Конспект урока "Правописание окончаний имен существительных"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Горбенко Татьяна Алексеевна

Конспект урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок Горбенко Татьяны Алексеевны в 4 «В» классе

МБОУ «СШ №2 –многопрофильная имени Е.И.Куропаткина»

Урок русского языка

Тема: Правописание окончаний имен существительных в родительном падеже.

Тип урока: урок изучения новых знаний.

Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в родительном падеже.

Задачи:

Личностные:

1.       создание условий для развития интереса к изучаемой теме;

2. развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости.

3.  Формирование умения слушать и слышать собеседника.

4. Формировать   умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.

Метапредметные:

1. Развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение;

2 Формировать умение принимать и сохранять учебную цель и задачи.

3 Планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, прогнозировать предстоящую работу.

4 Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении.

5 Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.

Предметные:

1. Актуализировать знания об именительном и винительном падеже имен существительных,

2. Сформировать представление о родительном падеже имени существительного,

3. Формировать знания для определения безударных окончаний существительных в родительном падеже,

3. Овладение умением обосновывать написание безударных падежных окончаний имён существительных в родительном падеже

Оборудование: доска обыкновенная., доска переносная, таблица, раздаточный материал.

Ход урока.

I. Орг.момент.  Задача: подготовить уч-ся к работе. Метод: словесный. Форма: общеклассная

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Активизация внимания

Восприятие

Итог: учащиеся готовы к работе.

 II. Проверка домашнего задания.

Задача: установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми детьми.

Метод: контроля, взаимоконтроля. Форма: общеклассная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает проверить дом. задание.

Предлагает повторить алгоритм проверки безударных окончаний имен существительных.

Обмениваются тетрадями, проверяют, оценивают.

Проговаривают алгоритм:

  1. Определить падеж.
  2. Определить склонение.
  3. Вспомнить, проверить.
  4. Записать окончание.

Итог: домашнее задание выполнено правильно, материал предыдущего урока усвоен.

 

III. Актуализации знаний.

Задача: организовать и направить познавательную деятельность ученика на восприятие нового материала.

Метод: беседы, контроля, самостоятельной работы.

Форма: общеклассная, индивидуальная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает составить предложение из слов

От ел*, тянется, до, деревн* ближайшей, геолог*, след.

Делает акцент на слово геолог. Кто такой? Чем занимается?

В это же время предлагается ученику выполнить работу индивидуально.

Формулирует вопросы и направляет работу учеников над предложением.

Предлагает прочитать сведения в учебнике и сравнить с полученным выводом.

Составляют предложение, записывают.

От ели до ближайшей деревни тянется след геолога.

Ответы детей.

Выполняет задание самостоятельно. Записывает имена существительные в форме Р.п.

1 скл.          2 скл.           3 скл.

 И.п. (что?)   луна           дождь          печь

 Р.п. (чего?)  луны         дождя           печи

Учащиеся работают с предложением. Доказывают и выделяют окончания у сущ. трех склонений. Самостоятельно приходят к выводу, что

существительные в Р.п. имеют безударные окончания

1скл – ы,  2скл. – а,  3скл. –и

Проверяют выполненную работу ученика и делают вывод, что существительные в Р. п. имеют ударные окончания

1скл. –ы,   2скл. –я,   3скл. –и.

работа с учебником. Ученики читают правило на с. 85 и сравнивают с полученным выводом.

Итог: учащиеся самостоятельно пришли к выводу, что имена существительные в Р.п. отвечают на вопросы кого? чего?; употребляются с предлогами: от, до, из, без, у, для, около, после; имеют окончания в 1 скл. –и, -ы; 2 скл.: - а, -я; 3 скл.: -и; в предложении являются второстепенным членом; сформулировали тему урока «Правописание окончаний имен существительных в Р.п.»

IY. Обобщения и систематизации знаний.

Задача: обобщить знания учащихся.

Метод: словесный. Форма: общеклассная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организует работу по обобщению полученных знаний.

 Учащиеся отвечают на вопросы.

Итог: тема учениками понята.

Y. Первичная проверка правильности.

Задача: установить усвоение учащимися содержания новой темы, устранить обнаруженные пробелы.

Метод: практический, контроля, взаимоконтроля.

Форма: групповая.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Нацеливает на работу в парах, в случае затруднений оказывает помощь.

Работа в парах

1в. до речк*, с поверхност*, у костр*, от солнц*, около здани*.

2в. у ручь*, для брат*, до город*, без кольц*, с курган*.

Проверка и контроль.

Итог: ошибок нет, материал усвоен.

YI. Самостоятельное применение знаний.

Задача: закрепить у учащихся те знания, которые необходимы для самостоятельной работы по новому материалу.

Метод: самостоятельной работы, самоконтроль.

Форма: индивидуальная, общеклассная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Предлагает выполнить самостоятельно упр.№187 с.85. (для сильных уч-ся индивидуальное занятие; для слабоуспевающих – карточки-помощники)

 Выполняют.

Проверяют сигнальными карточками.

Итог: задания выполнены.

YII. Информации учащихся о дом. задании, инструктаж по его выполнению.

Задача: дать комментированное домашнее задание.

Метод: словесный. Форма: общеклассная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Инструктаж по выполнению дом.задания. Задание дифференцированное: с.86 №190; составить несколько предложений о геологах, употребив имена существительные в Р.п.

Прослушивают, записывают.

Итог: домашнее задание дано с учетом индивидуальных особенностях учащихся.

YIII. Итог урока.

Задача: подвести итоги урока.

Метод: словесный, контроля. Форма: общеклассная.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Дает оценку деятельности учащихся по достижению целей урока.

Анализируют свою работу и работу своих товарищей.

Итог: урок целей достиг.    

Комментарий к уроку.

Урок проводился в 4 классе при изучении темы «Имя существительное». Целью его было повторить ранее изученный материал и сформировать умение написания безударных падежных окончаний существительных в Р.п.

Кроме учебной цели, которая проходит красной нитью через весь урок, он содержит задания развивающего характера, которые заставляют детей осмысливать свою речь, мыслительную деятельность, формировать орфографическую зоркость.

Материал урока подобран таким образом, что через него дети знакомятся с профессией геолога и узнают, какие качества характера необходимы для этой профессии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку 5 класс "Правописание о,ё в окончаниях имен существительных"

Мы под ударением пишем, Без сомненья то, что слышим. Ну, конечно, букву о Если звук без ударенья Вызвал сильное сомненье, Напишисмелее букву е....

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех склонений"

Конспект урока по русскому языку для 4 класса по УМК "Школа России". Тема: «Правописание безударных окончаний имен существительных трех  склонений". Цели:1) Отработка навыков правописания бе...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс.

Проект урока по теме: «Учимся решать орфографические задачи в окончаниях имен существительных». Отработка алгоритма написания безударных падежных окончаний имен существительных. 4 класс + ...

Технологическая карта урока русского языка «Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен существительных»

Данная разработка технологической карты предназначена для проведения урока русского языка в 4 классе на тему: "Падежные окончания имен существительных 3-го склонения. Определение склонений имен с...