.р. Что такое монолог и диалог

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: писать аннотацию на сборник произведений.

учебник

104

22.03

Буквы 0/ Е в суффиксах прилагательных с основой на шипящий и Ц.

Определять принцип группировки слов.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки, таблица

105

23.03

Образование прилагательных от существительных. Правописание суффиксов и окончаний прилагательных

106

03.04

Правописание суффиксов в глаголах прошедшего времени

Определять наличие изученных орфограмм в словах.

107

04.04

Р.р. Учимся составлять аннотации

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

учебник

108

05.04

Орфограммы в окончаниях существительных

Применять изученные правила

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

109

06.04

Орфограммы в окончаниях прилагательных.

Объяснять написание окончаний.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

110

10.04

Орфограммы в

окончаниях

глаголов.

111

11.04

Р.р. Текст-рассуждение.

Оценивать правильность выполнения учебной задачи: писать изложение по составленному плану.

учебник

112

12.04

Орфограммы в

Окончаниях существительных, прилагательных и

глаголов.

Использовать способ подстановки для проверки написания безударного окончания.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

113

13.04

Контрольная работа по теме: «Орфограммы в окончаниях слов»

Применять изученные правила при записи под диктовку.

Тетрадь для контрольных работ

114

17.04

Правописание Ъ и Ь перед гласными Е, Ё, Ю, Я. Правописание Ы в корнях слов после приставок, оканчивающихся на согласные

Группировать  слова с приставками  по заданному принципу.

Характеризовать звуки (звонкие/глухие)

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

115

18.04

Всероссийская проверочная работа

Группировать слова по заданному принципу.

Характеризовать звуки и работу гласнгых букв.

Формулировать правило на основе сравнения языковых явлений.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

116

19.04

Правописание безударных гласных в приставках. Правописание приставок З/С

Написание под диктовку текста с изученными орфограммами. Применение правила правописания.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, карточки

117

20.04

Всероссийская проверочная работа.

Определять нужную для работы часть теста.

Проводить самопроверку.

Выражать с письменной формой собственное мнение, аргументировать его цитированием.

Тетрадь для проверочных работ

118

24.04

Правописание Ь перед гласными Е,Ё, Ю, Я, И.

Работать с обратным словарем. Определять наличие изученных орфограмм в словах.Формулировать выводы.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

119

25.04

Р.р. Работа  с картиной

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник

120

26.04

Р.р. Письменное изложение

Учимся цитировать текст,  делить текст на смысловые части, составлять план, письменно пересказывать историю, пользуясь планом.

121

27.04

Комплексная работа

Определять наличие изученных орфограмм а словах.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки, таблицы

122

02.05

Правописание Ь после шипящих в существительных и прилагательных

123

03.05

Правописание Ь после шипящих в глаголах

124

04.05

Р.р. Учимся составлять аннотации

125

10.05

Написание -ТЬСЯ и -ТСЯ в глаголах.

126

11.05

Р.р. Рассматриваем старые фотографии

Рассматриваем старые фотографии;

- работаем с толковым словарем;

- учимся высказывать свое мнение.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, таблица, презентация

127

15.05

Распрастраненные и нераспрастраненные предложения

Простые распространенные и нераспространенные предложения. Однородные члены предложения

128

16.05

Однородные члены предложения

129

17.05

Разбор предложения по членам предложения

Решать учебно-исследовательскую задачу: определять слова написание которых можно объяснить изученными правилами.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

130

18.05

Простые и сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

131

22.05

Р.р. Учимся писать сочинение

Определять нужную для работы часть теста.

Проводить самопроверку.

Выражать с письменной форме собственное мнение, аргументировать его цитированием.

Учебник, тетрадь

132

23.05

Проверочная работа

Определять нужную для работы часть теста.

Проводить самопроверку.

Выражать с письменной формой собственное мнение, аргументировать его цитированием

Тетрадь для проверочных оабот

133

24.05

Р.р.

Учимся рассказывать о творчестве писателя или поэта.

Оценивать правильность выполнен ия учебной задачи: писать аннотацию на сборник произведений одного автора.

учебник

134

29.05

Отличие сложных предложений от простых предложений с однородными членами.

Следовать составленному плану.

Высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Прогнозировать необходимость определенных знаков препинания.

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, презентация, карточки

135

30.05

Постановка знаков препинания в простых предложениях с однородными членами и в  сложных предложениях.

136

Р.р.

Учимся писать сочинение.

Участвовать в учебном диалоге, высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Учебник

137

Олимпиадное задание.

Определять нужную для работы часть теста.

Проводить самопроверку.

Выражать с письменной формой собственное мнение, аргументировать его цитированием

Учебник, рабочая тетрадь

138

Повторение.

по теме «Части речи»

Учебник, тетрадь для самостоятельных работ, карточки

Всего уроков – 138

Из них уроков -контрольных работ – 5

Уроков- проверочныхработ – 5

Уроков-комплексных работ – 4

Уроков – самостоятельных работ - 3

Уроков – развитие речи  - 30

Формы реализации программы: фронтальная, парная, групповая, индивидуальная.

Методы реализации программы: практический, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, наблюдение.

Способы и средства:

  • технические средства;
  • модели и таблицы;
  • рисунки;
  • дидактический материал.

Состав учебно-методического комплекта

  1. Каленчук М.Л., Малаховская О.В., ЧураковаH.A. Русский язык. 4класс: Учебник. В 3 ч. - М.: Академкнига/Учебник, 2014.
  2. Байкова Т.А. Тетрадь для самостоятельной работы. 4 класс. - М.: Академкнига/Учебник, №1 -2013г., №2 – 2015 г.
  3. ЧураковаH.A., Каленчук М.Л., Малаховская О.В., БайковаT.A. Методическое пособие по русскому языку для учителя. 3 класс. - М.: Академкнига/Учебник, 2012.
  4. Лаврова Н.М. Русский язык. Сборник проверочных и контрольных работ: 4 классы.
  5. Электронные образовательные ресурсы.
  6. Иллюстративный материал к урокам.

Критерии оценивания  учебного предмета "Русский язык"

Контроль за уровнем достижений учащихся по родному языку проводится в форме письменных работ: диктантов, грамматических заданий, контрольных списываний, изложений, тестовых заданий.

Диктант

        Диктант служит средством проверки орфографических и пунктуационных умений и навыков.

        Тексты диктантов подбираются средней трудности с расчетом на возможность их выполнения всеми детьми. Каждый текст включает достаточное количество изученных орфограмм (примерно 60% от общего числа всех слов диктанта). Слова на не изученные к данному моменту правила заранее выписываются на доске или проговариваются орфографически. Нецелесообразно включать в диктанты и слова, правописание которых находится на стадии изучения.

        Тексты контрольных диктантов должны включать орфограммы, определенные "Минимумом начального общего образования", "Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта": правописание безударных гласных, парных звонких и глухих согласных, непроизносимых согласных, удвоенных согласных; правописание безударных падежных окончаний имен существительных и прилагательных, безударных личных окончаний глаголов; правописание не с глаголами; правописание сочетаний жи-ши. ча-ща, чу-щу, чк-чн; употребление прописной буквы в начале предложения, в именах собственных; Употребление разделительных ь и ъ, ь после шипящих на конце имен существительных и глаголов.

        Количество слов в текстах, предназначенных для контрольных диктантов:

Класс

I-е полугодие

II-е полугодие

3 класс

45-55 слов

55-65 слов

Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • нарушения правил написания слов, включая грубые случаи пропуска, перестановки, замены, вставки лишних букв в словах;
  • неправильное написание слов, не регулируемых правилами, круг которых очерчен программой каждого класса (слова с непроверяемым написанием);
  • отсутствие изученных знаков препинания в тексте;
  • наличие ошибок на изученные правила орфографии.

Недочеты:

  • отсутствие знаков препинания в конце предложений, если следующее предложение написано с большой буквы;
  • отсутствие красной строки;
  • неправильное написание одного слова (при наличии в работе нескольких таких слов) на одно и то же правило.

Грамматическое задание

        Грамматическое задание есть средство проверки степени понимания учащимися изучаемых грамматических явлений, умения производить простейший языковой анализ слов и предложений.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - выполнено без ошибок.

"4" ("хорошо") - правильно выполнено не менее 3/4 заданий.

"3" ("удовлетворительно") - правильно выполнено не менее 1/2 заданий.

"2" ("плохо") - правильно выполнено менее 1/2 заданий.

        

Словарный диктант

        Примерное количество слов для словарных диктантов:

2 класс - 8-10 слов;

3 класс - 10-12 слов;

4 класс - 12-15 слов.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - без ошибок.

"4" ("хорошо") - 1 ошибка.

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки.

"2" ("плохо") - 4 и более ошибок.

Контрольное списывание

        Контрольное списывание - способ проверки усвоенных орфографических и пунктуационных правил, сформированности умений и навыков. Здесь также проверяется умение списывать с печатного текста, обнаруживать орфограммы, находить границы предложения, устанавливать части текста, выписывать ту или иную часть текста.

Для контрольных списываний предлагаются тексты с пропущенными знаками препинания. Количество слов в текстах списываний и диктантов одинаково.

                Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - работа выполнена без ошибок;

"4" ("хорошо") - 1-2 исправления или 1 ошибка;

"3" ("удовлетворительно") - 2-3 ошибки;

"2" ("плохо") - 4 ошибки и более.

Изложение

Изложение (обучающее) проверяет, как идет формирование навыка письменной речи; умения понимать и передавать основное содержание текста без пропусков существенных моментов; умения организовать письменный пересказ, соблюдая правила родного языка.

        Для изложений предлагаются тексты повествовательного характера с четкой сюжетной линией. Количество слов в текстах на 15-20 больше, чем в диктанте.

        При оценке изложения необходимо обратить внимание на полноту передачи основного содержания текста, на наличие пропусков существенных моментов в тексте, на искажения при передаче авторского замысла, на отсутствие главной части повествования.

        Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки

        Ошибки:

  • существенные отступления от авторского текста при написании изложения, искажающие смысл произведения;
  • отсутствие главной части изложения, пропуск важных событий, отраженных в авторском тексте;
  • употребление слов в не свойственном им значении (в изложении).

Недочеты:

  • отсутствие красной строки;
  • незначительные нарушения логики событий авторского текста при написании изложения.

Рекомендуется оценивать изложение одной отметкой - только за содержание. Грамотность проверяется, но не оценивается, так как на начальном этапе формирования навыка связной письменной речи очень важно, чтобы дети сосредоточили все свое внимание на передаче содержания текста и его речевом оформлении.

        Характеристика цифровой отметки (оценки):

"5" ("отлично") - правильно и последовательно (без пропусков существенных моментов) воспроизведено содержание авторского текста; нет фактических ошибок; правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности).

"4" ("хорошо") - содержание передано правильно и достаточно точно; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков; имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - допущено существенное отклонение от авторского текста; допущены нарушения в последовательности изложения мыслей; есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

"2" ("плохо") - допущено существенное искажение авторского текста (упущены важные события, отсутствует главная часть); много фактических неточностей; нарушена последовательность изложения мыслей; имеет место употребление слов в не свойственном им значении; допущено более шести речевых недочетов и ошибок в содержании и построении текста

Сочинение

"5" ("отлично") - логически последовательно раскрыта тема, правильно построены предложения и употреблены слова (допускается не более одной речевой неточности), нет фактических ошибок.

"4" ("хорошо") - последовательно раскрыта тема, но имеются незначительные нарушения последовательности изложения мыслей; в построении предложений и употреблении слов нет существенных недостатков, имеются отдельные фактические и речевые неточности (допускается не более трех речевых недочетов в содержании и построении текста).

"3" ("удовлетворительно") - имеются существенные отступления от темы, есть недочеты в построении предложений и употреблении слов (допускается не более пяти речевых недочетов в содержании и построении текста).

        Создание небольшого текста (сочинения) не включается в Требования к уровню подготовки оканчивающих начальную школу, поэтому отрицательные отметка за сочинение не выставляется.


Лист корректировки

Учитель_________________________________________         Предмет________________________________________

Класс(ы)___________________________________

Четверть

По рабочей программе

Корректировка

№ урока

Дата урока по плану

Тема урока

Дата

Причина коррекции

Способ коррекции
























По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа русский язык Бунеева 4 часа в неделю

Пояснительная записка, тематическое планирование....

рабочая программа русский язык Бунеева 4 часа в неделю

Пояснительная записка, тематическое планирование....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Русский язык» Климанова Л.Ф., Макеева С.Г, Русский язык. Учебник.3 класс. М. Просвещение, 2018

         Рабочая программа составлена на основе следующих нормативных документов и методических рекомендаций:Федеральный компонент государственного стандарта общего обр...

Рабочая программа "Русский язык" 2 класс, "Школа России" 204 часа

Рабочая программа с ктп по русскому языку...

Рабочая программа. Русский язык. 1 класс. (165 часов в год, 5 часов в неделю) Обучение письму. Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части. Рамзаева Т.Г. Русский язык.

Русский язык(165 часов в год, 5 часов в неделю)Обучение письму.  Илюхина В.А. «Чудо-пропись» - 4 части.Рамзаева Т.Г. Русский язык. Программа составлена в соответствии с основной ...

Рабочая программа Русский язык 4 класс, 102 часа

Рабочая программа Русский язык 4  класс , 102 часа, Программа "Школа России"...